kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Поющая летопись».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача урока: формирование у учащихся представлений об особенностях русской народной

песни, знакомство с новыми жанрами народной песни (песни о Родине, песни о

природе, обрядовые песни). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Поющая летопись».»

Методическая разработка урока по теме «Поющая летопись».

Предмет МУЗЫКА, авторская программа Д.Б.Кабалевского.

4 класс. Тема раздела: «Музыка моего народа».

УЧИТЕЛЬ: Федотова Марина Юрьевна.

МОУ СОШ № 12 г. Ноябрьск.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: усвоение и закрепление теоретических знаний учащихся по теме: «Песни -

«поющая летопись»».

Задачи:

1. формирование у учащихся представлений об особенностях русской народной

песни, знакомство с новыми жанрами народной песни (песни о Родине, песни о

природе, обрядовые песни).

2. развитие навыков пластического интонирования.

3. воспитание чувства гордости за прошлое своей страны и желания самим

участвовать в осмыслении и написании ее «музыкальной истории»,

формирование представления о собственной причастности к событиям

минувшего, к музыкально - художественной культуре нашей страны.

Материал:

• «Веселая плясовая» музыка Славкина,

• «Сударушка» (русский народный танец),

• «Во поле туман» (р.н.п.) обработка П.Плаксина,

• «Родина» музыка С. Триколич, слова В. Катанова,

• Обрядовые песни (подблюдная «Ты гори, свеча».),

• Иллюстрации репродукций известных русских художников (И Левитан «Весна.

Большая вода», И. Левитан «Золотая осень», М.К. Клодт «На пашне», Н. Дубровской

«Радуга», В. И.Суриков «Сибирская красавица», Шишкин «Рожь»),

• Работы декоративно-прикладного творчества: русские народные костюмы,

салфетки, рушники.

Методы:

• Ассоциативный поиск.

• Импровизация.

• Образное сравнение.

• Наблюдение.

• Проблемно-поисковый.

Музыкальные инструменты: фортепиано.

Ход урока:

1. Организация начала учебного занятия.

1) Дети входят в класс под фонограмму «Лирические наигрыши».

Музыкальное приветствие

Учитель: Добрый день! Заходите, гости дорогие!

2) Постановка целей и задач урока.

Учитель. Мы продолжаем знакомиться с жанрами русской народной песни. Тема

нашего урока звучит так: «Поющая летопись». В чем смысл этого выражения? Думаю, что

на этот вопрос мы ответим в конце урока, а пока ...

3) Повторение пройденного материала.

Учитель: Вспомним, что такое «жанр»? Какие жанры народных песен вы знаете?

Ответы детей (можно организовать творческое соревнование по группам).

Учитель демонстрирует на доске слайд с названиями

жанров: колыбельная, частушки, прибаутки, свадебные, солдатские, хороводные,

плясовые, трудовые, потешки, обрядовые, календарные, былины, лирические.

Проверяем ответы детей.

Учитель: Можно ли сказать, глядя на эти названия, какие эти песни по характеру, не слушая их?

Учитель показывает на названия жанров - дети отвечают.

Учитель. Да, вы правы, они все разные, но их объединяет одно общее качество.

Какое?

Дети: они рассказывают о жизни человека, передают его мысли, чувства, переживания или радость.

Исполнение песни «Веселая плясовая».

Учитель. Вы отлично передали в своем исполнении веселье, задор и удаль.

11. Основная часть учебного занятия.

Учитель. А теперь посмотрите на доску. Вы видите на слайде иллюстрации известных

картин (по усмотрению учителя). Что на них изображено?

Дети: Поле, река, лес, природа и т.д.

Учитель: Каким названием можно объединить все картины?

Дети: Родная природа.

Учитель: А какие по характеру эти картины?

Дети: Спокойные, душевные и т.д.

Учитель: Какие линии в рисунках преобладают?

Дети: Мягкие, спокойные, волнистые.

Учитель: А теперь прослушаем русскую народную песню «Во поле туман» и

сравним характеры музыкального произведения и картин (пластическое интонирование).

Дети: Эти произведения похожи по характеру (мягкие, спокойные, распевные, нежные)

Учитель: О чем эта песня?

Дети: Песня о родной природе.

Учитель: правильно, красота окружающей природы находила отклик в сердцах людей, и музыка передавала эту красоту. По песням можно изучать географию нашей страны.

А скажите, чем люди занимались основное время?

Дети: Трудились, работали.

Учитель: Правильно, делу время, а потехе час. Без потехи плохо бы жилось,

скучно. Вот и собирались после работы люди на гулянии, себя показать и на других

посмотреть.

Исполнение народного танца «Сударушка», дети импровизируют, подбирают под музыку «правильные», народные движения.

111. Первичное закрепление учебного материала.

Учитель: Когда заканчивались полевые работы, люди занимались домашним

хозяйством, а также девушки вышивали и шили, готовя себе приданное. Молодежь

собиралась у кого-нибудь дома, они пели и плясали.

Учитель знакомит учащихся с работами декоративно-прикладного творчества (можно организовать в классе выставку из работ ребят или представить примеры на слайде).

Учитель. Но самым интересным и таинственным развлечением был обряд

гадания. Гадали все по-разному, но у всех была одна цель. Как вы думаете, для чего люди гадали и гадают до сих пор?

Дети: Узнать свое будущее.

Учитель. Правильно. А песни, которые исполнялись при этом, называются

обрядовые. Хотите поучаствовать в этом старинном развлечении?

Дети. Да.

Учитель. Я беру блюдо, в которое кладу фанты с вашими именами, накрываю

его вышитой салфеткой, чей фант достану, тому гадание сбудется. Чтобы желание сбылось, исполняли специальные подблюдные песни. Они предсказывали радость, счастье, благополучие, и т.д.

Исполнение песни «Ты гори, свеча» (при выключенном свете зажигаются

свечи).

Учитель поет куплет, дети рефрен «Кому поем, тому с добром, кому сбудется, да не минуется. »

IV. Обобщающая часть учебного занятия и подведение итогов.

Учитель: Вам понравилось?

Дети: Да.

Учитель: У меня к вам вопрос: « Давайте вспомним, с какими жанрами мы

познакомились сегодня на уроке?»

Дети: Песни о природе, о Родине, обрядовые, подблюдные, плясовые.

Учитель: А теперь я задам вам самый главный вопрос, почему называют все эти песни «Поющей летописью»? О чем нам повествуют эти песни?

Дети: О событиях в жизни человека, о чувствах и настроениях, о надеждах и

мечтах простого народа, о том, что их окружает.

Учитель: Скажите, почему эти песни до сих пор звучат, их хранят и изучают?

Почему их передавали из поколения в поколение?

Дети: Песни красивые, содержательные, поучительные и Т.д.

Учитель: С каким чувством они сочинялись простым человеком?

Дети: С любовью к Родине, к своему народу, дому, лесам и полям и т.д.

Учитель: А зачем нам нужны эти песни? Ведь существует много модных

современных песен.

Дети: Чтобы знать свою историю, сохранить «корни» и т.д.

Учитель: Думаю, что было бы хорошо завершить наш урок замечательной песней.

Исполнение песни «Родина».

Учитель: До свидания. До новых встреч.

Дети выходят из класса под фонограмму «Лирические наигрыши».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка «Поющая летопись».

Автор: Федотова Марина Юрьевна

Дата: 18.10.2017

Номер свидетельства: 433013


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства