Учитель: Можно ли сказать, глядя на эти названия, какие эти песни по характеру, не слушая их?
Учитель показывает на названия жанров - дети отвечают.
Учитель. Да, вы правы, они все разные, но их объединяет одно общее качество.
Какое?
Дети: они рассказывают о жизни человека, передают его мысли, чувства, переживания или радость.
Исполнение песни «Веселая плясовая».
Учитель. Вы отлично передали в своем исполнении веселье, задор и удаль.
11. Основная часть учебного занятия.
Учитель. А теперь посмотрите на доску. Вы видите на слайде иллюстрации известных
картин (по усмотрению учителя). Что на них изображено?
Дети: Поле, река, лес, природа и т.д.
Учитель: Каким названием можно объединить все картины?
Дети: Родная природа.
Учитель: А какие по характеру эти картины?
Дети: Спокойные, душевные и т.д.
Учитель: Какие линии в рисунках преобладают?
Дети: Мягкие, спокойные, волнистые.
Учитель: А теперь прослушаем русскую народную песню «Во поле туман» и
сравним характеры музыкального произведения и картин (пластическое интонирование).
Дети: Эти произведения похожи по характеру (мягкие, спокойные, распевные, нежные)
Учитель: О чем эта песня?
Дети: Песня о родной природе.
Учитель: правильно, красота окружающей природы находила отклик в сердцах людей, и музыка передавала эту красоту. По песням можно изучать географию нашей страны.
А скажите, чем люди занимались основное время?
Дети: Трудились, работали.
Учитель: Правильно, делу время, а потехе час. Без потехи плохо бы жилось,
скучно. Вот и собирались после работы люди на гулянии, себя показать и на других
посмотреть.
Исполнение народного танца «Сударушка», дети импровизируют, подбирают под музыку «правильные», народные движения.
111. Первичное закрепление учебного материала.
Учитель: Когда заканчивались полевые работы, люди занимались домашним
хозяйством, а также девушки вышивали и шили, готовя себе приданное. Молодежь
собиралась у кого-нибудь дома, они пели и плясали.
Учитель знакомит учащихся с работами декоративно-прикладного творчества (можно организовать в классе выставку из работ ребят или представить примеры на слайде).
Учитель. Но самым интересным и таинственным развлечением был обряд
гадания. Гадали все по-разному, но у всех была одна цель. Как вы думаете, для чего люди гадали и гадают до сих пор?
Дети: Узнать свое будущее.
Учитель. Правильно. А песни, которые исполнялись при этом, называются
обрядовые. Хотите поучаствовать в этом старинном развлечении?
Дети. Да.
Учитель. Я беру блюдо, в которое кладу фанты с вашими именами, накрываю
его вышитой салфеткой, чей фант достану, тому гадание сбудется. Чтобы желание сбылось, исполняли специальные подблюдные песни. Они предсказывали радость, счастье, благополучие, и т.д.
Исполнение песни «Ты гори, свеча» (при выключенном свете зажигаются
свечи).
Учитель поет куплет, дети рефрен «Кому поем, тому с добром, кому сбудется, да не минуется. »
IV. Обобщающая часть учебного занятия и подведение итогов.
Учитель: Вам понравилось?
Дети: Да.
Учитель: У меня к вам вопрос: « Давайте вспомним, с какими жанрами мы
познакомились сегодня на уроке?»
Дети: Песни о природе, о Родине, обрядовые, подблюдные, плясовые.
Учитель: А теперь я задам вам самый главный вопрос, почему называют все эти песни «Поющей летописью»? О чем нам повествуют эти песни?
Дети: О событиях в жизни человека, о чувствах и настроениях, о надеждах и
мечтах простого народа, о том, что их окружает.
Учитель: Скажите, почему эти песни до сих пор звучат, их хранят и изучают?
Почему их передавали из поколения в поколение?
Дети: Песни красивые, содержательные, поучительные и Т.д.
Учитель: С каким чувством они сочинялись простым человеком?
Дети: С любовью к Родине, к своему народу, дому, лесам и полям и т.д.
Учитель: А зачем нам нужны эти песни? Ведь существует много модных
современных песен.
Дети: Чтобы знать свою историю, сохранить «корни» и т.д.
Учитель: Думаю, что было бы хорошо завершить наш урок замечательной песней.
Исполнение песни «Родина».
Учитель: До свидания. До новых встреч.
Дети выходят из класса под фонограмму «Лирические наигрыши».