kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Поющая летопись».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача урока: формирование у учащихся представлений об особенностях русской народной

песни, знакомство с новыми жанрами народной песни (песни о Родине, песни о

природе, обрядовые песни). 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Поющая летопись».»

Методическая разработка урока по теме «Поющая летопись».

Предмет МУЗЫКА, авторская программа Д.Б.Кабалевского.

4 класс. Тема раздела: «Музыка моего народа».

УЧИТЕЛЬ: Федотова Марина Юрьевна.

МОУ СОШ № 12 г. Ноябрьск.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: усвоение и закрепление теоретических знаний учащихся по теме: «Песни -

«поющая летопись»».

Задачи:

1. формирование у учащихся представлений об особенностях русской народной

песни, знакомство с новыми жанрами народной песни (песни о Родине, песни о

природе, обрядовые песни).

2. развитие навыков пластического интонирования.

3. воспитание чувства гордости за прошлое своей страны и желания самим

участвовать в осмыслении и написании ее «музыкальной истории»,

формирование представления о собственной причастности к событиям

минувшего, к музыкально - художественной культуре нашей страны.

Материал:

• «Веселая плясовая» музыка Славкина,

• «Сударушка» (русский народный танец),

• «Во поле туман» (р.н.п.) обработка П.Плаксина,

• «Родина» музыка С. Триколич, слова В. Катанова,

• Обрядовые песни (подблюдная «Ты гори, свеча».),

• Иллюстрации репродукций известных русских художников (И Левитан «Весна.

Большая вода», И. Левитан «Золотая осень», М.К. Клодт «На пашне», Н. Дубровской

«Радуга», В. И.Суриков «Сибирская красавица», Шишкин «Рожь»),

• Работы декоративно-прикладного творчества: русские народные костюмы,

салфетки, рушники.

Методы:

• Ассоциативный поиск.

• Импровизация.

• Образное сравнение.

• Наблюдение.

• Проблемно-поисковый.

Музыкальные инструменты: фортепиано.

Ход урока:

1. Организация начала учебного занятия.

1) Дети входят в класс под фонограмму «Лирические наигрыши».

Музыкальное приветствие

Учитель: Добрый день! Заходите, гости дорогие!

2) Постановка целей и задач урока.

Учитель. Мы продолжаем знакомиться с жанрами русской народной песни. Тема

нашего урока звучит так: «Поющая летопись». В чем смысл этого выражения? Думаю, что

на этот вопрос мы ответим в конце урока, а пока ...

3) Повторение пройденного материала.

Учитель: Вспомним, что такое «жанр»? Какие жанры народных песен вы знаете?

Ответы детей (можно организовать творческое соревнование по группам).

Учитель демонстрирует на доске слайд с названиями

жанров: колыбельная, частушки, прибаутки, свадебные, солдатские, хороводные,

плясовые, трудовые, потешки, обрядовые, календарные, былины, лирические.

Проверяем ответы детей.

Учитель: Можно ли сказать, глядя на эти названия, какие эти песни по характеру, не слушая их?

Учитель показывает на названия жанров - дети отвечают.

Учитель. Да, вы правы, они все разные, но их объединяет одно общее качество.

Какое?

Дети: они рассказывают о жизни человека, передают его мысли, чувства, переживания или радость.

Исполнение песни «Веселая плясовая».

Учитель. Вы отлично передали в своем исполнении веселье, задор и удаль.

11. Основная часть учебного занятия.

Учитель. А теперь посмотрите на доску. Вы видите на слайде иллюстрации известных

картин (по усмотрению учителя). Что на них изображено?

Дети: Поле, река, лес, природа и т.д.

Учитель: Каким названием можно объединить все картины?

Дети: Родная природа.

Учитель: А какие по характеру эти картины?

Дети: Спокойные, душевные и т.д.

Учитель: Какие линии в рисунках преобладают?

Дети: Мягкие, спокойные, волнистые.

Учитель: А теперь прослушаем русскую народную песню «Во поле туман» и

сравним характеры музыкального произведения и картин (пластическое интонирование).

Дети: Эти произведения похожи по характеру (мягкие, спокойные, распевные, нежные)

Учитель: О чем эта песня?

Дети: Песня о родной природе.

Учитель: правильно, красота окружающей природы находила отклик в сердцах людей, и музыка передавала эту красоту. По песням можно изучать географию нашей страны.

А скажите, чем люди занимались основное время?

Дети: Трудились, работали.

Учитель: Правильно, делу время, а потехе час. Без потехи плохо бы жилось,

скучно. Вот и собирались после работы люди на гулянии, себя показать и на других

посмотреть.

Исполнение народного танца «Сударушка», дети импровизируют, подбирают под музыку «правильные», народные движения.

111. Первичное закрепление учебного материала.

Учитель: Когда заканчивались полевые работы, люди занимались домашним

хозяйством, а также девушки вышивали и шили, готовя себе приданное. Молодежь

собиралась у кого-нибудь дома, они пели и плясали.

Учитель знакомит учащихся с работами декоративно-прикладного творчества (можно организовать в классе выставку из работ ребят или представить примеры на слайде).

Учитель. Но самым интересным и таинственным развлечением был обряд

гадания. Гадали все по-разному, но у всех была одна цель. Как вы думаете, для чего люди гадали и гадают до сих пор?

Дети: Узнать свое будущее.

Учитель. Правильно. А песни, которые исполнялись при этом, называются

обрядовые. Хотите поучаствовать в этом старинном развлечении?

Дети. Да.

Учитель. Я беру блюдо, в которое кладу фанты с вашими именами, накрываю

его вышитой салфеткой, чей фант достану, тому гадание сбудется. Чтобы желание сбылось, исполняли специальные подблюдные песни. Они предсказывали радость, счастье, благополучие, и т.д.

Исполнение песни «Ты гори, свеча» (при выключенном свете зажигаются

свечи).

Учитель поет куплет, дети рефрен «Кому поем, тому с добром, кому сбудется, да не минуется. »

IV. Обобщающая часть учебного занятия и подведение итогов.

Учитель: Вам понравилось?

Дети: Да.

Учитель: У меня к вам вопрос: « Давайте вспомним, с какими жанрами мы

познакомились сегодня на уроке?»

Дети: Песни о природе, о Родине, обрядовые, подблюдные, плясовые.

Учитель: А теперь я задам вам самый главный вопрос, почему называют все эти песни «Поющей летописью»? О чем нам повествуют эти песни?

Дети: О событиях в жизни человека, о чувствах и настроениях, о надеждах и

мечтах простого народа, о том, что их окружает.

Учитель: Скажите, почему эти песни до сих пор звучат, их хранят и изучают?

Почему их передавали из поколения в поколение?

Дети: Песни красивые, содержательные, поучительные и Т.д.

Учитель: С каким чувством они сочинялись простым человеком?

Дети: С любовью к Родине, к своему народу, дому, лесам и полям и т.д.

Учитель: А зачем нам нужны эти песни? Ведь существует много модных

современных песен.

Дети: Чтобы знать свою историю, сохранить «корни» и т.д.

Учитель: Думаю, что было бы хорошо завершить наш урок замечательной песней.

Исполнение песни «Родина».

Учитель: До свидания. До новых встреч.

Дети выходят из класса под фонограмму «Лирические наигрыши».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка «Поющая летопись».

Автор: Федотова Марина Юрьевна

Дата: 18.10.2017

Номер свидетельства: 433013

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства