kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы и методы  освоения музыкального произведения – являются одной из важнейших проблем музыкальной педагогики. Процессу работы над музыкальным произведением уделяется значительное внимание в трудах выдающихся деятелей фортепианного искусства и педагогики. В традиционной педагогике процесс освоения музыкального произведения делится на три этапа, представители современной педагогики подразделяют процесс работы на четыре этапа. В любом случае, формирование и исполнительская реализация   музыкального образа  зависит от технического освоения  произведения.

Урок разработан для учащихся средних классов фортепианного отделения. У учащихся есть определенный опыт работы над пьесами. Возникла необходимость выработать алгоритм действий  и закрепить универсальные способы работы над фактурой в  музыкальных произведениях. На уроке присутствуют учащиеся двух преподавателей фортепианного отделения, для которых полученные знания послужат расширению музыкального кругозора, воспитанию коммуникативных качеств, развитию самостоятельности и творческих способностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока»


Музыкальная шкатулка


Предмет: фортепиано

ФИО преподавателей: Иванова Екатерина Витальевна, Силантьева Елена Александровна

Класс: 3-4


Методологическое обоснование урока:


Любое произведение – это дверь, открытая в мир захватывающих переживаний. Но чтобы попасть в этот мир, нужно много потрудиться. Главное при этом – поставить цель, тогда

появится желание преодолеть все трудности на пути. А целью музыканта-исполнителя

является стремление к техническому совершенству для создания музыкального образа.

Работа над музыкальным произведением – это процесс, который напоминает отправление

корабля в дальнее плавание:

- пункт назначения – это музыкальный образ;

- капитан – это сознание пианиста, которое направляет ход работы, контролирует и

исправляет ошибки;

- компас – это нотная запись, которая помогает определить направление движения;

- команда – это игровой аппарат исполнителя, который должен быть готов для решения

всех задач.

Но путь музыканта не прост. Надо сложное, сделать простым, трудное – лёгким,

неудобное – удобным, а после этого нужно верное сделать привычным, а затем

прекрасным.

Для того, чтобы решить все эти задачи, нужно сознательно пройти три стадии работы над

произведением.

Первый этап работы – задача этого этапа Ознакомится с музыкальным произведением. И его проанализировать, подобрать удобную аппликатуру.

Второй этап работы заключает в себя большой объем работы это разбор произведения на музыкальные фразы. Просматривание штрихов, ритмического рисунка, динамики, педали, технические приемы игры, заучивание на память, работа с темпом.

Третий этап- подготовка и репетиция к концертному выступлению.


Этапы и методы освоения музыкального произведения – являются одной из важнейших проблем музыкальной педагогики. Процессу работы над музыкальным произведением уделяется значительное внимание в трудах выдающихся деятелей фортепианного искусства и педагогики. В традиционной педагогике процесс освоения музыкального произведения делится на три этапа, представители современной педагогики подразделяют процесс работы на четыре этапа. В любом случае, формирование и исполнительская реализация музыкального образа зависит от технического освоения произведения.

Урок разработан для учащихся средних классов фортепианного отделения. У учащихся есть определенный опыт работы над пьесами. Возникла необходимость выработать алгоритм действий и закрепить универсальные способы работы над фактурой в музыкальных произведениях. На уроке присутствуют учащиеся двух преподавателей фортепианного отделения, для которых полученные знания послужат расширению музыкального кругозора, воспитанию коммуникативных качеств, развитию самостоятельности и творческих способностей.




Тип урока: урок – игра

Цель: закрепить универсальные способы работы над фактурой в произведениях.


Задачи:

Обучающие:

Закрепить приемы и способы работы над фактурой в изучаемых произведениях; уметь анализировать музыкальные произведения


. Развивающие:

Закрепление полученных знаний на уроке; развитие самостоятельности в работе над произведениями.


Воспитывающие:

Развитие коммуникативных учебных действий у учащихся в процессе урока-игры; воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением


Планируемые результаты

Предметные:

уметь пользоваться различными приемами работы

Личностные:

проявлять интерес к изучаемым произведениям; уметь работать в группе.

Метапредметный:

уметь использовать полученные знания на других уроках, формировать свои впечатления, анализировать, устанавливать связи с окружающим миром.

Основные понятия: игра, алгоритм работы, самостоятельность, сотрудничество, фактура, музыкальный образ, программные произведения, музыкальные выразительные средства, характер.

Межпредметные связи: музыкальная литература, сольфеджио, живопись.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, развивающее, технология формирования творческой личности, метапредметная, технология коллективного обучения.

Методы: рассказ, диалог, беседа, игра, сравнение, рассуждение, обобщение.

Форма урока: групповая.

Ресурсы

http://www.inksystem

http://festival.1september.ru/articles/

https://multiurok.ru/files/

Л.Ю.Субботина «Развитие воображения у детей».

Оборудование

Музыкальная шкатулка, ноутбук, экран, проектор, муз.инструмент – фортепиано, ноты.


Исполняемая программа

Осипова Даша - 4кл. А. Исакова «Медвежата резвятся»

Лопаткина Ангелина - 4кл. А.Хевелев «Вальс»

Корнева Настя - 3кл. Э.Григ «Халлинг»

Ройгер Алиса - 3кл. В.Лессер «Выходной день»




Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

(личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные)

Мотивация к учебной деятельности, целеполагание


Ход игры:

- Здравствуйте, дорогие учащиеся, уважаемые коллеги и гости нашего урока. Сегодня наш урок будет не совсем обычный. Мы покажем работу над произведениями, но сделаем это в форме игры – «Музыкальная шкатулка».

Это не первый опыт такого урока, мы проводили урок – КВН, который вам понравился, и сегодня решили еще раз встретиться на игре.

- Здесь собрались творческие и любознательные личности, как среди участников, так и среди зрителей.

-Действительно, сегодня мы хотим, чтобы вы послушали исполнения друг друга, и поделились своими впечатлениями о пьесах, а также знаниями и способами работы над этими произведениями.


Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку, смотрят презентацию.


Личностные: имеют поло-жительную мотивацию к обучению; формулируют тему урока.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют вместе с преподавателем или самостоятельно необходимые действия.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

Актуализация знаний


-Но сначала давайте вспомним, с чего начинается знакомство с произведением?

(Предполагаемые ответы уч-ся)

- грамотный разбор: определить тональность, ноты со знаками, ритм, аппликатура, штрихи; найти сведения о композиторе; прослушать свою пьесу или другие его произведения; проанализировать характер изучаемого произведения; определить фактуру произведения; выявить трудные места в нем и найти способы работы.

- Да, действительно, работа над произведением имеет свой алгоритм. Вы все уже знаете, что существует три этапа работы над произведением. И вот первый этап ознакомления с произведением вы называли.

- Какой же второй этап работы?

( это отработка сложных мест, выучивание наизусть)

- Правильно, это метод освоения фактуры произведения, а что такое фактура?

- ( Фактура – способ изложения музыкальной мысли)

-Третий этап – это работа над темпом, характером, динамикой и концертным исполнением.

- Какой этап является самым сложным, как вы думаете? Да, это работа над фактурой.

- И поэтому - цель нашего урока закрепить приемы и способы работы над фактурой в произведениях.

-Итак, мы начинаем нашу игру, и для начала представим Вам наших участников.

Осипова Даша-4 класс,

Лопаткина Ангелина- 4 класс,

Корнева Настя - 3 класс,

Ройгер Алиса - 3 класс.

-Уважаемые участники занимайте места за столом, добро пожаловать на нашу игру «Музыкальная шкатулка»!

- Посмотрите, на столе стоит шкатулка, она не простая! Она музыкальная! Что в ней? (включили). В ней находятся необычные бриллианты - вопросы, ответив на которые, вы раскроете свои музыкальные секреты.

- Итак, приступаем!

-Желаем всем успеха!

Отвечают на вопросы, анализируют, участвуют в диалоге.


Личностные:

Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:

Анализируют, сравнивают, систематизируют собственные знания.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу.



Практическая деятельность


Первый участник игры - Ройгер Алиса - «Выходной день» - В. Лессер. (исполнение пьесы).

- Уважаемые участники, загляните в «Музыкальную шкатулку», в ней есть вопросы, на которые должна ответить Алиса.

Вопросы от учащихся:

1. Какой характер произведения? Какой образ ты представляешь?

2. Сколько частей в пьесе? Где кульминация?

3. Какие трудности в фактуре были, и как ты сними справилась?

Вопрос от преподавателя:

Алиса, скажи, а как по-другому можно было еще назвать твою пьесу? (Хорошее, веселое настроение, По дороге из школы, Прогулка).

Вопрос ко всем учащимся:

-Ребята, встречался ли в вашей работе пунктирный ритм?

(«Буратино идет в школу», «Давным - давно», «Оденься по шикарнее»)

- Следующий участник игры - Корнева Настя «Халлинг» - Э. Григ (исполнение пьесы)

- Участники нашей игры задавайте свои вопросы!

Вопросы от участников игры:

1. Что означает название пьесы?

2. Что можешь рассказать о композиторе?

3. Какая фактура в произведении, как ты работала над ней?

Вопрос преподавателя:

-Какие стилистические особенности музыки Э.Грига?

Вопрос ко всем учащимся: - Исполняли ли вы произведения этого композитора?

(«Поэтическая картинка», сюита «Пер Гюнт»,

- Третий участник игры - Лопаткина Ангелина «Вальс» - А. Хевелев (исполнение пьесы)

-Участники игры теперь вы задаете Ангелине свои вопросы!

Вопросы от учащихся:

1. Что ты можешь рассказать о жанре вальса? Где он тебе уже встречался?

2. Расскажи о форме своего произведения?

3. Какие способы работы над трудными местами ты применяла?

Вопрос от преподавателя:

- Ангелина, что ты знаешь о композиторе А. Хевелеве и о создании пьесы?

Вопрос для учащихся:

- Играли ли вы пьесы в ритме вальса?

(«Полонез» «Бабушкины воспоминания» «Немецкая песенка» «Кукле» «Лесные птицы»)

- Наш следующий участник игры Осипова Даша «Медвежата резвятся»- А. Исаковой ( исполнение пьесы)

Вопросы от учащихся:

1. Расскажи о композиторе и пьесе которую ты исполнила?

2.В каком жанре написана твоя пьеса?

3. Какие способы работы над фактурой в твоем произведении?

Вопрос от преподавателя:

- Какие характерные особенности музыки Аиды Исаковой прослеживаются в пьесе, которую ты исполнила?

Вопрос для всех учащихся:

- Уважаемые игроки, знакома ли вам музыка этого композитора?

(«Две мартышки», «Ленивый бегемот»)


Исполняют произведения, отвечают на вопросы, анализируют, обосновывают свои впечатления и сравнения, участвуют в дискуссии.






Личностные: совершенствуют имеющиеся знания.

Познавательные: систематизируют собственные знания, выполняют учебно-познавательные дей-ствия в исполнении произведений.


Коммуникативные: обосновывают собственные ответы и ответы других учащихся.
















Обобщение поученных на уроке сведений подведение итогов.

- И так, вы послушали друг друга, рассказали о своих произведениях и каждый показал на инструменте, как он выучил, какие использовал приемы, упражнения.

Но вопрос о культуре звука и его красоте – остается самым главным! И отрабатывая приемы и способы обязательно помнить об этом!

Как Вы думаете, можно ли способы работы над фактурой, которые вы увидели и нам показали, применять в других произведениях?

- Да!

- А теперь давайте попробуем выделить трудности в фортепианной фактуре и назовем, какие приемы и способы можно использовать в их преодолении.

(Учащиеся называют трудности и приемы):

1) пунктирный ритм - учить на легато ровными восьмыми; учить со счетом - простучать на крышке, прохлопать ладошками.

2) двойные ноты – учить по голосам, точной аппликатурой; разделить на две руки, проучить верхний голос - правой, нижний - левой; упражнение «Гармошка».

3) ломаные интервалы – собирать в интервалы; изменять направление мелодии; скачки учить, увеличивая расстояние.

4) хроматизмы – учить позиционно, с остановками, с подтекстовками, меняя направление.

5) гаммообразные пассажи – учить позиционно; с добеганием до подкладывания пальца; упражнение «Звоночек» - обращать внимание на положение 1 – го пальца; меняя направление.

- А теперь, еще раз загляните в шкатулку! Что вы там нашли?

- Памятки!

- Эти памятки для вас, они вам будут помогать в дальнейшей учебе!


Отвечают на вопросы, выполняют самостоятельную работу.




Личностные:

Проявляют способность к самооценке своих действий, умений.

Познавательные:

Устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков, делают выводы.


Рефлексия


- Скажите, понравился ли Вам урок сегодня? Что вы узнали нового на уроке? Помогут ли вам эти знания?

(Урок очень понравился, узнали о новых способах и приемах работы с фортепианной фактурой)


Определяют уровень приобретенных знаний


Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Формируют свое мнение относительно урока, при этом уважают других участников образовательного процесса.

Регулятивные:

Оценивают свою работу на уроке.

Личностные: Участвуют в творческом процессе.

Познавательные: Делают выводы, узнают о способах работы над произведениями.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока

Автор: Иванова Екатерина Витальевна Силантьева Елена Александровна

Дата: 24.05.2018

Номер свидетельства: 470861

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Методическая разработка урока по дисциплине «Основы геологии» на тему: «Сернистые соединения. Общая характеристика класса» "
    ["seo_title"] => string(137) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-distsiplinie-osnovy-ghieologhii-na-tiemu-siernistyie-soiedinieniia-obshchaia-kharaktieristika-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "186303"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426321782"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Методическая разработка урока по теме: «плетение кос»."
    ["seo_title"] => string(59) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_tiemie_plietieniie_kos"
    ["file_id"] => string(6) "438267"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510416263"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка урока производственного обучения «Приготовление из сдобного пресного теста вак-бэлиша»."
    ["seo_title"] => string(125) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-proizvodstviennogho-obuchieniia-prighotovlieniie-iz-sdobnogho-priesnogho-tiesta-vak-belisha"
    ["file_id"] => string(6) "180564"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425209931"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства