Методическая разработка урока музыки по теме "Пейзаж в музыке"
Методическая разработка урока музыки по теме "Пейзаж в музыке"
Методическая разработка урока музыки (5 класс.Т.И. Науменка,В.В.Алеев). Тема урока: Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов. Цель урока: показать взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Пейзаж в музыке можно уподобить пейзажу в произведениях живописи - так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока музыки по теме "Пейзаж в музыке"»
Методическая разработка урока музыки по теме «Пейзаж в музыке»
5 класс
ТЕМА: Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов. ЦЕЛЬ: показать взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.
ЗАДАЧИ : - дать понятие «музыкальный пейзаж», особенности изображения пейзажа в музыке
- сформировать умения различать и сравнивать художественные средства искусства;
- научить определять и сравнивать настроение, характер произведений разных видов искусства, находить общее и различное;
- научить выделять средства выразительности в «музыкальном пейзаже»;
- создать условия для формирования вокально – хоровых навыков учащихся;
- воспитывать интерес к предметам гуманитарного профиля.
Тип урока: изучения новых знаний.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Беседа, ИКТ, рассказ, наглядно-поисковый метод, ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная установка, наглядные материалы, портрет композитора, записи музыкальных произведений.
ХОД УРОКА.
Приветствие: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте, учитель!
Ребята, а вы обратили внимание, что на улице меняется погода? Долгие зимние месяцы сменяются долгожданным теплом.. Яркое солнце начинает пригревать землю. Природа ещё спит, но и её скоро разбудит тёплое весеннее солнышко. Прилетят птицы и разнесут весенние нотки по всей округе. Весна набирает свою силу и скоро вступит в свои права! Правда, красота? И сегодняшний урок мне бы хотелось начать с эпиграфа:
«Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу.
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на земле в красоте».
Игорь Северянин -1925-
В этих строках выражены чувства и мысли многих музыкантов, поэтов, художников, одним словом – творцов, которые, вдохновляясь образами русской природы, создавали о ней замечательные произведения.
Ребята, а Вы когда - нибудь были на выставке в картинной галерее?
Ответы детей.
У: Все Вы дали мне разные ответы: кто – то ни разу не был, кто – то был, но давно… Так давайте сегодня исправим эту ситуацию - отправимся в картинную галерею.
Ребята, а какие жанры живописи вы знаете?
Д: Портрет, натюрморт, пейзаж.
У: Правильно! Но, думаю, вам интересно: какие картины мы сможем там увидеть сегодня? А на этот вопрос мы попробуем ответить вместе. Предлагаю Вам послушать отрывок из стихотворения Э. Успенского.
А прочтет его Даша Максимова
Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется …
Д: …пейзаж.
У: Правильно. Сегодня на уроке мы уделим внимание именно пейзажу. Так что же такое пейзаж? ( ОТКРЫТЬ СЛОВО)
Д: Пейзаж – это картина, на которой изображена природа.
У: Правильно. Итак, посмотрите, пожалуйста, на экран.
(Демонстрация слайдов с картинами русских художников).
Рожь, Утро в сосновом бору, Среди долины ровныя, Сосновый бор, Радуга – Исаак Ильич Левитан, Март, Весна. Большая вода, Подснежники в лесу – Еськов Павел Васильевич.
У: Понравилось? Что изображено на этих картинах? Какие средства выразительности используют художники?
Д: природа, весна, подснежники… используют краски, свет, тень…
У: Правильный ответ, хорошо. Ребята, я предлагаю Вам выбрать одну из увиденных картин и подробнее её рассмотреть.
У: Скажите, пожалуйста, а смотря на эту картину мы можем услышать звуки, музыку?
А как называется картина, смотря на которую можно услышать музыку?
А какие же звуки здесь можно услышать?
Д: Ответы детей, описывают какая музыка им слышится.
У: Очень хорошо, какое богатое у Вас воображение. А Вы знаете, что не только художники, но поэты и композиторы часто обращались к теме природы. Не стал исключением и П. И. Чайковский.
(Слайд с портретом П. И. Чайковского).
Сейчас я хочу предложить Вам для прослушивания произведение П. И. Чайковского
( Слайд «Подснежники в лесу)
У: Какими же средствами музыкальной выразительности пользуется Чайковский?
Мелодия – звучит легко, взволнованно, стремится вверх, состоит из коротких фраз – вздохов.
Темп – подвижный, скорый.
Регистр – мелодия звучит в среднем, высоком и низком регистрах.
Динамика – разнообразная, музыка звучит то тихо (p), то громко (f).
Правильно! Это и есть «музыкальные краски», которыми пользуется композитор.
Обратите внимание, на листочках вам даны различные характеристики музыки, какой характер более подходит для описания прозвучавшей музыки?
- А какое название вы бы дали этому произведению? Попробуйте отгадать загадку: Словно голубой челнок Меж снегов расцвёл цветок Цветок очень нежный Ведь это - …(подснежник)
Учитель: Да, подснежник – это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора П. И. Чайковского, и мы услышали одну из пьес цикла «Времена года» «Апрель. Подснежник». Учитель. После продолжительной, почти полугодовой зимы незаметно подкрадывается весна. И первыми предвестниками весны являются подснежники. А вот символом чего являются подснежники? Давайте мы с вами услышим от самих подснежников
Подснежник 1: «Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, и сразу ожила надежда. С тех пор мы, подснежники, стали символом надежды и любви»
Подснежник 2: А я знаю другую легенду про нас. «Как-то раз подснежник нарушил закон вечного царства зимы и пробился навстречу солнцу. Добрая волшебница-Весна захотела согреть его. Но налетел злобный ветер и швырнул в нее колючим кустом. Брызнула алая кровь и обагрила белые лепестки. Ожил цветок и стал с тех пор символом торжества добра над злом. И по сей день у молдаван принято дарить 1-ого марта женщинам белые и красные подснежники как символ счастья и любви».
Учитель :И нам надо помнить о том, что это исчезающий вид растений, и он занесён в красную книгу.
Спасибо , проходите на места.
- Смог ли П.И.Чайковский передать в музыке и красоту, и характер этого цветка? Послушаем еще раз фрагмент этого прекрасного произведения. ( СЛАЙДЫ ПОДСНЕЖНИКОВ)
В середине произведения, как будто бы налетает холодный ветер, но хрупкий подснежник сопротивляется буре и побеждает её. Я думаю, что такая черта характера немаловажна и для человека,
- А как вы думаете, какая музыка вокальная или инструментальная быстрее помогает нарисовать тот или иной образ? - Почему? 2. ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА.
У: А скажите, пожалуйста, глядя на картину , можем ли мы сказать, что эти два произведения искусства созвучны
У: Почему?
Д: Потому что на них «нарисована» весна, подснежники, они наполнены одинаковым весенним настроением.
У: Ребята, скажите, а смогли мы увидеть картину, которую «нарисовал» средствами музыкальной выразительности Чайковский?
.
У: Что было изображено на ней?
Д: Подснежники, природа.
У: А что ещё выражала эта пьеса?
Д: Это пьеса выражала весеннее настроение, стремление к свету, солнцу, к чему – то новому.
У: Правильно, очень хорошо.
А как называются картина, на которой изображается природа?
Д: Картина, на которой изображается природа, называется пейзаж.
У: Правильно! А можем мы пьесу Чайковского, нарисованную музыкальными красками, назвать пейзажем?
Д: Да, можем.
У: А это будет обычный пейзаж или…
Д: …это будет музыкальный пейзаж.
У: Правильно, картина природы, нарисованная средствами музыкальной выразительности , называется…
(Работа с учебниками)
А сейчас самостоятельная работа. Перед вами маршрутные листы. Выполните задание №1.
Физкультминутка
У: Ребята, а помните название той замечательной песни, которую мы начали разучивать на прошлом уроке?
Д: называется «Я хочу увидеть музыку».
У: Скажите, а эта песня созвучна теме нашего сегодняшнего урока?
Д: Да, созвучна.
У: Почему?
Д: что у каждого явления природы, каждой веточки есть своя музыка, свои звуки.
У: Правильно. Автор говорит нам о том, что музыка – это тайна доступная всем. А теперь я предлагаю Вам вспомнить первый куплет этой песни. Но сначала распоемся!
Разучивание 2 куплета песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».
Слова Иры Исаковой
Музыка Г. Струве
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели — это музыка,
И капели — это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку,
- Видишь, тучка в небе хмурится —
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучи, и у дождика,
И у маленького зернышка —
У: Молодцы, очень хорошо получилось.
Учитель:Скажите, а в какой песне слышится образ родной природы.(У моей России длинные реснички)Давайте ее споем
У: Итак, ребята, где же мы с Вами сегодня побывали?
Д: Сегодня мы побывали в картинной галерее.
У: Правильно. И что же мы там увидели?
Д: В картинной галерее мы увидели пейзажи русских художников, «звучащие картины»
У: И что же на них было изображено? Что мы услышали, рассматривая их?
Д: Подснежники, весна. Мы услышали музыку весны, звуки пробуждающейся от зимы природы.
У: А что ещё мы сегодня слушали?
Д: Мы слушали пьесу Чайковского « Апрель. Подснежник».
У: Что мы выяснили при прослушивании этой пьесы?
Д: Мы выяснили, что при помощи средств музыкальной выразительности композитор может «нарисовать» пейзаж – музыкальный пейзаж.
У: Правильно, молодцы!
У: Что нового Вы сегодня узнали на уроке?
Ответы детей.
У: Что Вам больше всего понравилось на уроке?
Ответы детей. Оценивание обучающихся.
ИТОГ УРОКА
Мы сегодня с вами увидели взаимосвязь музыки и изобразительного искусства и убедились в тои, что они друг друга дополняют и обогащают.
Повторили понятие пейзаж и научились видеть пейзаж в музыке.
И я надеюсь, что музыка, всегда будет помогать нам, видеть красоту, творить добро, становиться умнее и лучше. И я рада, что наша встреча с музыкой продолжается и ваше домашнее задание.
Домашнее задание.
• Выучить текст песни. Подобрать музыкальное произведение, которое можно соотнести с понятием «музыкальный пейзаж».
Я благодарю вас за урок и вы, выходя из класса, оставите своё впечатление и настроение, прикрепив цветовое пятно на палитру. Тёплый цвет – настроение хорошее, холодный – не всё понравилось.