kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока музыки по теме "Пейзаж в музыке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока музыки (5 класс.Т.И. Науменка,В.В.Алеев). Тема урока: Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов. Цель урока: показать взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Пейзаж в музыке можно уподобить пейзажу в произведениях живописи - так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока музыки по теме "Пейзаж в музыке"»

Методическая разработка урока музыки по теме «Пейзаж в музыке»

5 класс



ТЕМА: Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов.
ЦЕЛЬ: показать взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. 


ЗАДАЧИ : - дать понятие «музыкальный пейзаж», особенности изображения пейзажа в музыке

- сформировать умения различать и сравнивать художественные средства искусства;

- научить определять и сравнивать настроение, характер произведений разных видов искусства, находить общее и различное;

- научить выделять средства выразительности в «музыкальном пейзаже»;

- создать условия для формирования вокально – хоровых навыков учащихся;

- воспитывать интерес к предметам гуманитарного профиля.

Тип урока: изучения новых знаний.


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Беседа, ИКТ, рассказ, наглядно-поисковый метод,
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная установка, наглядные материалы, портрет композитора, записи музыкальных произведений. 








ХОД УРОКА. 

Приветствие: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте, учитель!

Ребята, а вы обратили внимание, что на улице меняется погода? Долгие зимние месяцы сменяются долгожданным теплом.. Яркое солнце начинает пригревать землю. Природа ещё спит, но и её скоро разбудит тёплое весеннее солнышко. Прилетят птицы и разнесут весенние нотки по всей округе. Весна набирает свою силу и скоро вступит в свои права! Правда, красота? И сегодняшний урок мне бы хотелось начать с эпиграфа:

«Я природой живу и дышу,

Вдохновенно и просто пишу.

Растворяясь душой в простоте,

Я живу на земле в красоте».

Игорь Северянин -1925-

В этих строках выражены чувства и мысли многих музыкантов, поэтов, художников, одним словом – творцов, которые, вдохновляясь образами русской природы, создавали о ней замечательные произведения.

Ребята, а Вы когда - нибудь были на выставке в картинной галерее?

Ответы детей.

У: Все Вы дали мне разные ответы: кто – то ни разу не был, кто – то был, но давно… Так давайте сегодня исправим эту ситуацию - отправимся в картинную галерею.

Ребята, а какие жанры живописи вы знаете?

Д: Портрет, натюрморт, пейзаж.

У: Правильно! Но, думаю, вам интересно: какие картины мы сможем там увидеть сегодня? А на этот вопрос мы попробуем ответить вместе. Предлагаю Вам послушать отрывок из стихотворения Э. Успенского.

А прочтет его Даша Максимова

Если видишь на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная лавина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется …

Д: …пейзаж.

У: Правильно. Сегодня на уроке мы уделим внимание именно пейзажу. Так что же такое пейзаж? ( ОТКРЫТЬ СЛОВО)

Д: Пейзаж – это картина, на которой изображена природа.

У: Правильно. Итак, посмотрите, пожалуйста, на экран.



(Демонстрация слайдов с картинами русских художников).

Рожь, Утро в сосновом бору, Среди долины ровныя, Сосновый бор, Радуга – Исаак Ильич Левитан, Март, Весна. Большая вода, Подснежники в лесу – Еськов Павел Васильевич.



У: Понравилось? Что изображено на этих картинах? Какие средства выразительности используют художники?

Д: природа, весна, подснежники… используют краски, свет, тень…

У: Правильный ответ, хорошо. Ребята, я предлагаю Вам выбрать одну из увиденных картин и подробнее её рассмотреть.

«Подснежники в весеннем лесу».

У: Что изображено на этой картине?

А какими средствами выразительности пользуется художник? ( белый, голубой цвет, освещен лес солнцем)



У: Скажите, пожалуйста, а смотря на эту картину мы можем услышать звуки, музыку?

А как называется картина, смотря на которую можно услышать музыку?

А какие же звуки здесь можно услышать?

Д: Ответы детей, описывают какая музыка им слышится.



У: Очень хорошо, какое богатое у Вас воображение. А Вы знаете, что не только художники, но поэты и композиторы часто обращались к теме природы. Не стал исключением и П. И. Чайковский.



(Слайд с портретом П. И. Чайковского).



Сейчас я хочу предложить Вам для прослушивания произведение П. И. Чайковского

( Слайд «Подснежники в лесу)



У: Какими же средствами музыкальной выразительности пользуется Чайковский?

Мелодия – звучит легко, взволнованно, стремится вверх, состоит из коротких фраз – вздохов.

Темп – подвижный, скорый.

Регистр – мелодия звучит в среднем, высоком и низком регистрах.

Динамика – разнообразная, музыка звучит то тихо (p), то громко (f).

Правильно! Это и есть «музыкальные краски», которыми пользуется композитор.



Обратите внимание, на листочках вам даны различные характеристики музыки, какой характер более подходит для описания прозвучавшей музыки? 

- А какое название вы бы дали этому произведению? 
Попробуйте отгадать загадку:
Словно голубой челнок 
Меж снегов расцвёл цветок 
Цветок очень нежный 
Ведь это - …(подснежник) 

Учитель:  Да, подснежник – это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора П. И. Чайковского, и мы услышали
одну из пьес цикла «Времена года» «Апрель. Подснежник». 
Учитель. После продолжительной, почти полугодовой зимы незаметно подкрадывается весна. И первыми предвестниками весны являются подснежники. А вот символом чего являются подснежники? Давайте мы с вами услышим от самих подснежников

Подснежник 1:  «Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, и сразу ожила надежда. С тех пор мы, подснежники, стали символом надежды и любви»

Подснежник 2: А я знаю другую легенду про нас. «Как-то раз подснежник нарушил закон вечного царства зимы и пробился навстречу солнцу. Добрая волшебница-Весна захотела согреть его. Но налетел злобный ветер и швырнул в нее колючим кустом. Брызнула алая кровь и обагрила белые лепестки. Ожил цветок и стал с тех пор символом торжества добра над злом. И по сей день у молдаван принято дарить 1-ого марта женщинам белые и красные подснежники как символ счастья и любви».

Учитель :И нам надо помнить о том, что это исчезающий вид растений, и он занесён в красную книгу.

  Спасибо , проходите на места.

- Смог ли П.И.Чайковский передать в музыке и красоту, и характер этого цветка?  Послушаем еще раз фрагмент этого прекрасного произведения. ( СЛАЙДЫ ПОДСНЕЖНИКОВ)


В середине произведения, как будто бы налетает холодный ветер, но хрупкий подснежник сопротивляется буре и побеждает её. Я думаю, что такая черта характера немаловажна и для человека, 

- А как вы думаете, какая музыка вокальная или инструментальная быстрее помогает нарисовать тот или иной образ? 
- Почему? 
2. ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА. 



У: А скажите, пожалуйста, глядя на картину , можем ли мы сказать, что эти два произведения искусства созвучны

У: Почему?

Д: Потому что на них «нарисована» весна, подснежники, они наполнены одинаковым весенним настроением.

У: Ребята, скажите, а смогли мы увидеть картину, которую «нарисовал» средствами музыкальной выразительности Чайковский?

.

У: Что было изображено на ней?

Д: Подснежники, природа.

У: А что ещё выражала эта пьеса?

Д: Это пьеса выражала весеннее настроение, стремление к свету, солнцу, к чему – то новому.

У: Правильно, очень хорошо.

А как называются картина, на которой изображается природа?

Д: Картина, на которой изображается природа, называется пейзаж.

У: Правильно! А можем мы пьесу Чайковского, нарисованную музыкальными красками, назвать пейзажем?

Д: Да, можем.

У: А это будет обычный пейзаж или…

Д: …это будет музыкальный пейзаж.

У: Правильно, картина природы, нарисованная средствами музыкальной выразительности , называется…

(Работа с учебниками)

А сейчас самостоятельная работа. Перед вами маршрутные листы. Выполните задание №1.

Физкультминутка



У: Ребята, а помните название той замечательной песни, которую мы начали разучивать на прошлом уроке?

Д: называется «Я хочу увидеть музыку».

У: Скажите, а эта песня созвучна теме нашего сегодняшнего урока?

Д: Да, созвучна.

У: Почему?

Д: что у каждого явления природы, каждой веточки есть своя музыка, свои звуки.

У: Правильно. Автор говорит нам о том, что музыка – это тайна доступная всем. А теперь я предлагаю Вам вспомнить первый куплет этой песни. Но сначала распоемся!

Разучивание 2 куплета песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».

Слова Иры Исаковой

Музыка Г. Струве


Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое это музыка?

Расскажите мне скорей!

Птичьи трели — это музыка,

И капели — это музыка,

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.


Видишь, лист кленовый кружится,

Тихо кружится под музыку,

- Видишь, тучка в небе хмурится —

Будет музыка дождя.

И у ветра, и у солнышка,

И у тучи, и у дождика,

И у маленького зернышка —



У: Молодцы, очень хорошо получилось.

Учитель: Скажите, а в какой песне слышится образ родной природы.(У моей России длинные реснички)Давайте ее споем



У: Итак, ребята, где же мы с Вами сегодня побывали?

Д: Сегодня мы побывали в картинной галерее.

У: Правильно. И что же мы там увидели?

Д: В картинной галерее мы увидели пейзажи русских художников, «звучащие картины»

У: И что же на них было изображено? Что мы услышали, рассматривая их?

Д: Подснежники, весна. Мы услышали музыку весны, звуки пробуждающейся от зимы природы.

У: А что ещё мы сегодня слушали?

Д: Мы слушали пьесу Чайковского « Апрель. Подснежник».

У: Что мы выяснили при прослушивании этой пьесы?

Д: Мы выяснили, что при помощи средств музыкальной выразительности композитор может «нарисовать» пейзаж – музыкальный пейзаж.

У: Правильно, молодцы!



У: Что нового Вы сегодня узнали на уроке?

Ответы детей.

У: Что Вам больше всего понравилось на уроке?

Ответы детей. Оценивание обучающихся.



  1. ИТОГ УРОКА 

    Мы сегодня с вами увидели взаимосвязь музыки и изобразительного искусства и убедились в тои, что они друг друга дополняют и обогащают. 

    Повторили понятие пейзаж и научились видеть пейзаж в музыке. 

    И я надеюсь, что музыка, всегда будет помогать нам, видеть красоту, творить добро, становиться умнее и лучше. И я рада, что наша встреча с музыкой продолжается и ваше домашнее задание. 

    Домашнее задание. 

    • Выучить текст песни. 
    Подобрать музыкальное произведение, которое можно соотнести с понятием «музыкальный пейзаж».


Я благодарю вас за урок и вы, выходя из класса, оставите своё впечатление и настроение, прикрепив цветовое пятно на палитру. Тёплый цвет – настроение хорошее, холодный – не всё понравилось. 











































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока музыки по теме "Пейзаж в музыке"

Автор: Шедикова Анна Ивановна

Дата: 17.07.2015

Номер свидетельства: 223034

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Методическая разработка урока на тему "Мировой океан""
    ["seo_title"] => string(51) "mietodichieskaiarazrabotkaurokanatiemumirovoiokiean"
    ["file_id"] => string(6) "289230"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454763821"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка урока "А душу можно ль рассказать?" (По поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри")"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_a_dushu_mozhno_l_rasskazat_po_poemie_m_iu_lier"
    ["file_id"] => string(6) "383847"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485366176"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка открытого внеурочного занятия по программе "Развитие речи" на тему "Словесное рисование". "
    ["seo_title"] => string(127) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-vnieurochnogho-zaniatiia-po-proghrammie-razvitiie-riechi-na-tiemu-sloviesnoie-risovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "104442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402698156"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) ""Весёлая пасха" "
    ["seo_title"] => string(17) "viesiolaia-paskha"
    ["file_id"] => string(6) "113535"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1410410787"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока изобразительного искусства  "В осеннем лесу, парке""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-osienniem-liesu-parkie"
    ["file_id"] => string(6) "250666"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447100224"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства