kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "А душу можно ль рассказать?" (По поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри")

Нажмите, чтобы узнать подробности

«А душу можно ль рассказать?»

(По поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)

Цель: наблюдая за сложным внутренним миром героя, понять мотивы его поступков; создать ситуацию сопереживания, помочь учащимся понять смысл поэмы в процессе размышления над художественным текстом, донести нравственные идеи, воспитывать духовно богатых людей.

                                                                                              Жить – значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать.

Всякая другая жизнь – смерть.

В.Г.Белинский

Человек пришёл в этот мир

для безмерной свободы,

творчества и счастья.

А.И.Куприн

            Музыка. На её фоне звучит слово учителя.

Когда человек рождается на свет, он криком возвещает о своём приходе в этот огромный мир. Его встречают радостные лица родных людей, он впервые ощущает их  любовь и заботу, чувствует тепло родного очага. Маленький человек делает первые шаги, слушает шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звук серебряных колокольчиков жаворонка, ласковый плеск волны и торжествующую тишину ночи, - слушает чудесную музыку жизни.

Человек пришёл в этот мир, чтобы «жить – значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать», мечтать о далёких звёздах, безграничных морях, непокорённых вершинах. А путеводной звездой должна быть для человека душа, именно к её голосу он должен прислушиваться. По библейским преданиям, вдохнул душу в человека Бог, она светится и светит другим, помогая, спасая, вселяя надежду.

А если что-то у человека не получается, не ладится, если у него болит душа, он знает, что ему на помощь всегда придут близкие люди, перед которыми он сможет её раскрыть.

- А что это значит «раскрыть душу»?

Это значит поделиться своими мыслями, взглядами, чувствами, переживаниями, откровенно признаться в чём-то, рассказать о наболевшем.

«А душу можно ль рассказать?» - спрашивает Мцыри, и мы вслед за ним тоже задаём себе этот вопрос. Именно так звучит тема нашего урока.

 – Что же нас сегодня будет интересовать?

Внутренняя жизнь героя

 - Давайте вспомним, какие есть традиционные способы проникновения во внутренний мир героя?

Портрет, пейзаж, речь, авторская характеристика, поступки героя, дневники, письма

-Каждая строка, где даётся портрет мальчика, заставляет читателя убеждаться в том, как пагубна для человека любая неволя.

 Каким мы видим героя во 2 главе? Прочитайте

…Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник…

- Какой художественный приём использует автор, рисуя портрет?

Автор использует эпитеты, соединённые повторяющимся союзом и, но не ставит между ними запятые. Как вы думаете, почему?

           Это не механическое перечисление, это усиление ощущения потери физических сил, вот-вот не выдержит, сломается, но

… в нём мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов.

- Мцыри слаб физически, но могуч духовно. Откуда в слабом тельце могучий дух?

           Теперь перед нами не загнанный зверь, не пленник, а человек с родом с племенем, что станет определяющей идеей его жизни.

Но, чужд ребяческих утех,

Сначала бегал он от всех,

Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел, вздыхая на восток,

Гоним неясною тоской

По стороне своей родной.

- Почему он одинок?

Потому что этот мир изначально чужд его пламенной душе, его гордому, решительному характеру, унаследованному от отцов.

Он думает о Родине, не чувствует себя дома, предпочитает даже умереть

Но после к плену он привык.

- А можно ли к этому привыкнуть?

- Что значит привыкнуть?

Значит, смириться, чувствовать себя в стенах монастыря как у себя дома, отказаться от родины, родных, друзей.

- Способен ли Мцыри смириться?

 Мцыри не приемлет смирения.

Живя в монастыре, он восхищается свободным миром природы, любуясь им с «высокой башни угловой», он мечтает о чудном мире тревог и битв, он не может забыть о родных.

- Что он противопоставляет душным кельям и молитвам, жизни в плену?

Жизни в плену Мцыри противопоставляет жизнь, полную тревог, душным кельям и молитвам – чудный мир тревог и битв.

«Как вдруг однажды он исчез», - читаем мы в поэме.

- Что же это? Выберите нужный ответ, обоснуйте свой выбор:

  • Необдуманный поступок
  • Неизбежность
  • Обдуманный шаг

Я мало жил, и жил в плену…

И о прощенье не молю

- Так что же мы слышим?

Исповедь. В каком значении употребляется здесь это слово?  Сообщение мыслей, взглядов, откровенное признание

- Что же раскрывает его исповедь?

Мечты, стремления, надежды, отношение к миру, то есть то, что наболело, это и есть попытка рассказать душу

- О чём же он мечтает, что ценит в этом мире?

Глава 4

Отчизну, дом, друзей, родных – дом, семья, родина.

Глава 7

- В чём его нравственная сила?

Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на родину, попытка обрести родную душу становится единственной возможностью для существования.

- С какими природными стихиями пришлось столкнуться Мцыри?

Земля          Небо              ЗОВ  ---вечный

Огонь          Вода                                      родины

           -Как вы думаете, какую главу могут иллюстрировать эти репродукции? (Кавказ, долина). Докажите это, опираясь на 6 главу.

- Что видит Мцыри в образах природы?

В образах природы Мцыри видит отражение собственной судьбы.  Деревья шумят свежею толпой, как братья, о которых томится его одинокая душа, скалы жаждут встречи каждый миг, но им не сойтись никогда – то же самое происходит с героем. В этих зарисовках отражение беспокойного внутреннего мира Мцыри.

- Что он чувствует?

Он хочет раствориться в природе и получает наслаждение от близости с ней :

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему…

Именно картины природы вызывают у Мцыри воспоминание о Родине:

И вспомнил я отцовский дом.

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул…

Всё здесь наполнено движением и звуками.

Его насильно от этого оторвали, он хочет вернуться к истокам, к первоосновам, обрести род, родину, вернуться к самому себе и поэтому совершает побег. Побег – не столько желание покинуть монастырь, сколько «зов природы», это разрыв с органически несвойственным мироощущением.

- Символом чего становится для него Родина?

Символом абсолютной свободы.

           Когда-то А.Куприн сказал: «Человек пришёл в этот мир для безмерной свободы, творчества и счастья».

Поистине счастлив будет тот человек, который обретёт свободу, и не важно, когда это освобождение состоится: при жизни или после, как у Мцыри.

Но мы, живущие сегодня, должны ценить каждый миг свободы, должны творить, созидать и быть счастливыми.

     

Рефлексия.

О чём я задумался особенно серьёзно, пока работал на уроке?

Меня удивило…

Домашнее задание:

? Что значит жить для Мцыри

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "А душу можно ль рассказать?" (По поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри")»

«А душу можно ль рассказать?»

(По поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)

Цель: наблюдая за сложным внутренним миром героя, понять мотивы его поступков; создать ситуацию сопереживания, помочь учащимся понять смысл поэмы в процессе размышления над художественным текстом, донести нравственные идеи, воспитывать духовно богатых людей

Жить – значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать.

Всякая другая жизнь – смерть.

В.Г.Белинский


Человек пришёл в этот мир

для безмерной свободы,

творчества и счастья.

А.И.Куприн

Музыка. На её фоне звучит слово учителя.

Когда человек рождается на свет, он криком возвещает о своём приходе в этот огромный мир. Его встречают радостные лица родных людей, он впервые ощущает их любовь и заботу, чувствует тепло родного очага. Маленький человек делает первые шаги, слушает шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звук серебряных колокольчиков жаворонка, ласковый плеск волны и торжествующую тишину ночи, - слушает чудесную музыку жизни.

Человек пришёл в этот мир, чтобы «жить – значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать», мечтать о далёких звёздах, безграничных морях, непокорённых вершинах. А путеводной звездой должна быть для человека душа, именно к её голосу он должен прислушиваться. По библейским преданиям, вдохнул душу в человека Бог, она светится и светит другим, помогая, спасая, вселяя надежду.

А если что-то у человека не получается, не ладится, если у него болит душа, он знает, что ему на помощь всегда придут близкие люди, перед которыми он сможет её раскрыть.


- А что это значит «раскрыть душу»?

Это значит поделиться своими мыслями, взглядами, чувствами, переживаниями, откровенно признаться в чём-то, рассказать о наболевшем.

«А душу можно ль рассказать?» - спрашивает Мцыри, и мы вслед за ним тоже задаём себе этот вопрос. Именно так звучит тема нашего урока.


– Что же нас сегодня будет интересовать?

Внутренняя жизнь героя

- Давайте вспомним, какие есть традиционные способы проникновения во внутренний мир героя?

Портрет, пейзаж, речь, авторская характеристика, поступки героя, дневники, письма

-Каждая строка, где даётся портрет мальчика, заставляет читателя убеждаться в том, как пагубна для человека любая неволя.


Каким мы видим героя во 2 главе? Прочитайте

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник…

- Какой художественный приём использует автор, рисуя портрет?

Автор использует эпитеты, соединённые повторяющимся союзом и, но не ставит между ними запятые. Как вы думаете, почему?

Это не механическое перечисление, это усиление ощущения потери физических сил, вот-вот не выдержит, сломается, но

в нём мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов.

- Мцыри слаб физически, но могуч духовно. Откуда в слабом тельце могучий дух?

Теперь перед нами не загнанный зверь, не пленник, а человек с родом с племенем, что станет определяющей идеей его жизни.

Но, чужд ребяческих утех,

Сначала бегал он от всех,

Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел, вздыхая на восток,

Гоним неясною тоской

По стороне своей родной.

- Почему он одинок?

Потому что этот мир изначально чужд его пламенной душе, его гордому, решительному характеру, унаследованному от отцов.

Он думает о Родине, не чувствует себя дома, предпочитает даже умереть

Но после к плену он привык.

- А можно ли к этому привыкнуть?

- Что значит привыкнуть?

Значит, смириться, чувствовать себя в стенах монастыря как у себя дома, отказаться от родины, родных, друзей.

- Способен ли Мцыри смириться?

Мцыри не приемлет смирения.

Живя в монастыре, он восхищается свободным миром природы, любуясь им с «высокой башни угловой», он мечтает о чудном мире тревог и битв, он не может забыть о родных.

- Что он противопоставляет душным кельям и молитвам, жизни в плену?

Жизни в плену Мцыри противопоставляет жизнь, полную тревог, душным кельям и молитвам – чудный мир тревог и битв.

«Как вдруг однажды он исчез», - читаем мы в поэме.

- Что же это? Выберите нужный ответ, обоснуйте свой выбор:

  • Необдуманный поступок

  • Неизбежность

  • Обдуманный шаг

Я мало жил, и жил в плену…

И о прощенье не молю

- Так что же мы слышим?

Исповедь. В каком значении употребляется здесь это слово? Сообщение мыслей, взглядов, откровенное признание

- Что же раскрывает его исповедь?

Мечты, стремления, надежды, отношение к миру, то есть то, что наболело, это и есть попытка рассказать душу

- О чём же он мечтает, что ценит в этом мире?

Глава 4

Отчизну, дом, друзей, родных – дом, семья, родина.

Глава 7

- В чём его нравственная сила?

Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на родину, попытка обрести родную душу становится единственной возможностью для существования.

- С какими природными стихиями пришлось столкнуться Мцыри?


Земля Небо ЗОВ -----------вечный

Огонь Вода родины


-Как вы думаете, какую главу могут иллюстрировать эти репродукции? (Кавказ, долина). Докажите это, опираясь на 6 главу.

- Что видит Мцыри в образах природы?

В образах природы Мцыри видит отражение собственной судьбы. Деревья шумят свежею толпой, как братья, о которых томится его одинокая душа, скалы жаждут встречи каждый миг, но им не сойтись никогда – то же самое происходит с героем. В этих зарисовках отражение беспокойного внутреннего мира Мцыри.

- Что он чувствует?

Он хочет раствориться в природе и получает наслаждение от близости с ней :

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему…

Именно картины природы вызывают у Мцыри воспоминание о Родине:

И вспомнил я отцовский дом.

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул…

Всё здесь наполнено движением и звуками.

Его насильно от этого оторвали, он хочет вернуться к истокам, к первоосновам, обрести род, родину, вернуться к самому себе и поэтому совершает побег. Побег – не столько желание покинуть монастырь, сколько «зов природы», это разрыв с органически несвойственным мироощущением.

- Символом чего становится для него Родина?

Символом абсолютной свободы.

Когда-то А.Куприн сказал: «Человек пришёл в этот мир для безмерной свободы, творчества и счастья».

Поистине счастлив будет тот человек, который обретёт свободу, и не важно, когда это освобождение состоится: при жизни или после, как у Мцыри.

Но мы, живущие сегодня, должны ценить каждый миг свободы, должны творить, созидать и быть счастливыми.

Рефлексия.

О чём я задумался особенно серьёзно, пока работал на уроке?

Меня удивило…

Домашнее задание:

? Что значит жить для Мцыри



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Кирилова Лариса Дмитриевна

Дата: 25.01.2017

Номер свидетельства: 383847


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства