Урок музыки по теме «Царство деда Мороза» проводится в первом классе по системе РО Т.И.Баклановой. Этот урок является завершающим по данной теме и проводится в конце 2четверти.
Тема: | «Царство деда Мороза» |
Тип урока по целеполаганию: | Обобщение темы |
Цель урока: | Углубить понимание художественного образа зимы как времени года (музыкального и живописного), нравственно – эстетическое восприятие родной природы. |
Задачи урока: | 1. Образовательные: Формировать нравственно – эстетические переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки, живописи о природе. Познакомить с музыкой композиторов П.И.Чайковского, А.Вивальди, сопоставив с картинами «Зима». Обобщить весь жизненный опыт детей об этом времени года. Формировать представление о сходстве и различие произведений искусства, наблюдать за процессом музыкального развития. Развивающие: Развитие вокально-хоровых навыков, необходимых для выразительного исполнения песен, ладового чувства. Развитие навыков сравнительного восприятия музыкального произведения и художественных картин; активизация тембрового, динамического и ладового слуха. Воспитательные: |
Личностные УУД: | - воспитывать любовь к миру природы, чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой. |
Предметные результаты: | - знание времён года; - рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о звуках зимнего леса; - работа с презентацией, с раздаточным материалом, извлечение из них необходимой информации; -устанавливать зависимость природных явлений; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
Метапредметные УУД: | Личностные УУД: воспитывать любовь к миру природы, чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой. Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, осуществлять синтез, как составление целого из частей. Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое мнение на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у учащихся различных точек зрения, в том числе на позицию ученика в общении и взаимодействии. |
Организация пространства |
Метапредметные связи | Формы работы |
Музыка, изобразительное искусство, литература | Фронтальная, индивидуальная. |
1 этап: Самоопределение к деятельности. |
Цель этапа: подготовка учащихся к предстоящей работе на уроке. Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вход «Зима» А.Вивальди Музыкальное приветствие. | Настраиваются на работу. Исполняют музыкальное приветствие. |
II этап. Актуализация знаний (беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока) |
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся. Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий. |
- Ребята, вы вошли в класс под звуки удивительно прекрасной музыки. Какое время года в ней изображено. Что вы увидели, слушая это произведение. Давайте вы, с помощью движения рук, изобразите эту картину «Зима» А.Вивальди | Это зима. Деревья одеты в снежные шапки. Земля укрыта белоснежным покрывалом. Все искрится и переливается на свету. Настоящее царство! Бодро хрустит под ногами снег, тихонько позванивают сосульки, и поет ветер. Ученики первого ряда плавно протяжно показывают завывание метели, а ребята второго и третьего ряда – звон сосулек. |
III этап. Постановка учебной задачи |
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока. Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа для выявления общего понятия. |
Видеозагадки о зиме и зимних месяцах. - Вы, верно, догадались, о чем мы с вами будем говорить на уроке. Вспомните зимние месяцы. | Смотрят видеозагадки. Высказывают своё мнение. Называют зимние месяцы. |
IVэтап. Изучение новой темы (Решение учебной задачи) (фронтальная беседа на основе презентации) |
Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения. Формируемые УУД: овладение сведениями об осенних звуках леса, а также базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; установление причинно - следственных связей; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. |
1- Сегодня мне хотелось бы вам показать зиму глазами художников, композиторов и поэтов. Зима вдохновляла поэтов, композиторов и художником на создание прекрасных стихов, дивной музыки и замечательных картин. Для начала я предлагаю вашему вниманию стихотворение И.З.Сурикова «Зима»
2 Зима в музыке. Сейчас вы услышите отрывок одного из музыкальных шедевров Петра Ильича Чайковского, фортепианного цикла "Времена года",произведение называется «Декабрь» После знакомства с музыкальным отрывком учитель задает вопросы о музыке, например: - Кто пишет музыку? - Каких композиторов вы знаете? - Какие музыкальные произведения вы знаете о временах года, кто их автор? Учитель рассказывает о П.И.Чайковском и его фортепианном цикле «Времена года».
3- Весна в живописи. Учитель задает вопросы о живописи, например: - Кто пишет картины? (художники) - Каких художников вы знаете? - Какие картины они писали? Учитель рассказывает о русских художниках, о жанрах в живописи. Затем дети знакомятся с картинами русских художников на тему «Зима». - Какие чувства вы испытали во время просмотра и прослушивания этих видеоклипов?
| Высказывают своё мнение. После чего учитель обсуждает услышанное детьми произведение. Высказывают своё мнение. Пластическое интонирование под музыку. . Показ руками за учителем виды мелодий, регистры, темпы. Ответы на вопросы Ответы на вопросы Высказывают своё впечатление о картинах.
Учитель может подсказать детям, если они не справляются с заданием: а вот я, например, испытала восторг, радость, восхищение при лицезрении зимней природы. |
Vэтап. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации) |
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи. Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; готовность слушать собеседника. |
Зима в самом разгаре, а значит, приближается наш любимый праздник Новый год. Самое время вспомнить о елочке. Спойте так, как будто любуетесь елочкой. Не зря ведь её называют лесной красавицей. Эту песенку вы можете подарить родителям на Новый год. | Исполнение песни «Елочка-елка» из м/ф. «Новогодняя сказка» музыка О. Фельцмана, слова И. Шаферана. (Работа над кантиленой и унисоном). |
VI этап. Обобщение и закрепление. (Контроль). |
Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний. Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения |
Сегодня на нашем уроке мы совершили удивительное путешествие в царство деда Мороза, он приоткрыл нам свои тайны с помощью звуков. Представьте, что вы композиторы, вы сочинили музыку, звучащую на уроке, и вам осталось только её назвать. «Назовите произведения, услышанные на уроке» | Ответы детей |
VII этап. Рефлексия. |
Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; контролировать результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения. |
Вывод: Сегодня на уроке вы наблюдали, как, художники, поэты и музыканты разными средствами своего искусства рассказывали о красоте зимы - Какое произведение искусства вас заинтересовало? - В зиме есть своя необыкновенная краса, своя прелесть. И во многом от вас зависит, будет ли красота природы радовать нас и в другое время года.
- С каким настроением уходите с урока? Поднимите карточку настроения. Выход из класса: «Зима» А.Вивальди | Отвечают на вопросы. Самооценка. |