kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского" методическая разработка урока музыки для 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока музыки для 8 класса "Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского" методическая разработка урока музыки для 8 класса»

Класс

8

урока 11

Дата:___________________________________

Тема

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

П. И. Чайковского

Цели урока:


Образовательные

сформировать представление о стилевых особенностях творчества русского композитора П. И. Чайковского на примере увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» и способности бардовской песни раскрывать эмоциональный мир человека.

Развивающие

Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся, эмоциональной отзывчивость и музыкального мышления.

Воспитательные

воспитать у учащихся через творчество П. И. Чайковского и Ю. Визбора духовно-нравственные качества: гуманизм, взаимопонимание, преданность, умение находить компромисс, неприятие насилия над личностью, веру в добро и любовь.

Планируемые задачи:


Личностные

Способствовать воспитанию нравственных качеств личности.

-Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в процессе познания произведений разных жанров, стилей, форм, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия.

Метапредметные

уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; уметь выражать свою позицию; формировать умение аргументировать и отстаивать свое мнение, формировать умение воспроизводить и систематизировать полученную информацию.

Предметные

Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.  Способствовать развитию мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность.

Вид урока

урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока

Урок беседа

Оборудование

Компьютер, экран, презентация, музыкальный словарь

Учебно-дидактическое обеспечение

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского, Ю. Визбор «Ты у меня одна»

Ход урока


  1. Организационный момент. 1м.


Вход в класс. Приветствие. Распевка.

  1. Проверка домашнего задания. 5м.

Актуализация знаний учащихся по теме

Тест по теме прошлого урока


  1. Объявление темы и целей урока.

Сегодня мы поговорим с вами о музыке, посвященной вечной теме в искусстве. Может быть, вы вспомните и сами назовете, что это за тема?

Д: Это тема – «Мир человеческих чувств».

У: Верно, а как вы думаете, часто ли художники, поэты, музыканты, драматурги обращались и обращаются к этой теме?

Д: Достаточно часто.

У: Любое произведение искусства говорит нам о людях, их переживаниях, страстях. А музыка именно тот язык, который, как ни одно искусство, ярко и понятно расскажет об этом!

Тема нашего урока «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского».

- Изучая новую тему, на какие вопросы вы хотели бы найти ответы?

  1. Основная часть урока. 15м.

У: Замечательно, вы разобрались в направленности нашего сегодняшнего урока, и я приглашаю вас к знакомству с новым музыкальным произведением, которое раскроет перед нами удивительный мир – мир человеческих чувств.

Взгляните на экран (Слайды 3, 11 и 12).

Сегодня мы узнаем печальную историю, которую поведал миру почти 4 века назад великий английский драматург, поэт и актер – Уильям Шекспир. Человек, которого больше всего интересовали человеческие отношения, чувства и готовность отстаивать свои взгляды и принципы, даже погибая за них. Эта история рассказана в трагедии «Ромео и Джульетта». Послушайте ее начало – Пролог – и подумайте, что является основой сюжета? (Слайд 4)

Д: Сюжет этого произведения основан на конфликте двух враждующих семей, который привел к гибели их детей.

У: Как вы думаете, почему погибли их дети – их звали Ромео – сын Монтекки и Джульетта – дочь Капулетти?

Д: Наверное, потому, что полюбили и хотели быть всегда вместе, но родители, скорее всего, не допустили этого, таким образом они остались вместе и воспротивились слепой ненужной вражде.

У: Взгляните на задание и подумайте над ним. (Слайд 5) Есть ли место человеческим чувствам в этой непростой истории?

Д: Да, конечно, здесь могут проявиться очень разные, яркие и противоречивые чувства.

У: Ну, а какие же, на ваш взгляд, образы композитор, который бы стал писать музыку к этой истории, должен был обязательно показать?

Д: Скорее всего это Любовь Ромео и Джульетты и Вражда родителей.

У: Верно, вы, как настоящие композиторы, справились с этой задачей! Вы выделили и назвали главные образы. Но давайте уточним, какой образ показать первым – Любовь или Вражду? Что было сначала?

Д: Вражда. Но, несмотря на нее, появилась Любовь!

У: Молодцы! Взгляните на экран, как точно у вас все получилось! (Слайды 6 и 7).

А теперь давайте попробуем «сочинить» музыку этих образов, прибегнув к основным музыкально-выразительным средствам и используя Интерактивную презентацию (или таблицы на слайдах 15 и 16).

(Учащиеся подбирают музыкально-выразительные средства к образу Вражды и образу Любви, тем самым создавая образы в целом). Проверяем полученный результат, уточняем.

У: Ну, что ж, вы настоящие мастера, очень ярко представили образы. А теперь я хочу вас познакомить с уже созданной музыкой по этой трагедии.

Автором этой музыки является хорошо нам знакомый композитор – Петр Ильич Чайковский (Слайд 8). Это увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Знаком ли вам жанр увертюра? Что это такое?

Д: Увертюра – оркестровое вступление к опере, балету, спектаклю или кинофильму, в котором в краткой форме показаны главные образы произведения. Иногда увертюра может быть самостоятельным симфоническим произведением.

У: Вполне исчерпывающий ответ, осталось только выяснить, к какому типу отнести нашу увертюру?

Д: Скорее всего, это самостоятельное произведение.

У: Да, действительно, это так. Сегодня мы услышим фрагмент из увертюры П.И.Чайковского, слушая музыку, попытайтесь ответить на данные вопросы – (Слайд 10).

Слушание фрагмента вражды и любви увертюры П.И.Чайковского

«Ромео и Джульетта».

Ответы детей на вопросы №1 и 2, помещенные на слайде №10, пометка в таблице матрицей зеленого цвета совпавшие элементы с выбором композитора и красным – отличающиеся (в простой таблице + и -).

Повторное слушание фрагмента и ответы на оставшиеся задания. Проверка их.

У: Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы еще и еще раз вдумались не только в музыку этого произведения, но и над поступком наших героев.

Напишите дома в тетрадях свое размышление о том, как вы относитесь к поступку Ромео и Джульетты, сумели ли они таким образом сохранить свои чувства или их любовь умерла вместе с ними? Как вы думаете, каков финал этой увертюры, какой темой, Вражды или Любви, закончит автор свою увертюру и почему?

(Запись домашнего задания).

Таким образом, мы сегодня с вами еще раз смогли убедиться в том, что музыка очень ярко может передавать чувства людей до малейших оттенков и не только передавать, но и заставлять слушателя, то есть нас с вами сопереживать им.

Они уносят дух – властительные звуки!
В них – упоение мучительных страстей,
В них – голос плачущей разлуки,
В них – радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить;
Душа безумная томится и желает
И петь, и плакать, и любить!
В. Красов

4. Хоровое пение 10 мин.

У: Ребята, сегодня я хочу представить вам еще одно музыкальное произведение – песню, созданную в 20 веке известным бардом Юрием Визбором (слайд 10).

Юрий Визбор – поэт, бард, журналист, сценарист, создатель молодежной радиостанции, сам снялся в нескольких фильмах. Большая часть его песен связана с альпинистской тематикой. Послушайте его песню и скажите, может ли современная музыка выражать чувства людей? Есть ли сходство у этой песни с музыкой П.Чайковского, о чем говорит она и как звучит?

Прослушивание песни Ю.Визбора «Ты у меня одна» и беседа о ней.

Учитель обобщает ответы детей и делает вывод, что и в 20 веке и во всех других эпохах люди любят, страдают, проносят свои чувства через любые невзгоды и испытания, как и герои Уильяма Шекспира.

Разучивание песни, при разучивании использует приемы «эхо», пение по цепочке и др.

При работе над песней уделить особое внимание манере исполнения: негромкое, теплое, задушевное звучание должно правдиво передать ту доверительную дружескую обстановку, в которой обычно исполняются бардовские песни.
Физкультминутка на 20 мин. 3 м.

6. Подведение итогов. 5 м.

У: С какой музыкой мы сегодня встретились на уроке?

В какое время были созданы эти произведения? Что общего у этих произведений?

Чему научила нас музыка сегодня?

  • 7. Выставление оценок

  • 8. Домашнее задание.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Полищук Ольга Ивановна

Дата: 15.05.2022

Номер свидетельства: 606897


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства