Объявление темы и целей урока. Сегодня мы поговорим с вами о музыке, посвященной вечной теме в искусстве. Может быть, вы вспомните и сами назовете, что это за тема? Д: Это тема – «Мир человеческих чувств». У: Верно, а как вы думаете, часто ли художники, поэты, музыканты, драматурги обращались и обращаются к этой теме? Д: Достаточно часто. У: Любое произведение искусства говорит нам о людях, их переживаниях, страстях. А музыка именно тот язык, который, как ни одно искусство, ярко и понятно расскажет об этом! Тема нашего урока «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского». - Изучая новую тему, на какие вопросы вы хотели бы найти ответы? Основная часть урока. 15м. У: Замечательно, вы разобрались в направленности нашего сегодняшнего урока, и я приглашаю вас к знакомству с новым музыкальным произведением, которое раскроет перед нами удивительный мир – мир человеческих чувств. Взгляните на экран (Слайды 3, 11 и 12). Сегодня мы узнаем печальную историю, которую поведал миру почти 4 века назад великий английский драматург, поэт и актер – Уильям Шекспир. Человек, которого больше всего интересовали человеческие отношения, чувства и готовность отстаивать свои взгляды и принципы, даже погибая за них. Эта история рассказана в трагедии «Ромео и Джульетта». Послушайте ее начало – Пролог – и подумайте, что является основой сюжета? (Слайд 4) Д: Сюжет этого произведения основан на конфликте двух враждующих семей, который привел к гибели их детей. У: Как вы думаете, почему погибли их дети – их звали Ромео – сын Монтекки и Джульетта – дочь Капулетти? Д: Наверное, потому, что полюбили и хотели быть всегда вместе, но родители, скорее всего, не допустили этого, таким образом они остались вместе и воспротивились слепой ненужной вражде. У: Взгляните на задание и подумайте над ним. (Слайд 5) Есть ли место человеческим чувствам в этой непростой истории? Д: Да, конечно, здесь могут проявиться очень разные, яркие и противоречивые чувства. У: Ну, а какие же, на ваш взгляд, образы композитор, который бы стал писать музыку к этой истории, должен был обязательно показать? Д: Скорее всего это Любовь Ромео и Джульетты и Вражда родителей. У: Верно, вы, как настоящие композиторы, справились с этой задачей! Вы выделили и назвали главные образы. Но давайте уточним, какой образ показать первым – Любовь или Вражду? Что было сначала? Д: Вражда. Но, несмотря на нее, появилась Любовь! У: Молодцы! Взгляните на экран, как точно у вас все получилось! (Слайды 6 и 7). А теперь давайте попробуем «сочинить» музыку этих образов, прибегнув к основным музыкально-выразительным средствам и используя Интерактивную презентацию (или таблицы на слайдах 15 и 16). (Учащиеся подбирают музыкально-выразительные средства к образу Вражды и образу Любви, тем самым создавая образы в целом). Проверяем полученный результат, уточняем. У: Ну, что ж, вы настоящие мастера, очень ярко представили образы. А теперь я хочу вас познакомить с уже созданной музыкой по этой трагедии. Автором этой музыки является хорошо нам знакомый композитор – Петр Ильич Чайковский (Слайд 8). Это увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Знаком ли вам жанр увертюра? Что это такое? Д: Увертюра – оркестровое вступление к опере, балету, спектаклю или кинофильму, в котором в краткой форме показаны главные образы произведения. Иногда увертюра может быть самостоятельным симфоническим произведением. У: Вполне исчерпывающий ответ, осталось только выяснить, к какому типу отнести нашу увертюру? Д: Скорее всего, это самостоятельное произведение. У: Да, действительно, это так. Сегодня мы услышим фрагмент из увертюры П.И.Чайковского, слушая музыку, попытайтесь ответить на данные вопросы – (Слайд 10). Слушание фрагмента вражды и любви увертюры П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Ответы детей на вопросы №1 и 2, помещенные на слайде №10, пометка в таблице матрицей зеленого цвета совпавшие элементы с выбором композитора и красным – отличающиеся (в простой таблице + и -). Повторное слушание фрагмента и ответы на оставшиеся задания. Проверка их. У: Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы еще и еще раз вдумались не только в музыку этого произведения, но и над поступком наших героев. Напишите дома в тетрадях свое размышление о том, как вы относитесь к поступку Ромео и Джульетты, сумели ли они таким образом сохранить свои чувства или их любовь умерла вместе с ними? Как вы думаете, каков финал этой увертюры, какой темой, Вражды или Любви, закончит автор свою увертюру и почему? (Запись домашнего задания). Таким образом, мы сегодня с вами еще раз смогли убедиться в том, что музыка очень ярко может передавать чувства людей до малейших оттенков и не только передавать, но и заставлять слушателя, то есть нас с вами сопереживать им. Они уносят дух – властительные звуки! В них – упоение мучительных страстей, В них – голос плачущей разлуки, В них – радость юности моей! Взволнованное сердце замирает, Но я тоски не властен утолить; Душа безумная томится и желает И петь, и плакать, и любить! В. Красов 4. Хоровое пение 10 мин. У: Ребята, сегодня я хочу представить вам еще одно музыкальное произведение – песню, созданную в 20 веке известным бардом Юрием Визбором (слайд 10). Юрий Визбор – поэт, бард, журналист, сценарист, создатель молодежной радиостанции, сам снялся в нескольких фильмах. Большая часть его песен связана с альпинистской тематикой. Послушайте его песню и скажите, может ли современная музыка выражать чувства людей? Есть ли сходство у этой песни с музыкой П.Чайковского, о чем говорит она и как звучит? Прослушивание песни Ю.Визбора «Ты у меня одна» и беседа о ней. Учитель обобщает ответы детей и делает вывод, что и в 20 веке и во всех других эпохах люди любят, страдают, проносят свои чувства через любые невзгоды и испытания, как и герои Уильяма Шекспира. Разучивание песни, при разучивании использует приемы «эхо», пение по цепочке и др. При работе над песней уделить особое внимание манере исполнения: негромкое, теплое, задушевное звучание должно правдиво передать ту доверительную дружескую обстановку, в которой обычно исполняются бардовские песни. Физкультминутка на 20 мин. 3 м. 6. Подведение итогов. 5 м. У: С какой музыкой мы сегодня встретились на уроке? В какое время были созданы эти произведения? Что общего у этих произведений? Чему научила нас музыка сегодня? 7. Выставление оценок 8. Домашнее задание. |