Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока музыки в 5 классе С(К)ОШ VIII вида "В мире нот". »
Методическая разработка урока по музыке в 5 классе С(К)ОШ VIII вида.
Тема: ,,В мире нот”
Цель: Формирование знаний нотной грамоты
Задачи: Развивать музыкальный слух и память, совершенствовать певческие навыки, развивать звуковысотный слух, речевую активность, содействовать приобретению навыков свободного общения с окружающими.
Оборудование: фортепиано, компьютерная презентация, рисунки, музыкальные ребусы
Музыкальный материал:
,,Музыкальная страна” (В Ударцева)
,,Урок музыки” (сл Е Петровой муз А Островского)
«Где живут ноты»(муз И Космачев, сл Н Френкель)
,,Звуки музыки» (Р. Роджерс, Оскар Хаммерстайн).
План урока:
1. Орг. Момент, приветствие.
2. Объявление темы и задач урока.
3. Актуализация знаний учащихся по теме урока.
4. Обобщение материала с использованием презентации.
5. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.
6. Подведение итогов.
Приложение
Музыкальные ребусы
Презентация «Звуки музыки»
Ход урока
I Организационный момент
Прослушивание песни ,,Музыкальная страна” (В Ударцева)
II Актуализация знаний по теме «Музыкальная грамота»
У: Ребята, о какой стране идет речь?
(ответы детей)
- На каждом уроке музыки мы отправляемся с вами в музыкальную страну. Чем мы занимаемся на уроках?
(ответы детей)
- Ребята, а кто сочиняет музыку? (композитор) Как композитор записывает музыку, что использует для записи мелодий? Что такое нота? Сколько всего нот? (Назвать ноты)
У: Семь подружек голосистых,
Семь звоночков серебристых,
Дружно весело живут.
Звонко песенки поют.
Домик наш открыт всем детям
Заходите – мы вас встретим!
Тайны музыки расскажем
В мир волшебный путь покажем
III Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы отправляемся в мир нот
Песня ,,Урок музыки” (сл Е Петровой муз А Островского)
(Исполняется под аккомпанемент фортепиано)
- Ребята, а как вы представляете Музыкальную страну? На доске ваши рисунки, расскажите о них.
Дети по очереди рассказывают о том что они изобразили на рисунках, как представляют «Музыкальную страну».
IV Новый материал
- Ребята, вы любите сказки?
Я готова рассказать одну очень интересную сказку, называется она ,,Встреча с феей мечты” автор сказки Ангелина Маслова.
В некотором царстве, в музыкальном государстве, среди зеленых сосен и стройных берез, на берегу прозрачного озера, жили - были семь веселых ноток.
Маленькие кругленькие, как семь капель росы друг на друга похожие, носили они необыкновенные музыкальные имена:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Утром они встречали восход Солнца, а по вечерам любовались серебристой луной. Дивные птицы пели ноткам-капелькам звонкие песни, величавый лес нашептывал чудные сказки. Особенно удивительной казалась ноткам смена времен года
Лишь о том печалились нотки-капельки, что не умели петь так, словно птицы. Была еще одна неприятность: они сами не различали друг друга. Позовет одна: ,,Фа, иди ко мне!” – а в ответ: ,,Я не Фа, я Ре!”
И вот однажды поздним вечером, когда на звездном небе засияла Луна, из-за берез стоявших как принцессы на балу, ноткам явилась волшебница.
,,Фея Мечты” – представилась она
Я узнала, что вы мечтаете стать певицами. Но сначала, вам надо познакомиться с начальником нотной азбуки – Мудрым скрипичным ключом и музыкальными инструментами.
Они откроют вам огромный мир – Мир музыки! С их помощью вы научитесь петь, если не испугаетесь трудностей. Тогда сбудется ваша мечта. С помощью волшебной палочки она провела пять тонких ровных ниточек – линеек.
У: Ребята, как называются 5 линеек, на которых пишутся ноты?
Д: Нотный стан или нотоносец
У: А сейчас мы с вами отправляемся в гости к нотам!
Вы узнаете, на какой линейке «живет» каждая нотка
Дети – нотки поют песенку «Где живут ноты» (муз И Космачев, сл Н Френкель)и записывают ноты на нотном стане на доске. Остальные ученики записывают на нотных листочках на местах.
1 ученик
Есть у каждой ноты дом.
Где живешь ты, нота до?
Здесь на маленькой скамейке,
На добавочной линейке
2 ученик
Нота ре, где живешь?
Где ты песенки поёшь?
Отгадать сумей-ка –
Под первою линейкой.
3 ученик
Смотри, запомни и пойми, -
Пропела нота ми, -
Я не хочу высоко лезть,
Мне хорошо и здесь!
4 ученик
Между первой и второй –
Фа глядит в окошко.
Между первой и второй –
Тесно ей немножко.
5 ученик
На второй линейке – соль
С нотой фа встречается,
Если скажешь фа и соль,
Слово получается!
6 ученик
А вы меня заметили? –
Спросила нота ля –
Между второй и третьей
Пою я песни детям,
Ля, ля, ля! Ля, ля, ля!
7 ученик
А на линейке третьей – си,
На самой серединке,
Споёт, когда ни попроси,
Так звонко, без запинки
- Вот мы с вами записали нотки. Я надеюсь, что вы запомните, где они «живут».
Физминутка: (выполняют движения, соответствующие тексту)
До – заглянем к Вам в окошко,
Ре – попрыгаем немножко.
Ми и Фа – подняли руки
Нету время нам для скуки.
Соль – картошку посолили,
Ля - глаза мы все закрыли,
Си – открыли их опять –
Будем песни запевать.
V Закрепление
А сейчас мы вспомним песню, которую разучили на прошлом уроке.
Мы прослушаем её. Песня звучит на английском языке (Эта песня из кинофильма, который называется также: ,,Звуки музыки”. Фильм снят в США, поэтому песня исполняется на английском языке. Авторы Р. Роджерс, Оскар Хаммерстайн).
А помогут вспомнить русский текст слайды-картинки.
Прослушивание песни.
- На доске я разместила картинки к песне. Их нужно выставить в порядке, который соответствует тексту песни.
Дети работают на доске: выбирают нужную картинку и говорят строку песни. Исполнение песни (аккомпанемент фортепиано)
До – воробышка гнездо.
Ре – деревья во дворе.
Ми – котенка покорми.
Фа – в лесу кричит сова.
Соль – играет детвора.
Ля – запела вся земля.
Си – поем мы для того,
Чтобы вновь вернуться в До.
Пение
А) хором
Б) девочки – ноту, мальчики – строку.
В) Мальчики – ноту, девочки – строку.
Г) Все вместе
Молодцы, пели хорошо. Не забывайте, что нотки поднимаются и опускаются, как по ступенькам, вы должны правильно спеть каждую
– Каждая нотка – это ступень:
До – I, ре – II, ми – III и т.д. обозначаются римскими цифрами
Внимательно послушайте задание: я называю ступень, вы должны показать ноту, и наоборот (используется веер, на одной стороне которого название ноты, на обратной – ступень)
- Ребята, теперь вы знаете, где пишутся ноты. Сейчас я предлагаю разгадать музыкальные ребусы.
Дети разгадывают ребусы на компьютере, самостоятельно открывают правильный ответ
VI Итог
Ребята! Сегодня на уроки вы познакомились с нотами, их написанием, пели песни, разгадывали ребусы. Я надеюсь, что вы будете на уроках ,,послушны и внимательны и выучите все ноты хорошо” Всем спасибо!