1 | Организационный момент, включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной); • определение целей и задач, которых аттестуемый хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает аттестуемый). | Цель: создать рабочую обстановку, настроить учащихся на учебную работу. Задачи: сообщение темы урока; постановка цели урока; сообщение этапов урока. На этом этапе урока учащиеся должны согласно распорядка в мастерской надеть спецодежду, соответствующую правилам техники безопасности, приготовить чертежные и измерительные инструменты, рабочую тетрадь, дневник и учебник. Учитель контролирует степень готовности учащихся к уроку, количество присутствующих и отсутствующих учащихся, выясняет причины отсутствия, производятся отметки в журнале. Учащимся сообщается информация о предстоящем уроке. Тема программы «Технология обработки металла», тема урока «Опиливание заготовок и отделка изделий из металла. Технологическая карта и ее назначение». Таким образом, учитель создает рабочую обстановку, настраивает учащихся на учебную работу с учетом реальных особенностей класса. |
2 | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: • определение целей, которые аттестуемый ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); • определение целей и задач, которых аттестуемый хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; • определение возможных действий аттестуемого в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает аттестуемый; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. | Для опроса учащихся по пройденному и заданному на дом материалу по теме «Обработка металла» для закрепления полученных знаний предлагаются тесты (Приложение 1). Цель: проверка знаний. Задача: повышение активности на уроке и повышение интереса к профессиям. Для демонстрации тестов используется видеопроектор, так же возможна раздача на руки учащимся индивидуальных экземпляров тестовых заданий, растиражированных при помощи множительной техники. С учетом реальных особенностей класса применяются различные методы решения тестов: групповой, по бригадам, индивидуальный. Результаты решения тестов оцениваются в зависимости от успешности выполнения учащимся задания. |
3 | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой аттестуемый на данном этапе урока; • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает аттестуемый; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому аттестуемым учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала. | Цель для учащихся: научиться планировать выполняемую работу; научиться составлять технологическую карту изделия. Цель урока: ознакомить учащихся с последовательностью работы над изделием, графическим изображением изменяющейся заготовки, выбором инструмента и приспособлений. Задача урока: научить творческому подходу к изготовлению изделий, развить конструкторские навыки, самостоятельность и аккуратность в работе. Изложение нового материала. В народе существует поговорка: «Семь раз отмерь и один раз отрежь». Суть народной мудрости в том, что не следует спешить приступать сразу к изготовлению изделия, можно превратить его в брак - ненужную продукцию. Прежде всего, надо заранее продумать , какие инструменты, приспособления нужны для работы, на каком оборудовании, рабочем месте можно выполнить задуманное. Для того, чтобы изготовить изделие, нужно выполнить ряд действий, то есть пройти ряд этапов. Вначале изображают изделие в виде технического рисунка, эскиза или чертежа. Подбирают качественную заготовку из металла. Заготовкой называют определенных размеров материал, из которого делается деталь. Размечают заготовку, проверяя размеры несколько раз. Затем делают опиливание прямолинейного участка до отметок, сделанных кернером, зачищают и отделывают её, превращая в готовую деталь. Изделия могут состоять из одной или нескольких деталей. Каждая деталь изготавливается из одного куска материала. Соединенные детали в изделии называют сборочной единицей. Изделие может состоять из одной или нескольких сборочных единиц. Если изделие состоит из нескольких деталей, то их после изготовления надо подогнать друг к другу и соединить между собой. Соединение деталей в изделие называют сборкой. Изготовленное изделие необходимо проверить на прочность, испытать. Если обнаружатся какие-то недостатки, то надо найти причины их возникновения и устранить. Последовательность действий по обработке заготовок и сборке деталей в изделии описывается в технологических картах (Приложение 2). Обработку заготовок осуществляют рабочими инструментами вручную или на станках. Каждая деталь изготавливается по своему технологическому процессу, который является частью всего производственного процесса по превращению заготовки в деталь или изделие. Технологический процесс изготовление деталей состоит из ряда технологических операций. Операцией называют законченную часть технологического процесса, выполняемую на одном рабочем месте или на одном станке. Например, операциями будут являться: опиливание заготовки в тисках, сверление в ней отверстий на сверлильном станке, окраска заготовки в специальном помещении. Операции состоят из переходов и установок деталей. Переход выполняют на одном рабочем месте или станке одним инструментом. В ходе урока учащиеся записывают в рабочей тетради новые термины с пояснениями: этапы создания изделия, брак, заготовка, деталь, сборка, сборочная единица, операция, переход, установка, технологический процесс, технологическая карта. Для эффективного усвоения материала используются наглядные пособия: образцы изделий учеников 6-х классов прошлых лет, таблица - технологическая карта, образцы заготовок из металла. Для закрепления материала и активизации учащихся предлагается провести конкурс между бригадами. Дети в мастерской разделены на 2 бригады. Каждой бригаде выдается по одному набору слесарного инструмента. Задача бригады отобрать из набора: изделия-детали (линейка, штангенциркуль. кернер, набор напильников, верстак, тиски); сборочные единицы (угольник,масштабная линейка , ножовка по металлу); изделия, состоящие из нескольких сборочных единиц (шаблоны). Старший по бригаде производит защиту выбора бригады. Ведется самооценка действий и решений. Побеждает бригада, выполнившая задание быстрее и правильнее. После проведения игры учащимся сообщаются сведения о принципах конструирования: деталь должна быть прочной (не разрушаться при определенных нагрузках), надежной (выполнять заданное назначение, сохраняя основные характеристики), технологичной (соответствовать экономичной технологии ее изготовления), экономичной (соответствовать наименьшим затратам при изготовлении). Учащимся задается вопрос: «Какие металлы и сплавы могут использоваться в этой работе, согласно принципам конструирования?». Определяется, что необходимо при выборе материала учитывать свойства металла и сплавов. Учащимся предлагается отобрать из образцов материала мягкие и твёрдые виды металла и сплавов . Побеждает бригада, выбравшая быстрее и правильнее. |
4 | Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой аттестуемый на данном этапе урока; • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает аттестуемый. • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда аттестуемый определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | Учащимся предлагается в рабочих тетрадях выполнить технологическую карту на изготовление шаблона (Приложение 2). Заготовка должна быть предназначена для определенной детали , и выполнена таким образом, чтобы ее назначение можно было определить по форме. С помощью данной практической работы достигаются следующие цели и задачи: развитие у учащихся конструкторских навыков, умение принимать неординарные решения, эстетическое воспитание, развивается усидчивость, прививается аккуратность в работе, умение работать в команде, учащимися приобретаются навыки самоорганизации и самоконтроля. Работа над эскизами и технологической картой ведется побригадно. Во время проведения практической работы проводятся целевые обходы и индивидуальная работа с учащимися. Первый обход: проверяется организация рабочих мест и правильность выполнения норм школьной гигиены и техники безопасности. Второй обход: проверяется правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций. Третий обход: проверяется правильность выполнения работы и осуществления самоконтроля. Для мотивации учащихся в ходе обхода выявляются лучшие работы и демонстрируются классу. Учитель высказывает одобрение: «Молодец. Хорошо». Для тех, кто справиться с заданием раньше других – предлагается дополнительно сделать эскиз оформления изделия из металла орнаментом для чеканки, используя знания и навыки, полученные на уроках изобразительного искусства. После выполнения практической работы определяется степень усвоения учащимися нового учебного материала. Проводится беседа с учащимися по вопросам: - Перечислите этапы создания изделия из металла. - Что такое брак? - Для каких целей служат технологические карты? - Что называют заготовкой, деталью, сборочной единицей? - Что называют технологической операцией? Таким образом, учащиеся, неусвоившие новый материал с первого раза, получают информацию по теме урока повторно. После закрепления изученного материала учитель анализирует работу учащихся на уроке, отмечая правильность организации рабочего места, соблюдение правил по охране труда, правильность выполнения практической работы, комментируя допущенные ошибки. В журнал выставляются оценки за урок с их аргументацией. |
5 | Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хочет достичь аттестуемый, задавая задание на дом; • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | Задание на дом: сделать заготовку для изготовления детали по шаблону. Требования к заготовке, по которым будет определена успешность выполнения домашнего задания: отсутствие заусенцев, соответствие принципам конструирования, аккуратность изготовления. Выполняя данное задание, учащийся получает дополнительную информацию о предмете от родителей, закрепляет полученные на уроке навыки. Учащиеся записывают задание в дневник, приводят в порядок рабочее место, снимают спецодежду. После звонка с разрешения учителя выходят из мастерской. |