Просмотр содержимого документа
«Разработка урока:"Мелодия-душа музыки".»
3класс
Тема урока:«Мелодия - душа музыки».
План урока.
1. Организационный момент.
а) Приветствие, проверка готовности детей к уроку.
б) Эмоционально-психологический настрой на урок.
2. Основная часть урока.
а) Вступительное слово учителя. Подведение к теме.
б) Обозначение проблемы, постановка целей и задач.
Совместное исследование проблемы.
в) Слушание и анализ музыкальных произведений, работа по теме:
В. Шуберт. «Серенада»,
В. А Моцарт. «Маленькая ночная серенада»,
Ф. Шопен. Вальс h-moll,
К. Глюк. «Мелодия»,
П. И. Чайковский. «Мелодия» (для скрипки и ф-но),
Па-де-де из балета «Щелкунчик».
3. Физкультминутка.
4. Разучивание песни «Моя Россия».
а) Просмотр видео с песней «Моя Россия»;
б) Работа с песней.
5. Разгадывание кроссворда «Мелодия».
6. Итог урока. Рефлексия. Оценки.
7. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Психологический настрой. (Вход под песню «Прекрасное далеко»
муз. Е. Крылатова на сл. Ю. Энтина.)
Приветствие, проверка готовности детей к уроку.
Учитель: Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам, и, надеюсь, время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.
А теперь прошу внимание.
Музыка - это чудо, с которым, вряд ли, может сравниться какое-либо другое искусство. Только что звучала песня, которую мы очень любим. Почему же снова и снова она завораживает нас?. Что в этой песне самое главное? Правильно, красивая мелодия, а мелодия всегда будет самым чистым выражением мысли. Эта песня о красоте нашей веры в добро, в светлое будущее. И сегодня мы посвящаем наш урок самому богатому средству музыкальной выразительности … , а какому- вы, ребята, мне постараетесь ответить сами чуть позже…
Основная часть урока.
1. Вступительное слово учителя. Подведение к теме.
Итак, прошу внимания.
На фоне мелодии Чайковского («Святки» из цикла «Времена года») звучит стихотворение Евгения Винокурова:
Стихия музыки - могучая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна, и невесома,
И мы ее в крови своей несем.
Мелодия - всемирная истома,
Как соль в воде, растворена во всем… - (музыку громче).
Как вы думаете, ребята, чему же будет сегодня посвящен наш урок?
- Ответы детей.
Да, тема сегодняшнего урока - «Мелодия - душа музыки» (на доске).
Я не случайно написала ее в кавычках. Это высказывание замечательного русского композитора 19 века – Петра Ильича Чайковского.
Вслушайтесь, пожалуйста, еще раз в название: «Мелодия- душа музыки».
Наша ЗАДАЧА сегодня с вами - понять, каким ЦЕЛЯМ служат звуки мелодии, чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства.
И в качестве эпиграфа к уроку мы возьмем высказывание известного французского композитора 19 века Шарля Гуно.
Шарль Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли». – (на доске).
Как это понимать? Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее прекрасным в окружающем мире,- это первая мелодия маминой колыбельной, пение птиц, звуки набегающей волны, внутренняя мелодия души (когда душа поет).
А что же такое мелодия и почему она является душой музыки?
Дети: - это звуки.
Учитель: - Я играю звуки (играю отдельные в произвольном порядке звуки)- это мелодия?
Дети: - Нет, звуки в мелодии должны как-то связываться.
Учитель: - Правильно. Звуки мелодии ,как отдельные буквы и слова в нашей речи, должны связываться в предложения, должны нам о чём-то рассказывать. Поэтому мелодия – это мысль, выраженная звуками. (Слайд со словами). Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia","meloc",что означает пение, напев. (Слайд со словами «melodia»,«meloc»). Звуки мелодии всегда ритмически организованы и имеют ладовую основу, мажор или минор. От этого зависит характер мелодии: напевный или танцевальный, радостный или грустный. То есть мелодия нам что-то передаёт, выражает. Поэтому мелодия - главное выразительное средство в музыке. (Слайд со словами).
Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу. Поэтому по праву можно сказать, что мелодия – это душа музыки.
Раскрывая перед слушателями свой внутренний мир, композитор придаёт музыке особую лиричность. Что такое "лирика"? Слово произошло от греческого "Лира" (музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого часто исполнялись стихотворные произведения о чувствах и переживаниях человека). (Слайд с лирой).
Поэтому лирикой часто называют поэтические произведения, раскрывающие внутренний мир человека, его мысли, чувства, настроения, переживания. А в музыке лирическими называют произведения поэтического характера, передающие внутренний мир и переживания человека. (Слайд: « В музыке лирические произведения это произведения поэтического характера, передающие внутренний мир и переживания композитора»)
Иногда какой-либо мотив никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, порой даже не зная, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил или сочинил… Просто она запомнилась нам и полюбилась. Какая бы музыка ни звучала - песня, танец или марш, мы всегда выделяем в них мелодию.
Именно мелодия становится музыкой в жизни человека. Поэтому не случайно Чайковский сравнивал мелодию с душой музыки.
« Мелодия,- писал композитор, никогда не может явиться в мысли иначе, как с гармонией вместе. Вообще оба этих элемента музыки вместе с ритмом никогда не могут отделиться друг от друга…»
В этом, как мы знаем, и состоит единство всех сторон музыкального произведения.
Итак, ребята, повторите, пожалуйста, еще раз, из каких 3-х элементов, слитых воедино, состоит музыка?
- ответы учащихся.
( 1) мелодия, 2) гармония, 3) ритм).
- Очень хорошо.
Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии.
В отличие от музыкального ритма, способного все вокруг приводить в движение, мелодия воздействует совсем иначе.
Она не требует никаких внешних физических проявлений- ни движений, ни постукиваний в такт. Ее восприятие происходит как бы в скрытом плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза- ведь переживание музыки относят к самым сокровенным человеческим чувствам.
Чем же объясняется воздействие мелодии?
Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу - человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова?..
2.Слушание и анализ музыкальных произведений.
Послушайте, пожалуйста, чудесную мелодию «Серенады» ФранцаШуберта – одну из самых проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса. (Слова Людвига Рельштаба, перевод Николая Огарева).
Как и любая другая серенада, она поется ночью в честь возлюбленной.
- (слушание).
Вопросы:
- Ребята, для какого исполнителя ( инструменталиста, вокалиста)создана эта проникновенная мелодия?
(для голоса в сопровождении фортепиано).
- Какие чувства вы в ней угадываете?
(нежную грусть, надежду на скорую встречу…).
Да, в мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живет сердце влюбленного юноши: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу.
А теперь предлагаю вашему вниманию еще одну серенаду. Это «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта.
«Серно» - так называли теплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались серенады- песни в честь возлюбленной. Исполнялись серенады на открытом воздухе, перед домом возлюбленной или того, кого хотели отметить вниманием, чаще всего небольшими оркестрами.
Послушайте « Маленькую ночную серенаду» Моцарта, и вы поймете, что это за музыка.
- (слушание).
Вопросы:
- Ребята, чем наполнена мелодия?
(прелестная, грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи).
- Чем пленяет нас мелодия серенады?
(тонкостью и изяществом, чудесным «пением», игрой на скрипке).
- Хорошо, молодцы.
И еще одно сочинение, пленяющее своей необыкновенной мелодией, мне бы хотелось, чтобы вы послушали.
Нередко композиторы, задумывая передать в музыке нечто возвышенное, прекрасное, идеальное, обращались именно к жанру вальса.
И разве не оно, это поэтическое очарование, так впечатляет нас в вальсах Глинки, Чайковского, Шопена?..
Учитель исполняет Вальс Ф Шопена. (слушание).
Вопросы:
- Вам понравился вальс?
- Поделитесь вашими впечатлениями о прослушанной музыке.
- С чем можно сравнить мелодию этого вальса?
- Какие образы и картины возникали у вас перед глазами?
-Молодцы.
А теперь предлагаю вашему вниманию еще две « Мелодии» двух разных композиторов.
Это « Мелодия» немецкого композитора К. Глюка и «Мелодия» П.И. Чайковского.
Итак, первая «Мелодия» Глюка.
- (слушание).
- Понравилась вам музыка?
Мы послушали очень красивую, нежную и грустную «Мелодию» Глюка. Она звучит то жалобно, тоскливо, печально, иногда с волнением, мольбой, щемящим чувством отчаяния, то опять понуро и грустно.
Но мелодия эта льется как бы на одном дыхании. В ней нет других контрастных мелодий.
Давайте сравним эту пьесу с другой, которая тоже называется «Мелодия». Написал ее знаменитый русский композитор- Петр Ильич Чайковский.
- (слушание).
Вопросы:
- Какая по настроению «Мелодия» Чайковского?
(Дети: - Грустная.)
Педагог: - Правильно. А какая из двух пьес звучит более грустно и жалобно?
- (звучат фрагменты).
(Дети: - «Мелодия» Глюка.)
Педагог: -Да, грусть бывает разная: грусть-печаль и светлая грусть, грусть-волнение и грусть-скорбь, отчаяние.
«Мелодия» Чайковского, как и «Мелодия» Глюка грустная, но она не такая жалобная, а более светлая, нежная, иногда взволнованная.
В «Мелодии» Чайковского есть средняя часть- музыка становится шаловливой, игривой, звучит отрывисто, легко. А в конце снова звучит успокоено, светло.
Звучит «Мелодия» П.И Чайковского. (слушание).
У Чайковского, как подлинно русского музыканта, нет неодухотворенных мелодий, лишенных живого яркого чувства.
Одна из таких мелодий – Па- де-де из 2-го действия балета «Щелкунчик».
Эта мелодия, возникающая после неторопливого вступления, начинается сразу с высшей точки.
Такой тип начала получил название «вершина - источник» : он, подобно водопаду, зарождается на высоте, и затем уже мелодия движется вниз, «растворяясь» в пассажах аккомпанемента.
- (слушание).
Слушая мелодию «Па-де-де» из балета «Щелкунчик», удивляешься, как много в музыке от живой человеческой речи!
Но! Есть в ней и то, о чем великий романтик Г.Гейне сказал:
«Где кончаются слова, там начинается музыка»…
- (слушание).
3.Физкультминутка.
А теперь я предлагаю немного отдохнуть и провести физкультминутку.
- Хорошо, молодцы.
4.Разучивание песни « Моя Россия».
Ребята, песня, которую мы с вами будем разучивать, тоже очень красива в мелодическом отношении. Она тоже о красоте, красоте нашей Родины – России. Называется она « Моя Россия».
Написали ее композитор Г.Струве и поэт Н. Соловьева.
Сначала я предлагаю вам не только послушать ее целиком, но и посмотреть видео-клип на эту песню.
Итак, смотрим.
Работа с песней.
- Понравились вам песня и клип?
- Помог ли вам видео-ряд прочувствовать эту песню?
Ребята, обратите внимание на слова. О чем песня?
Россия…Чем так притягивает к себе сердце удивительная и сказочная душа России?
Россия … Как она несказанно трогательна. Ее необъятная душа растворяется в ее просторах.
Да, просторы России поражают воображение, ибо открывается не только красота внешняя, но и перед взором внутренним стоит самобытная сила духовная. Все в России пронизано этой светлой силой… Она в живительных лучах солнца и в звездном шатре, раскинувшемся над Россией. Она в уютном шепоте необъятных российских полей и в поражающих взгляд горных снежных вершинах…
Сегодня на уроке мы постараемся выучить один куплет и припев песни, а на последующих – продолжим работу.
(работа с песней : текст (выявление главного, опорные слова, смысл;
работа над интонацией, дыханием) ).
Итак, ребята, мелодия- это не только нечто осмысленное и законченное, но и выразительное, производящее впечатление и обязательно эмоционально - воздействующее на людей.
Учитель. И в завершение нашего урока я предлагаю вам разгадать кроссворд “Мелодия”.
М а р ш
т а н Е ц
б а Л е т
О п е р а
х о р о в о Д
с И м ф о н и я
п е с н Я
1. Пьеса с чётким, энергичным ритмом, под которую удобно идти в строю.
2. Красивые ритмичные движения под музыку.
3. Спектакль, в котором соединились музыка и танец.
4. Спектакль, в котором все поют и с помощью пения рассказывают историю.
5. Русский народный танец, в котором девушки ходят по кругу, взявшись за руки.
6. Сочинение для оркестра, состоящее из 4 частей.
7. Простое музыкальное произведение, в котором соединились музыка и стихи(один из трех «китов», основных жанров музыки).
Учитель. Молодцы, вы - настоящие знатоки.
5. Итог урока.
Вопросы:
Учитель. Сегодня мы познакомились ближе с мелодией, узнали о ней много нового. Вспомните, пожалуйста, что сказал о мелодии русский композитор и назовите его фамилию.
Дети. Мелодия – душа музыки. Композитора зовут Чайковский.
Учитель. Да, Пётр Ильич Чайковский.
Что же такое мелодия и из чего она состоит?
Дети. Мелодия-это главное выразительное средство. Она состоит из музыкальных звуков.
Учитель. Правильно. Какими бывают мелодии?
Дети. Мелодии бывают разными: весёлыми и грустными, быстрыми и медленными, громкими и тихими.
Учитель. Правильно. А какие мелодии мы называем лирическими?
Дети. Лирические произведения -это произведения, передающие внутренний мир и переживания композитора).
Скажите мне, пожалуйста, как вы понимаете высказывание П.И.Чайковского: «Мелодия- душа музыки»?
(Мелодия передаёт чувства, мысли, переживания, внутренний мир человека).
(Музыка возвышает душу, будит в ней прекрасные ощущения.
В душе - разные настроения: и печаль, и радость.., и все это может передать музыка. Она воздействует на самые сокровенные человеческие чувства…)
Учитель:
- Да, можно сказать, что мелодия- это лицо любого музыкального сочинения, его суть, его душа.
- Ребята, попробуйте объяснить, чем похожи и чем отличаютсямелодии, с которыми мы познакомились на уроке.
( похожи: в любом из прослушанных сочинений присутствует мелодия- его суть, его душа;
различия: в характере, в настроении, в образах этих сочинений.)
Учитель: - Молодцы.
Далее, ребята, пожалуйста, ваше стихотворение.
(стихотворение по ролям).
«Музыка-волшебница».
(«Волшебный мир музыки». А. Лопатина, М. Скребцова, Москва, Армита-Русь, 2009г.)
У старика спросил поэт:
- Что музыка такое, дед?
- Воспоминание она.
В ней юность давняя слышна.
Был задан девочке вопрос,
Она ответила всерьез:
-Похожа музыка на луч,
Окно пробивший из-за туч.
А юноша ответил так:
- Без музыки нельзя никак.
Душа без музыки грустит,
В простор волшебный не летит.
А девушка, пожав плечом,
Сказала: «Музыка - наш дом,
В ней все родное, все свое,
Во всем дыхание ее».
Вы правы все,- сказал поэт,-
Прекрасен каждый ваш ответ.
Одно хочу я повторить-
Нас учит музыка любить.
Нас учит вспоминать она,
Что в нашем сердце есть страна,
В которой счастья бьет родник,
Не замирая ни на миг!
Учитель:
- Очень хорошо, спасибо, ребята, садитесь, пожалуйста.
6. Домашнее задание. Оценки.
А задание на дом вам будет такое:
а) выучить слова песни «Моя Россия»,
б) нарисовать рисунок к песне , стараясь передать красками характер мелодии и свое отношение к ней.