Тема урока: «Мелодия – душа музыки»
Цель урока: Продолжить работу по ознакомлению учащихся со средствами музыкальной выразительности (мелодией) на основе произведений В.А. Моцарта.
Задачи: 1. Привести учащихся к новым понятиям (мелодия, серенада). Познакомить
2.Развивать музыкальный слух учащихся (ладовый, динамический, ритмический).
3. Воспитывать интерес к классической музыке.
4. воспитывать навыки вокально-хоровой деятельности.
Методы: «метод забегания вперед» и «возвращения к пройденному»; ППС на видеофрагменте «О чем говорит музыка»
МЭД на слушании музыки.
Оборудование: «Цветок» (средства музыкальной выразительности), СD и DVD диски, портреты Ф.Шуберта;
Музыкальный ряд: Ф.Шуберт «Серенада», видеофрагмент из фильма «О чем говорит музыка» (2011г.)
Зрительный ряд: иллюстрации, портрет композитора
Тип урока: комбинированный. На данном уроке учащиеся продолжают знакомство с мелодией – одним из средств музыкальной выразительности.
Ход урока
ПЛАН
- Орг. Момент
- Повторение материала прошлых уроков (ритм в окружающем мире и музыке, темп)
- Знакомство с новым средством музыкальной выразительности - мелодия на примере произведений Ф.Шуберта
- Слушание произведений Ф.Шуберта (в вокальном исполнении и инструментальном)
- Хоровое пение песен, пройденных в течение четверти.
На протяжении четверти мы с вами знакомимся со «Средствами музыкальной выразительности».
Какие СМВ вы знаете? (Ритм? Где в окружающем мире себя проявляет ритм?
Темп - это…Виды темпа - …)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним средством музыкальной выразительности – это мелодия. (Итак, откроем тетради – число, тема урока, запишем в «цветок»)
Мир музыки наполнен прекрасными мелодиями – это мелодии произведений композиторов-классиков (Баха, Моцарта, Чайковского, Рахманинова), мелодии популярных песен, звучащих с эстрады, бардовских песен. Вы уже знаете немало музыкальных произведений, они остались в вашей памяти. И если я попрошу их напеть, то вы наверняка будете напевать мелодию. Итак, мелодия – это самая слышимая часть музыки, это то, что мы можем исполнить голосом, именно благодаря мелодии, мы узнаем музыкальные произведения.
Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство: первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В ней есть то, что позволяет нам провести границу между звучаниями природы и той музыкой, в которой выражена человеческая душа.
Человек нередко с мелодией сравнивал то, что казалось ему наиболее прекрасным в окружающем мире – пение лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далекие от звучаний образы: плавно изогнутую линию реки или силуэт далеких гор.
А что же такое мелодия? Давайте вместе попытаемся вывести определение этого средства музыкальной выразительности (просмотр видеофрагмента «Как музыка говорит»)
Мелодия – это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.
П.Чайковский «Мелодия – душа музыки»
Как вы понимаете это определение? Что такое душа? (сложное понятие из области философии, религии и психологии, на протяжении веков человек пытался найти научное обоснование душе, начиная с начала 20века проводились исследования, результат - весит 15-35гр., в 1901г американец Дункан Макдугалл).
Из чего состоит мелодия? Элементарной частицей мелодии является мотив, несколько мотивов образуют фразу (то, что мы можем исполнить на одном дыхании), а фразы в свою очередь образуют предложения.
Послушайте чудесную мелодию «Серенады» Ф.Шуберта (поставить в вокальном исполнении). Серенада – это песня о любви.
В средние века певец обычно исполнял С. под окном возлюбленной, аккомпанируя себе на лютне, мандолине или гитаре. Со временем С. вошла в оперу, а потом стала жанром камерной вокальной музыки.
Задание перед прослушиванием: написать в тетради, – какие чувства вызвало данное произведение?
Что вы себе представляете, слушая «серенаду»?
О чем поется в «Серенаде»? (Ответы детей)
В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живет сердце возлюбленного в этот ночной час: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное, эта серенада о счастливой любви: наступит день, влюбленные встретятся. И все же мелодия открывает нам очень многое – то, чего нет в словах и о чем вообще рассказать очень трудно. Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, - вот содержание произведения, в котором перечислено все, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, раскрывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей радости.
Давайте еще раз прослушаем «Серенаду» Шуберта (слушание в инструментальном исполнении).
Задание перед вторым прослушиванием: В чем разница первого этих произведений (ответы детей)
Правильно: значит мелодия может быть как вокальная, так и инструментальная.
№ | Критерии | РИТМ | МЕЛОДИЯ |
1 | Где присутствует? | Везде: в природе, в искусстве | Только в музыке |
2 | Как проявляет себя? | Внешне, в движении | Выражает чувства.В глубинном, скрытом плане |
3 | В каких жанрах господствует? | В танцевальных | В песенных |
Если ритм присутствует везде, то мелодия всецело принадлежит музыке, т.е. присутствует только в музыке. Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство. Если музыкальный ритм все вокруг приводит в движение, рождая танец и присущие ему жесты, то задолго до создания музыкальных инструментов, мелодия принадлежала голосу человека, пением выражавшему то, что бессильны выразить слова. Мелодия возникает лишь тогда, когда душа настроена на поэтический лад: плачет или смеется, грустит или надеется. В таких случаях звучит песенная, хотя бывает и танцевальная музыка.
ВЫВОД по изучению нового материала: Итак, что нового вы узнали на уроке о мелодии? (см. схему).Что такое мелодия? Из чего состоит мелодия? В каких произведениях чаще всего господствует мелодия? (в песенных, когда хотят показать чувства, отношение к человеку).- Как вы понимаете слова Чайковского «Мелодия – душа музыки»?
А теперь посмотрим как себя проявляет мелодия в тех песнях, которые мы разучили в течение 2й четверти.
Вокально-хоровая работа: повторение песен «Белый город», «Дорога добра», работа над песней «Три белых коня»
Вывод по уроку: