kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «Мелодия – душа музыки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Мелодия – душа музыки»

Цель урока: Продолжить работу по ознакомлению учащихся со средствами музыкальной выразительности (мелодией) на основе произведений В.А. Моцарта.

Задачи: 1. Привести учащихся к  новым понятиям (мелодия, серенада). Познакомить

2.Развивать музыкальный слух учащихся (ладовый, динамический, ритмический).

3. Воспитывать интерес к классической музыке.

4. воспитывать  навыки вокально-хоровой деятельности.

Методы: «метод забегания вперед» и «возвращения к пройденному»; ППС на видеофрагменте «О чем говорит музыка»

МЭД на слушании музыки.

Оборудование: «Цветок» (средства музыкальной выразительности), СD и DVD диски, портреты Ф.Шуберта;

Музыкальный ряд: Ф.Шуберт «Серенада», видеофрагмент из фильма «О чем говорит музыка» (2011г.)

Зрительный ряд:  иллюстрации, портрет композитора

Тип урока: комбинированный. На данном уроке учащиеся продолжают знакомство с мелодией – одним из средств музыкальной выразительности.

Ход урока

ПЛАН

  1. Орг. Момент
  2. Повторение материала прошлых уроков (ритм в окружающем мире и музыке, темп)
  3. Знакомство с новым средством музыкальной выразительности - мелодия на примере  произведений Ф.Шуберта
  4. Слушание произведений  Ф.Шуберта (в вокальном исполнении и инструментальном)
  5. Хоровое пение песен, пройденных в течение четверти.

 На протяжении четверти мы с вами знакомимся со «Средствами музыкальной выразительности».

Какие СМВ вы знаете? (Ритм? Где в окружающем мире себя проявляет ритм?

Темп - это…Виды темпа - …)

 

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним средством музыкальной выразительности – это мелодия. (Итак, откроем тетради – число, тема урока, запишем в «цветок»)

Мир музыки наполнен прекрасными мелодиями – это мелодии произведений композиторов-классиков (Баха, Моцарта, Чайковского, Рахманинова), мелодии популярных песен, звучащих с эстрады, бардовских песен. Вы уже знаете немало музыкальных произведений, они остались в вашей памяти. И если я попрошу их напеть, то вы наверняка будете напевать мелодию. Итак, мелодия – это самая слышимая часть музыки, это то, что мы можем исполнить голосом, именно благодаря мелодии, мы узнаем музыкальные произведения.

Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство: первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В ней есть то, что позволяет нам провести границу между звучаниями природы и той музыкой, в которой выражена человеческая душа.

 Человек нередко с мелодией сравнивал то, что казалось ему наиболее прекрасным в окружающем мире – пение лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далекие от звучаний образы: плавно изогнутую линию реки или силуэт далеких гор.

А что же такое мелодия? Давайте вместе попытаемся вывести определение этого средства музыкальной выразительности (просмотр видеофрагмента «Как музыка говорит»)

 

Мелодия – это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

П.Чайковский «Мелодия – душа музыки»

Как вы понимаете это определение? Что такое душа? (сложное понятие из области философии, религии и психологии, на протяжении веков человек пытался найти научное обоснование душе, начиная с начала 20века проводились исследования, результат - весит 15-35гр., в 1901г американец Дункан Макдугалл).

Из чего состоит мелодия? Элементарной частицей мелодии является мотив, несколько мотивов образуют фразу (то, что мы можем исполнить на одном дыхании), а фразы в свою очередь образуют предложения.

Послушайте чудесную мелодию «Серенады» Ф.Шуберта (поставить в вокальном исполнении). Серенада – это песня о любви.

В средние века певец обычно исполнял С. под окном возлюбленной, аккомпанируя себе на лютне, мандолине или гитаре. Со временем С. вошла в оперу, а потом стала жанром камерной вокальной музыки.

 

Задание перед прослушиванием: написать в тетради, – какие чувства вызвало данное произведение?

Что вы себе представляете, слушая «серенаду»?

О чем поется в «Серенаде»? (Ответы детей)

В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живет сердце возлюбленного в этот ночной час: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное, эта серенада о счастливой любви: наступит день, влюбленные встретятся. И все же мелодия открывает нам очень многое – то, чего нет в словах и о чем вообще рассказать очень трудно. Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней,  - вот содержание произведения, в котором перечислено все, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, раскрывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей радости.

Давайте еще раз прослушаем «Серенаду» Шуберта (слушание в инструментальном исполнении).

Задание перед вторым прослушиванием: В чем разница первого этих произведений (ответы детей)

Правильно: значит мелодия может быть как вокальная, так и инструментальная.

 

 

Критерии

РИТМ

МЕЛОДИЯ

1

Где присутствует?

Везде: в природе, в искусстве

Только в музыке

2

Как проявляет себя?

Внешне, в движении

Выражает чувства.В глубинном, скрытом плане

3

В каких жанрах господствует?

В танцевальных

В песенных

Если ритм присутствует везде, то мелодия всецело принадлежит музыке, т.е. присутствует только в музыке. Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство. Если музыкальный ритм все вокруг приводит в движение, рождая танец и присущие ему жесты, то задолго до создания музыкальных инструментов, мелодия принадлежала голосу человека, пением выражавшему то, что бессильны выразить слова. Мелодия возникает лишь тогда, когда душа настроена на поэтический лад: плачет или смеется, грустит или надеется. В таких случаях звучит песенная, хотя бывает и танцевальная музыка.

ВЫВОД по изучению нового материала: Итак, что нового вы узнали на уроке о мелодии? (см. схему).Что такое мелодия? Из чего состоит мелодия? В каких произведениях чаще всего господствует мелодия? (в песенных, когда хотят показать чувства, отношение к человеку).- Как вы понимаете слова Чайковского «Мелодия – душа музыки»?

А теперь посмотрим как себя проявляет мелодия в тех песнях, которые мы разучили в течение 2й четверти.

Вокально-хоровая работа: повторение песен  «Белый город», «Дорога добра», работа над песней «Три белых коня»

Вывод по уроку:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Мелодия – душа музыки»»

Тема урока: «Мелодия – душа музыки»

Цель урока: Продолжить работу по ознакомлению учащихся со средствами музыкальной выразительности (мелодией) на основе произведений В.А. Моцарта.

Задачи: 1. Привести учащихся к новым понятиям (мелодия, серенада). Познакомить

2.Развивать музыкальный слух учащихся (ладовый, динамический, ритмический).

3. Воспитывать интерес к классической музыке.

4. воспитывать навыки вокально-хоровой деятельности.

Методы: «метод забегания вперед» и «возвращения к пройденному»; ППС на видеофрагменте «О чем говорит музыка»

МЭД на слушании музыки.

Оборудование: «Цветок» (средства музыкальной выразительности), СD и DVD диски, портреты Ф.Шуберта;

Музыкальный ряд: Ф.Шуберт «Серенада», видеофрагмент из фильма «О чем говорит музыка» (2011г.)

Зрительный ряд: иллюстрации, портрет композитора

Тип урока: комбинированный. На данном уроке учащиеся продолжают знакомство с мелодией – одним из средств музыкальной выразительности.

Ход урока

ПЛАН

  1. Орг. Момент

  2. Повторение материала прошлых уроков (ритм в окружающем мире и музыке, темп)

  3. Знакомство с новым средством музыкальной выразительности - мелодия на примере произведений Ф.Шуберта

  4. Слушание произведений Ф.Шуберта (в вокальном исполнении и инструментальном)

  5. Хоровое пение песен, пройденных в течение четверти.



На протяжении четверти мы с вами знакомимся со «Средствами музыкальной выразительности».

Какие СМВ вы знаете? (Ритм? Где в окружающем мире себя проявляет ритм?

Темп - это…Виды темпа - …)


Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним средством музыкальной выразительности – это мелодия. (Итак, откроем тетради – число, тема урока, запишем в «цветок»)

Мир музыки наполнен прекрасными мелодиями – это мелодии произведений композиторов-классиков (Баха, Моцарта, Чайковского, Рахманинова), мелодии популярных песен, звучащих с эстрады, бардовских песен. Вы уже знаете немало музыкальных произведений, они остались в вашей памяти. И если я попрошу их напеть, то вы наверняка будете напевать мелодию. Итак, мелодия – это самая слышимая часть музыки, это то, что мы можем исполнить голосом, именно благодаря мелодии, мы узнаем музыкальные произведения.

Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство: первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В ней есть то, что позволяет нам провести границу между звучаниями природы и той музыкой, в которой выражена человеческая душа.

Человек нередко с мелодией сравнивал то, что казалось ему наиболее прекрасным в окружающем мире – пение лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далекие от звучаний образы: плавно изогнутую линию реки или силуэт далеких гор.

А что же такое мелодия? Давайте вместе попытаемся вывести определение этого средства музыкальной выразительности (просмотр видеофрагмента «Как музыка говорит»)


Мелодия – это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

П.Чайковский «Мелодия – душа музыки»

Как вы понимаете это определение? Что такое душа? (сложное понятие из области философии, религии и психологии, на протяжении веков человек пытался найти научное обоснование душе, начиная с начала 20века проводились исследования, результат - весит 15-35гр., в 1901г американец Дункан Макдугалл).

Из чего состоит мелодия? Элементарной частицей мелодии является мотив, несколько мотивов образуют фразу (то, что мы можем исполнить на одном дыхании), а фразы в свою очередь образуют предложения.

Послушайте чудесную мелодию «Серенады» Ф.Шуберта (поставить в вокальном исполнении). Серенада – это песня о любви.

В средние века певец обычно исполнял С. под окном возлюбленной, аккомпанируя себе на лютне, мандолине или гитаре. Со временем С. вошла в оперу, а потом стала жанром камерной вокальной музыки.


Задание перед прослушиванием: написать в тетради, – какие чувства вызвало данное произведение?

Что вы себе представляете, слушая «серенаду»?

О чем поется в «Серенаде»? (Ответы детей)

В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живет сердце возлюбленного в этот ночной час: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное, эта серенада о счастливой любви: наступит день, влюбленные встретятся. И все же мелодия открывает нам очень многое – то, чего нет в словах и о чем вообще рассказать очень трудно. Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, - вот содержание произведения, в котором перечислено все, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, раскрывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей радости.

Давайте еще раз прослушаем «Серенаду» Шуберта (слушание в инструментальном исполнении).

Задание перед вторым прослушиванием: В чем разница первого этих произведений (ответы детей)

Правильно: значит мелодия может быть как вокальная, так и инструментальная.



Критерии

РИТМ

МЕЛОДИЯ

1

Где присутствует?

Везде: в природе, в искусстве

Только в музыке

2

Как проявляет себя?

Внешне, в движении

Выражает чувства .В глубинном, скрытом плане

3

В каких жанрах господствует?

В танцевальных

В песенных

Если ритм присутствует везде, то мелодия всецело принадлежит музыке, т.е. присутствует только в музыке. Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство. Если музыкальный ритм все вокруг приводит в движение, рождая танец и присущие ему жесты, то задолго до создания музыкальных инструментов, мелодия принадлежала голосу человека, пением выражавшему то, что бессильны выразить слова. Мелодия возникает лишь тогда, когда душа настроена на поэтический лад: плачет или смеется, грустит или надеется. В таких случаях звучит песенная, хотя бывает и танцевальная музыка.

ВЫВОД по изучению нового материала: Итак, что нового вы узнали на уроке о мелодии? (см. схему).Что такое мелодия? Из чего состоит мелодия? В каких произведениях чаще всего господствует мелодия? (в песенных, когда хотят показать чувства, отношение к человеку).- Как вы понимаете слова Чайковского «Мелодия – душа музыки»?

А теперь посмотрим как себя проявляет мелодия в тех песнях, которые мы разучили в течение 2й четверти.

Вокально-хоровая работа: повторение песен «Белый город», «Дорога добра», работа над песней «Три белых коня»

Вывод по уроку:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: «Мелодия – душа музыки»

Автор: Иганова Евгения Владимировна

Дата: 13.01.2022

Номер свидетельства: 597592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Разработка урока:"Мелодия-душа музыки"."
    ["seo_title"] => string(38) "razrabotka_uroka_melodiia_dusha_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "566699"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1607777478"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Урок музыки в 3 классе "Мелодия-душа музыки""
    ["seo_title"] => string(44) "urok_muzyki_v_3_klasse_melodiia_dusha_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "497428"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1548615331"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка: "Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-primienieniie-novykh-mietodov-i-priiemov-obuchieniia-na-urokakh-muzyki-soghlasno-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211784"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431683470"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Технологическая карта урока музыки по теме: "Мелодия - душа музыки""
    ["seo_title"] => string(67) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_muzyki_po_teme_melodiia_dusha_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "607903"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1653391989"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Тема урока: «Мелодия – душа музыки»"
    ["seo_title"] => string(34) "tema_uroka_melodiia_dusha_muzyki_1"
    ["file_id"] => string(6) "611939"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1661078873"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства