kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки в 6 классе "Мелодия-душа музыки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: помочь учащимся понять, каким целям служат звуки мелодии; чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства.

Музыкальный материал: Ф.Шуберт «Серенада»; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Реквием «Lacrimosa»,  П.И.Чайковский, Па-де-де из балета «Щелкунчик»; «Прекрасное далеко»,музыка Е.Крылова, слова Ю.Энтина (разучивание),Презентация «Мелодия-душа музыки»

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мелодия»

Мелодия – душа музыки
                                                                                         
П.И.Чайковский

Цель:

  • помочь учащимся понять, каким целям служат звуки мелодии;

  •  чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства

Музыкальный материал: Ф.Шуберт «Серенада»; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Реквием «Lacrimosa»,  П.И.Чайковский, Па-де-де из балета «Щелкунчик»; «Прекрасное далеко»,музыка Е.Крылова, слова Ю.Энтина (разучивание),Презентация «Мелодия-душа музыки»

 

Ход урока

 I.Организация класса.

Учащиеся читают стихотворение

Стихия музыки – могучая стихия,

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и не видна, и невесома,

И мы ее в крови своей несем.

Мелодия всемирная истома,

Как соль в воде, растворена во всем…

                             Евгений Винокуров

 

II. Работа по теме.

  1. Вступительное слово учителя.

Ш.Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли»

Как это понимать?

Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее прекрасным в окружающем мире, - это первая мелодия маминой колыбельной песни, пение птиц, звуки набегающей волны, внутренняя мелодия души (когда душа поет!), именно мелодия становится музыкой в жизни человека. Не случайно П.И.Чайковский говорил: «Мелодия – душа музыки».

«Мелодия, - писал композитор,- никогда не может явиться в мысли иначе, как с гармонией вместе. Вообще оба эти элемента музыки вместе с ритмом никогда не могут отделиться друг от друга…» в этом, как мы знаем, и состоит единство всех сторон музыкального произведения.

Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии.

  1. Слушание и анализ музыкальных произведений.

  2. Ф.Шуберт. «Серенада»

Вопросы:

  • Для какого исполнителя (инструменталиста, вокалиста) создана эта проникновенная лирическая мелодия (Для голоса в сопровождении фортепиано)

  •  Какие чувства вы в ней угадываете? (Нежную грусть, томление, надежду на скорую встречу)

  •  Что же заключено в мелодии? Если бы не было слов, о чем бы вам рассказала мелодия? (В мелодии заключено главное: как много печали даже в самой счастливой любви, как может быть печален человек даже в своей радости)

  • Пропойте вместе со мной мелодию Серенады

  • В.А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада»

 Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный теплый вечер…

«Серно» - так называли теплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались «серенады» - вечерние песни влюбленных кавалеров, которые они приносили под окна своим возлюбленным. Исполнялись серенады, как и ноктюрны, на открытом воздухе небольшими оркестрами.

Серенада [(франц. serenade, от итал. serenata (sereno– ясная погода, ночная прохлада)] – первоначально музыкальное произведение, исполнимое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания и любви ( песня в честь возлюбленной).

Послушайте «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, и вы поймете, что это за музыка.

 

 

 

         Вопросы:

  • Чем наполнена мелодия? (Прелестная и грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи)

  •  Чем пленяет нас мелодия серенады? (Тонкостью и изяществом, чудесным пением, игрой на скрипке)

  • В.А.Моцарт. Реквием. «Lacrimosa»

Умирающий композитор Вольфганг Амадей последние месяцы своей жизни посвятил созданию одного из самых скорбных во всем мировом  искусстве сочинений – Реквием, «Lacrimosa» - «Слезный день» -это последняя мелодия, которую он смог написать. Однажды вечером его навестил незнакомец, одетый во все черное. Он заказал Реквием — заупокойную мессу. Заказчик оставлял гонорар и срок выполнения заказа на усмотрение композитора, предложил хороший задаток, но имени своего не сообщил. Моцарт согласился: измотанный постоянным безденежьем, крайне непрактичный в житейских вопросах, он не мог отказаться. Сразу началась работа. Но композитор не мог избавиться от мысли, что заупокойную мессу он пишет для самого себя. Сохранилось его письмо, в котором болезненное состояние отражено с трагической силой: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает и требует работы от меня. Я продолжаю писать, ибо сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие. Больше мне нечего бояться. Чувствую — мое состояние подсказывает мне это, — мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств. Я перестаю радоваться своему таланту. А как прекрасна была жизнь! Ее начало сулило великолепные перспективы. Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной. Вена, 7 сентября 1791 года».

Непонятная болезнь с каждым днем усиливалась. Несмотря на это, Моцарт работал крайне напряженно. Страдания становились все сильнее. Когда силы совершенно оставляли композитора, он диктовал своему ученику Францу Зюсмайеру, жившему в его доме. В первых числах декабря была написана Lacrimosa. Вечером 4 декабря собравшиеся у постели больного друзья спели ее. Моцарт исполнял партию альта, но разрыдался и не смог продолжать. На следующий день его не стало.

Реквием состоит из 12 частей, содержание их — мольба о даровании покоя, спасении души и картины Страшного Суда:


 

№1
Вечного покоя подай Ты им, Господи!
Да тихий светит свет им с миром!
В Сионе славим песнью мы Тебя!
Твоею славою светится Ерусалим!
Услыши, Господь, молитву нашу!
В Тебе наше утверждение!
Вечного покоя подай Ты им, Господи!
Да тихий свет светит им с миром!
Господи, Податель благ!
Боже, Податель благ!
Господи, праведный!
Господи, Податель благ!

№2
День возмездья! Он настанет!
И нежданный, как нагрянет,
Каждый в страхе с ложа вспрянет!
Все народы, все языки,
Все познают день великий
В трубном гласе зов Владыки!

№3
Глас Владыки! Над морями,
Глас Владыки! над морями, над землями,
Над гробами пронесется он громами.
И нежданно, средь живущих,
Поколенья в гробе сущих,
Встанут в ряд на Суд идущих.
И се книга Им раскрыта
И ничто же в ней не скрыто,
Что нам кара, что защита.
Все к престолу станут купно
Где сидит Он недоступный
Судия нам неподкупный.
И тебя он спросит тоже,
Что ты скажешь? Боже! Боже!
Кто мне в помощь будет, кто же?

№4
Царь Небесный! повергаюсь
Пред Тобою! изливаюсь
Весь в слезах!

№5
 

Ты Спаситель, Царь Небесный,
Ты великой мукой крестной
Искупивший нас чудесно!
Всех призвал Ты к жизни вечной
Нас любовью бесконечной,
Внемли, внемли вопль сердечный!
Нам Тобою путь указан,
Ты биен был, Ты был связан
И поруган, и истязан.
За врага же, что ярился,
Как безумный, и глумился,
Над Тобою, Ты молился.
Всех простил, бо пребывают
Во слепотстве и не знают,
Что творят, что совершают.
Ты нам подал упованье,
Что омоет покаянье
С сердца пятна злодеянья.
Милосердый, повергаюсь,
Пред Тобою, изливаюсь
Весь в слезах, о каюсь, каюсь.

№6
Ах, из сонма осужденных,
Вечной смерти обреченных,
Даруй встать мне в сонм спасенных!
Даруй встать мне пред Тобою,
Милосердым Судиею,
Чисту сердцем и душою.

№7
В оной скорби, о Владыко,
В предстоящий день великий,
Человеку и вселенной
Будь заступник неизменный,
Сыне Божий, будь нам щит святой!
Спящим в гробе дай покой!

 

№8
Господи Сыне Божий!
Податель благ, податель благ!
Изведи души всех верных рабов Твоих
И всех усопших из муки,
Из вечной муки и из конечной смерти.
Изведи Ты их из челюсти львиной,
Из погибельной муки адовой
Из мрака преисподней.
Да возведет ангел под крылом
Повеленьем Твоим их в царство света!
Бо Аврааму Ты утешенье издревле преподал!

№9
С жертвой и с хвалами к Тебе, Господи! днесь прибегаем;
И молимся за души рабов Твоих,
Молим, память Ты сотвори им вечную.
Даруй им, Господи, из смерти вступити в жизнь века.
Бо Аврааму Ты утешенье издревле преподал.

№10
Свят! свят Господь Бог Саваоф!
Небеса проповедуют славу Господню.
Осанна в вышних!

№11
Слава, слава грядущу во имя Господнее!
Осанна в вышних!

№12
Агнец Божий приявший все грехи мира,
Даруй Ты им вечный мир и блаженство!
Тихий свет да светит им вечно, Господи!
Да светит купно со святыми, ибо благ сей.

Перевод А. Майкова

 


 

Для ее слушания, конечно, нужна особая атмосфера, особое состояние души. Но давайте проникнемся тогдашним душевным состоянием Моцарта и окунемся в эту непостижимую, казалось бы глубину и силу мелодии.

Вопросы:

 

  • На чем основана интонация мелодии «Lacrimosa»? (На интонации вздоха, плача, это образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувств)

  •  Каким своеобразием отличается мелодия ? (Возвышенная лирическая скорбь, овеянная дыханием вечности, умиротворенности, спокойствия высокого и благородного)

4)  П.И.Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик».

Как-то раз известного художника Волкова спросили, как он начинал свою карьеру. Волков раздраженно ответил, что для хлеба насущного ему приходилось служить в департаменте, причем одному за двоих, потому что рядом с ним протирал штаны один свистун, который ничего не умел, ничего не хотел, а только сидел и насвистывал целыми днями...
- Наверно, этот свистун плохо кончил?
- Да уж конечно! Входящие данные он не записывал, исходящие бумаги не отмечал... При сокращении вакансий нас первыми со службы выгнали. Он поступил в консерваторию, а я стал художником, - со вздохом закончил рассказчик. - А фамилия его была Чайковский.

Родственники Петра Ильича Чайковского были чрезвычайно огорчены тем, что молодой человек оказался совершенно не способным к службе и, покинув Министерство юстиции, поступил в Петербургскую консерваторию. Дядя будущего великого композитора возмущенно отчитал "оболтуса" Петю:
- Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!

Чайковский смеялся чрезвычайно заразительно и зачастую по самому неподходящему поводу. Приходит он однажды в гости и радостно сообщает, что переехал на новую квартиру.
- Вы так довольны Петр Ильич, квартира очень хорошая?
- Да, - еще более оживился Чайковский, --просто замечательная, такая уютная, такая маленькая, низенькая, темненькая, ничего не видно, такая прелесть! - и расхохотался.


У Чайковского, как подлинно русского музыканта, нет неодухотворенных пейзажей, как и нет танцевальных мелодий, лишенных живого и яркого чувства. Одна из таких мелодий Па-де-де из 2-годействия  балета «Щелкунчик». Эта мелодия, возникающая после неторопливого вступления, начинается сразу с высшей точки. Такой тип начала получил название «вершина-источник»: он подобно водопаду, зарождается на высоте, и затем уж мелодия движется только вниз, «растворяясь» в пассажах аккомпанемента. Слушая мелодиюПа-де-де из балета «Щелкунчик», удивляешься, как много в музыке от живой человеческой речи! Наверное, в этом ее свойстве снова и снова обнаруживает себя происхождение мелодии от интонации человеческого голоса. Ей доступны мельчайшие оттенки – и вопрос, и восклицание,  и даже многоточие.

Вслушайтесь в интонационное развитие этого фрагмента – и вы убедитесь, что в нем  присутствует все многообразие эмоционального высказывания. Но есть в ней и то, о чем великий романтик Г.Гейне сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка»

 

III. Разучивание песни «Прекрасное далеко» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина»

Песня, которую мы с вами выучим, совершенна в мелодическом отношении, она тоже о красоте – красоте нашей веры в добро, светлое будущее. Написали ее композитор Е. Крылатов и поэт  Ю. Энтин. Называется она «Прекрасное Далеко»

 

1.Слышу голос из Прекрасного Далека

   Голос утренний в серебряной росе

   Слышу голос и манящая дорога

   Кружит голову как в детстве карусель

                     Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко,

                                 Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь!

                                 От чистого истока  в Прекрасное Далеко,

                                 В Прекрасное Далеко я начинаю путь

2.Слышу голос из Прекрасного Далека

   Он зовет меня в чудесные края.

   Слышу голос – голос спрашивает строго,

   А сегодня что для завтра сделал я?

                                   3.Я клянусь, что стану чище и добрее

                                       И в беде не брошу друга никогда.

                                      Слышу голос –и спешу на зов скорее

                                      По дороге, на которой нет следа

 

Итог:

 

  •  В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?

 

  •  Вспомните мелодии, в которых выражались бы различные интонации: грустная, ласковая, веселая

 

  •  Как вы понимаете слова П.Чайковского: «Мелодия – душа музыки»?

 

  •  Попробуйте объяснить, чем похожи и чем отличаются мелодии, с которыми вы познакомились на уроке

 



Просмотр содержимого презентации
«мелодия-душа»

Мелодия- душа музыки

Мелодия- душа музыки

Франц Пе́тер  Шу́берт «Серенада» Великий австрийский Композитор, основоположник романтизма в музыке

Франц Пе́тер  Шу́берт

«Серенада»

Великий австрийский

Композитор, основоположник

романтизма в музыке

Вольфганг Амадей Моцарт «Маленькая ночная серенада» «Какая глубина!  Какая смелость и какая  стройность!»  А. С. Пушкин

Вольфганг Амадей Моцарт

«Маленькая ночная

серенада»

  • «Какая глубина!

Какая смелость и какая

стройность!»

А. С. Пушкин

Пётр Ильич Чайковский Па-де-де  из балета «Щелкунчик»

Пётр Ильич Чайковский

  • Па-де-де

из балета «Щелкунчик»

«Прекрасное Далеко»   композитор Е. Крылатов и поэт  Ю. Энтин 1.Слышу голос из Прекрасного Далека  Голос утренний в серебряной росе    Слышу голос и манящая дорога    Кружит голову как в детстве карусель Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко,      Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь!   От чистого истока  в Прекрасное Далеко,       В Прекрасное Далеко я начинаю путь

«Прекрасное Далеко» композитор Е. Крылатов и поэт  Ю. Энтин

1.Слышу голос из Прекрасного Далека

Голос утренний в серебряной росе

   Слышу голос и манящая дорога

   Кружит голову как в детстве карусель

  • Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко,

     Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь!

  От чистого истока  в Прекрасное Далеко,    

  В Прекрасное Далеко я начинаю путь

Слышу голос из Прекрасного Далека  Он зовет меня в прекрасные края  Слышу голос голос спрашивает строго  А сегодня что для завтра сделал я   Прекрасное Далеко  Не будь ко мне жестоко  Не будь ко мне жестоко  Жестоко не будь  От чистого истока  В Прекрасное Далеко  В Прекрасное Далеко  Я начинаю путь
  • Слышу голос из Прекрасного Далека Он зовет меня в прекрасные края Слышу голос голос спрашивает строго А сегодня что для завтра сделал я Прекрасное Далеко Не будь ко мне жестоко Не будь ко мне жестоко Жестоко не будь От чистого истока В Прекрасное Далеко В Прекрасное Далеко Я начинаю путь
Я клянусь что стану чище и добрее  И в беде не брошу друга никогда  Слышу голос и спешу на зов скорее  По дороге на которой нет следа   Прекрасное Далеко  Не будь ко мне жестоко  Не будь ко мне жестоко  Жестоко не будь  От чистого истока  В Прекрасное Далеко  В Прекрасное Далеко  Я начинаю путь
  • Я клянусь что стану чище и добрее И в беде не брошу друга никогда Слышу голос и спешу на зов скорее По дороге на которой нет следа Прекрасное Далеко Не будь ко мне жестоко Не будь ко мне жестоко Жестоко не будь От чистого истока В Прекрасное Далеко В Прекрасное Далеко Я начинаю путь
Рефлексия   В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?     Вспомните мелодии, в которых выражались бы различные интонации: грустная, ласковая, веселая     Как вы понимаете слова П.Чайковского: «Мелодия – душа музыки»?  

Рефлексия

  •   В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?

 

  •   Вспомните мелодии, в которых выражались бы различные интонации: грустная, ласковая, веселая

 

  •   Как вы понимаете слова П.Чайковского: «Мелодия – душа музыки»?

 

  •   Попробуйте объяснить, чем похожи и чем отличаются мелодии, с которыми вы познакомились на уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок музыки в 6 классе "Мелодия-душа музыки"

Автор: Любезнова Вера Владимировна

Дата: 25.10.2014

Номер свидетельства: 122356


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства