Конспект урока по музыки, для третьего класса. Тема урока "Мелодия-душа музыки". Относится к первому разделу учебника Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина "Россия - Родина моя".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 3 классе "Мелодия-душа музыки"»
Урок музыки в 3 классепо программе Г.П. Сергеевой
Раздел «Россия – Родина моя».
Тема урока «Мелодия – душа музыки».
Цель: дать понятие о выразительных возможностях мелодии.
Музыкальный репертуар: П. Чайковский симфония № 4 2 –я часть,
Песня «Рощица» муз. В. Алексеев, слова М. Фроловой
Ход урока
Организационный момент
Музыкальное приветствие.
У: Здравствуйте, будем заниматься?
Д.: Здравствуйте, здравствуйте, будем заниматься!
У.: Ребята, как вы думаете, о чем может рассказать музыка?
Д.: ( О природе, о настроении человека, его характере)
У: Верно! А главная наша задача – научиться слышать её интонации, настроения, характер.Скажите, ребята, а из чего вырастает каждое музыкальное произведение? (Мелодии.)
У: Музыка благодаря своим возможностям открывает перед нами целый мир:переносит в далёкие времена, повествует о героях, рассказывает сказки, рисует картины природы. А в основе каждого произведения «мелодия».
Знакомство с новым материалом
У: Как говорил русский композитор П.И. Чайковский: «Мелодия – душа музыки».
Давайте с вами вспомним, что такое мелодия, и почему она является душой музыки? (Звуки, ноты)
Я играю звуки (играю отдельные в произвольном порядке звуки), это мелодия? (Нет, звуки в мелодии должны как-то связываться)
У: Звуки мелодии это как отдельные буквы и слова в нашей речи должны связываться в предложения, должны нам о чём-то рассказывать. Поэтому мелодия – это мысль, выраженная звуками. (Слайд 2). Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia","meloc",что означает пение, напев. (Слайд 3)
Какие бывают мелодии? (Весёлые, грустные, нежные и грубые, быстрые и медленные, хрупкие, томные и энергичные…) То есть мелодия нам что-то передаёт, выражает. Поэтому мелодия - главное выразительное средство в музыке. (Слайд 4).
Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу. Поэтому по праву можно сказать, что мелодия – это душа музыки.
У: Музыка - это любовь человека к жизни, к природе, другим людям.
Мы сегодня с вами будем слушать музыку, посвящённую нашей Родине,
в ней композиторы выражают свою любовь к Отчизне... Но прежде, чем мы начнем с вами слушать произведение, давайте сядем ровно, руки положим на парты. А еще музыка любит тишину...
СЛУШАНИЕ фрагмента IV симфонии П.И. Чайковского
У: Итак, мы послушали фрагмент большого музыкально произведения под названием Симфония №4 П. И. Чайковского. Скажите, какими чувствами наполнена эта музыка? Что вы представляете, слушая вторую часть симфонии?
Что такое симфония? (Это большое произведение для симфонического оркестра.)
У: Правильно. (Слайд с симфоническим оркестром).
Как вы понимаете слова П. Чайковского: « Я ещё не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь!»?
Вокально- хоровая работа над песней "Рощица"
И еще одно признание в любви к своей родине воплотили в песне композитор Виталий Алексеев и поэт Мария Фролова, песня называется «Рощица».
Разучивание песни идёт по фразам, с повторениями, с новыми заданиями, корректирующими характер звучания.
Прежде чем мы с вами начнем разучивать ее, нам надо подготовить ваши голоса, а для этого сначала сделаем дыхательную зарядку.
Дыхательная зарядка
( упражнения А. Стрельниковой «Насос», «Обними плечики»)
Солнышко блестит после летних гроз.
Я иду гулять в тишину берез.
Здравствуй, край родной, милая земля,
Светлая березовая рощица моя.
Тихо и светло в рощице моей.
Средь листвы поет песню соловей.
Я люблю тебя, милая земля,
Светлая березовая рощица моя.
По тропе пройду - сердце загрустит.
Сердцем рождена, песня вдаль летит.
Песня о тебе, милая земля,
Светлая березовая Родина моя.
Беседа о содержании песни.
Разучивание песни
Рефлексия урока
У.:Мелодия является главным выразительным средством музыки.
Что такое мелодия?
Почему мелодию так называют?
Какого композитора мы с вами сегодня слушали на уроке?
Что такое симфония?
У.: Вы молодцы! До свидания!
Приложение №1.
Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой
Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
улучшают дренажную функцию бронхов,
положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
улучшают нервно - психическое состояние организма.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:
Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.