Конспект открытого урока „Путешествие в мир знакомой музыки ”
Конспект открытого урока „Путешествие в мир знакомой музыки ”
Цель: Закрепить полученные детьми на прошлых уроках знания о русской народной музыке.
Задачи:
создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся;
развитие умения детей слышать разнохарактерные части и записывать их графически;
исполнять в характере ранее изученные песни;
развитие у детей необходимых музыкальных способностей и умений, способствующих облагораживанию их внутреннего мира;
формирование слушательской музыкальной культуры учащихся;
обобщить знания детей полученные на прошлых уроках;
развитие умения применять полученные на музыке знания на уроках ИЗО, литературе и т.д.
Методы и приемы: словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения), метод графического модулирования, частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск), метод проектирования, наглядно-слуховой, метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие), создание эффекта удивления и ситуации успеха.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока „Путешествие в мир знакомой музыки ”»
Открытый урок
„Путешествие в мир знакомой музыки ”
Тема четверти: «О чем говорит музыка».
Тема урока: «Путешествие в мир знакомой музыки».
Цели: выявить, как ученики научились понимать и передавать в своем исполнении характер, настроение и чувства музыки.
Задачи: - обобщить знания учащихся по темам «Три «кита» и «О чем говорит музыка?»; на знакомом учащимся материале проверить, насколько хорошо дети могут ориентироваться в трех сферах музыки (марш, танец, песня), в знакомом им песенном и музыкальном материале; насколько способны почувствовать и эмоционально передать в своем исполнении (в разных видах деятельности - пение, движение под музыку, музицировании, в пластическом интонировании) различные настроения и характеры музыки; показать связь музыки и изобразительного искусства с жизнью;
- воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке; музыкальную культуру учащихся; воспитать любовь к родной природе; умение сопереживать;
- развить навык вслушивания в музыку, желание выразительно исполнить ее; фантазию детей, любовь к музыке; музыкальные способности детей (чувство ансамбля, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма); певческий голос; артистические способности; творческое воображение.
Тип урока: закрепляющее - обобщающий.
Методы и приемы: словесный, наглядный, сопереживания, размышления о музыке, контрастных сопоставлений, индукции и дедукции, ретроспективы и перспективы.
Музыкальный материал:
1. «Песенка Бременских музыкантов» Г.Гладкова.
2. Музыка к телепередаче «В мире животных» П.Мориа.
3. Марш Л.Бетховена.
4. Два варианта марша Д.Кабалевского.
5. «Танец маленьких утят» Т.Вернер.
6. Вальс из балета «Спящая красавица» П.Чайковского.
7. Полька С.Рахманинова.
8. Инструментальный вариант русского народного песни-танца «Барыня».
9. Попевка «Березки» И.Арсеева.
10. «Перепелочка» белорусская народная песня.
11. Музыка к загадкам из звукового файла («волшебство»)
I. Вход в класс(звучит «Песня Бременских музыкантов» Г.Гладкова). (Слайд 2.)
Приветствие: «Здравствуйте».
II. Введение в тему урока.
У: - В этом полугодии мы вместе с вами совершили много путешествий в мир музыки, узнали много интересного о музыке и о себе. Вам понравились наши путешествия? Хотели бы совершить еще одно? Это будет путешествие в прошлое – в мир уже знакомой вам музыки. А помогут нам путешествовать…, как вы думаете кто? (Варианты ответов детей.) (Слайд 3.)
У: - Как же зовут наших помощников «китов»? Все вместе. (Учащиеся дают ответ всем классом.)
Д:- Марш, танец, песня.
У:- Молодцы. Вы готовы к путешествию?
Д:- Да.
У:- Тогда сели удобнее. Чтобы было веселее, будем передавать настроение музыки и свое настроение от музыки движениями рук, корпусом в такт звучащей музыки. И так, в путь!
III.Работа по теме урока.
МАРШ
У:- Путешествие первое (Звучит музыка к телепередаче «В мире животных» П.Мориа.).
(Слайд 4.)
У:- …и начинается оно с загадки. Будьте внимательны! Ответ дадим хором. (Слайд 5.)(Учитель читает текст загадки.)
Д:- Марш!
У:- Молодцы! И так, мы с вами попали в страну марша. Вспомним, что такое «Марш»?
Д:- Марш - это шаг, шагать.
У:- Вы умеете маршировать? (Да.) Хотите показать? (Да.) Будьте внимательны! В своих движениях будем передавать все изменения музыки: если музыка звучит тихо, и мы будем маршировать на носочках; музыка звучит громче – мы шагаем активнее, но не топаем. И не забудьте передать настроение этой музыки. (Звучит Марш Л.Бетховена. Дети встают, маршируют.)
У:- Очень хорошо! Садитесь, пожалуйста. Где и когда звучит марш?
Д:- На парадах, в школе, на праздниках и т.п.
У:- Как звучат марши? Что всегда в них слышно?
Д:- Марши четкие, громкие, слышны шаги (и т.п.).
У:- Кто может маршировать под марш?
Д:- Солдаты, спортсмены, дети и игрушечные солдатики.
У:- Давайте проверим ваши ответы. (Слайд 6.)
У: - Замечательно! Продолжим игру в загадки?
Д:- Да.
У:- Загадка музыкальная, а, значит, и слушать ее надо очень внимательно. Я исполню на фортепиано фрагменты двух марша. Вы постарайтесь догадаться, кого из изображенных на этих фотографиях изображает первый марш, а кого – второй.
(Учитель на ф-но исполняет фрагмент варианта солдатского и игрушечного марша на одну мелодию.)
Д:- Под первый маршируют солдаты, а под второй игрушечные солдатики.
У:- Как вы догадались?
Д:- Музыка первого громкая, тяжелая, много звуков слышно; музыка второго легкая, тихая, быстрая, очень веселая (и т.п.).
У:- Почему же марши звучат по-разному?
Д:- Потому что солдаты вооружены оружием, на них тяжелые сапоги. Солдаты взрослые, большие (и пр.). А игрушки маленькие, легкие, ножки короткие, оружие игрушечное (и пр.).
У:- С какими чувствами маршируют солдаты и игрушки?
Д:- С гордостью, с уверенность (и т.п.)
У:- А почему у них такие чувства?
Д:- Потому что они защитники.
У:- Молодцы. А кого они защищают?
Д:- Они защищают людей от врага.
У:- Игрушечные солдатики тоже защищают людей?
Д:- Нет (дети смеются). Они защищают кукол.
У:- В этом путешествии вы показали себя знатоками марша. Молодцы!
ТАНЕЦ
У:- Продолжим путешествие. (Слайд 7.)(Звучит музыка к телепередаче «В мире животных» П.Мориа.)
У:- И вновь загадка. (Учитель читает текст загадки. Дети дают ответ хором.) (Слайд 8.)
Д:- Танец.
У:- Отлично!
У:- В какую страну мы попали? Назовите ее?
Д:- Страна танца.
У:- Может быть, вы сможете назвать танец, который мы сейчас станцуем?
Д:- «Танец маленьких утят».
У:- Тогда тихо встаем и постараемся не только изобразить этих утят, но и предать в танце их настроение. (Дети встают, танцуют «Танец маленьких утят» Т.Вернера.)
У:- Молодцы! Какое настроение у вас сейчас? (Веселое! Отличное!) Садитесь, пожалуйста. (Дети садятся на свои места.)
У:- Где можно встретиться с танцами?
Д:- В школе, в танцевальной студии, на праздниках и пр.
У:- Следующая загадка. (Слайд 9.)(Учитель читает загадку о вальсе. Дети дают ответ хором.)
Д:- Вальс.
У:- Что представляет собой этот танец? Как звучит музыка вальса?
Д:- Он плавный, мягкий, кружащийся (и т.п.).
У:- Вы так красиво говорили о вальсе, что очень захотелось его станцевать. Но в классе мало места. Давайте потанцуем его сидя. Танцуют наши ручки, голова и туловище. Только все ваши движения должны следовать точно за музыкой. И не забудьте о настроении.
(Звучит фрагмент вальса из балета «Спящая красавица» П.Чайковского. Дети исполняют вальс.)
У:- Расскажите, что вы сейчас чувствуете?
Д:- Легкость, нежность, любовь, хочется летать (и т.п.).
У:- Интересно, какие еще сюрпризы ожидают вас в стране танца? (Слайд 10.) (Учитель читает загадку о польке. Дети дают ответ хором.)
У:- Вам знаком этот танец? (Да.) Как танцуют польку?
Д:- Под него подпрыгивают, он легкий (и т.п.).
У:- А давайте его потанцуем?
Д:- Да!
У:- Тихо встаем из-за столов. Встали позади стульев. Предлагаю на каждую сильную долю легонько приседать, поворачивая корпус то вправо, то влево, сопровождая эти движения легкими хлопками на каждую долю. И не забудьте передать настроение. (Звучит Полька С.Рахманинова. Дети «танцуют» польку.)
У:- Замечательно! Изменилось ли ваше настроение? Что вы сейчас ощущаете?
Д:- Стало еще веселее, радостнее; хорошее настроение, хочется прыгать (и т.п.).
У:- А вот еще загадка. (Слайд 11.) (Учитель читает загадку о народном танце «Барыня». Дети отгадывают.)
У:- Молодцы! Но давайте не станцуем, а сыграем этот русский народный танец на русских народных инструментах - баян и балалайка. Мальчики взяли в руки «баян», девочки «балалайку». Каждому инструменту нужно вступить в свое время. Помним о настроении. (Звучит «Барыня». Дети выполняют задание.)
У:- Какой хороший оркестр у нас получился. А что такое «оркестр»?
Д:- Когда все музыканты играют вместе.
У:- Вам понравилось в стране танца?
Д:- Да!
У:- Давайте назовем все танцы. Которые вы исполнили. (Слайд 12.)
ПЕСНЯ
У:- Да вы просто знатоки танцев! А наше путешествие продолжается дальше. (Слайд 13.)(Звучит музыка к телепередаче «В мире животных» П.Мориа.)
У:- Куда же мы попали? Давайте послушаем тишину и в ней найдем ответ на мой вопрос. (Дети «сделали» тишину. Учитель на ф-но исполняет мелодию попевки «Березки» И.Арсеева.) (Слайд 14.)
Д:- Мелодия тихая, мягкая, нежная, легкая, воздушная и т.п.
У:- О чем мечтают березки? Чему они радуются?
Д:- Мечтают о новом дне, о солнышке; радуются лету, теплу, красоте (и т.п.).
У:- Давайте исполним эту попевочку так, что бы всем нам стало теплее, солнечнее на душе; что бы стало ясно, что березки рады новому дню, рады жизни. (Повторное исполнение попевки.) (Слайд 15.)
У:- Перед вами картина русского художника И.Левитана. Похожи наши березки на те, которые здесь изображены художником?
Д:- Похожи. Потому что картина солнечная, березки нежные, тоненькие как мелодия в попевочке (и т.п.).
У:- Откуда художник взял эти березки?
Д:- Он их увидел в природе и нарисовал.
У:- А композитор, откуда взял березки?
Д:- Он их тоже увидел в природе.
У:- Получается, что и художник и композитор подсмотрели у природы свои березки?
Д:- Да. Они любили природу.
У:- Почему художник и композитор посвятили свои произведения березкам?
Д:- Они любят березку, природу.
У:- Если посмотреть внимательнее, то можно на картине увидеть птичку. Художник И.Левитан не писал ее. Она залетела сюда случайно. Ведь в лесах и рощах много птиц. Вы узнали ее? (Учитель на ф-но играет начало мелодии белорусской народной песни «Перепелочка».)
Д:- Это же перепелочка.
У:- Вспомните, о чем она рассказывала нам?
Д:- Она стала старенькая, у нее заболели ножки и спинка; ей одиноко, тоскливо.
У:- Давайте исполним для птички песенку «Перепелочка». Некоторые ребята помогут нам игрой на музыкальных инструментах. А мы с вами постараемся так спеть, чтобы перепелке стало легче. (Детям раздаются музыкальные инструменты – треугольник и металлофон. Один ученик играет на ф-но.)
У:- Какие чувства у вас появились, когда исполняли песню?
Д:- Грусть, печаль, жалость, сострадание (и т.п.).
У:- Стало ли перепелке спокойнее на душе? Удалось ли нам ее успокоить?
Д:- Да.
У:- Давайте послушаем, что нам ответит сама перепелка. (Звучит голос перепелки.)(Слайд 15.)
Д:- Ее голос звучит веселее.
У:- Доброе дело сделали. Молодцы! А что же там, впереди? (Слайд 16.)(Звучит звуковой файл «волшебство».)
Д:- Загадки!
У:- За этими картинками спрятаны знакомые вам песни. Я буду показывать картинку. Звучит музыка. Вы ее внимательно слушаете и называете песню. (Слайд 17.)
У:- Отлично! Начинаем наш концерт. С какой песни хотите начать?
(Дети называют песню. Исполнение песни стоя.)
IV. Обобщение темы.
У:- Наше путешествие заканчивается. Вам оно понравилось?
Д:- Да.
У:- Кто нам помогал путешествовать?
Д:- Киты: марш, танец, песня.
У:- Кого нам помогла увидеть музыка?
Д:- Перепелочку, березки, солдат… (и т.п.).
У:- Какие настроения и чувства нам помогли пережить три «кита»?
Д:- Радость, веселье, грусть, волнение, сопереживание, любовь (и т.п.)
У:- Чему должен научиться человек, чтобы понимать и любить музыку?
Д:- Научиться слушать музыку.
V. Итог урока.
У:- Вы все очень хорошо работали. Все получили «5». Спасибо!
А вот мое вам пожелание (Слайд 18.):(учитель зачитывает его ребятам)
До свидания! (Дети встают. Исполняют попевку «До свидания».)
Построение и выход из класса (звучит «Песня Бременских музыкантов» Г.Гладкова).