Давайте вспомним, как называется знак, который открывает нам музыку? - Сколько всего нот в музыке? назовите их по порядку. -Пропоём все звуки. В нашей жизни и в нас с вами постоянно происходят изменения. -в жизни человека, в природе или просто вокруг нас происходят изменения? – в природе: прорастает зерно, растет, изменяется и становиться растением (слайд № ) – человек: малыш растет, развивается, крепнет, умнеет и т.д. (слайд №4) Если что-то изменяется, значит, происходит что? - развитие. Развитие – это, прежде всего изменение, (слайд №5) постоянно происходящее и наблюдаемое нами в жизни. Если мы прочитаем (без музыки) любую сказку, то увидим, что в ней происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские беседы, то в споры и т. д. Все это называется развитием. Но если такое развитие есть в жизни человека, в природе или просто вокруг нас, то оно, должно быть и в музыке. При помощи чего может развиваться музыка? Как может развиваться музыка? Докажите, что это так. | (Скрипичный, музыкальный ключ) (7) Поют Да Ответы детей Развитие
Ответы детей
Дети затрудняются ответить. | Познавательные: -анализ, синтез, сравнение, обобщение; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: -фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; -волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Изменения происходят и в музыке, она не бывает всё время одинаковой. Значит, в ней тоже происходит развитие, и мы, сегодня на уроке, послушаем, при помощи чего происходит развитие музыки. Какую цель мы должны поставить? Значит какая тема нашего урока? Чтобы понять, что такое развитие музыки и какие бывают виды развития музыки, надо внимательно слушать музыку и учителя. (Слайд №2) Послушай, как щебечут птицы Послушай, как поёт волна Как дождь в окно твоё стучится Повсюду музыка слышна Именно эти строчки стихотворения говорят: хорошо было бы, если каждый из вас будет очень внимательным, очень чутким к музыке. Мы услышим, как развивается музыка композитора Эдварда Грига. Познакомьтесь, композитор Э. Григ. Слайд . (портрет + И.Ф. и годы жизни.) Э. Григ родился и жил на севере, в Норвегии. Эта страна находится у Северного моря. В ней много морских заливов, гор, скал, снегов, озёр. Норвегия - родина гномов, троллей, эльфов. Эти сказочные существа будто бы живут в горах и скалах, которых много в Норвегии. Слайды о Норвегии. №. Э. Григ сочил музыку к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Комедия-это, когда смешно, драма-когда грустно. Музыка рассказывает историю о юноше, который покинул родной дом и отправился путешествовать в дальние страны в поисках счастья. Звали его - Пер, фамилия - Гюнт. Было ему тогда всего лишь 20 лет. Во время путешествия он попадал в разные страны: Слайд : В пещеру горного короля В Аравийскую пустыню В страну гномов - Послушайте музыку и выберите из имеющихся названий, куда попал Пер? -У гномов такая музыка может быть? Вспомните м/ф «Белоснежка». - А у нас музыка добрая? - А в пустыне? В пустыне жара, зной. Тоже нет. Правильно, Пер попал в пещеру горного короля, к злым существам, в подземное царство троллей. Музыка так и называется «В пещере горного короля». Слайд . Посмотрите на экран. Помогите мне разгадать этот ребус. Слайд №. ДИНАМИКА - Что такое динамика? То есть звуки могут звучать громко или тихо. Какая динамика была в этом произведении? - Если изменяется динамика, что происходит? Посмотрите на экран, прочитайте глазками. Слайд № (динамическое развитие). Какие ещё изменения вы услышали в этом произведении? Как он изменялся? - А если изменяется темп, то происходит развитие. - как называется такое развитие? Посмотрите на экран. Прочитай, пожалуйста. Слайд № (темповое развитие). А теперь давайте поговорим, почему произошло такое развитие в музыке? О чём рассказывает композитор? Пер попал в пещеру и прилег отдохнуть. - Как музыка звучала? Тролли стали постепенно подкрадываться к Перу -Как в музыке это показано? Когда тролли подкрались к Перу, то увидели что это человек и обрадовались. Когда вам весело, на празднике каком-нибудь, например, вы что делаете от радости? Танцуете. Тролли устроили дикий танец вокруг Пера (быстрый, стремительный, дикий, страшный). - Как изменилась музыка? Вот видите, как много нам музыка рассказала. -Что помогло нам все это увидеть и услышать? (развитие) - Какое? Обратите внимание на экран, прочитайте про себя: (динамическое развитие и темповое). | Узнать, при помощи чего происходит развитие музыки. Развитие музыки. Слушают Нет (гномы веселые, добрые). Злая. Пер попал в пещеру горного короля. ДИНАМИКА Сила звука. Ответы. (динамическое развитие). Ответы изменился темп (в начале медленный, а потом постепенно ускоряется и становится быстрым) (темповое развитие). (настороженно, тихо, таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно). (музыка стала звучать быстрее и громче.) Веселимся, танцуем. (если вначале настороженная, то далее…?) (стала очень громкая и быстрая) развитие (динамическое развитие и темповое). | Познавательные: - анализ, синтез, сравнение; -формулирование познавательной цели; -построение логической цепи рассуждений, доказательство. Личностные: -осознание ответственности за общее дело. Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -учёт разных мнений. |
Долго путешествовал П.Г. в поисках счастья - 40 лет. Дома у него осталась его невеста Сольвейг, которая все эти годы ждала его и продолжала любить. Она не теряла надежды встретиться с ним вновь. И все время, когда Сольвейг вспоминала Пера, она пела песню. Вы сейчас послушаете песню Сольвейг и определите какое развитие в этой музыке вы услышали? Слушание музыки. - Какое настроение у Сольвейг было? Всегда такое? Музыка менялась? - Какая стала? Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни. Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне. - Что изменилось в музыке? - Когда грустила, темп был…? - А когда думала о хорошем…? - Какое еще развитие в музыке было? Что изменялось? Когда человек волнуется, он начинает говорить громче, также и Сольвейг, когда сильно волнуется, начинает петь громче. Развитие в музыке помогло нам представить образ Сольвейг. Назовите, пожалуйста, какое развитие было в музыке? | Слушание музыки. ( Грустное) Грустное, потом весёлое. Темп медленный. быстрый. динамика Динамическое, темповое. | Познавательные: -извлечение из музыкального произведения необходимой информации; Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Какая цель нашего урока? Какая тема нашего урока? – Что такое развитие? Скажите одним словом….(изменение) – Чему мы сегодня научились? – В произведениях, какого композитора было яркое развитие? (Грига.) Как оно называлось? – Какие виды развития? -Спасибо за урок. Мне было очень интересно на нашем уроке. Вы меня очень порадовали своей активной работой. -Что вам больше всего понравилось на уроке? -Какое у вас настроение после нашего урока? Домашнее задание. Я предлагаю вам дома нарисовать любой рисунок к произведению, которое вам больше всего понравилось. Оценки за урок. | Узнать с помощью чего развивается музыка? Развитие музыки Изменение (Определять виды развития) (“В пещере горного короля”) (динамическое, темповое) Ответы детей (всё понравилось) Хорошее | Познавательные: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: -самооценка на основе критерия успешности; -адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |