Конспект урока по музыке для 5 класса
Тема: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
Раздел второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство»
Урок составлен по программе «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
Учитель музыки - Бабушкина Валерия Николаевна, ГБОУ школа № 471 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Цель – познакомить с жизненными прообразами и народными истоками музыки на примере произведений отечественных композиторов.
Задачи:
Воспитательные.
- возбудить интерес к русской музыке,
- воспитание патриотизма, любви к родине, своему народу,
- воспитание эстетического отношения к произведениям искусства
Образовательные
- сформировать понимание роли детских музыкальных впечатлений композиторов на дальнейшее творчество
Развивающие
- научить отличать национальный колорит русской музыки
- научить находить общее и различия в разных видах искусств,
- развитие образно-ассоциативного мышления учащихся
Учебное и техническое обеспечение урока
- Учебник «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
- Творческая тетрадь «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской
- аудиозаписи: С.Рахманинов 3 и 4 части сюиты, русская народная песня «Вечерний звон», колокольный звон, Г.Свиридов музыкальная иллюстрация «Тройка».
- видео «Звонарь на звоннице»
- песня о колоколах
- презентация
- фортепиано
- компьютер с проектором
Ход урока
Звучит 4 часть «Светлый праздник» из сюиты С.Рахманинова
Учитель: Какое настроение передает нам прозвучавшая музыка? Подумайте, ребята, что лежит в основе этой музыки?
Дети: Праздничное, радостное настроение. В основе слышен колокольный звон.
Учитель: Какой музыкальный инструмент подражает колокольному звону?
Дети: Фортепиано
Учитель: Верно. Мы слышим целый оркестр разных колоколов и колокольчиков, благодаря одновременному звучанию 2-х фортепиано.
О чем сегодня на уроке пойдет речь?
Дети: О колокольных звонах.
СЛАЙД 1. Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
Учитель: Учитель объявляет тему урока. Цель урока: Определить, какое место колокольные звоны занимают в русской культуре?
На прошлом уроке мы знакомились с биографией и творчеством композитора Сергея Рахманинова. Давайте вспомним, где родился композитор, какой уголок России ему дорог?
Дети: Новгородский край.
Учитель: Кто был самым дорогим человеком?
Дети: Бабушка
Учитель: Верно.
СЛАЙД 2. Софийский собор
Учитель: На слайде вы видите Софийский собор в г.Новгороде. Сюда вместе с бабушкой маленький Сережа приезжал на церковные праздники, и здесь будущий композитор мог слышать колокольные звоны.
Прочитайте из учебника на стр.108. воспоминания детства композитора.
Дети читают отрывок из учебника.
Учитель: О каких же 4 нотах вспоминает композитор?
Учитель играет на фортепиано 4 ноты(миþ, соль, ля, сиþ).
Если сложить эти ноты в определенном порядке, то получится знакомый мотив - тема 4 части сюиты «Светлый праздник».
Таким образом, в основе прослушанной музыки Рахманинова лежат 4 ноты колокольного звона.
Учитель читает фрагмент из книги Н.Бажанова «Рахманинов» (Творческая тетрадь «Музыка» Г.Сергеевой стр.39)о воспоминаниях маленького Сергея Рахманинова.
СЛАЙД 3. Изображение звонаря на звоннице
Учитель: О каких видах колокольного звона узнал будущий композитор?
Дети: Праздничный трезвон, набат, благовест, малиновый звон.
Учитель: Какой вид колокольного звона использовал С.Рахманинов в своём произведении?
Дети: Праздничный трезвон.
Учитель: Рассмотрите в учебнике нотную запись темы колокольного напева и проанализируйте.
Ответы детей.
Учитель: На протяжении многих веков колокольные звоны сопровождали жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время веселья и скорби.
Продолжите знакомство с текстом в у учебнике с.108. «Несколько лет спустя…»
Композитор лишь изменил чередование 4 знакомых нам нот, и сложилась иная музыка (тема «Слёзы»)
Учитель: Что изменилось? Как звучит колокольный напев?
Дети: Музыка стала грустной, печальной.
Учитель: рассмотрите запись нотной строчки темы «Слёзы» в учебнике и проанализируйте.
Ответы детей.
Учитель:
Слёзы людские, о слёзы людские
Льётесь вы ранней и поздней порой…
Льётесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые,-
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной. (Ф.Тютчев)
Слушаем 3 часть сюиты - «Слёзы».
Учитель: В жизни крестьян были не только радостные моменты, печаль и тоска жили рядом. Поэтому по своему характеру и настроению музыка 3 и 4 части сюиты контрастна.
ВЫВОД: Звучание колокольных звонов оставили глубокий след в душе композитора, что нашло отражение в его творчестве. И в этом мы с вами сегодня на уроке убедились.
СЛАЙД 4. Художественная картина Левитана «Вечерний звон».
Учитель: Рассмотрите картину. Что вы видите на картине?
Дети: Реку, лодку, лес, на берегу церковь.
Учитель: Какое время суток изображено?
Дети: Вечер.
Учитель: Какие цветовые тона использовал художник - яркие или приглушенные?
Дети: Приглушенные.
Учитель: Какие линии - прямые или волнистые?
Дети: Волнистые, плавные
Учитель: В картине изображено движение или она неподвижна?
Дети: В картине как будто всё остановилось: ни ветра, ни волн.
Учитель: Попробуем в своем воображении «оживить» картину. Что в ней «зазвучит», какие звуки вы услышите?
Дети: в картине можно услышать звуки природы : пение птиц, шелест травы, листьев на деревьях, колокольный звон - благовест.
Учитель: Какое настроение передает нам художник?
Дети: спокойное, умиротворенное.
Слушаем р.н.п. «Вечерний звон».
Учитель: Что общего между прозвучавшей песней и картиной художника? Охарактеризуйте средства выразительности в песне.
Дети: И картина, и песня передают нам спокойное, умиротворенное настроение.
Темп- медленный, Динамика – тихая, мелодия – плавная, напевная; ритм – равномерный; тембр – звучат женские и мужские голоса, песню исполняет хор в стиле а капелла.
ВЫВОД: Средства выразительности, используемые композитором в песне и художником в картине, перекликаются. Обратите внимание, что и картина, и русская народная песня имеют одинаковое название – «Вечерний звон».
Физминутка. Игра в звонарей. Под звучащий колокольный звон в записи, дети изображают игру на колоколах. При этом каждый ряд одновременно изображает разные виды колоколов: 1 ряд –большой колокол, 2 ряд – средний и 3 ряд –маленькие колокольчики. Затем меняемся.
СЛАЙД 5. Видео «Звонарь».
Дети смотрят видеозапись, как звонарь управляет всеми колоколами одновременно.
Слушаем Г.Свиридова музыкальную иллюстрацию «Тройка».
Детям не сообщается название.
Учитель: Выберите картину, созвучную музыке Свиридова и объясните свой выбор.
СЛАЙД 6. Две картины «Тройка» Ю.Жабова и «Небосвод» А.Лентулова.
Дети: Картина «Тройка» созвучна музыке Свиридова, т.к. в музыке слышен звон бубенцов, музыка изображает движение тройки лошадей, которая мчится по дороге.
СЛАЙД 7. Тройка Ю.Жабова
Учитель: Верно. Под музыку Георгия Свиридова картина «оживает», и мы с вами слышим интонации звучащих колокольчиков.
Вспомните, ребята, музыкальные произведения, в которых композиторы используют интонации колокольных звонов?
Дети: Песня «Вставайте, люди русские» из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский», «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина», «Богатырские ворота» М.П.Мусоргского, прелюдия С.Рахманинова.
Учитель: Назовите, какие сегодня на уроке звучали музыкальные жанры, и назовите русских композиторов, которых вы запомнили с нашего занятия.
Дети: Русская народная песня, сюита, музыкальная иллюстрация к повести А.С.Пушкина. Композиторы: С.Рахманинов, Г.Свиридов.
Учитель: Следующее задание для вас будет проверочным. Вставьте в текст пропущенные слова.
СЛАЙД 8 с текстом.
Колокола – это символ …(России), это душа русского человека – открытая и широкая. В несколько колоколов одновременно может звонить…(один) человек. Музыкальные инструменты, как и голос человека, могут ….(имитировать) колокольный звон. Красота звучания ………(колокола) отразилась в разных музыкальных произведениях русских композиторов.
Неотъемлемой чертой русской музыки является …………(колокольность).
Учитель: На примере биографии и творчества С.Рахманинова мы можем сделать вывод, что яркие музыкальные впечатления детства композиторов становятся интонационной основой многих произведений. В основе профессиональной музыки лежат народные истоки. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к духовным ценностям. Именно такая музыка становится нам близкой и понятной.
Исполнение распеваний, в которых используется имитация колокольных звонов: Детская песенка-распевочка «Дин-Дон, Дин-Дон, загорелся кошкин дом», канон «Колокольчики звенят, динь- динь, динь- динь, динь- динь - дон».
Учитель: Чем привлекают композиторов колокольные звоны?
Дети: Красотой звучания, благотворным влиянием на человека.
Дети исполняют песню «Святая Россия» Слова и музыка Жанны Колмагоровой
Не спроста родилась я на этой земле,
На земле под великим названьем Россия.
И бегу босиком я по чистой росе,
По полям васильков удивительно синих.
Припев: Россия, Россия, храни свои силы,
Умножь свои силы во веки веков.
Россия, Россия, сильна и красива,
Я чувствую нежность твоих родников.
Купола твоих храмов – святая святых.
Я прочувствовав гордость, предчувствую радость.
И прольётся на землю свет крестов золотых.
Ты Россией была – ты Россией осталась.
Coda: Россия, Россия! Россия, Россия!
Будь стойкой и сильной во веки веков.
Святая Россия…
Творческое задание: Озвучить картину. Детям выдаются шумовые инструменты. Учитель выбирает ребят, которые на шумовых инструментах озвучивают определенные объекты на картине А.Лентулова «Небосвод» (например, цокот копыт, который слышен вдалеке, озвучивается коробочкой; колокольчики на башне можно озвучить треугольником, звуки рожка, издаваемого пастушком, озвучить на свирели и т.д.). Учитель ведёт вертикально указкой по картине справа налево, а дети, увидев свой объект, его озвучивают. В целом получается ощущение «ожившей» картинки.
СЛАЙД 9. А.Лентулов «Небосвод»
Домашнее задание. Найти в Интернете современные песни, в которых поется о колокольных звонах.