kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по музыке для 5 класса

Тема: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Раздел второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство»

Урок составлен по программе «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.  

Учитель музыки - Бабушкина Валерия Николаевна, ГБОУ школа № 471 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Цель – познакомить с жизненными прообразами и народными истоками музыки на примере произведений отечественных композиторов.

Задачи:

Воспитательные.

- возбудить интерес к русской музыке,

- воспитание патриотизма, любви к родине, своему народу,

- воспитание эстетического отношения к произведениям искусства

Образовательные

- сформировать понимание роли детских музыкальных впечатлений композиторов на дальнейшее творчество

Развивающие

- научить отличать национальный колорит русской музыки

- научить находить общее  и различия в разных видах искусств,

- развитие образно-ассоциативного мышления учащихся

Учебное и техническое обеспечение урока

  1. Учебник «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.  
  2. Творческая тетрадь «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской
  3. аудиозаписи:  С.Рахманинов 3 и 4 части сюиты, русская народная песня «Вечерний звон»,  колокольный звон, Г.Свиридов  музыкальная иллюстрация «Тройка».
  4. видео «Звонарь на звоннице»
  5. песня о колоколах
  6. презентация
  7. фортепиано
  8. компьютер с проектором

Ход урока

Звучит 4 часть «Светлый праздник» из сюиты  С.Рахманинова

Учитель: Какое настроение передает нам прозвучавшая музыка? Подумайте, ребята, что лежит в основе этой музыки?

Дети: Праздничное, радостное настроение. В основе слышен колокольный звон.

Учитель: Какой музыкальный инструмент подражает колокольному звону?

Дети: Фортепиано

Учитель: Верно. Мы слышим целый оркестр разных колоколов и колокольчиков, благодаря одновременному звучанию 2-х фортепиано.

О чем сегодня на уроке пойдет речь?

Дети: О колокольных звонах.

СЛАЙД 1. Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Учитель: Учитель объявляет тему урока. Цель урока: Определить, какое место колокольные звоны занимают в русской культуре?

     На прошлом уроке мы знакомились с биографией и творчеством композитора Сергея Рахманинова.  Давайте вспомним, где родился композитор, какой уголок России ему дорог?

Дети:  Новгородский край.

Учитель: Кто был самым дорогим человеком?

Дети: Бабушка

Учитель:  Верно. 

СЛАЙД 2. Софийский собор

Учитель: На слайде вы видите Софийский собор в г.Новгороде. Сюда вместе с бабушкой маленький Сережа приезжал на церковные праздники, и здесь будущий композитор  мог слышать колокольные звоны.

Прочитайте из учебника на стр.108.  воспоминания детства композитора.

Дети читают отрывок из учебника.

Учитель: О каких же 4 нотах вспоминает композитор?

 Учитель играет на фортепиано 4 ноты(миþ, соль, ля, сиþ).

Если сложить эти ноты в определенном порядке, то получится знакомый мотив  - тема 4 части сюиты «Светлый праздник».

Таким образом, в основе прослушанной музыки Рахманинова лежат 4 ноты колокольного звона.

Учитель читает фрагмент из книги Н.Бажанова «Рахманинов» (Творческая тетрадь «Музыка» Г.Сергеевой стр.39)о воспоминаниях маленького Сергея Рахманинова.

СЛАЙД 3. Изображение звонаря на звоннице

Учитель: О каких видах колокольного звона узнал будущий композитор?

Дети: Праздничный трезвон, набат, благовест, малиновый звон.

Учитель: Какой вид колокольного звона использовал С.Рахманинов в своём произведении?

Дети: Праздничный трезвон.

Учитель: Рассмотрите в учебнике нотную запись темы колокольного напева и  проанализируйте.

Ответы детей.

Учитель: На протяжении многих веков колокольные звоны сопровождали жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время веселья и скорби.

    Продолжите  знакомство с текстом в у учебнике с.108. «Несколько лет спустя…»

 Композитор лишь изменил чередование  4 знакомых нам  нот, и сложилась иная музыка (тема «Слёзы»)

Учитель: Что изменилось? Как звучит колокольный напев?

Дети: Музыка стала грустной, печальной.

Учитель: рассмотрите запись нотной строчки темы «Слёзы» в учебнике и  проанализируйте.

Ответы детей.

Учитель:

Слёзы людские, о слёзы людские

Льётесь вы ранней и поздней порой…

Льётесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые,-

Льетесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной. (Ф.Тютчев)

Слушаем 3 часть сюиты - «Слёзы».

Учитель: В жизни крестьян были не только радостные моменты,  печаль и тоска жили рядом. Поэтому по своему характеру и настроению музыка 3 и 4 части сюиты контрастна.

ВЫВОД: Звучание колокольных звонов оставили глубокий след в душе композитора, что нашло отражение в его творчестве. И в этом мы с вами  сегодня на уроке убедились.

СЛАЙД 4. Художественная картина Левитана «Вечерний звон».

Учитель: Рассмотрите картину. Что вы видите на картине?

Дети: Реку, лодку, лес, на берегу церковь.

Учитель: Какое время суток изображено?

Дети: Вечер.

Учитель: Какие цветовые тона использовал художник - яркие или приглушенные?

Дети: Приглушенные.

Учитель:  Какие линии - прямые или волнистые?

Дети: Волнистые, плавные

Учитель:  В картине изображено движение или она неподвижна?

Дети: В картине как будто всё остановилось: ни ветра, ни волн.

Учитель: Попробуем в своем воображении «оживить» картину. Что в ней  «зазвучит», какие звуки вы услышите?

Дети: в картине можно услышать звуки природы : пение птиц, шелест травы, листьев на деревьях, колокольный звон  - благовест.

Учитель: Какое настроение передает нам художник?

Дети: спокойное, умиротворенное.

Слушаем р.н.п. «Вечерний звон».

Учитель: Что общего между прозвучавшей песней и картиной художника? Охарактеризуйте средства выразительности в песне.

Дети:  И картина, и  песня передают нам спокойное, умиротворенное настроение.

Темп- медленный, Динамика – тихая, мелодия – плавная, напевная; ритм – равномерный; тембр – звучат женские и мужские голоса, песню исполняет хор в стиле а капелла.

ВЫВОД: Средства выразительности, используемые композитором в песне и художником в картине, перекликаются. Обратите внимание, что и картина, и русская народная песня имеют одинаковое название – «Вечерний звон».

Физминутка. Игра в звонарей. Под звучащий колокольный звон в записи, дети изображают игру на колоколах. При этом каждый ряд одновременно изображает разные виды колоколов: 1 ряд –большой колокол, 2 ряд – средний  и 3 ряд –маленькие колокольчики. Затем меняемся.

СЛАЙД 5. Видео «Звонарь».

Дети смотрят видеозапись, как звонарь управляет всеми колоколами одновременно.

 Слушаем Г.Свиридова  музыкальную иллюстрацию «Тройка».

Детям не сообщается название.

Учитель: Выберите картину, созвучную музыке Свиридова и объясните свой выбор.

СЛАЙД 6.  Две картины «Тройка» Ю.Жабова и «Небосвод» А.Лентулова.

Дети: Картина «Тройка» созвучна музыке Свиридова, т.к. в музыке слышен звон бубенцов, музыка изображает  движение тройки лошадей, которая мчится по дороге.

СЛАЙД 7. Тройка Ю.Жабова

Учитель: Верно. Под музыку Георгия Свиридова картина «оживает», и мы с вами  слышим интонации звучащих колокольчиков.

Вспомните, ребята, музыкальные произведения, в которых композиторы используют интонации  колокольных звонов? 

Дети: Песня «Вставайте, люди русские» из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский», «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина», «Богатырские ворота» М.П.Мусоргского, прелюдия С.Рахманинова.

Учитель: Назовите, какие сегодня на уроке звучали музыкальные жанры,  и назовите русских композиторов, которых вы запомнили с нашего занятия.

Дети: Русская народная песня, сюита, музыкальная иллюстрация к повести А.С.Пушкина. Композиторы: С.Рахманинов, Г.Свиридов.

Учитель: Следующее задание для вас будет проверочным. Вставьте  в текст пропущенные слова.

СЛАЙД 8 с текстом.

Колокола – это символ …(России), это душа русского человека – открытая и широкая. В несколько колоколов одновременно может звонить…(один) человек. Музыкальные инструменты, как и голос человека, могут ….(имитировать) колокольный звон. Красота звучания ………(колокола) отразилась в разных музыкальных произведениях русских композиторов.

Неотъемлемой чертой русской музыки является …………(колокольность).

Учитель: На примере биографии и творчества С.Рахманинова мы можем сделать вывод, что яркие музыкальные впечатления детства композиторов становятся интонационной  основой  многих произведений. В основе профессиональной музыки лежат народные истоки. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к духовным ценностям. Именно такая музыка становится нам близкой и понятной.

Исполнение  распеваний, в которых используется имитация колокольных звонов: Детская песенка-распевочка «Дин-Дон, Дин-Дон, загорелся кошкин дом», канон «Колокольчики звенят, динь- динь, динь- динь, динь- динь - дон».

Учитель: Чем привлекают композиторов  колокольные звоны?

Дети: Красотой звучания, благотворным влиянием на человека.

Дети исполняют песню «Святая Россия» Слова и музыка Жанны Колмагоровой

Не спроста родилась я на этой земле,

На земле под великим названьем Россия.

И бегу босиком я по чистой росе,

По полям васильков удивительно синих.

Припев: Россия, Россия, храни свои силы,

              Умножь свои силы во веки веков.

              Россия, Россия, сильна и красива,

              Я чувствую нежность твоих родников.

Купола твоих храмов – святая святых.

Я прочувствовав гордость, предчувствую радость.

И прольётся на землю свет крестов золотых.

Ты Россией была – ты Россией осталась.

Coda:  Россия, Россия! Россия, Россия!

           Будь стойкой и сильной во веки веков.

           Святая Россия…

Творческое задание: Озвучить картину. Детям выдаются шумовые инструменты. Учитель выбирает ребят, которые на шумовых инструментах озвучивают определенные объекты на картине А.Лентулова  «Небосвод» (например, цокот копыт, который слышен вдалеке, озвучивается коробочкой; колокольчики на башне можно озвучить треугольником, звуки рожка, издаваемого пастушком, озвучить на свирели и т.д.). Учитель ведёт вертикально указкой по картине справа налево, а дети, увидев свой объект, его озвучивают. В целом получается  ощущение «ожившей» картинки.

СЛАЙД 9. А.Лентулов «Небосвод»

Домашнее  задание.  Найти в Интернете современные песни, в которых поется о колокольных звонах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" »

Конспект урока по музыке для 5 класса

Тема: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Раздел второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство»

Урок составлен по программе «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

Учитель музыки - Бабушкина Валерия Николаевна, ГБОУ школа № 471 Выборгского района Санкт-Петербурга.


Цель – познакомить с жизненными прообразами и народными истоками музыки на примере произведений отечественных композиторов.

Задачи:

Воспитательные.

- возбудить интерес к русской музыке,

- воспитание патриотизма, любви к родине, своему народу,

- воспитание эстетического отношения к произведениям искусства

Образовательные

- сформировать понимание роли детских музыкальных впечатлений композиторов на дальнейшее творчество

Развивающие

- научить отличать национальный колорит русской музыки

- научить находить общее и различия в разных видах искусств,

- развитие образно-ассоциативного мышления учащихся


Учебное и техническое обеспечение урока

  1. Учебник «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

  2. Творческая тетрадь «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской

  3. аудиозаписи: С.Рахманинов 3 и 4 части сюиты, русская народная песня «Вечерний звон», колокольный звон, Г.Свиридов музыкальная иллюстрация «Тройка».

  4. видео «Звонарь на звоннице»

  5. песня о колоколах

  6. презентация

  7. фортепиано

  8. компьютер с проектором



Ход урока

Звучит 4 часть «Светлый праздник» из сюиты С.Рахманинова

Учитель: Какое настроение передает нам прозвучавшая музыка? Подумайте, ребята, что лежит в основе этой музыки?

Дети: Праздничное, радостное настроение. В основе слышен колокольный звон.

Учитель: Какой музыкальный инструмент подражает колокольному звону?

Дети: Фортепиано

Учитель: Верно. Мы слышим целый оркестр разных колоколов и колокольчиков, благодаря одновременному звучанию 2-х фортепиано.

О чем сегодня на уроке пойдет речь?

Дети: О колокольных звонах.


СЛАЙД 1. Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Учитель: Учитель объявляет тему урока. Цель урока: Определить, какое место колокольные звоны занимают в русской культуре?


На прошлом уроке мы знакомились с биографией и творчеством композитора Сергея Рахманинова. Давайте вспомним, где родился композитор, какой уголок России ему дорог?

Дети: Новгородский край.

Учитель: Кто был самым дорогим человеком?

Дети: Бабушка

Учитель: Верно.


СЛАЙД 2. Софийский собор

Учитель: На слайде вы видите Софийский собор в г.Новгороде. Сюда вместе с бабушкой маленький Сережа приезжал на церковные праздники, и здесь будущий композитор мог слышать колокольные звоны.


Прочитайте из учебника на стр.108. воспоминания детства композитора.

Дети читают отрывок из учебника.


Учитель: О каких же 4 нотах вспоминает композитор?

Учитель играет на фортепиано 4 ноты(миþ, соль, ля, сиþ).

Если сложить эти ноты в определенном порядке, то получится знакомый мотив - тема 4 части сюиты «Светлый праздник».


Таким образом, в основе прослушанной музыки Рахманинова лежат 4 ноты колокольного звона.

Учитель читает фрагмент из книги Н.Бажанова «Рахманинов» (Творческая тетрадь «Музыка» Г.Сергеевой стр.39)о воспоминаниях маленького Сергея Рахманинова.

СЛАЙД 3. Изображение звонаря на звоннице


Учитель: О каких видах колокольного звона узнал будущий композитор?

Дети: Праздничный трезвон, набат, благовест, малиновый звон.

Учитель: Какой вид колокольного звона использовал С.Рахманинов в своём произведении?

Дети: Праздничный трезвон.

Учитель: Рассмотрите в учебнике нотную запись темы колокольного напева и проанализируйте.

Ответы детей.

Учитель: На протяжении многих веков колокольные звоны сопровождали жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время веселья и скорби.


Продолжите знакомство с текстом в у учебнике с.108. «Несколько лет спустя…»

Композитор лишь изменил чередование 4 знакомых нам нот, и сложилась иная музыка (тема «Слёзы»)

Учитель: Что изменилось? Как звучит колокольный напев?

Дети: Музыка стала грустной, печальной.

Учитель: рассмотрите запись нотной строчки темы «Слёзы» в учебнике и проанализируйте.

Ответы детей.

Учитель:

Слёзы людские, о слёзы людские

Льётесь вы ранней и поздней порой…

Льётесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые,-

Льетесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной. (Ф.Тютчев)

Слушаем 3 часть сюиты - «Слёзы».


Учитель: В жизни крестьян были не только радостные моменты, печаль и тоска жили рядом. Поэтому по своему характеру и настроению музыка 3 и 4 части сюиты контрастна.


ВЫВОД: Звучание колокольных звонов оставили глубокий след в душе композитора, что нашло отражение в его творчестве. И в этом мы с вами сегодня на уроке убедились.


СЛАЙД 4. Художественная картина Левитана «Вечерний звон».

Учитель: Рассмотрите картину. Что вы видите на картине?

Дети: Реку, лодку, лес, на берегу церковь.

Учитель: Какое время суток изображено?

Дети: Вечер.

Учитель: Какие цветовые тона использовал художник - яркие или приглушенные?

Дети: Приглушенные.

Учитель: Какие линии - прямые или волнистые?

Дети: Волнистые, плавные

Учитель: В картине изображено движение или она неподвижна?

Дети: В картине как будто всё остановилось: ни ветра, ни волн.

Учитель: Попробуем в своем воображении «оживить» картину. Что в ней «зазвучит», какие звуки вы услышите?

Дети: в картине можно услышать звуки природы : пение птиц, шелест травы, листьев на деревьях, колокольный звон - благовест.

Учитель: Какое настроение передает нам художник?

Дети: спокойное, умиротворенное.


Слушаем р.н.п. «Вечерний звон».


Учитель: Что общего между прозвучавшей песней и картиной художника? Охарактеризуйте средства выразительности в песне.

Дети: И картина, и песня передают нам спокойное, умиротворенное настроение.

Темп- медленный, Динамика – тихая, мелодия – плавная, напевная; ритм – равномерный; тембр – звучат женские и мужские голоса, песню исполняет хор в стиле а капелла.


ВЫВОД: Средства выразительности, используемые композитором в песне и художником в картине, перекликаются. Обратите внимание, что и картина, и русская народная песня имеют одинаковое название – «Вечерний звон».


Физминутка. Игра в звонарей. Под звучащий колокольный звон в записи, дети изображают игру на колоколах. При этом каждый ряд одновременно изображает разные виды колоколов: 1 ряд –большой колокол, 2 ряд – средний и 3 ряд –маленькие колокольчики. Затем меняемся.


СЛАЙД 5. Видео «Звонарь».

Дети смотрят видеозапись, как звонарь управляет всеми колоколами одновременно.


Слушаем Г.Свиридова музыкальную иллюстрацию «Тройка».

Детям не сообщается название.

Учитель: Выберите картину, созвучную музыке Свиридова и объясните свой выбор.


СЛАЙД 6. Две картины «Тройка» Ю.Жабова и «Небосвод» А.Лентулова.

Дети: Картина «Тройка» созвучна музыке Свиридова, т.к. в музыке слышен звон бубенцов, музыка изображает движение тройки лошадей, которая мчится по дороге.


СЛАЙД 7. Тройка Ю.Жабова

Учитель: Верно. Под музыку Георгия Свиридова картина «оживает», и мы с вами слышим интонации звучащих колокольчиков.

Вспомните, ребята, музыкальные произведения, в которых композиторы используют интонации колокольных звонов?

Дети: Песня «Вставайте, люди русские» из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский», «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина», «Богатырские ворота» М.П.Мусоргского, прелюдия С.Рахманинова.


Учитель: Назовите, какие сегодня на уроке звучали музыкальные жанры, и назовите русских композиторов, которых вы запомнили с нашего занятия.

Дети: Русская народная песня, сюита, музыкальная иллюстрация к повести А.С.Пушкина. Композиторы: С.Рахманинов, Г.Свиридов.

Учитель: Следующее задание для вас будет проверочным. Вставьте в текст пропущенные слова.


СЛАЙД 8 с текстом.

Колокола – это символ …(России), это душа русского человека – открытая и широкая. В несколько колоколов одновременно может звонить…(один) человек. Музыкальные инструменты, как и голос человека, могут …..(имитировать) колокольный звон. Красота звучания ………(колокола) отразилась в разных музыкальных произведениях русских композиторов.

Неотъемлемой чертой русской музыки является …………(колокольность).


Учитель: На примере биографии и творчества С.Рахманинова мы можем сделать вывод, что яркие музыкальные впечатления детства композиторов становятся интонационной основой многих произведений. В основе профессиональной музыки лежат народные истоки. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к духовным ценностям. Именно такая музыка становится нам близкой и понятной.


Исполнение распеваний, в которых используется имитация колокольных звонов: Детская песенка-распевочка «Дин-Дон, Дин-Дон, загорелся кошкин дом», канон «Колокольчики звенят, динь- динь, динь- динь, динь- динь - дон».

Учитель: Чем привлекают композиторов колокольные звоны?

Дети: Красотой звучания, благотворным влиянием на человека.


Дети исполняют песню «Святая Россия» Слова и музыка Жанны Колмагоровой

Не спроста родилась я на этой земле,

На земле под великим названьем Россия.

И бегу босиком я по чистой росе,

По полям васильков удивительно синих.

Припев: Россия, Россия, храни свои силы,

Умножь свои силы во веки веков.

Россия, Россия, сильна и красива,

Я чувствую нежность твоих родников.


Купола твоих храмов – святая святых.

Я прочувствовав гордость, предчувствую радость.

И прольётся на землю свет крестов золотых.

Ты Россией была – ты Россией осталась.


Coda: Россия, Россия! Россия, Россия!

Будь стойкой и сильной во веки веков.

Святая Россия…


Творческое задание: Озвучить картину. Детям выдаются шумовые инструменты. Учитель выбирает ребят, которые на шумовых инструментах озвучивают определенные объекты на картине А.Лентулова «Небосвод» (например, цокот копыт, который слышен вдалеке, озвучивается коробочкой; колокольчики на башне можно озвучить треугольником, звуки рожка, издаваемого пастушком, озвучить на свирели и т.д.). Учитель ведёт вертикально указкой по картине справа налево, а дети, увидев свой объект, его озвучивают. В целом получается ощущение «ожившей» картинки.


СЛАЙД 9. А.Лентулов «Небосвод»


Домашнее задание. Найти в Интернете современные песни, в которых поется о колокольных звонах.






7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока на тему: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Автор: Бабушкина Валерия Николаевна

Дата: 03.08.2015

Номер свидетельства: 224267

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему " Застывшая музыка" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zastyvshaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "148895"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419873077"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по теме "Небесное и земное в звуках и красках""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokapotiemieniebiesnoieiziemnoievzvukakhikraskakh"
    ["file_id"] => string(6) "283434"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453827131"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока музыки "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-muzyki-kolokol-nost-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "183291"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425813226"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "презентация к уроку "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(90) "priezientatsiia-k-uroku-kolokol-nost-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224400"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1438775649"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства