kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по предмету музыка по теме "Музыка и изобразительное искусство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по предмету музыка для 5 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету музыка по теме "Музыка и изобразительное искусство"»

Открытый урок музыки в 5 классе. Тема периода: «Можем ли мы увидеть музыку?». Тема урока: «Музыкальные краски». Музыкальный репертуар: Н.А Римский- Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»

Цели урока: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим разговор о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. Былина об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Картина художника Васнецова «три богатыря». «Богатырская» симфония А. Бородина.

Чем отличаются одно от другого эти произведения искусства? Неведомые создатели сложили ее из слов. Художник написал картину красками на холсте. Композитор сочинил симфонию, пользуясь звуками. Все эти три произведения относятся к разным видам искусства – литературе, живописи, музыке. Но сравнивая былину, картину и симфонию мы видим не только различия между ними. Мы обнаружим в них и много общего. Прежде всего – содержание. И поэт, и художник, и композитор каждый своими средствами рассказали людям об одном и том же: о славных богатырях. Итак, мы прочитали былину, посмотрели картину, послушали симфонию.

Какое из трех произведений искусства оказалось для вас более понятным, доступным? Большинство называют картину. И в самом деле. К картине подошел – и сразу увидел, что рассказал художник. Потом - былина. В ней богатыри нарисованы словами. Читаешь в книге слова, а в голове возникает картина. Сложнее всего понять содержание симфонии. Но симфония названа «Богатырской» - и нам ясно, что в музыке композитор прославляет могучую силу русского народа. Возможно, не зная замысла композитора, кто-то представит другие образы. Например, грозный океан или вековой лес. Но никто не представит себе порхающую бабочку или журчащий ручей. Музыка может вызывать в нашем воображении живописные полотна. У нее есть свои особые краски. Они не синие, не оранжевые, а особенные, музыкальные. И все же они очень похожи на краски изобразительные. И получаются произведения, которые называют симфоническими картинами. Что это такое? Произведение, которое очень ярко и доступно передает впечатление композитора. Сочиняя произведение для оркестра, композитор не случайно выбирает разные инструменты. Совсем не все ровно, какой инструмент будет играть мелодию, сопровождение к ней. Создавая музыкальную картину, композитор всегда учитывает характер звучания, особенности тембра и силу звучания инструментов. Звучание разных инструментов не перепутаешь, если даже они будут играть одну и ту же мелодию. Их голоса отличаются тембром. Это особенная окраска звука. От чего зависит тембр? От способа звукоизвлечения, от материала из которого изготовлен инструмент, от размеров инструмента. Упражнение с муз. Инструментами.

Богатство оркестровых тембров позволяют композиторам создавать красочные звуковые полотна. Непревзойденным мастером в создании музыкальных картин был ОДИН ИЗ КОМПОЗИТОРОВ СОДРУЖЕСТВА «Могучая кучка».( Работа с карточками.) Римский- Корсаков - настоящий чародей музыкальной живописи. Творческая фантазия композитора нередко пробуждали сказочные сюжеты. Сказка о царе Салтане Пушкина. В ней есть такие эпизоды, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Только музыке, оказалось под силу воссоздать чудесный мир Пушкинской сказки. Сегодня на уроке прозвучит симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». О каких чудесах идет речь?

Это сказочные чудеса, сотворенные царевной Лебедью. Найдите в описании каждого чуда слова, которые помогли композитору услышать эти картины в звучании. Работа с текстом. Каждому из трех чудес в картине посвящена отдельная часть. О каждом из чудес возвещает праздничная фанфара. Зов в самом начале ассоциируется с призывом, сигналом к вниманию. После первого сигнала появляется сказочная тема. В ней слышен хрустальный перезвон колокольчиков, доносившихся из волшебного города Леденца. Во времена Римского – Корсакова леденцы были другими, прозрачными, разноцветными, как драгоценные камешки. Для простого народа леденцы были просто сказочным угощением. Поэтому название город Леденец, говорит нам о диковинной. Необыкновенной красоте сказочного города. Для композитора традиционный набор инструментов оказался недостаточным. Потребовались новые инструменты с ярким тембром. Флейта-пиккало, треугольник, ксилофон и челеста. Музыкальная картинка, рисующая волшебную белку, раскрашена тембрами деревянных духовых и струнных инструментов. Композитор следует за пушкинскими строками, в которых поэт упоминает народную песню: и с присвисточкой поет при честном при всем народе во саду ли, в огороде. Как передать звон хрусталя? Звуковая картина кипящего моря (пассажи струнных в низком регистре). Завывание и свист ветра (Флейты, гобои). Какой должна быть музыка, чтобы рассказать о богатырях? Подобно маршу звучит героическая тема богатырей, выходящих из морской пучины. Когда затихла буря, фанфара возвещает о третьем чуде – царевне- Лебеди. Какой вы представляете себе царевну?

Итог: И композиторов и художников подтолкнули на создание произведений одни и те же образы, события, но каждое из искусств выражает их своими средствами. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные образы и картины.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по предмету музыка по теме "Музыка и изобразительное искусство"

Автор: Салихова Лидия Алексеевна

Дата: 12.12.2016

Номер свидетельства: 368867

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока на тему "Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-krupnieishiie-muziei-izobrazitiel-nogho-iskusstva-i-ikh-rol-v-kul-turie"
    ["file_id"] => string(6) "240917"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445156394"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-tiema-zhanry-v-izobrazitiel-nom-iskusstvie-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "300752"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456775361"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "презентация к уроку "Картина - пейзаж" "
    ["seo_title"] => string(40) "priezientatsiia-k-uroku-kartina-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "102988"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402562480"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему " Застывшая музыка" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zastyvshaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "148895"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419873077"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока, презентация на тему "Зимний пейзаж""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt_uroka_priezientatsiia_na_tiemu_zimnii_pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "383680"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485346325"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства