Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, дети учатся знанию жизни, пониманию и любви к красоте мира и человека.
Целью урока «Зимний пейзаж», является развитие эстетического восприятия природы и её отображение в произведениях различных видов искусства.
1. Организационный момент (зрительный ряд).
2. Беседа по теме урока.
( Отрывки из произведений о временах года – зима).
- Ребята, о чем эти мелодии? (о временах года).
- Времена года – любимейшая тема в искусстве поэтов, художников, музыкантов.
- Как прекрасно, с каким волнением изображают красавицу зиму поэты!
- Какие стихотворения о зиме вы знаете? Кто из поэтов писал о зиме?
- Ребята, и художники писали картины про зиму.
- Какие картины, изображающие зиму, вы знаете?
Иван Константинович Айвазовский «Зимний пейзаж»; Виктор Васнецов «Зимний сон»; Иван Шишкин «Зимний лес»; Игорь Эммануилович Грабарь «Зимний пейзаж»; Константин Фёдорович Юон «Волшебница-зима. Лигачёво. Московская губерния» (слайды 4,5,6,7,8), (просмотр репродукций картин).
- Какое время года изображено на картинах?
- Какие изменения в природе происходят в декабре, январе, феврале?
- Какие художественно-изобразительные средства используют художники, чтобы правдиво передать жизнь природы зимой?
- Какие цвета преобладают в картинах?
- Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на эти картины? (Ответы учащихся).
Вывод: На картинах мы видим удивительное свойство живописи. Художники создают иллюзию жизни, передают зримые образы действительности, и в тоже время отмечают неподвижность живописного изображения, передающего один момент, одно состояние.
3.Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с пейзажем, будем совершенствовать умения и навыки отражать природные явления.
Повторим что такое пейзаж, живопись, последовательность изображения пейзажа. Я хочу, чтобы вы сегодня изобразили «свой пейзаж».
Виды пейзажного жанра (слайды 11-23).
4. Повторение знаний.
Что такое пейзаж? (жанр, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы) (слайд 9).
Пейзаж – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Пейзажем называют также отдельное художественное произведение, изображающее природу. Природа – это книга мудрости.
Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл.
Что такое живопись? (вид изобразительного искусства, в котором задачи образного отражения, познания явлений и предметов действительности решаются цветом) (слайд 10). Произведения живописи создаются красками.
Какие вы знаете виды пейзажного жанра?
Повторим последовательность изображения пейзажа:
Изображение пейзажного мотива:
Отмечают обобщенную пространственную форму
Тонирование рисунка:
Живописное изображение пейзажа:
Моделировка формы:
5.Постановка учебной задачи.
- Ребята, вы начинающие художники. Выбор материалов для ваших живописных работ не богат. В основном это белая бумага, акварель и гуашь. Но и этими материалами можно работать очень разнообразно. Если вы хотите, чтобы работа была светла, нежна, прозрачна, то лучше выбрать акварель – это лессировочный материал. Мазки ложатся тонко, прозрачно.
Хотите сочной, яркой живописи, тогда больше подойдет гуашь. Это кроющий материал, его накладывают плотным глухим слоем, пастозным мазком.
- Ребята возьмите кисти в руки, краски или гуашь и попробуйте написать «свою Зиму».
6.Техника безопасности при работе с красками, гуашью.
7.Физминутка.
8. Практическая работа учащихся.
9. Выставка работ учащихся.
10. Закрепление материала.
-Какие пейзажи по жанру изображены на слайдах? Назовите их (слайды 24, 25, 26).
-Как пейзажи отличаются по характеру?
-Какая из картин вам особенно понравилась? Почему?
-Какое настроение вызвали у вас эти картины? (слайд 27).
11.Рефлексия. Итог урока.
- Ребята, что нового вы узнали на уроке? Понравился ли он вам?
- Что на ваш взгляд было интересным? Поделитесь своими впечатлениями.
- Получилось ли у вас, что вы задумали?
- Что не понравилось на уроке, было сложным?
- Что хотелось бы еще узнать? (слайд 28).
- В начале нашего урока мы говорили о том, что времена года - это любимейшая тема в творчестве поэтов, художников и композиторов.
Во время выполнения работы вас сопровождала музыка П.И. Чайковского, Вивальди.
12.Домашнее задание.
Сравните: как авторы стихотворений говорят о красоте зимней природы и как её изображают художники (слайд 29).