kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему " Застывшая музыка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 5 Предмет: музыка Тема: Застывшая музыка Тип урока: урок освоения и систематизации новых знаний Форма урока: виртуальная экскурсия. Цели: Образовательные: - усвоение и закрепление основных понятий музыки и архитектуры: мелодия, ритм, регистр, динамика, готический и православный храмы отличие католической и православной музыки, понятие а капелла, григорианский хор - создание условий для определения и применения средств выразительности музыки и архитектуры в рамках интеграции данных видов искусств. Развивающие: - формирование УУД: наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать; выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; представлять информацию в текстовой и графической интерпретации. Воспитательные: - формирование эмоционально-нравственного отношения к произведениям искусства, пробуждение интереса к историческому и культурному наследию человечества; - способствование патриотическому воспитанию учащихся; Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано Электронно-образовательные ресурсы: Информационные: презентация; звуковые: произведения из фонохрестоматии Е.Критской: григорианский хорал, И.С. Бах органная фуга соль минор, праздничны колокольный звон, С. В. Рахманинов « Богородица, дева радуйся». Ход урока. Приветствие. Ребята, музыка окружает нас везде, она в наших душах и в наших мыслях, мы её слушаем и слышим. Вслушайся: весь мир поёт – Шорох, свист и шелест, Музыка во всём живёт, Мир её волшебен. А как вы думаете, можем ли мы увидеть её? С каким же видом искусства надо подружиться, что бы суметь увидеть музыку? (с изобразительным искусством, а ещё с каким?) Послушайте произведение и скажите, где можно услышать эту музыку? Слайд 1. ( на концерте, в храме) Почему в храме? ( музыка похожа на молитву, мужское одноголосное пение, монотонность звучания) Молодцы, действительно такую музыку можно услышать в храме. Это звучал старинный Григорианский хорал на латинском языке. Ребята, скажите, что такое храм, как вы думаете?..... Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Храм - архитектура. Давайте, тогда попробуем определить тему урока. Ваше предположения, ваше мнение. ( Музыка в храме, музыкальный храм и т.д.) Тема записывается на доске (предполагаемая) Слайд 2. Посмотрите, на слайде изображены два храма. Какие эти храмы? (разные) А как вы думаете, в этих храмах музыка звучит одинаковая? (разная) Почему? (Выход на предположение, что музыка связана с архитектурой) Предположение записать на доске Как будем проверять наше предположение? С помощью каких средств мы можем сравнить музыку и архитектуру? (Выход на средства музыкальной выразительности) Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? ( мелодия, ритм, регистр, динамика, форма и т. д.) Итак, мы готовы для сравнения? Какие средства музыкальной выразительности подходят для описания этих храмов? Называем. мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии, соответствующие русской песенности; ритм (порядок) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого; регистр, какой бывает регистр? (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий; динамика (громкость) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки; форма (построение) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно. Послушайте музыку, опишите ваши чувства. Слушание: И.С.Бах. Органная фуга Соль-минор Слайды 3-11. Как звучит музыка? (сосредоточенность, покой, равновесие). ( слышится пространство сооружений, объёмность, мощь звучания) Что помогало музыке звучать так мощно и сильно? ( инструмент – орган) Как вы думаете, в каком храме может звучать эта музыка в левом или в правом? А почему?( Он большой по высоте, чувствуется мощь и сила) Слайд 12. Слайд 13. Перед вами готический собор, в котором звучит самый большой в мире инструмент – орган. Слайд 14. Ребята, кто знает, какой композитор писал много произведений для органа? ( И.С.Бах) Слайд 15. И.С.Бах – считается одним из величайших “архитекторов” музыки . Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития, это как? (Мнения детей). Можно сказать, сплетения равноправных мелодий? Что происходило с мелодиями? Давайте обратим внимание на то, где, в каком регистре возникла тема разговора, и что с ней происходило дальше? Сокращённое повторное слушание фрагмента (1:15) Главная тема возникла в каком регистре? (Она звучит сначала в высоком регистре ) -Эта тема звучала один раз? Как она повторялась? ( Нет, звучит несколько раз, начало тем повторяется, после высокого звучит по ниже, потом звучит голос в среднем регистре, потом и в басах) А когда вступали темы в других голосах, предыдущие голоса в этот момент замолкали? (Нет, они продолжали звучать) А как менялась динамика? (Чем больше голосов, тем громче, напряжённее) Давайте соберём всё воедино и изобразим эту музыку в рисунке: (дети совместно с учителем создают рисунок музыки готического собора) Главная тема звучит в каком регистре (в высоком - одноголосный высокий “шпиль” темы, как можно изобразить, виде чего? Виде башни можно? Следующие темы отличаются звучанием? Как они звучат?(немного ниже как можно изобразить? Башни поменьше, ниже) Вспомните, звучание последней темы ( самая низкая - басы, звучат как основание, как фундамент. Вам это ничего не напоминает? (Готический собор) Молодцы, музыка И. С. Баха нам нарисовала готический собор - это сейчас мы увидели своими глазами. Слайд 16. Слайд 17. А теперь послушайте и скажите, в каком храме может звучать эта музыка? Звучит колокольный звон Слайд 18. ( Молодцы, правильно, в левом храме. Перед вами православный собор. Молодцы, да это прозвучал колокольный звон. Слайд 19. Для чего служит колокольный звон? ( Созывает верующих к службе; выражает торжество церковного богослужения; оповещает о времени совершения наиболее важных частей службы.) Ребята, а какие колокольные звоны вы знаете? Как называется колокольный звон, когда случается беда? (Набат) А как называется, когда приглашает всех на праздник? (Благовест, праздничный) Какой колокольный звон сейчас прозвучал? Молодцы, праздничный. О чём нам говорит праздничный звон? (такой колокольный звон возвещает нам о православном празднике.) (А какие православные праздники вы знаете? Есть такой праздник - Благовещение. В день этого библейского события архангел Гавриил принёс Деве Марии весть о том, что вскоре у неё родится Сын Божий. Вот как написано об этом в Евангелие: Слайд 20. “Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами”. (Евангелие от Луки)) Как вы думаете, какая музыка должна звучать? Опишите её? (Музыка напевная, мелодичная, тёплая) Давайте проверим наше предположение, послушав музыку. С.В. Рахманинов «Богородица, дево радуйся» Слайд 21- 26 Правильные слова мы подобрали для этой музыки или нет? Какие особенности этой музыки? (звучит хор без сопровождения ) Слайд 27. А как называется пение без сопровождения? (А каппелла) Отличительная черта русской православной музыки - пение без сопровождения (a capella) Сейчас прозвучало духовное произведение русского композитора С.Рахманинова “Богородица Дева, радуйся” Слайд 28. Похожа ли музыка С.В.Рахманинова на музыку И.С.Баха? (Нет, музыка Рахманинова более напевная, эмоциональная; живой голос, по сравнению с органом, более тёплый, в нём чувствуется “человеческое”)... Хочется немного помолчать, правда?. Как вы думаете, почему? (Очень красивая музыка, в ней много переживаний, она возвышенная). Теперь давайте, попробуем нарисуем музыку Рахманинова: Как начинается музыка? Поёт много голосов в начале или один? Поёт священнослужитель – низким голосом, солист. Посмотрите на слайд. На что похож этот голос? – можно сказать, что на большой купол? Дальше что происходит? Вступает хор. Хор что напоминает? – маленькие купола, которые находятся возле большого. Соединяем их, что получается? Православный храм. Слайд 29. Молодцы ребята, смотрите сколько мы сегодня на уроке успели сделать.. А что именно? Сравнивали музыку и храмы, почувствовали её, описали и нарисовали музыку. Какой вывод можно сделать на основе этих сравнений? Вернёмся к нашему предположению. Музыка и архитектура взаимосвязаны между собой? Предположение подтвердилось? Молодцы? А можно наш урок назвать застывшей музыкой? Почему? (Мнения детей) Слайд 30. Домашнее задание. Подготовьте сообщение о музыкальности архитектуры нашего города, опишите одно из зданий при помощи элементов музыкальной речи. И пусть выполнению этого задания, хорошему настрою на учебный день поможет эта песня. (звучит песня) Песня «Я хочу услышать музыку» До свидания. Спасибо за урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему " Застывшая музыка" »

Класс: 5

Предмет: музыка

Тема: Застывшая музыка

Тип урока: урок освоения и систематизации новых знаний

Форма урока: виртуальная экскурсия.

Цели:

Образовательные:

- усвоение и закрепление основных понятий музыки и архитектуры: мелодия, ритм, регистр, динамика, готический и православный храмы отличие католической и православной музыки, понятие а капелла, григорианский хор

- создание условий для определения и применения средств выразительности музыки и архитектуры в рамках интеграции данных видов искусств.

Развивающие:

- формирование УУД: наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать; выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; представлять информацию в текстовой и графической интерпретации.

Воспитательные:

- формирование эмоционально-нравственного отношения к произведениям искусства, пробуждение интереса к историческому и культурному наследию человечества;

- способствование патриотическому воспитанию учащихся;


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано

Электронно-образовательные ресурсы: Информационные: презентация; звуковые: произведения из фонохрестоматии Е.Критской: григорианский хорал, И.С. Бах органная фуга соль минор, праздничны колокольный звон,

С. В. Рахманинов « Богородица, дева радуйся».







Ход урока.

Приветствие.

Ребята, музыка окружает нас везде, она в наших душах и в наших мыслях, мы её слушаем и слышим.

Вслушайся: весь мир поёт –

Шорох, свист и шелест,

Музыка во всём живёт,

Мир её волшебен.


А как вы думаете, можем ли мы увидеть её?


С каким же видом искусства надо подружиться, что бы суметь увидеть музыку?

(с изобразительным искусством, а ещё с каким?)

Послушайте произведение и скажите, где можно услышать эту музыку?

Слайд 1.

( на концерте, в храме)

Почему в храме?

( музыка похожа на молитву, мужское одноголосное пение, монотонность звучания)

Молодцы, действительно такую музыку можно услышать в храме.

Это звучал старинный Григорианский хорал на латинском языке.

Ребята, скажите, что такое храм, как вы думаете?.....

Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Храм - архитектура.


Давайте, тогда попробуем определить тему урока.

Ваше предположения, ваше мнение.

( Музыка в храме, музыкальный храм и т.д.)

Тема записывается на доске (предполагаемая)

Слайд 2.

Посмотрите, на слайде изображены два храма.

Какие эти храмы? (разные)

А как вы думаете, в этих храмах музыка звучит одинаковая? (разная)

Почему? (Выход на предположение, что музыка связана с архитектурой)

Предположение записать на доске

Как будем проверять наше предположение? С помощью каких средств мы можем сравнить музыку и архитектуру? (Выход на средства музыкальной выразительности)

Какие средства музыкальной выразительности вы знаете?

( мелодия, ритм, регистр, динамика, форма и т. д.)

Итак, мы готовы для сравнения?

Какие средства музыкальной выразительности подходят для описания этих храмов? Называем.

мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии, соответствующие русской песенности;

ритм (порядок) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;

регистр, какой бывает регистр? (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;

динамика (громкость) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки;

форма (построение) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно.

Послушайте музыку, опишите ваши чувства.

Слушание: И.С.Бах. Органная фуга Соль-минор

Слайды 3-11.

Как звучит музыка?

(сосредоточенность, покой, равновесие).

( слышится пространство сооружений, объёмность, мощь звучания)

Что помогало музыке звучать так мощно и сильно?

( инструмент – орган)

Как вы думаете, в каком храме может звучать эта музыка в левом или в правом? А почему?( Он большой по высоте, чувствуется мощь и сила)

Слайд 12.

Слайд 13.

Перед вами готический собор, в котором звучит самый большой в мире инструмент – орган.

Слайд 14.

Ребята, кто знает, какой композитор писал много произведений для органа?

( И.С.Бах)

Слайд 15.

И.С.Бах – считается одним из величайших “архитекторов” музыки . Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития, это как? (Мнения детей).

Можно сказать, сплетения равноправных мелодий?

Что происходило с мелодиями?

Давайте обратим внимание на то, где, в каком регистре возникла тема разговора, и что с ней происходило дальше?

Сокращённое повторное слушание фрагмента (1:15)

Главная тема возникла в каком регистре?

(Она звучит сначала в высоком регистре )

-Эта тема звучала один раз?

Как она повторялась?

( Нет, звучит несколько раз, начало тем повторяется, после высокого звучит по ниже, потом звучит голос в среднем регистре, потом и в басах)

А когда вступали темы в других голосах, предыдущие голоса в этот момент замолкали?

(Нет, они продолжали звучать)

А как менялась динамика?

(Чем больше голосов, тем громче, напряжённее)

Давайте соберём всё воедино и изобразим эту музыку в рисунке:

(дети совместно с учителем создают рисунок музыки готического собора)

Главная тема звучит в каком регистре (в высоком - одноголосный высокий “шпиль” темы, как можно изобразить, виде чего? Виде башни можно?

Следующие темы отличаются звучанием? Как они звучат?(немного ниже
как можно изобразить? Башни поменьше, ниже)

Вспомните, звучание последней темы ( самая низкая - басы, звучат как основание, как фундамент.

Вам это ничего не напоминает? (Готический собор)

Молодцы, музыка И. С. Баха нам нарисовала готический собор - это сейчас мы увидели своими глазами.

Слайд 16.

Слайд 17.
А теперь послушайте и скажите, в каком храме может звучать эта музыка?

Звучит колокольный звон

Слайд 18.

( Молодцы, правильно, в левом храме. Перед вами православный собор. Молодцы, да это прозвучал колокольный звон.

Слайд 19.

Для чего служит колокольный звон?

( Созывает верующих к службе; выражает торжество

церковного богослужения; оповещает о времени

совершения наиболее важных частей службы.)

Ребята, а какие колокольные звоны вы знаете? Как называется колокольный звон, когда случается беда? (Набат)

А как называется, когда приглашает всех на праздник? (Благовест, праздничный)

Какой колокольный звон сейчас прозвучал? Молодцы, праздничный.

О чём нам говорит праздничный звон? (такой колокольный звон возвещает нам о православном празднике.)

(А какие православные праздники вы знаете?

Есть такой праздник - Благовещение. В день этого библейского события архангел Гавриил принёс Деве Марии весть о том, что вскоре у неё родится Сын Божий. Вот как написано об этом в Евангелие:

Слайд 20.

“Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами”. (Евангелие от Луки))

Как вы думаете, какая музыка должна звучать? Опишите её?

(Музыка напевная, мелодичная, тёплая)

Давайте проверим наше предположение, послушав музыку.

С.В. Рахманинов «Богородица, дево радуйся»

Слайд 21- 26

Правильные слова мы подобрали для этой музыки или нет?

Какие особенности этой музыки?

(звучит хор без сопровождения )

Слайд 27.

А как называется пение без сопровождения? (А каппелла)

Отличительная черта русской православной музыки - пение без сопровождения (a capella)

Сейчас прозвучало духовное произведение русского композитора С.Рахманинова “Богородица Дева, радуйся”

Слайд 28.

Похожа ли музыка С.В.Рахманинова на музыку И.С.Баха?

(Нет, музыка Рахманинова более напевная, эмоциональная; живой голос, по сравнению с органом, более тёплый, в нём чувствуется “человеческое”)...

Хочется немного помолчать, правда?.

Как вы думаете, почему?

(Очень красивая музыка, в ней много переживаний, она возвышенная).

Теперь давайте, попробуем нарисуем музыку Рахманинова:

Как начинается музыка? Поёт много голосов в начале или один? Поёт священнослужитель – низким голосом, солист.

Посмотрите на слайд. На что похож этот голос? – можно сказать, что на большой купол?

Дальше что происходит? Вступает хор.

Хор что напоминает? – маленькие купола, которые находятся

возле большого. Соединяем их, что получается? Православный храм.

Слайд 29.

Молодцы ребята, смотрите сколько мы сегодня на уроке успели сделать..

А что именно?

Сравнивали музыку и храмы, почувствовали её, описали и нарисовали музыку.

Какой вывод можно сделать на основе этих сравнений?

Вернёмся к нашему предположению.

Музыка и архитектура взаимосвязаны между собой?

Предположение подтвердилось? Молодцы?

А можно наш урок назвать застывшей музыкой? Почему? (Мнения детей)

Слайд 30.

Домашнее задание.

Подготовьте сообщение о музыкальности архитектуры нашего города, опишите одно из зданий при помощи элементов музыкальной речи.

И пусть выполнению этого задания, хорошему настрою на учебный день поможет эта песня. (звучит песня)

Песня «Я хочу услышать музыку»

До свидания. Спасибо за урок.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему " Застывшая музыка"

Автор: Шаповалова Юлия Николаевна

Дата: 29.12.2014

Номер свидетельства: 148895

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Полифония в музыке Баха" (конспект урока и презентация). "
    ["seo_title"] => string(60) "polifoniia-v-muzykie-bakha-konspiekt-uroka-i-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "104104"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402667837"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по теме "Небесное и земное в звуках и красках""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokapotiemieniebiesnoieiziemnoievzvukakhikraskakh"
    ["file_id"] => string(6) "283434"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453827131"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока по русскому  языку, 3 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-3-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "119624"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413473469"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока ИЗО № 19 Украшения в  жизни древних  обществ. Ювелирное искусство Древней Греции. 5 класс"
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekturokaizo19ukrashieniiavzhiznidrievnikhobshchiestviuvielirnoieiskusstvodrievnieigrietsii5klass"
    ["file_id"] => string(6) "285906"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454256705"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока ИЗО № 19 Украшения в  жизни древних  обществ. Ювелирное искусство Древней Греции. 5 класс"
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekturokaizo19ukrashieniiavzhiznidrievnikhobshchiestviuvielirnoieiskusstvodrievnieigrietsii5klass1"
    ["file_id"] => string(6) "285907"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454256712"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства