2.Подготовка учащихся к предстоящей работе | Я вынуждена сообщить вам, что сегодня урок отменяется, потому что нам предстоит ответственная работа. Для нас поступил заказ на создание песни к празднику 1 мая, Дню весны и труда. Сегодня каждый из вас будет композитором, и наше с вами сообщество будет называться «Союз композиторов». (Педагог раздает учащимся бейджики «Композитор Наталья»). -Напомните мне, пожалуйста, кого мы называем «композитором»? Предлагаю сейчас вам, уважаемые композиторы, обсудить, какую же музыку мы будем сочинять? | Композитор-человек, который пишет (сочиняет) музыку. Учащиеся предлагают варианты музыки, педагог записывает на доске. |
3. Всесторонняя проверка знаний Физкульт-минутка 4. Усвоение новых знаний 5. Закрепление нового материала | -А теперь давайте подумаем, чтобы написать музыку, что нам надо знать? (кластер) -Что такое темп? (Прослушивание музыкальных фрагментов разных по темпу) -Какой темп был в этих произведениях? -Музыка может существовать без темпа? Почему? -На что влияет темп? А теперь, уважаемые коллеги композиторы, какой же темп мы выберем для нашего произведения? -Теперь давайте подумаем,какими звуками будет написана наша музыка? -Каким термином в музыке обозначается высота звучания музыки? -Какой бывает регистр в музыке? -А голосом можете изобразить низкий регистр? На слова «Я иду, песенку пою» (высокий, средний) -Кто покажет на фортепиано низкий регистр? (высокий, средний) -Давайте распоемся. -А сейчас, когда вы будете петь попевку, кем вы будете? Исполнение попевки «Регистр» -А теперь композиторы посовещайтесь и решите, в каком регистре будет написана наша музыка? -Как вы думаете достаточно нам знать какой будет темп и регистр, чтобы написать музыку? -Может вы сами догадаетесь, чего же нам не хватает еще? -Что такое динамика? -Чтобы нам потренироваться перед созданием нашей музыки, давайте попробуем изобразить динамику уже на знакомой нам песне. (Работа над ранее разученной песней: 1.Прослушивание; 2.Повтор слов песни; 3.Исполнение). Но мы ее будем исполнять в разной динамике: куплет будем петь тихо, а припев – громко. Вот теперь, маленькие композиторы, мы решили, что наша музыка будет: (перечисляются выбранные варианты темпа, регистра и динамики). Пальчиковая гимнастика «В лесу» -Мы ничего не забыли? Загляните, пожалуйста, в наши папочки «Мы слушаем музыку» (алгоритм анализа музыкального произведения) и сравните, обо всем ли мы сказали? А посмотрите на кластер, там у нас ? Значит, мы еще чего-то не знаем. -Вот сейчас я вас познакомлю, что же такое лад? -Какое слово напоминает слово «лад»? -Что значит ладить? -В музыке лад- это согласованность музыкальных звуков между собой. -Сейчас я попрошу выйти композитора Руслана и улыбнуться. -А рядом я попрошу выйти Антона и изобразить грусть на лице. Вот посмотрите внимательно, Руслан –это будет лад мажор, а Антон будет лад минор. -То есть лад мажор какой? -А лад минор? (Далее учитель просит каждого учении изобразить лад мажорный и минорный). Значит, каким может быть лад? -А теперь я попрошу ваше внимание на экран, и посмотреть музыкальную сказку. -Кем был изображен мажор? -Какой он был? -Какая музыка изображала мажор? -Кем был изображен минор? -Какой он был? -Какая музыка изображала минор? -А как вы думаете, можем ли мы где-то еще встретиться с мажором и минором? Где? Давайте посмотрим на картины, можем ли мы сказать, где на картине мажор, а где минор? -Какими красками изображены мажор и минор? -Сейчас я хочу проверить, как вы умеете различать мажор и минор. Когда будет звучать музыка мажорного лада – поднимаем вверх руки и хлопаем, когда минорного – кладем руки на парту и на них кладем голову. (Педагог включает фрагменты музыкальных произведений). | Темп-скорость исполнения музыки. Быстрый и медленный. Нет, не будет движения музыки. На характер произведения. Ответ учащихся. Ответы детей. Регистр Высокий, средний, низкий Ученики изображают голосом регистр разной высоты Исполнителями. Учащиеся исполняют попевку Решения учащихся записываются на доску Нет Динамика Динамика-громкость музыки. Исполнение песни «Мы солдаты» Выполняют пальчиковую гимнастику Нет, не сказали что такое лад? Ладить Жить мирно, соглашаться, не ссориться. Ученик улыбается. Изображает грустное выражение. Радостный, светлый, веселый. Грустный, печальный. Мажорным – веселым, и минорным – грустным. Учащиеся смотрят музыкальную сказку «Мажор и минор» Веселой кошкой Веселой, улыбчивой. Радостная, веселая, задорная. Грустной кошкой. Плакала, грустила Тоскливая, печальная, унылая. Да, в живописи Да, мажор-яркими, сочными, красками, минор- холодными, тусклыми, более мрачными. Ученики выполняют задания по распознаванию лада мажорного и минорного. |
6. Рефлексия (импровизация) | -Вот теперь, уважаемые коллеги композиторы, мы с вами познакомились с основными понятиями музыкального языка и можем приступать к сочинению и исполнению нашей музыки. Давайте вспомним, какую музыку мы будем сочинять: (повторение выбранного темпа, регистра, динамики и лада). (Учащимся предлагаются на выбор музыкальные инструменты, они должны выбрать именно те инструменты, звучание которых подходик к выбранным харатеристикам). Импровизация музыкального фрагментам. -Как вы думаете, получилась ли у нас музыка, -Какая она была? -Понравилось ли вам быть композиторами? | Учащиеся импровизируют, стараясь соответствовать выбранным характеристикам музыки. Ответы учащихся |