kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Темп – средство музыкальной выразительности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор: Дубровина Любовь Анатольевна  - учитель музыки

МБОУ СШ№17 г. Камышин Волгоградской области

Конспект  урока музыки по теме: Темп – средство музыкальной выразительности  разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся о ладе, тембре, регистре, знакомство с понятием темп, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.

Задачи:

Образовательная: познакомить с основными темпами музыки. Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

Ход урока:

1. Орг. Момент. Музыкальное приветствие.
2.Вхождение в урок

Арт-терапевтическое упражнение «Ветер по морю гуляет…» (на фоне музыки).
Учитель - Закройте глаза, ощутите себя на морском просторе, где дует легкий теплый ветерок. Давайте подуем на свои ладоши и убедимся, что воздух теплый.
На воде появляются волны (дети сплетают пальцы обеих рук «в замок» и выполняют волнообразные движения).
Учитель - А сейчас мы будем подражать шуму волн: стоя, на вдохе легко и плавно поднимаем руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускаем руки, принимаем исходное положение и длительно произносим звук (ш).
Учитель: «Садитесь так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза. Представьте, что вы лёгкое пёрышко в море. Вас окружает вода: иногда слабое течение, а иногда бушующие, разрушительные волны. Почувствуйте, как волна обтекает ваше неподвижное тело. Вот вы превращаетесь в разноцветную водоросль. Вслушайтесь в звук барабана, пусть звук «проникнет» в ваши движения. А теперь откройте глаза и поприветствуйте друг друга рукопожатием».
 3. Актуализация опорных знаний
Учитель
- В музыке, как и в любом другом предмете, науке есть своя система понятий, терминов, которые применяются только в музыке. Их называют элементами музыкальной речи или средства музыкальной выразительности.
Учитель - О каких средствах музыкальной речи мы говорили на предыдущих уроках?
- Нам знакомы следующие средства музыкальной речи: мелодия, лад, регистр, тембр.
Учитель - Какой бывает регистр?
- Он бывает низкий, средний, высокий.

Учитель - Какой бывает лад?
- Лад бывает мажорный и минорный.

Учитель - Давайте исполним попевку «Мы пятиклассники» в разных ладах.

Учитель- От лада зависит характер музыки. Сегодня мы продолжим знакомство со средствами музыкальной выразительности, и узнаем, только ли от лада зависит характер музыки.
4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

Учитель -Тему урока вы сможете узнать, если найдете слово в таблице.

Таблица  мелодия и темп

Тема: Темп – средство музыкальной выразительности.

Учитель - Один из ведущих элементов музыкальной речи это мелодия.
Если вы побывали на концерте, в театре или в кино, где звучало много музыки, то, возвращаясь домой, и, вспоминая услышанное, вы напеваете про себя или вслух.

То, что вы напеваете, и есть мелодия. А что такое темп, я надеюсь, что вы сами определите в ходе урока

Исполняется попевка «Разные ребята» в разных темпах.

Учитель -Темпы бывают медленные, умеренные и быстрые.

Для определения темпов применяются итальянские обозначения.

У каждого обучающегося на столе таблица

Песня «Степь широкая» в различных темпах.

Учитель - Изменяется ли  характер? Подберите темп к этой песне.

Прослушивание фрагмента балета «Конёк - Горбунок» музыка Родион Щедрин.

Учитель - Ребята, обратите внимание на отличие мелодии вступления и основной части.

Изменения темпа во время слушания уч-ся записывают в тетрадь

1.Почему мелодия шествия вначале звучит торжественно, а затем становится неук­люжей, звучит с паузами и акцентами?

2.Какие элементы музыкальной речи делают мелодию маршевой?

3.Как изменяется темп? Подбери соот­ветствующие итальянские обозначения темпа.

4. Назови инструменты симфоническо­го оркестра, которые исполняют вступление.

6. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

Исполняем песни в разных темпах и определием изменился ли характер музыки.

Учитель - От темпа зависит характер произведения

Что такое темп?

Учитель - Правильно. Это скорость движения музыки.

Запишите определение в тетрадь

Учитель - Ребята, а вы знаете, что такое конкурс? Это соревнование

Конкурс дирижёров.

Учитель - Кто лучше запомнил темпы? Называй темп и дирижируй  в  характере музыки.                                                                                  
Можно сделать вывод, что характер музыки зависит не только от лада, но и от темпа?
6. Итог урока.

Учитель - С каким средством музыкальной выразительности мы сегодня познакомились? (темп)

Что такое темп?

С какими средствами мы встречались? Мелодия, лад,  регистр,  тембр, темп
Учитель - Какой из этих элементов наиболее важный?
Учитель - Каждый элемент важен по-своему: в мелодии присутствует и лад, и регистр, и тембр, и темп. На следующем уроке мы продолжим знакомство с элементами музыкальной речи.
6. Рефлексия
Учитель - Заполните, пожалуйста, карту самооценки. Урок окончен. Спасибо за работу!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Темп – средство музыкальной выразительности»

Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки

МБОУ СШ№17 г. Камышин Волгоградской области

Конспект урока музыки по теме: Темп – средство музыкальной выразительности» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся о ладе, тембре, регистре, знакомство с понятием темп, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.

Задачи:

Образовательная: познакомить с основными темпами музыки. Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

Ход урока:

1. Орг. Момент. Музыкальное приветствие.
2.Вхождение в урок
Арт-терапевтическое упражнение «Ветер по морю гуляет…» (на фоне музыки).
Учитель - Закройте глаза, ощутите себя на морском просторе, где дует легкий теплый ветерок. Давайте подуем на свои ладоши и убедимся, что воздух теплый.
На воде появляются волны (дети сплетают пальцы обеих рук «в замок» и выполняют волнообразные движения).
Учитель - А сейчас мы будем подражать шуму волн: стоя, на вдохе легко и плавно поднимаем руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускаем руки, принимаем исходное положение и длительно произносим звук (ш).
Учитель: «Садитесь так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза. Представьте, что вы лёгкое пёрышко в море. Вас окружает вода: иногда слабое течение, а иногда бушующие, разрушительные волны. Почувствуйте, как волна обтекает ваше неподвижное тело. Вот вы превращаетесь в разноцветную водоросль. Вслушайтесь в звук барабана, пусть звук «проникнет» в ваши движения. А теперь откройте глаза и поприветствуйте друг друга рукопожатием».
3. Актуализация опорных знаний
Учитель - В музыке, как и в любом другом предмете, науке есть своя система понятий, терминов, которые применяются только в музыке. Их называют элементами музыкальной речи или средства музыкальной выразительности.
Учитель - О каких средствах музыкальной речи мы говорили на предыдущих уроках?
- Нам знакомы следующие средства музыкальной речи: мелодия, лад, регистр, тембр.
Учитель - Какой бывает регистр?
- Он бывает низкий, средний, высокий.

Учитель - Какой бывает лад?
- Лад бывает мажорный и минорный.

Учитель - Давайте исполним попевку «Мы пятиклассники» в разных ладах.

Учитель- От лада зависит характер музыки. Сегодня мы продолжим знакомство со средствами музыкальной выразительности, и узнаем, только ли от лада зависит характер музыки.
4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

Учитель -Тему урока вы сможете узнать, если найдете слово в таблице.

Таблица мелодия и темп

Тема: Темп – средство музыкальной выразительности.

Учитель - Один из ведущих элементов музыкальной речи это мелодия.
Если вы побывали на концерте, в театре или в кино, где звучало много музыки, то, возвращаясь домой, и, вспоминая услышанное, вы напеваете про себя или вслух.

То, что вы напеваете, и есть мелодия. А что такое темп, я надеюсь, что вы сами определите в ходе урока

Исполняется попевка «Разные ребята» в разных темпах.

Учитель -Темпы бывают медленные, умеренные и быстрые.

Для определения темпов применяются итальянские обозначения.

У каждого обучающегося на столе таблица

Песня «Степь широкая» в различных темпах.

Учитель - Изменяется ли характер? Подберите темп к этой песне.

Прослушивание фрагмента балета «Конёк - Горбунок» музыка Родион Щедрин.

Учитель - Ребята, обратите внимание на отличие мелодии вступления и основной части.

Изменения темпа во время слушания уч-ся записывают в тетрадь

1.Почему мелодия шествия вначале звучит торжественно, а затем становится неук­люжей, звучит с паузами и акцентами?

2.Какие элементы музыкальной речи делают мелодию маршевой?

3.Как изменяется темп? Подбери соот­ветствующие итальянские обозначения темпа.

4. Назови инструменты симфоническо­го оркестра, которые исполняют вступление.

6. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

Исполняем песни в разных темпах и определием изменился ли характер музыки.

Учитель - От темпа зависит характер произведения

Что такое темп?

Учитель - Правильно. Это скорость движения музыки.

Запишите определение в тетрадь

Учитель - Ребята, а вы знаете, что такое конкурс? Это соревнование

Конкурс дирижёров.

Учитель - Кто лучше запомнил темпы? Называй темп и дирижируй в характере музыки.
Можно сделать вывод, что характер музыки зависит не только от лада, но и от темпа?
6. Итог урока.

Учитель - С каким средством музыкальной выразительности мы сегодня познакомились? (темп)

Что такое темп?

С какими средствами мы встречались? Мелодия, лад, регистр, тембр, темп
Учитель - Какой из этих элементов наиболее важный?
Учитель - Каждый элемент важен по-своему: в мелодии присутствует и лад, и регистр, и тембр, и темп. На следующем уроке мы продолжим знакомство с элементами музыкальной речи.
6. Рефлексия
Учитель - Заполните, пожалуйста, карту самооценки. Урок окончен. Спасибо за работу!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Темп – средство музыкальной выразительности

Автор: Дубровина Любовь Анатольевна

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293352

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Открытый урок "Средства музыкальной выразительности" "
    ["seo_title"] => string(52) "otkrytyi-urok-sriedstva-muzykal-noi-vyrazitiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "236881"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444176595"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ""Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения""
    ["seo_title"] => string(72) "osvoenie_sredstv_muzykalnoi_vyrazitelnosti_na_nachalnom_etape_obucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "551833"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590707345"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на начальном этапе обучения игре на баяне."
    ["seo_title"] => string(114) "zakrieplieniie-poniatiia-sriedstva-muzykal-noi-vyrazitiel-nosti-na-nachal-nom-etapie-obuchieniia-ighrie-na-baianie"
    ["file_id"] => string(6) "265533"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449984812"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Средства музыкальной выразительности"
    ["seo_title"] => string(36) "sredstva_muzykalnoi_vyrazitelnosti_1"
    ["file_id"] => string(6) "565869"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607350906"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Конкурсный урок "Использование средств музыкальной выразительности в процессе раскрытия музыкального образа в произведениях духовного и светского содержания""
    ["seo_title"] => string(80) "konkursnyi_urok_ispol_zovaniie_sriedstv_muzykal_noi_vyrazitiel_nosti_v_protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "426870"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1504122972"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства