Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки
МБОУ СШ№17 г. Камышин Волгоградской области
Конспект урока музыки по теме: Темп – средство музыкальной выразительности разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся о ладе, тембре, регистре, знакомство с понятием темп, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.
Задачи:
Образовательная: познакомить с основными темпами музыки. Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.
Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.
Ход урока:
1. Орг. Момент. Музыкальное приветствие.
2.Вхождение в урок
Арт-терапевтическое упражнение «Ветер по морю гуляет…» (на фоне музыки).
Учитель - Закройте глаза, ощутите себя на морском просторе, где дует легкий теплый ветерок. Давайте подуем на свои ладоши и убедимся, что воздух теплый.
На воде появляются волны (дети сплетают пальцы обеих рук «в замок» и выполняют волнообразные движения).
Учитель - А сейчас мы будем подражать шуму волн: стоя, на вдохе легко и плавно поднимаем руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускаем руки, принимаем исходное положение и длительно произносим звук (ш).
Учитель: «Садитесь так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза. Представьте, что вы лёгкое пёрышко в море. Вас окружает вода: иногда слабое течение, а иногда бушующие, разрушительные волны. Почувствуйте, как волна обтекает ваше неподвижное тело. Вот вы превращаетесь в разноцветную водоросль. Вслушайтесь в звук барабана, пусть звук «проникнет» в ваши движения. А теперь откройте глаза и поприветствуйте друг друга рукопожатием».
3. Актуализация опорных знаний
Учитель - В музыке, как и в любом другом предмете, науке есть своя система понятий, терминов, которые применяются только в музыке. Их называют элементами музыкальной речи или средства музыкальной выразительности.
Учитель - О каких средствах музыкальной речи мы говорили на предыдущих уроках?
- Нам знакомы следующие средства музыкальной речи: мелодия, лад, регистр, тембр.
Учитель - Какой бывает регистр?
- Он бывает низкий, средний, высокий.
Учитель - Какой бывает лад?
- Лад бывает мажорный и минорный.
Учитель - Давайте исполним попевку «Мы пятиклассники» в разных ладах.
Учитель- От лада зависит характер музыки. Сегодня мы продолжим знакомство со средствами музыкальной выразительности, и узнаем, только ли от лада зависит характер музыки.
4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.
Учитель -Тему урока вы сможете узнать, если найдете слово в таблице.
Таблица мелодия и темп
Тема: Темп – средство музыкальной выразительности.
Учитель - Один из ведущих элементов музыкальной речи это мелодия.
Если вы побывали на концерте, в театре или в кино, где звучало много музыки, то, возвращаясь домой, и, вспоминая услышанное, вы напеваете про себя или вслух.
То, что вы напеваете, и есть мелодия. А что такое темп, я надеюсь, что вы сами определите в ходе урока
Исполняется попевка «Разные ребята» в разных темпах.
Учитель -Темпы бывают медленные, умеренные и быстрые.
Для определения темпов применяются итальянские обозначения.
У каждого обучающегося на столе таблица
Песня «Степь широкая» в различных темпах.
Учитель - Изменяется ли характер? Подберите темп к этой песне.
Прослушивание фрагмента балета «Конёк - Горбунок» музыка Родион Щедрин.
Учитель - Ребята, обратите внимание на отличие мелодии вступления и основной части.
Изменения темпа во время слушания уч-ся записывают в тетрадь
1.Почему мелодия шествия вначале звучит торжественно, а затем становится неуклюжей, звучит с паузами и акцентами?
2.Какие элементы музыкальной речи делают мелодию маршевой?
3.Как изменяется темп? Подбери соответствующие итальянские обозначения темпа.
4. Назови инструменты симфонического оркестра, которые исполняют вступление.
6. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.
Исполняем песни в разных темпах и определием изменился ли характер музыки.
Учитель - От темпа зависит характер произведения
Что такое темп?
Учитель - Правильно. Это скорость движения музыки.
Запишите определение в тетрадь
Учитель - Ребята, а вы знаете, что такое конкурс? Это соревнование
Конкурс дирижёров.
Учитель - Кто лучше запомнил темпы? Называй темп и дирижируй в характере музыки.
Можно сделать вывод, что характер музыки зависит не только от лада, но и от темпа?
6. Итог урока.
Учитель - С каким средством музыкальной выразительности мы сегодня познакомились? (темп)
Что такое темп?
С какими средствами мы встречались? Мелодия, лад, регистр, тембр, темп
Учитель - Какой из этих элементов наиболее важный?
Учитель - Каждый элемент важен по-своему: в мелодии присутствует и лад, и регистр, и тембр, и темп. На следующем уроке мы продолжим знакомство с элементами музыкальной речи.
6. Рефлексия
Учитель - Заполните, пожалуйста, карту самооценки. Урок окончен. Спасибо за работу!