Урок музыки в 5-м классе на тему " Живописная музыка.
Красный цвет в музыке"
Цель урока:
Научить учащихся через средства музыкальной выразительности наиболее ясно понимать замысел музыкальных произведений. Научить видеть цвет музыкального произведения.
Задачи:
Обучающие:
Формирование умения анализировать музыкальные произведения;
- познакомиться с композиторами - классиками;
Развивающие:
- развитие критическое мышления школьников в процессе анализа произведений;
- развитие творческой активности учащихся.
- научить детей чувствовать музыкальность и живописность художественных образов, учиться петь в ансамбле с товарищами,
- развитие эмоций, фантазии, воображения при сравнительном восприятии музыкальных и художественных произведений
Воспитательные:
- формирование нравственных качеств личности.
- воспитание любви и интереса к живописной классической музыке.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- Уметь объяснить смысл термина «Живописная музыка», «Средства музыкальной выразительности»;
- Определять Темп, Динамику, Форму, Цвет, Виды оркестра (на примере произведения);
- Овладеть приемами анализа, сравнения;
- Овладеть исследовательскими навыками.
Метапредметные:
- Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать;
- Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе, выражать свое мнение о музыке;
- Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в групповом взаимодействии
Личностные:
- Научиться находить ассоциации, фантазировать;
- научится сотрудничать в ходе решения коллективных творческих задач
Ход урока.
I этап. Мотивация к деятельности
1. Цель - Актуализировать знания, подвести обучающихся к определению темы урока;
2. Цель – активизировать познавательный интерес к теме урока, создав проблемную ситуацию.
Приветствие.
Учитель: Тему урока вы сегодня узнаете по мобильному телефону. По моему моб.телефону, который вы видите перед собой. Для того чтобы узнать слово вам необходимо набрать указанный номер. Например: (Слайд 2) номер 1-35-7. Нажимаем кнопку 1 и видим слог «Му», кнопка 3 - слог «зы», цифра 5- слог «каль», 7- «ная».
Получается слово «Музыкальная». Остальные слова постарайтесь узнать сами.
(дети отгадывают слова)
Учитель: А как вы думаете, для чего в вашем Д/з было «повторить средства муз. выразительности»?
Дети: Чтобы лучше понимать и разбираться в муз. произведениях.
Учитель: Конечно – это и есть цель нашего урока.
II этап. Учебно-познавательная деятельность. Основная часть.
Итак, о «Музыкальной живописи» мы поговорим на следующем уроке, а сегодня мы говорим о «живописной музыке» и конкретно о каком-то цвете в музыке». О каком? (слайд №3) Какой цвет на радуге самый яркий? Красный. (слайд №4)
Учитель: А что значит живописная музыка? (слайд №5)
Дети: Живописной музыкой обычно называют такую, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины.
Учитель: Молодцы. А как вы считаете произведения красного цвета – это пьесы какого характера?
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Мануэля де Фалья «Танец огня» (слайд №6) Запишите.
Зажигаем свечу, слушаем музыку и смотрим на огонь, за его танцем. С незапамятных времен люди пытались понять – как устроен мир? (слайд №7) Философ Гераклит, живший в Др. Греции утверждал: «Всё возникает из огня и всё в огонь превращается». Мы слушаем Танец огня испанского композитора. Только человек с огненным темпераментом мог написать такой танец! А похож ли Танец огня в музыке на танец огня свечи?
- Какую картину огня вы представляете? – Сразу вспыхивает?
- Медленно разгорается или быстро?
- А как вы это поняли? Вот трель в низком регистре (фа-фа#),
Нарастание динамики (до-фа-ми-фа) – значит огонь угасает? Нет!!
Давайте посмотрим на пламя свечи, говорят, если долго смотреть на огонь, то он завораживает. Когда-нибудь были вечером у костра?
- А что вам виделось при этом? Может огневушки-поскакушки? Предположим как эти? (слайд №8)
И вот пламя свечи – тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке. Он живой. Иначе, зачем ему так трепетать? В нем таится могучая сила, он дал человеку свои качества:
- характер – огонь
- горят глаза
- горят уши
- пылают знамёна и т.д.
Дети отвечают, делая вывод, что музыка и пламя свечи не совсем похожи по характеру.
- А как вы считаете, какую песню можно считать, что она красного цвета?
- «Погоня»
- Почему, какой характер?
Давайте споем, и покажем этот стремительный хар-р!
- Кто какую картину здесь увидел? (слайд №9)
Мчат за горизонты огненные кони,
Звонкие копыта выбивают степ
И не видно края бешеной погоне -
только это небо, только эта степь!
(Работа над вокалом, артикуляцией, звучание плотное, припев – как-бы задыхаясь при повторе слов) А теперь исполняем всю песню, кто хочет, может поимпровизировать с движениями.
Мы говорим о живописной музыке, и, конечно же, мне хочется предложить вам ещё одно произведение. Как оно называется? (слайд №10)
И обязательно мы должны разбираться с вами – какими музыкальными средствами достигается эта изобразительность, эта энергия, эта стремительность.
Для этого мы делимся как обычно на рабочие группы. Выдаём карту произведения. Каждый из 5 человек ответственный за своё средство муз. выразительности. Ваша задача эти средства назвать, чья группа будет ближе к правильным ответам – получает 5-ки.
Итак, слушаем и смотрим. (слайд №11-видео) – прозвучал «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна. (слайд №12) Запишите.
По ответам о средствах музыкальной выразительности делаю записи на доске.
III этап. Контроль и оценка результатов деятельности
Оценивание. Конечно, вы все сегодня постарались. За рассуждения в 1-ой части урока можно поставить пятерки. Как вы думаете, кому из вашей команды можно поставить «5».Также попробуйте оценить сами себя. И во 2-ой части две команды, которые набрали наибольшее количество баллов получают «5», и 3-я команда «4».
(слайд №13)
Д/з – 1-ой колонке станцевать танец Огня
2 колонке – найти Картины в таком же экспрессивном характере в учебнике Музыки или интернете,
3 колонке - предлагаю нарисовать «Танец огня»,
И всем выучить 4 фразы из Заклинания Бога Огня, которое, я взяла из Древней книги заклинаний «Атхарваведа»:
«Агни, ты рожден из сияния дня,
Из вод, из растений, из камня и тлена!
Ты чист и силён – защити же меня!
В очаг я душистое брошу полено!»
(слайд №14) Вывод предлагаю сделать по - ПОПС – формуле
П - позиция
О – объяснение
П – пример
С – следствие
«Я считаю, что живописная музыка…».
«Это достигается с помощью …».
«Я могу доказать это на примере …».
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что для нас…».
Приложение для 3-х групп:
Карта музыкального произведения:
Автор, название-?
Средства муз.выразительности:
Темп
Динамика
Форма
Цвет
Оркестр
Инструменты