kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Живописная музыка. Красный цвет в музыке."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 5-м классе на тему " Живописная музыка.

Красный цвет в музыке"

Цель урока:

Научить учащихся через средства музыкальной выразительности наиболее ясно понимать замысел музыкальных произведений. Научить видеть цвет музыкального произведения.

Задачи:

Обучающие:

Формирование умения анализировать музыкальные произведения;

  - познакомиться с композиторами - классиками;

Развивающие:

 - развитие критическое мышления школьников в процессе анализа произведений;

 - развитие творческой активности учащихся.

 - научить детей чувствовать музыкальность и живописность художественных образов, учиться петь в ансамбле с товарищами,

 - развитие эмоций, фантазии, воображения при сравнительном восприятии музыкальных и художественных произведений
Воспитательные:

 - формирование нравственных качеств личности. 

 - воспитание любви и интереса к  живописной классической музыке.

Планируемые результаты:

Предметные умения:

  • Уметь объяснить смысл термина «Живописная музыка», «Средства музыкальной выразительности»;
  • Определять Темп, Динамику, Форму, Цвет, Виды оркестра (на примере произведения);
  • Овладеть приемами  анализа, сравнения;
  • Овладеть исследовательскими навыками.

Метапредметные:

  • Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать;
  • Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе, выражать свое мнение о музыке;
  • Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в групповом взаимодействии

            Личностные:

  • Научиться находить ассоциации, фантазировать;
  • научится сотрудничать в ходе решения коллективных творческих задач

Ход урока.

I этап. Мотивация к деятельности

  1. Цель - Актуализировать знания, подвести обучающихся к определению темы урока;

   2. Цель – активизировать познавательный интерес к теме урока, создав проблемную ситуацию.

Приветствие.

Учитель: Тему урока вы сегодня узнаете по мобильному телефону. По моему моб.телефону, который вы видите перед собой. Для того чтобы узнать слово вам необходимо набрать указанный номер. Например: (Слайд 2) номер 1-35-7. Нажимаем кнопку 1 и видим слог «Му», кнопка 3  - слог «зы», цифра 5- слог «каль», 7- «ная».
Получается слово «Музыкальная». Остальные слова постарайтесь узнать сами.
(дети отгадывают слова)

Учитель: А как вы думаете, для чего в вашем Д/з было «повторить средства муз. выразительности»?

Дети: Чтобы лучше понимать и разбираться в муз. произведениях.
Учитель: Конечно – это и есть цель нашего урока.

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Основная часть.

Итак, о «Музыкальной живописи» мы поговорим на следующем уроке, а сегодня мы говорим о «живописной музыке» и конкретно о каком-то цвете в музыке». О каком? (слайд №3) Какой цвет на радуге самый яркий? Красный. (слайд №4)

Учитель: А что значит живописная музыка? (слайд №5)
Дети: Живописной музыкой обычно называют такую, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины. 
Учитель: Молодцы. А как вы считаете произведения красного цвета – это пьесы какого характера?

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Мануэля де Фалья «Танец огня» (слайд №6) Запишите.

Зажигаем свечу, слушаем музыку и смотрим на огонь, за его танцем. С незапамятных времен люди пытались понять – как устроен мир? (слайд №7)  Философ Гераклит, живший в Др. Греции утверждал: «Всё возникает из огня и всё в огонь превращается». Мы слушаем Танец огня испанского композитора. Только человек с огненным темпераментом мог написать такой танец! А похож ли Танец огня в музыке на танец огня свечи?

- Какую картину огня вы представляете? – Сразу вспыхивает?

 - Медленно разгорается или быстро?

 - А как вы это поняли? Вот трель в низком регистре (фа-фа#),

Нарастание динамики (до-фа-ми-фа) – значит огонь угасает? Нет!!

Давайте посмотрим на пламя свечи, говорят, если долго смотреть на огонь, то он завораживает. Когда-нибудь были вечером у костра?

- А что вам виделось при этом? Может огневушки-поскакушки? Предположим как эти? (слайд №8)

И вот пламя свечи – тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке. Он живой. Иначе, зачем ему так трепетать? В нем таится могучая сила, он дал человеку свои качества:

 - характер – огонь

 - горят глаза

 - горят уши

 - пылают знамёна и т.д.

Дети отвечают, делая вывод, что музыка и пламя свечи не совсем похожи по характеру.

 - А как вы считаете, какую песню можно считать, что она красного цвета?

 - «Погоня»

 - Почему, какой характер?

Давайте споем, и покажем этот стремительный хар-р!

 - Кто какую картину здесь увидел? (слайд №9)

Мчат за горизонты  огненные кони,
Звонкие копыта  выбивают степ
И не видно края бешеной погоне -
только это небо, только эта степь!

(Работа над вокалом, артикуляцией, звучание плотное, припев – как-бы задыхаясь при повторе слов) А теперь исполняем всю песню, кто хочет, может поимпровизировать с движениями.

Мы говорим о живописной музыке, и, конечно же, мне хочется предложить вам ещё одно произведение. Как оно называется? (слайд №10)

И обязательно мы должны разбираться с вами – какими музыкальными средствами достигается эта изобразительность, эта энергия, эта стремительность.

  Для этого мы делимся как обычно на рабочие группы. Выдаём карту произведения. Каждый из 5 человек ответственный за своё средство муз. выразительности. Ваша задача эти средства назвать, чья группа будет ближе к правильным ответам – получает 5-ки.

Итак, слушаем и смотрим. (слайд №11-видео) – прозвучал «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»  А. Хачатуряна. (слайд №12) Запишите.

   По ответам о средствах музыкальной выразительности делаю записи на доске.

III этап. Контроль и оценка результатов деятельности

 Оценивание. Конечно, вы все сегодня постарались. За рассуждения в 1-ой части урока можно поставить пятерки. Как вы думаете, кому из вашей команды можно поставить «5».Также попробуйте оценить сами себя. И во 2-ой части две команды, которые набрали наибольшее количество баллов получают «5», и 3-я команда «4».

(слайд №13)

 Д/з – 1-ой колонке станцевать танец Огня

2 колонке – найти Картины в таком же экспрессивном характере в учебнике Музыки или интернете, 

3 колонке - предлагаю нарисовать «Танец огня»,

И всем выучить 4 фразы из Заклинания Бога Огня, которое, я взяла из Древней книги заклинаний «Атхарваведа»:

«Агни, ты рожден из сияния дня,

Из вод, из растений, из камня и тлена!

Ты чист и силён – защити же меня!

В очаг я душистое брошу полено!»

(слайд №14) Вывод предлагаю сделать по - ПОПС – формуле

П - позиция

О – объяснение

П – пример

С – следствие

«Я считаю, что живописная музыка…».

«Это достигается с помощью …».

«Я могу доказать это на примере …».

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что для нас…».

 

Приложение для 3-х групп:

Карта музыкального произведения:

                   Автор,  название-?

Средства муз.выразительности:

Темп

Динамика

Форма

Цвет

Оркестр

Инструменты

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Живописная музыка. Красный цвет в музыке." »

Урок музыки в 5-м классе на тему " Живописная музыка.

Красный цвет в музыке"



Цель урока:

Научить учащихся через средства музыкальной выразительности наиболее ясно понимать замысел музыкальных произведений. Научить видеть цвет музыкального произведения.

Задачи:

Обучающие:

Формирование умения анализировать музыкальные произведения;

- познакомиться с композиторами - классиками;

Развивающие:

- развитие критическое мышления школьников в процессе анализа произведений;

- развитие творческой активности учащихся.

- научить детей чувствовать музыкальность и живописность художественных образов, учиться петь в ансамбле с товарищами,

- развитие эмоций, фантазии, воображения при сравнительном восприятии музыкальных и художественных произведений
Воспитательные:

- формирование нравственных качеств личности.

- воспитание любви и интереса к живописной классической музыке.


Планируемые результаты:

Предметные умения:

  • Уметь объяснить смысл термина «Живописная музыка», «Средства музыкальной выразительности»;

  • Определять Темп, Динамику, Форму, Цвет, Виды оркестра (на примере произведения);

  • Овладеть приемами анализа, сравнения;

  • Овладеть исследовательскими навыками.

Метапредметные:

  • Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать;

  • Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе, выражать свое мнение о музыке;

  • Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в групповом взаимодействии

Личностные:

  • Научиться находить ассоциации, фантазировать;

  • научится сотрудничать в ходе решения коллективных творческих задач














Ход урока.

I этап. Мотивация к деятельности

1. Цель - Актуализировать знания, подвести обучающихся к определению темы урока;

2. Цель – активизировать познавательный интерес к теме урока, создав проблемную ситуацию.

Приветствие.

Учитель: Тему урока вы сегодня узнаете по мобильному телефону. По моему моб.телефону, который вы видите перед собой. Для того чтобы узнать слово вам необходимо набрать указанный номер. Например: (Слайд 2) номер 1-35-7. Нажимаем кнопку 1 и видим слог «Му», кнопка 3  - слог «зы», цифра 5- слог «каль», 7- «ная».
Получается слово «Музыкальная». Остальные слова постарайтесь узнать сами.
(дети отгадывают слова)

Учитель: А как вы думаете, для чего в вашем Д/з было «повторить средства муз. выразительности»?

Дети: Чтобы лучше понимать и разбираться в муз. произведениях.
Учитель: Конечно – это и есть цель нашего урока.

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Основная часть.

Итак, о «Музыкальной живописи» мы поговорим на следующем уроке, а сегодня мы говорим о «живописной музыке» и конкретно о каком-то цвете в музыке». О каком? (слайд №3) Какой цвет на радуге самый яркий? Красный. (слайд №4)

Учитель: А что значит живописная музыка? (слайд №5)
Дети: Живописной музыкой обычно называют такую, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины. 
Учитель: Молодцы. А как вы считаете произведения красного цвета – это пьесы какого характера?

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Мануэля де Фалья «Танец огня» (слайд №6) Запишите.

Зажигаем свечу, слушаем музыку и смотрим на огонь, за его танцем. С незапамятных времен люди пытались понять – как устроен мир? (слайд №7) Философ Гераклит, живший в Др. Греции утверждал: «Всё возникает из огня и всё в огонь превращается». Мы слушаем Танец огня испанского композитора. Только человек с огненным темпераментом мог написать такой танец! А похож ли Танец огня в музыке на танец огня свечи?

- Какую картину огня вы представляете? – Сразу вспыхивает?

- Медленно разгорается или быстро?

- А как вы это поняли? Вот трель в низком регистре (фа-фа#),

Нарастание динамики (до-фа-ми-фа) – значит огонь угасает? Нет!!

Давайте посмотрим на пламя свечи, говорят, если долго смотреть на огонь, то он завораживает. Когда-нибудь были вечером у костра?

- А что вам виделось при этом? Может огневушки-поскакушки? Предположим как эти? (слайд №8)

И вот пламя свечи – тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке. Он живой. Иначе, зачем ему так трепетать? В нем таится могучая сила, он дал человеку свои качества:

- характер – огонь

- горят глаза

- горят уши

- пылают знамёна и т.д.

Дети отвечают, делая вывод, что музыка и пламя свечи не совсем похожи по характеру.

- А как вы считаете, какую песню можно считать, что она красного цвета?

- «Погоня»

- Почему, какой характер?

Давайте споем, и покажем этот стремительный хар-р!

- Кто какую картину здесь увидел? (слайд №9)

Мчат за горизонты огненные кони,
Звонкие копыта выбивают степ
И не видно края бешеной погоне -
только это небо, только эта степь!

(Работа над вокалом, артикуляцией, звучание плотное, припев – как-бы задыхаясь при повторе слов) А теперь исполняем всю песню, кто хочет, может поимпровизировать с движениями.

Мы говорим о живописной музыке, и, конечно же, мне хочется предложить вам ещё одно произведение. Как оно называется? (слайд №10)

И обязательно мы должны разбираться с вами – какими музыкальными средствами достигается эта изобразительность, эта энергия, эта стремительность.

Для этого мы делимся как обычно на рабочие группы. Выдаём карту произведения. Каждый из 5 человек ответственный за своё средство муз. выразительности. Ваша задача эти средства назвать, чья группа будет ближе к правильным ответам – получает 5-ки.

Итак, слушаем и смотрим. (слайд №11-видео) – прозвучал «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна. (слайд №12) Запишите.

По ответам о средствах музыкальной выразительности делаю записи на доске.





III этап. Контроль и оценка результатов деятельности

Оценивание. Конечно, вы все сегодня постарались. За рассуждения в 1-ой части урока можно поставить пятерки. Как вы думаете, кому из вашей команды можно поставить «5».Также попробуйте оценить сами себя. И во 2-ой части две команды, которые набрали наибольшее количество баллов получают «5», и 3-я команда «4».

(слайд №13)

Д/з – 1-ой колонке станцевать танец Огня

2 колонке – найти Картины в таком же экспрессивном характере в учебнике Музыки или интернете,

3 колонке - предлагаю нарисовать «Танец огня»,

И всем выучить 4 фразы из Заклинания Бога Огня, которое, я взяла из Древней книги заклинаний «Атхарваведа»:

«Агни, ты рожден из сияния дня,

Из вод, из растений, из камня и тлена!

Ты чист и силён – защити же меня!

В очаг я душистое брошу полено!»

(слайд №14) Вывод предлагаю сделать по - ПОПС – формуле

П - позиция

О – объяснение

П – пример

С – следствие

«Я считаю, что живописная музыка…».

«Это достигается с помощью …».

«Я могу доказать это на примере …».

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что для нас…».









Приложение:





Карта музыкального произведения


Автор, название

Средства муз.

Выразительности





Темп





Динамика





Форма





Цвет





Оркестр





Инструменты





Каждому в 3-х группах:




Темп



Темп



Темп



Динамика



Динамика



Динамика



Форма



Форма



Форма



Цвет



Цвет



Цвет



Оркестр

Инструменты


Оркестр

Инструменты


Оркестр

Инструменты






Заклинание Бога Огня:

«Агни, ты рожден из сияния дня,

Из вод, из растений, из камня и тлена!

Ты чист и силён – защити же меня!

В очаг я душистое брошу полено!»



Заклинание Бога Огня:

«Агни, ты рожден из сияния дня,

Из вод, из растений, из камня и тлена!

Ты чист и силён – защити же меня!

В очаг я душистое брошу полено!»

Заклинание Бога Огня:

«Агни, ты рожден из сияния дня,

Из вод, из растений, из камня и тлена!

Ты чист и силён – защити же меня!

В очаг я душистое брошу полено!»



Заклинание Бога Огня:

«Агни, ты рожден из сияния дня,

Из вод, из растений, из камня и тлена!

Ты чист и силён – защити же меня!

В очаг я душистое брошу полено!»

Заклинание Бога Огня:

«Агни, ты рожден из сияния дня,

Из вод, из растений, из камня и тлена!

Ты чист и силён – защити же меня!

В очаг я душистое брошу полено!»

Заклинание Бога Огня:

«Агни, ты рожден из сияния дня,

Из вод, из растений, из камня и тлена!

Ты чист и силён – защити же меня!

В очаг я душистое брошу полено!»

Заклинание Бога Огня:

«Агни, ты рожден из сияния дня,

Из вод, из растений, из камня и тлена!

Ты чист и силён – защити же меня!

В очаг я душистое брошу полено!»

Заклинание Бога Огня:

«Агни, ты рожден из сияния дня,

Из вод, из растений, из камня и тлена!

Ты чист и силён – защити же меня! В очаг я душистое брошу полено!



Заклинание Бога Огня:

«Агни, ты рожден из сияния дня,

Из вод, из растений, из камня и тлена!

Ты чист и силён – защити же меня!

В очаг я душистое брошу полено!»



Заклинание Бога Огня:

«Агни, ты рожден из сияния дня,

Из вод, из растений, из камня и тлена!

Ты чист и силён – защити же меня!

В очаг я душистое брошу полено!»

Заклинание Бога Огня:

«Агни, ты рожден из сияния дня,

Из вод, из растений, из камня и тлена!

Ты чист и силён – защити же меня!

В очаг я душистое брошу полено!»



Заклинание Бога Огня:

«Агни, ты рожден из сияния дня,

Из вод, из растений, из камня и тлена!

Ты чист и силён – защити же меня!

В очаг я душистое брошу полено!»

Заклинание Бога Огня:

«Агни, ты рожден из сияния дня,

Из вод, из растений, из камня и тлена!

Ты чист и силён – защити же меня!

В очаг я душистое брошу полено!»

Заклинание Бога Огня:

«Агни, ты рожден из сияния дня,

Из вод, из растений, из камня и тлена!

Ты чист и силён – защити же меня!

В очаг я душистое брошу полено!»

Заклинание Бога Огня:

«Агни, ты рожден из сияния дня,

Из вод, из растений, из камня и тлена!

Ты чист и силён – защити же меня!

В очаг я душистое брошу полено!»

Заклинание Бога Огня:

«Агни, ты рожден из сияния дня,

Из вод, из растений, из камня и тлена!

Ты чист и силён – защити же меня!

В очаг я душистое брошу полен




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Живописная музыка. Красный цвет в музыке."

Автор: Выдрякова Инесса Николаевна

Дата: 18.08.2014

Номер свидетельства: 112162

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока на тему "Народные художественные промыслы России" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-narodnyie-khudozhiestviennyie-promysly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "240907"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445155594"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока ИЗО.Бабочки на поляне. "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-izo-babochki-na-polianie"
    ["file_id"] => string(6) "163868"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422546809"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Музыкальный пейзаж "
    ["seo_title"] => string(20) "muzykal-nyi-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "164888"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422715971"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект занятия «Мороз и солнце – день чудесный. Яркий насыщенный колорит в живописи»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_zaniatiia_moroz_i_solntsie_dien_chudiesnyi_iarkii_nasyshchiennyi_kolor"
    ["file_id"] => string(6) "440690"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1511623339"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства