Урок № 3.
Искусство и фантазия.
Цели урока: Раскрыть значение понятий «реальность» и «фантазия»; показать, как в искусстве, музыке сочетаются эти два начала; находить и определять реальные и фантастические образы в музыкальных произведения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ноутбук, колонки
Наглядный материал: портрет М.И.Глинки, И.Брамса, плакат симфония, вальс, тексты песен «Музыкант», «Человек чудак»,
Планируемые результаты:
Предметные: осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки; применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры; расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные: познавательные УУД- использование различных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; коммуникативные УУД - наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной культуры: регулятивные УУД- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых коррективов для запланированных результатов; определение целей и задач собственной музыкальной деятельности.
Личностные: наличие определенного уровня развития общих музыкальных особенностей, включая образное и ассоциативное мышление. Творческое воображение; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально- учебной деятельности; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных творческих задач.
Характеристика деятельности учащихся: воспринимать и сравнивать музыкальный материал в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания; наблюдать за развитием одного и нескольких образов в музыке; рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.
Ход урока:
1.Введение в тему.
Учитель: Мы продолжаем знакомиться с жанровым и стилевым многообразием музыкального творчества отечественных и зарубежных композиторов. Сегодня нам предстоит разобраться в понятиях «искусство и фантазия», «реальность и творческое воображение, в том, как они сочетаются, переплетаются, как влияют на музыкальный мир произведений композитора.
2.Работа по теме.
а ) Обсуждение вопросов: Какие два компонента, плана характеризуют жизнь человека? Что есть внешняя сторона человеческой жизни? Что таиться в содержании внутреннего мира человеческой жизни?
Ответы на эти вопросы учащиеся находят в тексте учебника, в собственных размышлениях.
- Можно ли по внешним чертам узнать о состоянии души?
- Согласны ли вы с мнением авторов учебника о том, что « музыкальные произведения в какой-то мере похожи на людей»? Докажите свою точку зрения.
- Слушая музыкальное произведение, мы обязательно проникаемся теми чувствами. Тем духовным миром, музыкальными звуками, интонацией, выразительными средствами, которые испытывает композитор. Причем каждый слушатель, безусловно, по- своему, индивидуально представит, вообразит, нафантазирует тот внутренний, глубокий смысл и мир музыки,ее автора, который воспримет через созданный внешний музыкальный образ.
б) Слушание и анализ музыкального произведения (М.Глинка. « Вальс-фантазия»).
Звучит нотный пример в исполнении учителя, в записи из нотного приложения.
- Какое эмоциональное воздействие этого произведения вы испытали? Что вы чувствовали, слушая « Вальс- фантазию»?
- Какое настроение композитора в этой музыке запечатлено?
- Какими средствами музыкальной выразительности это оказалось достигнутым?
- Какая душа человека, его внутреннее содержание раскрывается музыкой?
- Какое впечатление произвел вальс на вас?
- Что показалось необычным в названии – «Вальс- фантазия»?
- Какие два начала мастерски сочетаются в этом произведении, выраженные как раз его названием?
- Насколько убедительны ваши высказывания, проверим в учебнике.
- Что реального и фантастического мы находим в пьесе М.Глинки?
- Как вы думаете, почему реальность и фантазия сосуществуют постоянно? Может быть иначе? Что рождает этот союз?
- Послушайте еще раз « Вальс- Фантазию».
Учитель читает строки из стихотворения Ш. Бодлера « Плаванье», обращает внимание на фразу « встреча безмерности мечты с предельностью морей» и совместно с учащимися раскрывает ее значение к контексте с понятием «фантазия, мечта».
На примерах разных видов искусств, работая группами, учащиеся доказывают выдвинутую гипотезу: без фантазии невозможно ничто создать от самой простой вещи до произведения искусства.
Вывод, к которому приходят учащиеся: жизнь музыканта протекает в сложном переплетении реальности и творческого воображения. Эти произведения учат нас глубже понимать музыкальное искусство.
3.Слушание- напоминание фрагментов из симфонии №3 И.Брамса.
- Как вы считаете, относиться симфония №3 И. Брамса к такой музыке, которая пробуждает фантазии? Какие образы она в вас вызывает?
4.Пение.
1Исполнение песен: « Музыкант» К. Никольского, «Человек - чудак» и других любимых учащимися произведений.
2. Работа над совершенствованием вокальных умений и навыков.
5. Рефлексия.
- Что помогло (кто помог) сегодня обогатить ваши музыкальные впечатления?
- можете ли вы утверждать, что испытываете эмоционально-ценностное отношение к искусству? В чем это проявляется?
- Как вы оцениваете свою деятельность и деятельность одноклассников?
- Побудила ли у вас музыка, звучащая во время урока, еще большее желание наслаждаться ею, чувствовать и понимать ее?
Домашнее задание: Ответить на вопросы в конце параграфа.