Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки по теме: "Симфоническое развитие музыкальных образов"»
МБОУ УСОШ №4
Конспект урока музыки в 6 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.
Тема урока: «Симфоническое развитие музыкальных образов».
Подготовила
учитель музыки:
Щукина Л.Н.
г. Удомля
2017г.
Тема урока: «Симфоническое развитие музыкальных образов». «В печали весел, а в веселье печален».
Цель: освоение учащимися сходства и различия как основного принципа музыкального развития, построения музыкальных формы (вариации, сонатная форма);
Задачи урока:
выявление различных видов контраста как основного приема симфонического развития музыки;
развитие чувства стиля, позволяющего распознать национальную принадлежность произведений;
формирование умений устанавливать аналоги, строить логические рассуждения.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: урок-размышление.
Планируемые результаты изучения:
Знать особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
Музыкальный материал:
Бетховен симфония №5 3 часть, Симфония №40 1-я часть Моцарт, Финал Симфонии №40 Моцарт.
Художественный материал:
Анри Матисс «Разговор», Поль Сезанн «За фортепиано».
Ход урока.
Организационная часть.
Музыкальное приветствие.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний
Повторить основные моменты предыдущего урока. Назовите композитора, о котором шла речь на прошлых уроках? (Г. Свиридов). Какие произведения мы слушали? (Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень»,«Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»).
На уроках мы говорили на тему: «Образы симфонической музыки», а сегодня поговорим о симфоническом развитии музыкальных образов.
2. Формулирование темы урока.(Слайд 4)
«Симфоническое развитие музыкальных образов»
- Определите цель нашего урока.
- Проследить за развитием музыки в симфонических произведениях.
Планирование деятельности. (Слайд 5) Рассмотрите разворот учебника на стр. 132, 14 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось.В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
ПЛАН:
рассмотреть и анализировать картины французских художников;
Симфоническая музыка и её образы часто не связаны с программой или сюжетом. В центре ее содержания – человек, его отношения с окружающим миром, подчас сложные и противоречивые.
Задание 1. рассмотреть и анализировать картины французских художников;
(Слайд 6,7) Рассмотрите и сравните картины французских художников Анри Матисса «Разговор», Поля Сезанна «За фортепиано». Что вы можете сказать о художественных образах картин? (Ответы уч-ся)
- В какой из них наблюдается резкий контраст? (Слайд 8)
- В картине Матисса выражен контраст. В ней контрастны положения фигур
(мужчина стоит, женщина сидит), одежда (на мужчине светло-голубая пижама, на женщине – черный, бархатный халат). Персонажи разделены окном, выходящим в сад. Густой сине-фиолетовый цвет (цвет тревоги) комнаты контрастен зелени деревьев за окном. Все это передает напряженность диалога, обстановки, в которой он происходит, показывает противостояние действующих лиц.
- В какой картине возникает единый образ?
- В картине Сезанна общий колорит, мягкость, приглушенность тонов как бы
объединяют персонажи в один эмоциональный образ.
На картине изображены мать и сестра художника.
В инструментальной, симфонической музыке, где нет слов, как в песнях, романсах, понять ее помогает прием музыкального развития. Ярким приемом симфонического развития становится контраст: контраст-сопоставления, (день-ночь, утро-вечер) или контраст-столкновения музыкальных образов (противоборство сторон, сил, мнений).
Послушайте фрагмент еще одного знакомого произведения, вспомните, кто автор?
Слушание фрагмента Симфония №40 Моцарт
(Ответы уч-ся)
С творчеством Моцарта мы знакомы. Какие произведения Моцарта вы знаете?
(Ответы уч-ся: Симфония №40, Вариации на т. фр.н.песни «Пастушья песня», «Рондо в турецком стиле».)
- Это великий австрийский композитор. Он писал разно жанровую музыку: оперы, симфонии, сонаты, концерты, заупокойная месса «Реквием». В 4-ом классе мы слушали 1-ю часть Симфонии №40 соль минор. Это произведение знают во всем мире. Под управлением прославленных дирижёров разных стран это произведение исполняли и исполняют.
- На стр. 134 прочтите, как отзывался немецкий композитор Шуман и русский композитор Кабалевский.
Чтение.
Послушайте и охарактеризуйте темы первой части Симфонии №40 Моцарта.
(Ответы уч-ся: первая тема имеет лирический, взволнованный характер, грустный и вместе с тем трепетно-нежный, а характер второй темы более спокойный, изящный и звучит в отличие от первой в мажоре).
Послушайте 1-ю часть симфонии и скажите, какое развитие получают эти темы?
Слушание 1-ой части Симфония №40 Моцарт
(Ответы уч-ся)
Правильно, темы контрастны, но они не сталкивались, а сопоставлялись, что придает музыке Моцарта загадочность и непостижимую глубину.
Послушайте 4-ую, заключительную часть – финал Симфонии №40. Сравните образы 1-й и 4-й части симфонии
Слушание 4-ой части Симфония №40 Моцарт
(Анализ произведения. Наблюдается интонационная близость основных тем: взволнованность главной темы и светлая грациозность побочной. Темы сопоставляются.)
Какой образ композитора возникает при восприятии этой симфонии? Не к нему ли относятся слова «В печали весел, а в веселье печален». Как вы понимаете это высказывание?
(Ответы уч-ся)
В ы в о д: Мастерство композитора, богатство его мелодического дара, способное выразить гармонию мира в единстве света и мрака, счастья и горя, радости и печали. Глубокий драматизм наиболее значительных произведений Моцарта достигается контрастностью тем. Это характерная черта моцартовского стиля, получившее дальнейшее развитие в музыке Бетховена.
IV. Подведение итогов. (Слайд 11)
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).