kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки на тему "Времена года в творчестве композиторов разных эпох"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Ход урока:
Учитель:
Здравствуйте.
        Посмотрите на экран. Что вы там увидите?


Д.- смена времён года
У.- Да, мы с вами смогли увидеть смену времён года буквально за несколько секунд.
У.- А какое сейчас время года?
Д. - Зима
- Скажите, пожалуйста, какие вы знаете приметы зимы?
Д. –выпал снег, мороз, пурга.
- Это и есть тема нашего урока, сформулируйте её.
Д.- Времена года, зима

У.- Ну конечно, мы с вами сегодня будем говорить о времени года, а если быть точнее, то о зиме, отвечая на вопрос: «какая у нас зима?». Ответы запишем на доске.

(примерные ответы - снежная, вьюжная, суровая, колючая, морозная, и т.д.)

    (дети получают полоски, на которых записаны строки стихотворения и      складывают их, пытаясь собрать всё стихотворение целиком)

Ну, зима!.. Сугробит, стужит,

         Сегодня мы  с вами встретимся с музыкой замечательных композиторов, которые жили в разное время и в разных странах, но что удивительно, написали музыкальные шедевры с одинаковыми названиями.
  Это итальянский композитор 18 века Антонио Вивальди – крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века.
 

           На экране - (Баро?кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия)
 Далее, хорошо известный вам Пётр Ильич Чайковский, русский композитор 19 века, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

               Назовите известные вам произведения П. И. Чайковского
И наконец, композитор, имя которого вам может быть совсем неизвестно, но тем интересней встреча с его музыкой. Это Астор Пьяццолла, аргентинский композитор и исполнитель 20 века, знаменит тем, что писал классическую музыку для аккордеона.
Слайд № 8
                               На экране портрет композитора
Я предлагаю вам послушать, как они воплотили образ зимы в своей музыке и самим попытаться определить, опираясь на полученную вами информацию, где музыка Петра Ильича Чайковского, где Антонио Вивальди, а где Астора Пьяццолы.
Слайды № 9,10,11.Слушание
А. Вивальди, Концерт №4 фа минор «Зима», 1 Allegro non molto
П.И. Чайковский, «Январь. У камелька»
А.Пьяццола «Времена года в Буэнос-Айресе», «Зима»

У.- А теперь давайте подробно поговорим, о том, что вы услышали.
Д.-(Оркестр, фортепиано, аккордеон)
У.- Скажите, пожалуйста, какую вы услышали и увидели зиму у Вивальди?
(дети отвечают, а учитель записывает на доске) - снежная, вьюжная, суровая, колючая
- Скажите, пожалуйста, а какую вы услышали и увидели зиму у Чайковского?
                    (на улице сильный мороз, а у камелька тепло и уютно)

А какая зима  в Буэнос-Айресе? Д.-В музыке грусть, больше похоже на нашу осень, порывы ветра, капает дождь – примерный ответ
    --определите, какой эпиграф принадлежит произведению Петра Ильича Чайковского, какой Антонио Вивальди.
            Сонет (отрывок): А. Вивальди
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
….
           Эпиграф из А. С. Пушкина: П. Чайковский
"И мирной неги уголок
…..
- К произведению А. Пьяццолы эпиграф вам надо будет самим подобрать эпиграф, это домашнее задание
Те разделы, которые выделены жирным шрифтом, можно обдумать, найти нужную информацию и заполнить дома.
Примерные ответы

Название
 Композитор Время
создания Стиль Жанр Муз.
образ Состав исполнителей Темп Динамика Лад
«Времена года», «Зима» Антонио Вивальди 18 век Барокко концерт Суровая зима Симфонический оркестр быстро громко минор
«Времена года.» «Январь. У камелька» Пётр Ильич
Чайковский 19 век классика пьеса Суровая зима, но в доме тепло и уютно фортепиано умеренно тихо минор
«Времена года в Буэнос-Айресе»,
«Зима»

 Астор
Пьяццола 20 век Танго  танец Зима Аккордеон и симфонический оркестр медленно В развитии  минор
Проанализируйте, что общего и чем отличаются эти музыкальные произведения.
Примерный ответ: Эти произведения созданы в разное время, в разных странах, раскрывают разными музыкальными средствами один музыкальный образ.

Слушание и разучивание песни А. Петрова и Э. Рязанова «У природы  нет плохой погоды»

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему "Времена года в творчестве композиторов разных эпох" »

Ващенко Наталья Александровна

Учитель музыки

МОУ «СОШ №13» г.Воркуты

Класс:5





Тема урока: «Времена года в творчестве композиторов»

Цель: сопоставить музыкальные произведения разных эпох в соответствии

- с сюжетной линией

- стилистическими или жанровыми особенностями

- представлением о возможностях отображения «портрета эпохи»

Задачи

Развивающие:

- развить интерес к предмету, научить рассуждать о музыке, уметь охарактеризовать музыкальные образы;

- развить интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран;

- развить навыки интонационно чистого и ритмически точного исполнения;

- развить эмоционально – образное мышление в процессе восприятия музыки.

Образовательные:

- уметь грамотно разбирать музыкальное произведение, хорошо ориентироваться в средствах музыкальной выразительности, уметь слушать музыку.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к музыке, культуру слушания и исполнения, способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение.

Формы работы:

- парная, групповая, коллективная

Методы:

- стимуляции и мотивации – «мозговой штурм», размышление о музыке, проблемные ситуации


-организации и осуществления учебно-познавательной деятельности - метод создания художественного контекста через « выходы» за пределы музыки


- контроль и самоконтроль – создание таблицы


Виды учебной деятельности:

- восприятие сообщений (слушание учителя и другого источника информации);

- предметно-практические действия;

- устное и письменное изложение усвоенного материала;

- выполнение заданий;

- оценка качества действий.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер с колонками.

Методическое и дидактическое обеспечение: видео-презентация, портреты композиторов, карточки с текстом стихотворений, карточки для рефлексии.

Ход урока:

Учитель:

Здравствуйте. «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение» Именно с этой фразы мне бы хотелось начать наше занятие. Давайте подарим друг другу улыбку и отправимся в новое путешествие в мир музыки.

Посмотрите на экран. Что вы там увидите?


Слайд №2

на экране видео-презентация о смене времён года


Д.- смена времён года

У.- Да, мы с вами смогли увидеть смену времён года буквально за несколько секунд.

У.- А какое сейчас время года?

Д. - Зима

- Скажите, пожалуйста, какие вы знаете приметы зимы?

Д. –выпал снег, мороз, пурга.

- Это и есть тема нашего урока, сформулируйте её.

Д.- Времена года, зима

Слайд № 3


У.- Ну конечно, мы с вами сегодня будем говорить о времени года, а если быть точнее, то о зиме. Кто из вас любит зиму? Я вам предлагаю немного поиграть. У меня в руках мягкий комочек, который исполнит роль снежка. Давайте предавать друг другу этот снежок, называя приметы зимы, отвечая на вопрос: «какая у нас зима?». Ответы запишем на доске.


(примерные ответы - снежная, вьюжная, суровая, колючая, морозная, и т.д.)


У.- Посмотрите, сколько слов мы сказали о зиме. Она у нас получилась не очень ласковая и нежная, как нам хотелось бы. А какой литературный жанр ещё может рассказать о зиме?

Д.- Стихи

- Ну конечно, о зиме написано очень много стихотворений. Какие стихотворения о зиме знаете вы?

Д. -перечисляют известные им стихи о зиме

У.- Пожалуй, зима самое волшебное время года. Она дарит нам любимые праздники, веселые забавы. Я хочу вам предложить подарить зиме ещё одно стихотворение. Вот только от сильного ветра строчки в этом стихотворении разлетелись и перепутались. Осталась только первая и последняя строчка. Я вам предлагаю попробовать собрать все строчки и составить из них стихотворение.


(дети получают полоски, на которых записаны строки стихотворения и складывают их, пытаясь собрать всё стихотворение целиком)


Ну, зима!.. Сугробит, стужит,

Заметает, крутит, вьюжит,

Жжет морозом, душит льдом,

Загоняет в жаркий дом.

Новогодней елкой броской

В дом впорхнет почти стрекозкой.

Распушится, рассмеется,

Снежной влагою прольется.


- А теперь давайте попробуем прочитать, что у нас получилось.

(дети предлагают свои варианты и выстраивают стихотворение в правильном порядке)

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, а какие звуки можно услышать зимой?

Д.- Вой пурги, хруст снега и т.д.

У.- Оказывается, зима может звучать, значит, её можно изобразить с помощью… какого вида искусства?

Д.- её можно изобразить с помощью музыки.

У.- Ну конечно, с помощью музыки. Композиторы тоже по-своему чувствовали зиму.

Сегодня мы с вами встретимся с музыкой замечательных композиторов, которые жили в разное время и в разных странах, но что удивительно, написали музыкальные шедевры с одинаковыми названиями.

Это итальянский композитор 18 века Антонио Вивальди – крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века.

Слайд №4

На экране портрет композитора 

Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта.


Слайд №5

На экране – концерт - виртуозное произведение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра

Ещё при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза, яркий представитель эпохи барокко в музыке,

Слайд №6


На экране - (Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия)

Далее, хорошо известный вам Пётр Ильич Чайковский, русский композитор 19 века, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Считается одним из величайших композиторов в истории музыки, величайший мелодист, какого бы жанра музыку он не писал, в ней всегда есть очень красивая мелодия.


Слайд № 7

На экране портрет композитора

Назовите известные вам произведения П. И. Чайковского

И наконец, композитор, имя которого вам может быть совсем неизвестно, но тем интересней встреча с его музыкой. Это Астор Пьяццолла, аргентинский композитор и исполнитель 20 века, знаменит тем, что писал классическую музыку для аккордеона, превратил аккордеон из оркестрового инструмента, используемого в качестве музыкального сопровождения танцев, в инструмент для исполнения классической музыки. Создатель собственного стиля, превративший танго в жанр, предназначенный для прослушивания, а не для танцев.

Слайд № 8

На экране портрет композитора 

У.- Музыкальные произведения, написанные этими композиторами, называются «Времена года», и это не единственное общее у этих произведений: все они представляют собой циклы, т.е. состоят из нескольких частей, объединённых одной темой.

Я предлагаю вам послушать, как они воплотили образ зимы в своей музыке и самим попытаться определить, опираясь на полученную вами информацию, где музыка Петра Ильича Чайковского, где Антонио Вивальди, а где Астора Пьяццолы.

Слайды № 9,10,11.Слушание

А. Вивальди, Концерт №4 фа минор «Зима», 1 Allegro non molto

П.И. Чайковский, «Январь. У камелька»

А.Пьяццола «Времена года в Буэнос-Айресе», «Зима»


У.- А теперь давайте подробно поговорим, о том, что вы услышали.

Вам понравилось? В каком исполнении вы услышали музыку?

Д.-(Оркестр, фортепиано, аккордеон)

У.- Скажите, пожалуйста, какую вы услышали и увидели зиму у Вивальди?

(дети отвечают, а учитель записывает на доске) - снежная, вьюжная, суровая, колючая

- Скажите, пожалуйста, а какую вы услышали и увидели зиму у Чайковского?

(на улице сильный мороз, а у камелька тепло и уютно)


А какая зима в Буэнос-Айресе? Похожа ли она на нашу русскую зиму?

Д.-В музыке грусть, больше похоже на нашу осень, порывы ветра, капает дождь – примерный ответ

У.- Посмотрите, сколько общего, но и неожиданного получилось в нашем представлении о зиме, которые мы записали в начале урока. И это не случайно. Ведь музыка может отразить всё, что происходит и существует в нашей жизни, музыкальный образ - это воплощённая в музыке жизнь, любая её частица: чувство, переживание, мысль, событие, картина природы. Перечислять можно бесконечно, вы сегодня сами определите, какие музыкальные образы созданы в этих произведениях, но прежде выполним задание, суть которого заключается в следующем: первые два произведение имеет поэтические эпиграфы. "Времена года" Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.

--определите, какой эпиграф принадлежит произведению Петра Ильича Чайковского, какой Антонио Вивальди.

Сонет (отрывок): А. Вивальди

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И с севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах.

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замёрзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

Эпиграф из А. С. Пушкина: П. Чайковский

"И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела."

- К произведению А. Пьяццолы эпиграф вам надо будет самим подобрать эпиграф, это домашнее задание

У.- Красота природы и смена времен года всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников, Все они по-разному увидели и изобразили одно и то же время года. Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает свое отношение. Он не копирует увиденное, через произведение искусства он передает свое внутреннее состояние, свой взгляд на мир, своего рода «портрет эпохи». Перед вами таблица, каждой группе надо её заполнить.

Те разделы, которые выделены жирным шрифтом, можно обдумать, найти нужную информацию и заполнить дома.

Слайд № 12

Примерные ответы


Название


Композитор

Время

создания

Стиль

Жанр

Муз.

образ

Состав исполнителей

Темп

Динамика

Лад

«Времена года», «Зима»

Антонио Вивальди

18 век

Барокко

концерт

Суровая зима

Симфонический оркестр

быстро

громко

минор

«Времена года.» «Январь. У камелька»

Пётр Ильич

Чайковский

19 век

классика

пьеса

Суровая зима, но в доме тепло и уютно

фортепиано

умеренно

тихо

минор

«Времена года в Буэнос-Айресе»,

«Зима»



Астор

Пьяццола

20 век

Танго

танец

Зима

Аккордеон и симфонический оркестр

медленно

В развитии

минор

Проанализируйте, что общего и чем отличаются эти музыкальные произведения.

Примерный ответ: Эти произведения созданы в разное время, в разных странах, раскрывают разными музыкальными средствами (стиль, жанр, темп, состав исполнителей, динамика, лад) один музыкальный образ. Это зависит от эпохи, в которой живёт композитор, от его отношения, переданного через музыку.

У.- Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины, поэты рисуют рифмой свои образы зимы, а художники - свои, поэтому мы находим в произведениях сходства и различия. Все произведения искусства – это творение рук человека. Я думаю, нашей теме урока будет созвучна эта песня, послушайте её.

Слайд № 13


Слушание и разучивание песни А. Петрова и Э. Рязанова «У природы нет плохой погоды»

У. - А в заключении я вам хочу раздать снежинки. Посмотрите на них внимательно. Вы видите, что серединка у снежинки пустая, и я хочу, чтоб вы её заполнили. Как? Я предлагаю вам в центре снежинки нарисовать ту эмоцию, которую вы сегодня испытали на нашем уроке. Если ваше настроение после урока стало более радостным и светлым, то нарисуйте в серединке улыбочку, а если вы не испытали никаких эмоций, то оставьте серединку чистой. Свои снежинки вы можете прикрепить на доске - А я благодарю вас за урок и помните: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.

Интернет-ресурсы:

1.pozdravil.3dn.ru›index/statusy_pro_zimu…stikhakh…

2.сезоны-года.рф›зима Вивальди.html

3.vb.ru›Пушкин›…03juv_misc/1815/0177.htm

4.П.Чайковский . music-fantasy.ru› Времена года

5.krugosvet.ru›node/35498

6.Портрет Вивальди. http://www.classica.fm/wp-content/uploads/2010/11/antonio-vivaldi.jpg

7.ru.wikipedia.org›Барокко

8. Портрет П.И.Чайковского http://f2.live4fun.ru/pictures/img_28960639_254_1.jpg

9.Портрет А.Пьяцолла http://muslib.ru/Astor+Piazzolla_b282/photo/1740625

10. ru.wikipedia.org›Пьяццолла, Астор

11. muzofon.com›search/вивальди зима

12. classic-music.ru›mp3-tchaikovsky-piano.html

13. muzofon.com›…ПЬЯЦЦОЛЛА Времена годаБуэнос Айресе

14. romance.ru›cgi-bin/index.cgi?page=133&item=687







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока музыки на тему "Времена года в творчестве композиторов разных эпох"

Автор: Ващенко Наталья Александровна

Дата: 13.10.2014

Номер свидетельства: 118680

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока на тему "Скрипичная школа Казахстана" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-skripichnaia-shkola-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "221858"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435639649"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока изобразительного искусства "Образы весны""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt_uroka_izobrazitiel_nogho_iskusstva_obrazy_viesny"
    ["file_id"] => string(6) "342400"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473089521"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Музыкальный пейзаж "
    ["seo_title"] => string(20) "muzykal-nyi-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "164888"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422715971"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Музыкальный пейзаж"
    ["seo_title"] => string(18) "muzykalnyi_peizazh"
    ["file_id"] => string(6) "510406"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1557936081"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства