Повторить основные моменты предыдущего урока. Назовите композитора, о котором шла речь на прошлых уроках? (В.А. Моцарт). Какие произведения мы слушали? (Симфония №40 1-ю, 4-ю части).
На уроке мы говорили на тему: «Симфоническое развитие музыкальных образов».
Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова П.И. Чайковского: (Слайд 4)
Из всех великих композиторов я наиболее нежную любовь
питаю к Моцарту.
2. Формулирование темы урока.
На странице 136 прочтите тему урока (Слайд 5)
«Связь времен»
- Определите цель нашего урока.
- Проследить за развитием музыки в симфонических произведениях.
Планирование деятельности.Рассмотрите разворот учебника на стр. 136 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось.В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить? (Слайд 6)
ПЛАН:
чтение высказываний Чайковского о музыке Моцарта;
слушание молитвы Моцарта «Ave, verum»;
слушание и анализирование 3-й части сюиты №4 «Моцартианы» Чайковского.
Работа над новым материалом.
Творчество Моцарта, его судьба нашли отклик в русской культуре. Если на прошлом уроке мы говорили о симфоническом развитии музыкальных образов, то теперь речь пойдет о возможностях интерпретации, трактовке, обработке классической музыки.
- Вспомните, что такое интерпретация?
- Интерпретация предполагает индивидуальный подход к исполняемой музыке.
Задание 1. чтение высказываний Чайковского о музыке Моцарта;
(Слайд 7) П.И. Чайковский всегда восхищался музыкой Моцарта. В ней он видел идеал совершенной красоты и гармонии. Прочтите на стр.136 высказывания Чайковского о музыке Моцарта.
Чтение.
В знак восхищения Моцартом Чайковский создал произведения, приближаясь к стилю Моцарта, использовал темы его произведений. В 1887году Чайковский создал сюиту №4 «Моцартиана». (Слайд 8) Сюита №4 является обработкой для симфонического оркестра, включающая четыре пьесы Моцарта, три фортепианных пьес и одного хора:
1-я ч. Жига для клавира (быстрый старинный танец)
2-я ч. Менуэт для клавира
3-я ч. Католический хор «Ave verum» (лат. радуйся, истинное Тело)
4-я ч. Десять вариаций для клавира.
На странице 137 прочтите, что сказал норвежский композитор Э. Григ об этой музыке.
Чтение.
Задание 2. слушание молитвы Моцарта «Ave, verum»;
(Слайд 9)
Послушайте молитву В. Моцарта «Ave, verum» охарактеризуйте произведение, определите средства музыкальной выразительности.
Слушание молитвы В. Моцарта «Ave, verum».
(Ответы уч-ся)
- Для кульминации «Моцартианы» Чайковский выбрал именно это произведение - молитву «Ave, verum В. Моцарта.
Задание 3. слушание и анализирование 3-й части сюиты №4 «Моцартианы»
Чайковского.
(Слайд 10)
Послушайте 3-ю часть сюиты Чайковского охарактеризуйте и скажите, в чем родство музыки Моцарта и Чайковского.
Слушание 3-й части сюиты №4 «Моцартианы» Чайковского.
(Ответы уч-ся) Музыка Моцарта написана для хора и оркестра, представляет собой как бы земную молитву, обращенную к Деве Марии. Музыка Чайковского написана для симфонического оркестра, в котором ведущую роль играет группа струнно-смычковых инструментов.
- Можно ли по музыке сюиты определить отношение Чайковского к Моцарту?
(Ответы уч-ся)
- К какому направлению музыкального искусства – к классике или современности – относится трактовка Чайковским музыки Моцарта? (Ответы уч-ся)
- Если сюита Чайковского в XIX в. была воспринята как современная инструментовка музыки XVIII в., то в XX и теперь уже в XXI в. она, естественно, воспринимается как классика.
(Слайд 11)
- Как называется е и как воспринимается это произведение?
Слушание 1-ой части Симфония №40 Моцарт в современной обработке.
(Ответы уч-ся:Симфония №40 Моцарт в современной обработке.)
- Современными для нас стали интерпретации джазовых и рок-музыкантов, в их произведениях вложено больше своего, авторского. Оригинал становится лишь стимулом для собственной импровизации.
Творчество Моцарта явилось высшим выражением прогрессивных достижений музыкальной культуры его времени.
«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе «Моцарт», - написал Рубинштейн в своей книге «Музыка и ее представители».
IV. Подведение итогов. (Слайд 12)
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).