kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки на тему: "Музыка в народном стиле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа во 2 классе по программе Критской. Доступный материал для урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему: "Музыка в народном стиле"»

Тема урока: «Музыка в народном стиле»

Цель: углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле.

Задачи:

  1. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; воспитание исполнительской и слушательской культуры.

  2. Развитие вокальных навыков средствами ладовой сольмизации; развитие чувства метроритма в системе ритмической работы; развитие навыка устной речи, памяти, логического мышления, внимания.

  3. Знакомство с музыкой в народном стиле, созданной П.И.Чайковским, сравнение авторской музыки с плясовой “Светит месяц” с целью нахождения точек соприкосновения и общего начала. Закрепление навыка ритмической работы в ансамбле.

Музыкальный материал к уроку:

1. Светит месяц – русская народная плясовая (слушание и исполнение).

2. “Камаринская” – из “Детского альбома” П.И.Чайковского (слушание).

Ход урока

1. Вступительная беседа

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Мы продолжаем разговор о русской народной музыке и народных инструментах, который начали на прошлых уроках. Начали мы его со строк стихотворения Г.Серебрякова “Ты откуда, русская, зародилась музыка?..” Вспомните, что автор говорит о появлении музыкальных инструментов на Руси.

– Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси – уронили гусли.

– Совершенно верно. А что говорит автор о появлении песни на Руси?

– Говорит, что с песней на Руси родились.

– Верно. И наша с вами сегодняшняя задача убедиться в этом.

2. Вокально-ритмическая работа над фрагментом плясовой “Светит месяц”

И начнем мы, пожалуй, с того, что вспомним, как называются две разновидности русского танца, известные нам?

– Хоровод и плясовая.

– Чем они отличаются?

– Хоровод – медленный, плавный, лирический танец.

Плясовая – подвижный, задорный, парный танец.

– Сегодня мы встретимся с одной из этих танцевальных разновидностей. А с какой – вы скажете сами. В ходе работы.

Работу мы начнем с начала.

Вспомните, с первого класса мы с вами говорим об основе музыки, которая важна так же как сердце для человека.

Что это?

– Это ритм.

– И мы продолжаем с вами разбирать ритм нашего танца. Вспоминаем, из каких долей состоит наш ритмический рисунок?

– Из долей ТА и ТИ.

– Верно. Именно чередование этих долей и составляет основу ритма. Что означает цифра в начале ритмической записи?

– Количество долей ТА в такте.

– На доске у нас ритмическая партитура, с которой познакомились на прошлом уроке. Сохраняя деление на группы, вспомните свои рисунки.

Давайте повторим отдельно с каждой группой с названиями.

На доске запись ритмической партитуры плясовой “Светит месяц”

А теперь объединяемся в ансамбль и хлопаем, считая и называя доли про себя.

– Как вы считаете, такое ритмическое сопровождение более характерно для хоровода или для плясовой? Почему?

– Для плясовой, т.к. ритм передает ощущение подвижного движения.

– Хорошо. Давайте проверим ваши ощущения. Давайте вспомним мелодию, которую мы с вами разучивали и споем ее в сложном варианте: с названиями ступеней.

Исполнение мелодии плясовой “Светит месяц” с использованием ручных знаков относительной сольмизации и названиями ступеней

– Ну, а теперь, когда голоса готовы к работе, споем эту же мелодию на слог “ДО” в характере. И определим: это мелодия плясовой или хоровода.

Исполнение мелодии в темпе на слог “ДО”

– Это мелодия плясовой. Так как…

– Совершенно верно. Это мелодия и ритм русской народной плясовой “Светит месяц”. И прозвучит она в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Вспомните известные вам русские инструменты.

– Балалайка, гармонь, гусли, свирель, бубен, трещетки, ложки, свистульки…

– Во время слушания присоединимся к оркестру: в начале вместе с моей помощью прохлопываем сложный вариант ритмического рисунка, а затем, когда я опущу руки, вы изображаете игру на русских народных музыкальных инструментах.

3. Слушание плясовой “Светит месяц” с ритмопластическим сопровождением

– Что ж, я рада, что вам удалось услышать такое разнообразие инструментов.

Продолжаем наше музыкальное путешествие. В первом полугодии мы знакомились с некоторыми произведениями из музыкального альбома композитора…?

Детям показывается портрет. Они называют имя композитора

– Из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

– И среди этих произведений нам встретились три танца разных народов. Вспомните их названия.

– Это были Вальс, Полька и Камаринская.

– Какой же из этих танцев родился в России?

– Камаринская.

– Верно. И уже тогда я вам сказала, что эта музыка сочинена композитором в народном стиле.

Что же означают слова “в народном стиле”? Как вы их понимаете?

– Это значит, что композитор сочинил музыку, которая близка по стилю, настроению, характеру к русской народной. Какая-то народная тема может быть положена в основу произведения, но она композитором должна быть обработана, изменена.

– Что ж, давайте, проверим, правильны ли ваши предположения.

Слушаем. И определяем: близка ли она по духу к народной музыке, которая звучит у нас на последних уроках. Если же близка, то к какой разновидности русских танцев ее можно отнести: к плясовой или хороводу?

4. Слушание “Камаринской” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

– Она близка к русской плясовой.

– Согласна с вами. И мелодию “Камаринской” П.И.Чайковский не сам сочинил, а записал услышанную им народную тему. Но как она близка к народной плясовой!

Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных, и, одновременно, столь похожих музыкальных произведения. Назовите их.

– Русская народная плясовая “Светит месяц” и “Камаринская” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

– Чем они отличаются?

– Плясовая – исконно народная музыка. Она звучала в исполнении оркестра народных инструментов.

Камаринская” – это народная мелодия, обработанная композитором. И прозвучала она в фортепианном исполнении.

– Что же их тогда объединяет?

– Народное происхождение. Принадлежность к одной танцевальной группе – плясовые. Характер, настроение, задор. Близость по духу русскому народу.

– Совершенно верно! Вот вы и ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Впрочем, как и в любой другой стране. Главное, чтобы мы с вами не забывали – откуда мы родом и не теряли нашу культуру.

Спасибо большое за урок.

До скорой встречи!














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока музыки на тему: "Музыка в народном стиле"

Автор: Фадякина Елена Николаевна

Дата: 27.03.2017

Номер свидетельства: 403945

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока на тему: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kolokol-nost-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "224267"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438635384"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока на тему "Развитие специальных комптенций учащихся в работе над пьесами""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_razvitiie_spietsial_nykh_komptientsii_uchashchikhsia_v_"
    ["file_id"] => string(6) "374574"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483066901"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект открытого урока на тему " Первое путешествие в музыкальный театр". "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "237423"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444311300"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока музыки "Не молкнет сердце чуткое Шопена""
    ["seo_title"] => string(56) "konspekt_uroka_muzyki_ne_molknet_serdtse_chutkoe_shopena"
    ["file_id"] => string(6) "474182"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1529848197"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока на тему "Народные художественные промыслы России" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-narodnyie-khudozhiestviennyie-promysly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "240907"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445155594"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства