Развитие специальных компетенций у учащихся
в работе над пьесами
Методическая разработка урока
преподавателя Ершовой Л.В.,
опубликованная в школьном журнале «Гармония» №3 2011г.
Цели
Обучающая:
- научить приемам работы над фортепианной фактурой
- сформировать понятия музыкальной формы, средств музыкальной выразительности, технических задач, художественного образа музыкальных произведений;
Развивающая - развивать интеллект, логическое мышление, фантазию, кругозор ученицы;
Воспитательная - воспитывать интерес и любовь к музыке.
(В начале урока звучит в записи вальс Е.Дога из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)
Л.В: (вопрос ученице - тебе знакома эта музыка?)
Конечно же, все с первых звуков узнали это произведение. Отметив свой 30 летний юбилей, вальс продолжает звучать во дворцах бракосочетания, на чемпионатах по фигурному катанию и бальным танцам, а также на улицах городов и по-прежнему «берет за душу» так, словно слышишь его впервые.
Музыка композитора Е.Доги наполнена восторгом жизни – это своеобразный гимн красоте, гармонии, любви к доброте. А где истоки его музыки? Как известно, романтизм и лирика души закладывается с рождения. У Евгения Доги тоже все начиналось с детства. Он родился в первый день весны 1937 года. Может быть, свои первые мелодии он услышал именно тогда. Вся его музыка написана на вдохе, с вдохновением. Это музыка эмоций, впечатлений – это часть его жизни.
Одним из первых учителей в детстве был слепой музыкант Федот Мурга. Затем профессионал Павел Иванович Бачинин, который обучал его игре на виолончели, закончив, помимо этого дирижерский факультет он работал и в оркестре, и редактором в министерстве культуры, даже уходил в политику, но понял, что музыка – это главное.
В его музыке всегда присутствует тема любви. Поэтому предлагаю вашему вниманию еще одно произведение Евгения Доги «Сонет» из кинофильма «Мерседес уходит от погони». Алена исполняет пьесу.
Л.В:Я хочу прочитать сонет А.С.Пушкина «Не презирай сонета, критик» Вордсворт
СуровыйДант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал,
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.
И в наши дни пленяет он поэта,
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.
Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал
У нас еще не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.
1830 г.
Л.В: Давай, прежде всего разберемся – что такое сонет?
А: Сонет – с итальянского sonetto – твердая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия и 2 трехстишия. Особую популярность приобрел благодаря Уильяму Шекспиру. Писали в XIII-XIV веках в Италии-Дантэ, Петрарка. В Англии в XVI веке У.Шекспир. XIX век ВордСворт – в Англии, писал о природе.XIX-XX века – А.С.Пушкин. Существует венок сонетов. Состоит из 15 сонетов, последний состоит из начальных строк каждого сонета.
Л.В: Молодец! Наш «Сонет» из кинофильма «Мерседес уходит от погони». Но мной тебе была предложена другая история к этому произведению. Я предлагаю тебе представить, что под нашу музыку движется корабль по морским волнам. Давай вспомним сюжет книги А. Грина «Алые паруса». Это повесть о любви, о сбывшейся мечте. Юной девушке Ассоль предсказывают, что она встретит когда-нибудь своего возлюбленного, он приплывет за ней на корабле с алыми парусами, и она поверила в это чудо, и оно случилось на самом деле. Очень трогательная история. Вернемся к музыке. Дай мне устную характеристику своего произведения.
А: Темп Moderato, тональность hmoll, форма III частная, есть вступление, завершение.
Кульминация приходится на II часть.
Характер музыки двоякий бушующий и безмятежный. С какими сложностями нам пришлось столкнуться при разучивании этой пьесы: трехслойность фактуры: бас + аккорды + мелодия в верхнем голосе в правой руке; пассажи, 16 ноты, педаль, ритм.ровность.
Л.В: Давай, покажем, как мы над ними работали.
1) Отдельно проучивали линию баса глубоким звуком.
2) Аккорды путем прибавления с верхнего звука, затем одновременное взятие, слушать верхний звук в обеих руках.
3) 16-е ноты в пассажах можно поучить с остановками на первой из четырех, поучить их в обратную сторону.
4) Во II части – сложная фактура:
1) Мелодия идет в правой руке пятым пальцем – аккомпанемент между двумя руками, проучиваем ее отдельно можно на legato, со стремлением к более длинным нотам, бас – глубоким звуком отдельно, аккомпанемент ровным звуком. Мелодию поможет «пропеть» и педаль. Подтекстовка: «Я», «Я здесь», «Иди ко мне».
2) Ритмической ровности добивались, просчитывая от начала до конца всю пьесу 16 - ми «все четыре, все четыре».
3) В басу скачки расширить добавив еще одну октаву.
Представляя себе картину плывущего корабля, преодолевающего какие-либо преграды, и благополучно прибывшего в свою бухту, к берегу. Грэй встретил свою любовь – Ассоль. Мечта сбылась.
Следующая пьеса называется «Вальс» композитора Анатолия Константиновича Лядова. Несколько слов из биографии композитора нам расскажет Алена.
А:Лядов Анатолий Константинович (1855 – 1914 гг.) русский композитор, дирижер, педагог. Родился 14 мая 1855 года в Петербурге. Музыкальное образование получил в Петербуржской консерватории, где затем, работал сам. Занимался дирижированием. Мастер симфонической миниатюры, был верен русской музыкальной классике, связан с народно-песенным и поэтическим искусством. Сочинил много пьес для фортепиано, создал ряд сказочных картин для оркестра: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро». Обработал 150 народных мелодий. Умер 28 августа 1914 года в усадьбе Полыновка Новгородской губернии.
Отношение Лядова к литературе:
1) Приветствовал литературные сочинения Чехова, Достоевского, Толстого.
2) Любил сказки Андерсена.
3) Отвергал Дюма («Французятина»), Мопассана («не целомудренно»).
В музыке боготворил Римского-Корсакова, Глинку.
Чайковский – нарушал «правила» создавал новые законы.
Мусорский – восклицание.
Шопен – оказал влияние на его фортепианный стиль.
Моцарт – великий полифонист после Баха.
Берлиоз – отсутствие «чувства красоты».
Лист – неустойчивое, противоречивое.
Бетховен – «каким-то грязным, неопрятным, неумытым, неприятным».
Всего три вальса – «Маленький вальс» - исполнение детьми. Простота изложения, нежная ласковость интонаций, напевность мелодики и всей фактуры.
Последний вальс – ми мажор – основа Лядовской «игрушечно-кукольной» сферы образов. Прослушаем «вальс» Лядова в тональности соль мажор.
Вальс сочинение 9 № 1 fis moll 1881-1883 – период Лядовской лирики. Гибкий, выразительный мелодичный рисунок, прозрачная, кристально-ясная и экономная фактура. Нежная меланхоличность, разрешающаяся в светлой примиряющей коде Piu mosso
Типовые признаки фортепианного стиля Лядова:
- Преобладание мелкой техники
- Динамика от p до mf
- Гибкие, чуть «дышащие» crescendo и diminuendo.
- f – только в подготовленных кульминациях (ненадолго)
- Прозрачность музыкальной ткани.
- Господство мелодического начала.
- Преобладание горизонтали над вертикалью.
- Присоединение к основной мелодии выдержанных звуков и подголосков.
- Мелодизация всей музыкальной ткани.
- Экономия музыкальных средств и требование художественной оправданности их применения.
Л.В: теперь перейдем непосредственно к нашему вальсу. Что такое вальс ты, конечно же знаешь? Мы не первый раз обращаемся с тобой к этому жанру.
А: Да, это бальный танец XIX-XX веков (с немецкого «раскатывать») Темп от медленного к быстрому, трехдольный размер, произошел от австрийского крестьянского танца – лендлера.
Л.В: Что ты можешь сказать об этом вальсе?
А: Вальс состоит из III частей и коды. I и II - репризные.
Тональность fis moll. Темп умеренный I и III части, II и кода Piu mosso, оживленней.
Л.В:I часть – мелодия кружащая витиеватая, множество встречных знаков, широких ходов 5, 6. Легато по 2 такта. Давай покажем какими способами мы работали.
Бас – с динамикой глубоким звуком отдельно, двойные в аккомпанементе отдельно.
Мелодию можно проучить на стаккато, чтоб в последствии легато было связным. Полифоническое место проучить отдельно верхний голос указанными пальцами, без толчков, можно заменить аппликатуру поучить на legato.
II часть-Adur, Piumosso – чуть живее. Разгар бала. Больше скачков в мелодии, аккомпанемент тоже видоизменился, вторая и третья доли на legato – качающееся движение, арпеджато появляется в третьем периоде, двухголосье – добавлен верхний голос как в первой части.
В мелодии исчезает пауза на первую долю, можно поучить мелодию с остановкой на сильную долю по три с остановками.
Скачки расширить, добавив еще октаву. Арпеджато можно поучить в обратную сторону методом прибавления.
Конец II части, мелодия переходит в левую руку, в правой двойные ноты, замедление, подготовка к репризе первой части. Появляется f – это первая кульминация.
III часть – возврат к moderato fis moll реприза I части с другим завершением, полифонического плана с замедлением.
Кода – Piu mosso, тональность Fis dur взлетного характера, с движущейся мелодией вверх, кульминация на f – вторая, динамический спад и закрепление тональности Fis dur.
Очень виртуозное движение по черным клавишам. Поучить с остановками на опорные ноты. Правую руку закрепить в позиции, собрав ее в аккорд, учить по секвенции от до #, от ре, от ми, от ми #.
Прослушаем отрывок нашего вальса в исполнении пианиста Александра Малкуса.
А теперь Алена исполнит для нас I часть в своей интерпретации.
Л.В: Что тебе понравилось, что удалось на сегодняшнем уроке, что ты узнала нового?
А: Я узнала, что такое тремоло. Как работать над арпеджато. Узнала новые, интересные моменты из жизни композиторов.
Л.В: Надеюсь, эти знания помогут тебе в дальнейшей работе над пьесами. Спасибо за урок.
Приложение
Типовые признаки фортепианного стиля Лядова:
1.Преобладание мелкой техники
2.Динамика от до
3.Гибкие, чуть «дышащие» и.
4. – только в подготовленных кульминациях (ненадолго)
5.прозрачность музыкальной ткани.
6.Господство мелодического начала.
7.Преобладание горизонтали над вертикалью.
8.Присоединение к основной мелодии выдержанных звуков и подголосков.
9.Мелодизация всей музыкальной ткани.
10.Экономия музыкальных средств и требование художественной оправданности их применения.