kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Развитие специальных комптенций учащихся в работе над пьесами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие специальных компетенций  у   учащихся

в работе над пьесами

Методическая разработка урока

преподавателя Ершовой Л.В.,

опубликованная в школьном журнале «Гармония» №3 2011г.

Цели

Обучающая:

  • научить приемам работы над фортепианной фактурой
  • сформировать понятия музыкальной формы, средств музыкальной выразительности, технических задач, художественного образа музыкальных произведений;

Развивающая - развивать интеллект, логическое мышление, фантазию, кругозор ученицы;

Воспитательная - воспитывать интерес и любовь к музыке.

(В начале урока звучит в записи вальс Е.Дога из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)

Л.В: (вопрос ученице - тебе знакома эта музыка?)

Конечно же, все с первых звуков узнали это произведение. Отметив свой 30 летний юбилей, вальс продолжает звучать во дворцах бракосочетания, на чемпионатах по фигурному катанию и бальным танцам, а также на улицах городов и по-прежнему «берет за душу» так, словно слышишь его впервые.

Музыка композитора Е.Доги наполнена восторгом жизни – это своеобразный гимн красоте, гармонии, любви к доброте. А где истоки его музыки? Как известно, романтизм и лирика души закладывается с рождения. У Евгения Доги тоже все начиналось с детства. Он родился в первый день весны 1937 года. Может быть, свои первые мелодии он услышал именно тогда. Вся его музыка написана на вдохе, с вдохновением. Это музыка эмоций, впечатлений – это часть его жизни.

Одним из первых учителей в детстве был слепой музыкант Федот Мурга. Затем профессионал Павел Иванович Бачинин, который обучал его игре на виолончели, закончив, помимо этого дирижерский факультет он работал и в оркестре, и редактором в министерстве культуры, даже уходил в политику, но понял, что музыка – это главное.

В его музыке всегда присутствует тема любви. Поэтому предлагаю вашему вниманию еще одно произведение Евгения Доги «Сонет» из кинофильма «Мерседес уходит от погони». Алена исполняет пьесу.

Л.В:Я хочу прочитать сонет А.С.Пушкина «Не презирай сонета, критик» Вордсворт

СуровыйДант не презирал сонета;

В нем жар любви Петрарка изливал,

Игру его любил творец Макбета;

Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта,

Вордсворт его орудием избрал,

Когда вдали от суетного света

Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной

Певец Литвы в размер его стесненный

Свои мечты мгновенно заключал

У нас еще не знали девы,

Как для него уж Дельвиг забывал

Гекзаметра священные напевы.

1830 г.

Л.В: Давай, прежде всего разберемся – что такое сонет?

А: Сонет – с итальянского sonetto – твердая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия и 2 трехстишия. Особую популярность приобрел благодаря Уильяму Шекспиру. Писали в XIII-XIV веках в Италии-Дантэ, Петрарка. В Англии в XVI веке У.Шекспир. XIX век ВордСворт – в Англии, писал о природе.XIX-XX века – А.С.Пушкин. Существует венок сонетов. Состоит из 15 сонетов, последний состоит из начальных строк каждого сонета.

Л.В: Молодец! Наш «Сонет» из кинофильма «Мерседес уходит от погони». Но мной тебе была предложена другая история к этому произведению. Я предлагаю тебе представить, что под нашу музыку движется корабль по морским волнам. Давай вспомним сюжет книги А. Грина «Алые паруса». Это повесть о любви, о сбывшейся мечте. Юной девушке Ассоль предсказывают, что она встретит когда-нибудь своего возлюбленного, он приплывет за ней на корабле с алыми парусами, и она поверила в это чудо, и оно случилось на самом деле. Очень трогательная история. Вернемся к музыке. Дай мне устную характеристику своего произведения.

А: Темп Moderato, тональность hmoll, форма III частная, есть вступление, завершение.

Кульминация приходится на II часть.

Характер музыки двоякий бушующий и безмятежный. С какими сложностями нам пришлось столкнуться при разучивании этой пьесы: трехслойность фактуры: бас + аккорды + мелодия в верхнем голосе в правой руке; пассажи, 16 ноты, педаль, ритм.ровность.

Л.В: Давай, покажем, как мы над ними работали.

1) Отдельно проучивали линию баса глубоким звуком.

2) Аккорды путем прибавления с верхнего звука, затем одновременное взятие, слушать верхний звук в обеих руках.

3) 16-е ноты в пассажах можно поучить с остановками на первой из четырех, поучить их в обратную сторону.

4) Во II части – сложная фактура:

1) Мелодия идет в правой руке пятым пальцем – аккомпанемент между двумя руками, проучиваем ее отдельно можно на legato, со стремлением к более длинным нотам, бас – глубоким звуком отдельно, аккомпанемент ровным звуком. Мелодию поможет «пропеть» и педаль. Подтекстовка: «Я», «Я здесь», «Иди ко мне».

2) Ритмической ровности добивались, просчитывая от начала до конца всю пьесу 16 - ми «все четыре, все четыре».

3) В басу скачки расширить добавив еще одну октаву.

Представляя себе картину плывущего корабля, преодолевающего какие-либо преграды, и благополучно прибывшего в свою бухту, к берегу. Грэй встретил свою любовь – Ассоль. Мечта сбылась.

Следующая пьеса называется «Вальс» композитора Анатолия Константиновича Лядова. Несколько слов из биографии композитора нам расскажет Алена.

А:Лядов Анатолий Константинович (1855 – 1914 гг.) русский композитор, дирижер, педагог. Родился 14 мая 1855 года в Петербурге. Музыкальное образование получил в Петербуржской консерватории, где затем, работал сам. Занимался дирижированием. Мастер симфонической миниатюры, был верен русской музыкальной классике, связан с народно-песенным и поэтическим искусством. Сочинил много пьес для фортепиано, создал ряд сказочных картин для оркестра: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро». Обработал 150 народных мелодий. Умер 28 августа 1914 года в усадьбе Полыновка Новгородской губернии.

Отношение Лядова к литературе:

1) Приветствовал литературные сочинения Чехова, Достоевского, Толстого.

2) Любил сказки Андерсена.

3) Отвергал Дюма («Французятина»), Мопассана («не целомудренно»).

В музыке боготворил Римского-Корсакова, Глинку.

Чайковский – нарушал «правила» создавал новые законы.

Мусорский – восклицание.

Шопен – оказал влияние на его фортепианный стиль.

Моцарт – великий полифонист после Баха.

Берлиоз – отсутствие «чувства красоты».

Лист – неустойчивое, противоречивое.

Бетховен – «каким-то грязным, неопрятным, неумытым, неприятным».

Всего три вальса – «Маленький вальс» - исполнение детьми. Простота изложения, нежная ласковость интонаций, напевность мелодики и всей фактуры.

Последний вальс – ми мажор – основа Лядовской «игрушечно-кукольной» сферы образов. Прослушаем «вальс» Лядова в тональности соль мажор.

Вальс сочинение 9 № 1 fis moll 1881-1883 – период Лядовской лирики. Гибкий, выразительный мелодичный рисунок, прозрачная, кристально-ясная и экономная фактура. Нежная меланхоличность, разрешающаяся в светлой примиряющей коде Piu mosso

Типовые признаки фортепианного стиля Лядова:

  • Преобладание мелкой техники
  • Динамика от p до mf
  • Гибкие, чуть «дышащие» crescendo и diminuendo.
  • f – только в подготовленных кульминациях (ненадолго)
  • Прозрачность музыкальной ткани.
  • Господство мелодического начала.
  • Преобладание горизонтали над вертикалью.
  • Присоединение к основной мелодии выдержанных звуков и подголосков.
  • Мелодизация всей музыкальной ткани.
  • Экономия музыкальных средств и требование художественной оправданности их применения.

Л.В: теперь перейдем непосредственно к нашему вальсу. Что такое вальс ты, конечно же знаешь? Мы не первый раз обращаемся с тобой к этому жанру.

А: Да, это бальный танец XIX-XX веков (с немецкого «раскатывать») Темп от медленного к быстрому, трехдольный размер, произошел от австрийского крестьянского танца – лендлера.

Л.В: Что ты можешь сказать об этом вальсе?

А: Вальс состоит из III частей и коды. I и II - репризные.

Тональность fis moll. Темп умеренный I и III части, II и кода Piu mosso, оживленней.

Л.В:I часть – мелодия кружащая витиеватая, множество встречных знаков, широких ходов 5, 6. Легато по 2 такта. Давай покажем какими способами мы работали.

Бас – с динамикой глубоким звуком отдельно, двойные в аккомпанементе отдельно.

Мелодию можно проучить на стаккато, чтоб в последствии легато было связным. Полифоническое место проучить отдельно верхний голос указанными пальцами, без толчков, можно заменить аппликатуру поучить на legato.

II часть-Adur, Piumosso – чуть живее. Разгар бала. Больше скачков в мелодии, аккомпанемент тоже видоизменился, вторая и третья доли на legato – качающееся движение, арпеджато появляется в третьем периоде, двухголосье – добавлен верхний голос как в первой части.

В мелодии исчезает пауза на первую долю, можно поучить мелодию с остановкой на сильную долю по три с остановками.

Скачки расширить, добавив еще октаву. Арпеджато можно поучить в обратную сторону методом прибавления.

Конец II части, мелодия переходит в левую руку, в правой двойные ноты, замедление, подготовка к репризе первой части. Появляется f – это первая кульминация.

III часть – возврат к moderato fis moll реприза I части с другим завершением, полифонического плана с замедлением.

Кода – Piu mosso, тональность Fis dur взлетного характера, с движущейся мелодией вверх, кульминация на f – вторая, динамический спад и закрепление тональности Fis dur.

Очень виртуозное движение по черным клавишам. Поучить с остановками на опорные ноты. Правую руку закрепить в позиции, собрав ее в аккорд, учить по секвенции от до #, от ре, от ми, от ми #.

Прослушаем отрывок нашего вальса в исполнении пианиста Александра Малкуса.

А теперь Алена исполнит для нас I часть в своей интерпретации.

Л.В: Что тебе понравилось, что удалось на сегодняшнем уроке, что ты узнала нового?

А: Я узнала, что такое тремоло. Как работать над арпеджато. Узнала новые, интересные моменты из жизни композиторов.

Л.В: Надеюсь, эти знания помогут тебе в дальнейшей работе над пьесами. Спасибо за урок.

Приложение

Типовые признаки фортепианного стиля Лядова:

1.Преобладание мелкой техники

2.Динамика от до

3.Гибкие, чуть «дышащие» и.

4. – только в подготовленных кульминациях (ненадолго)

5.прозрачность музыкальной ткани.

6.Господство мелодического начала.

7.Преобладание горизонтали над вертикалью.

8.Присоединение к основной мелодии выдержанных звуков и подголосков.

9.Мелодизация всей музыкальной ткани.

10.Экономия музыкальных средств и требование художественной оправданности их применения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Развитие специальных комптенций учащихся в работе над пьесами"»




Развитие специальных компетенций у учащихся

в работе над пьесами

Методическая разработка урока

преподавателя Ершовой Л.В.,

опубликованная в школьном журнале «Гармония» №3 2011г.


Цели

Обучающая:

  • научить приемам работы над фортепианной фактурой

  • сформировать понятия музыкальной формы, средств музыкальной выразительности, технических задач, художественного образа музыкальных произведений;

Развивающая - развивать интеллект, логическое мышление, фантазию, кругозор ученицы;

Воспитательная - воспитывать интерес и любовь к музыке.


(В начале урока звучит в записи вальс Е.Дога из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)

Л.В: (вопрос ученице - тебе знакома эта музыка?)

Конечно же, все с первых звуков узнали это произведение . Отметив свой 30 летний юбилей, вальс продолжает звучать во дворцах бракосочетания, на чемпионатах по фигурному катанию и бальным танцам, а также на улицах городов и по-прежнему «берет за душу» так, словно слышишь его впервые.

Музыка композитора Е.Доги наполнена восторгом жизни – это своеобразный гимн красоте, гармонии, любви к доброте. А где истоки его музыки? Как известно, романтизм и лирика души закладывается с рождения. У Евгения Доги тоже все начиналось с детства. Он родился в первый день весны 1937 года. Может быть, свои первые мелодии он услышал именно тогда. Вся его музыка написана на вдохе, с вдохновением. Это музыка эмоций, впечатлений – это часть его жизни.

Одним из первых учителей в детстве был слепой музыкант Федот Мурга. Затем профессионал Павел Иванович Бачинин, который обучал его игре на виолончели, закончив, помимо этого дирижерский факультет он работал и в оркестре, и редактором в министерстве культуры, даже уходил в политику, но понял, что музыка – это главное.

В его музыке всегда присутствует тема любви. Поэтому предлагаю вашему вниманию еще одно произведение Евгения Доги «Сонет» из кинофильма «Мерседес уходит от погони». Алена исполняет пьесу.

Л.В:Я хочу прочитать сонет А.С.Пушкина «Не презирай сонета, критик» Вордсворт

СуровыйДант не презирал сонета;

В нем жар любви Петрарка изливал,

Игру его любил творец Макбета;

Им скорбну мысль Камоэнс облекал.


И в наши дни пленяет он поэта,

Вордсворт его орудием избрал,

Когда вдали от суетного света

Природы он рисует идеал.


Под сенью гор Тавриды отдаленной

Певец Литвы в размер его стесненный

Свои мечты мгновенно заключал


У нас еще не знали девы,

Как для него уж Дельвиг забывал

Гекзаметра священные напевы.

1830 г.


Л.В: Давай, прежде всего разберемся – что такое сонет?

А: Сонет – с итальянского sonetto – твердая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия и 2 трехстишия. Особую популярность приобрел благодаря Уильяму Шекспиру. Писали в XIII-XIV веках в Италии-Дантэ, Петрарка. В Англии в XVI веке У.Шекспир. XIX век ВордСворт – в Англии, писал о природе.XIX-XX века – А.С.Пушкин. Существует венок сонетов. Состоит из 15 сонетов, последний состоит из начальных строк каждого сонета.

Л.В: Молодец! Наш «Сонет» из кинофильма «Мерседес уходит от погони». Но мной тебе была предложена другая история к этому произведению. Я предлагаю тебе представить, что под нашу музыку движется корабль по морским волнам. Давай вспомним сюжет книги А. Грина «Алые паруса». Это повесть о любви, о сбывшейся мечте. Юной девушке Ассоль предсказывают, что она встретит когда-нибудь своего возлюбленного, он приплывет за ней на корабле с алыми парусами, и она поверила в это чудо, и оно случилось на самом деле. Очень трогательная история. Вернемся к музыке. Дай мне устную характеристику своего произведения.

А: Темп Moderato, тональность hmoll, форма III частная, есть вступление, завершение.

Кульминация приходится на II часть.

Характер музыки двоякий бушующий и безмятежный. С какими сложностями нам пришлось столкнуться при разучивании этой пьесы: трехслойность фактуры: бас + аккорды + мелодия в верхнем голосе в правой руке; пассажи, 16 ноты, педаль, ритм.ровность.

Л.В: Давай, покажем, как мы над ними работали.

1) Отдельно проучивали линию баса глубоким звуком.

2) Аккорды путем прибавления с верхнего звука, затем одновременное взятие, слушать верхний звук в обеих руках.

3) 16-е ноты в пассажах можно поучить с остановками на первой из четырех, поучить их в обратную сторону.

4) Во II части – сложная фактура:

1) Мелодия идет в правой руке пятым пальцем – аккомпанемент между двумя руками, проучиваем ее отдельно можно на legato, со стремлением к более длинным нотам, бас – глубоким звуком отдельно, аккомпанемент ровным звуком. Мелодию поможет «пропеть» и педаль. Подтекстовка: «Я», «Я здесь», «Иди ко мне».

2) Ритмической ровности добивались, просчитывая от начала до конца всю пьесу 16 - ми «все четыре, все четыре».

3) В басу скачки расширить добавив еще одну октаву.

Представляя себе картину плывущего корабля, преодолевающего какие-либо преграды, и благополучно прибывшего в свою бухту, к берегу. Грэй встретил свою любовь – Ассоль. Мечта сбылась.

Следующая пьеса называется «Вальс» композитора Анатолия Константиновича Лядова. Несколько слов из биографии композитора нам расскажет Алена.

А:Лядов Анатолий Константинович (1855 – 1914 гг.) русский композитор, дирижер, педагог. Родился 14 мая 1855 года в Петербурге. Музыкальное образование получил в Петербуржской консерватории, где затем, работал сам. Занимался дирижированием. Мастер симфонической миниатюры, был верен русской музыкальной классике, связан с народно-песенным и поэтическим искусством. Сочинил много пьес для фортепиано, создал ряд сказочных картин для оркестра: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро». Обработал 150 народных мелодий. Умер 28 августа 1914 года в усадьбе Полыновка Новгородской губернии.

Отношение Лядова к литературе:

1) Приветствовал литературные сочинения Чехова, Достоевского, Толстого.

2) Любил сказки Андерсена.

3) Отвергал Дюма («Французятина»), Мопассана («не целомудренно»).

В музыке боготворил Римского-Корсакова, Глинку.

Чайковский – нарушал «правила» создавал новые законы.

Мусорский – восклицание.

Шопен – оказал влияние на его фортепианный стиль.

Моцарт – великий полифонист после Баха.

Берлиоз – отсутствие «чувства красоты».

Лист – неустойчивое, противоречивое.

Бетховен – «каким-то грязным, неопрятным, неумытым, неприятным».

Всего три вальса – «Маленький вальс» - исполнение детьми. Простота изложения, нежная ласковость интонаций, напевность мелодики и всей фактуры.

Последний вальс – ми мажор – основа Лядовской «игрушечно-кукольной» сферы образов. Прослушаем «вальс» Лядова в тональности соль мажор.

Вальс сочинение 9 № 1 fis moll 1881-1883 – период Лядовской лирики. Гибкий, выразительный мелодичный рисунок, прозрачная, кристально-ясная и экономная фактура. Нежная меланхоличность, разрешающаяся в светлой примиряющей коде Piu mosso

Типовые признаки фортепианного стиля Лядова:

  • Преобладание мелкой техники

  • Динамика от p до mf

  • Гибкие, чуть «дышащие» crescendo и diminuendo.

  • f – только в подготовленных кульминациях (ненадолго)

  • Прозрачность музыкальной ткани.

  • Господство мелодического начала.

  • Преобладание горизонтали над вертикалью.

  • Присоединение к основной мелодии выдержанных звуков и подголосков.

  • Мелодизация всей музыкальной ткани.

  • Экономия музыкальных средств и требование художественной оправданности их применения.

Л.В: теперь перейдем непосредственно к нашему вальсу. Что такое вальс ты, конечно же знаешь? Мы не первый раз обращаемся с тобой к этому жанру.

А: Да, это бальный танец XIX-XX веков (с немецкого «раскатывать») Темп от медленного к быстрому, трехдольный размер, произошел от австрийского крестьянского танца – лендлера.

Л.В: Что ты можешь сказать об этом вальсе?

А: Вальс состоит из III частей и коды. I и II - репризные.

Тональность fis moll. Темп умеренный I и III части, II и кода Piu mosso, оживленней.

Л.В:I часть – мелодия кружащая витиеватая, множество встречных знаков, широких ходов 5, 6. Легато по 2 такта . Давай покажем какими способами мы работали.

Бас – с динамикой глубоким звуком отдельно, двойные в аккомпанементе отдельно.

Мелодию можно проучить на стаккато, чтоб в последствии легато было связным. Полифоническое место проучить отдельно верхний голос указанными пальцами, без толчков, можно заменить аппликатуру поучить на legato.

II часть-Adur, Piumosso – чуть живее. Разгар бала. Больше скачков в мелодии, аккомпанемент тоже видоизменился, вторая и третья доли на legato – качающееся движение, арпеджато появляется в третьем периоде, двухголосье – добавлен верхний голос как в первой части.

В мелодии исчезает пауза на первую долю, можно поучить мелодию с остановкой на сильную долю по три с остановками.

Скачки расширить, добавив еще октаву. Арпеджато можно поучить в обратную сторону методом прибавления.

Конец II части, мелодия переходит в левую руку, в правой двойные ноты, замедление, подготовка к репризе первой части. Появляется f – это первая кульминация.

III часть – возврат к moderato fis moll реприза I части с другим завершением, полифонического плана с замедлением.

Кода – Piu mosso, тональность Fis dur взлетного характера, с движущейся мелодией вверх, кульминация на f – вторая, динамический спад и закрепление тональности Fis dur.

Очень виртуозное движение по черным клавишам. Поучить с остановками на опорные ноты. Правую руку закрепить в позиции, собрав ее в аккорд, учить по секвенции от до #, от ре, от ми, от ми #.

Прослушаем отрывок нашего вальса в исполнении пианиста Александра Малкуса.

А теперь Алена исполнит для нас I часть в своей интерпретации.

Л.В: Что тебе понравилось, что удалось на сегодняшнем уроке, что ты узнала нового?

А: Я узнала, что такое тремоло. Как работать над арпеджато. Узнала новые, интересные моменты из жизни композиторов.

Л.В: Надеюсь, эти знания помогут тебе в дальнейшей работе над пьесами. Спасибо за урок.


Приложение

Типовые признаки фортепианного стиля Лядова:

  1. Преобладание мелкой техники

  2. Динамика от p до mf

  3. Гибкие, чуть «дышащие» crescendo и diminuendo.

  4. f – только в подготовленных кульминациях (ненадолго)

  5. прозрачность музыкальной ткани.

  6. Господство мелодического начала.

  7. Преобладание горизонтали над вертикалью.

  8. Присоединение к основной мелодии выдержанных звуков и подголосков.

  9. Мелодизация всей музыкальной ткани.

  10. Экономия музыкальных средств и требование художественной оправданности их применения.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Развитие специальных комптенций учащихся в работе над пьесами"

Автор: Ершова Любовь Васильевна

Дата: 30.12.2016

Номер свидетельства: 374574


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства