kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока на тему " Первое путешествие в музыкальный театр".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока музыки

Учитель: Долинина М.Г.

Класс:               5А

Тема урока:    "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

Тип урока:      Урок сообщения и усвоения новых знаний

Технологии: Игровые, здоровьесберегающие, ИКТ (презентация).

Цель урока: Изучение характерных особенностей оперного жанра на примере оперы русского композитора Н.А.Римского - Корсакова «Садко»                Задачи:

1.Образовательнаяя: (по достижению предметных результатов) познакомиться с особенностями оперного жанра, слушать и анализировать фрагменты оперы; наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; развивать творческие и исполнительские способности, эмоционально воспринимать  музыку русских композиторов; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.                                                                                                                        

  2. Развивающая: (по достижению метапредметных результатов) развивать способность выражать свои мысли; развивать навык речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД; развитие памяти, речи, умения делать самостоятельные выводы.                 

3.Воспитательная:   (по достижению личностных результатов)  развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и деятельностью; оценивать  усваиваемое содержание; формировать потребность в общении с музыкой  для дальнейшего духовно - нравственного развития, воспитывать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.

Оборудование: Компьютер, презентация, раздаточный материал со словами песен "Ой, ты тёмная дубравушка", "Заиграйте, мои гусельки», с кроссвордом

Ход урока:

?

?

1.Организационный момент. Актуализация знаний.

Разгадывание кроссворда (применение игровых технологий)

-  Сегодня мы совершим первое путешествие в музыкальный театр, где  продолжим, как на протяжении всего первого полугодия, знакомство с музыкальными жанрами, тесно связанными с литературой.  Для того чтобы  узнать тему нашего урока, с каким жанром мы познакомимся, нам нужно разгадать музыкальный кроссворд (применение игровых технологий).

Вопросы к кроссворду:

1.основной элемент  музыкальной речи, главное средство музыкальной выразительности (мелодия)

2. название высокого женского голоса (сопрано)

3.название высокого мужского голоса (тенор)

4.   окраска звука (тембр)

5.  благодаря этому средству музыкальной выразительности, мы можем определить характер произведения (лад)

- Итак, по горизонтали у нас получилось ключевое слово «опера». Сегодня на уроке мы отправляемся в первое путешествие в музыкальный театр.

2.Этап мотивации:

- Ребята, давайте уточним, что же мы будем делать на уроке. На сегодняшнем уроке мы поставим перед собой цели: разобраться,что такое опера, понять из чего она состоит, научиться внимательно слушать и анализировать фрагменты из оперы, выполнять задания по вокальной и пластической импровизации.

3. Изложение нового материала:

Пятеро учащихся класса получилиопережающее задание - изучить дополнительную литературу и представить краткое сообщение по теме: возникновение оперы, либретто, ария, ансамбль, речитатив, хор, оркестровая музыка в опере.

Во время краткого выступления детей учителем демонстрируется компьютерная презентация (применение ИКТ - технологий).

- Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с оперным творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Главная  область деятельности композитора Римского-Корсакова – опера. Его называют величайшим композитором – сказочником, ведь из 15 созданных им опер большинство (9 опер) на сказочный сюжет. Особенно его привлекали сказки Пушкина. По ним созданы оперы «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане». Самая любимая опера композитора «Снегурочка».

Из огромного творческого наследия композитора мы остановимся на одной опере – былине – «Садко». Вы уже узнали на уроках музыки, что былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей, исполняли их в старину нараспев под аккомпанемент гуслей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.Вы все, наверное, помните имена былинных героев -  Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. А кто же такой был Садко? Чем же он так прославился?

 Оказывается, он был не только талантливым музыкантом – гусляром, но и отважным путешественником-мореплавателем.

Как во славном Новгороде

Был Садко, весёлый  молодец,

Не имел он золотой казны,

А имел лишь гусельки яровчаты,

По пирам ходил-играл Садко,

Потешал купцов, людей посадских.

Этими словами начинается былина «Садко».Садко – это реальный герой.Это опера – былина, поэтому здесь описываются реальные события, но добавлена сказка.Сказочные герои оперы – это обитатели подводного царства: Царевна Волхова, морские царевны-лебеди, золотые рыбки.

В образе Садко Римский – Корсаков прославляет силу и красоту народного искусства, ведь Садко играл и пел так, что заслушивались не только люди, сама природа замирала.

4. Первичное закрепление нового материала:

Слушание и анализ фрагментов оперы.

4.1. Прослушивание музыкального фрагмента из оперы «Садко» - «Океан – море синее».

И вот мы с вами в театре,  меркнет свет, опера началась. Занавес закрыт, но уже звучит увертюра - вступление. Она вводит нас в атмосферу спектакля. О чём расскажет вам эта музыка? Попробуйте дать ей название.

После прослушивания учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

- Вступление называется «Океан – море синее». Как композитор передает характер моря? Какое оно спокойное или бушующее?

-Композитор создал столь захватывающую звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. Этот мотив будет появляться в опере и дальше всякий раз, когда будет изображаться или только упоминаться море.

- Познакомимся с двумя главными героями оперы: Садко –  певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель.Волхова – дочь морского царя.  Знакомство их произошло на Ильмень озере.

4.2. Вокальная импровизация на текст песни «Ой, ты тёмная дубравушка» (применение игровых технологий).

- Давайте представим: Светлая летняя ночь. Тишина. С невеселыми мыслями приходит сюда Садко.  Бедный гусляр, на пиру отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он рассказывает о своей заветной мечте, о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город Новгород.Самодовольная знать осмеивает Садко и прогоняет с пира, он приходит к Ильмень - озеру.  Звучит песня «Ой, ты тёмная дубравушка». Это первая музыкальная характеристика главного героя оперы. Он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку. Композитор написал эту песню в стиле русскойнародной лирической песни. Давайте представим, как могла бы прозвучать её мелодия. На доске на плакате слова песни Садко «Ой, ты тёмная дубравушка». Дети выполняют задание по вокальной импровизации, внимательно слушают друг друга и отмечают, чья мелодия получилась самой выразительной (применение игровых технологий).

4.3. Просмотр видеофрагментаиз оперы «Садко» - «Ой, ты тёмная дубравушка». 

-Скажите в какую обстановку ввела нас музыка? В реальную или сказочную? Садко обращается в этой песне к природе, к дубравушке, кИльмень - озеру, к трость – дереву.  Очень выразительная, задушевная мелодия похожа на русскую народную распевную, протяжную песню.

- А какой инструмент сопровождает пение героя?Учащиеся узнают тембр арфы.

- Звучание арфы очень похоже на звучание гуслей, она звучит будто едва слышное журчание волн озера.

- Давайте попробуем исполнить первую строчку песни садко все вместе,  и попытаемся передать чувства героя.(Учащиеся разучивают первую строчку песни Садко)

4.4. Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко» - сцена превращения  лебедей.

- Природа оживает благодаря чудесному дару гусляра. Песня Садко долетела до глубокого дна Ильмень – озера и покорила всех своей искренностью. Начались чудеса: всколыхнулось трость – дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Очарованный Садко приближается к той, что краше всех. Он хочет знать, кто она, кто другие сестры-девицы.

4.5.Проведение динамической паузы(применение здоровьесберегающие технологии).

Учащимся предложено изобразить под музыку движение лебедя.Повторное звучание фрагмента превращения лебедей в красных девици выполнение задания по пластической импровизации.

4.6. Прослушивание и анализ песни Садко "Заиграйте, мои гусельки».

- По просьбе Волховы Садко заводит плясовую песню «Заиграйте, мои гусельки».Каков характер этой песни?(Песня написана в мажорном ладу, по характеру - весёлая, задорная, удалая, лёгкая, радостная, звонкая).В награду за песню Волхова обещает Садко, что он поймает трех рыбок «золотое перо», которые принесут ему богатство и славу.

Садко собирает дружину, снаряжает корабли и отправляется в морское путешествие, которое длится 12 лет. Двенадцать лет он по морю плавает, а дани царю морскому не платит. И вот началась на море буря, Садко велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается, нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. Потребовал морской царь выкуп и спустился Садко на дно морское, развеселил все морское царство своими песнями и отдал морской царь в жены ему царевну Волхову. И снова помогает Волхова Садко, теперь вернуться на землю.

4.7.Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко» «КолыбельнаяВолховы».

- Какую песню поёт наша героиня?   Фантастические переливы оркестровых красок дают понять чудесное происхождение героини. Это колыбельная Волховы. Тают силы морской царевны, она поет все медленнее,  тише и тише звучит ее голос, и исчезает Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась и превратилась в речку Волхов.

5. Вокально-хоровая работа: Распевание и исполнение песни «Маленький принц» М.Таривердиева.

6.  Рефлексия. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы:

- Сегодня наш урок был посвящён самому значительному  жанру вокальной музыки – опере.Что узнали нового? Какой деятельности учились? Ответы учащихся.Вы узнали много разных специальных терминов, которые необходимо понимать для того, чтобы быть более образованными в мире музыки, чтобы разбираться в оперном искусстве.Сегодня мы узнали, что такое опера, и поняли в чём особенности этого музыкального жанра.Чтобы проверить ваши знания об опере предлагаю вам заполнить кроссворд, который вы видите перед собой на партах (работа в парах).По мере заполнения после взаимопроверки, поднять руку. Какая пара окажется первой?

Заполнение кроссворда (применение игровых технологий)

 Вопросы к кроссворду:

1.      Как называется спектакль, в котором герои не говорят, а поют.

2.      Этот вид искусства в опере представлен декорациями и костюмами.

3.      Этот вид  искусства является в опере основным

4.      Вид искусства помогает актёрам показать чувства персонажей.

5.      Этот пластический вид искусства в опере присутствует не всегда.

6.      Краткое литературное изложение сюжета оперы.

7.      Песня одного героя.

-Ребята, мы в начале урока ставили перед собой цели, мы их достигли?

В этом мы убедились, проверив решения кроссворда

Научились выбирать из предложенной информации самое главное и необходимое. Учились работать совместно и в малой группе. Учились слушать, чувствовать, понимать и  анализировать музыку. Учились правильно петь, чисто передавая мелодию песни.

-Как вы оцениваете работу на уроке свою  и ваших  одноклассников?Оценка учителя.

7. Инструктаж по  выполнению домашнего задания:Варианты заданий по выбору учащихся.

  1. Привести 2-3 примера опер с указанием авторов музыки.
  2.  Нарисовать главных героев оперы «Садко».
  3. Посмотреть фрагменты фильма «Садко»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока на тему " Первое путешествие в музыкальный театр". »

Конспект открытого урока музыки

Учитель: Долинина М.Г.

Класс: 5А

Тема урока: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний

Технологии: Игровые, здоровьесберегающие, ИКТ (презентация).

Цель урока: Изучение характерных особенностей оперного жанра на примере оперы русского композитора Н.А.Римского - Корсакова «Садко» Задачи:

1.Образовательнаяя: (по достижению предметных результатов) познакомиться с особенностями оперного жанра, слушать и анализировать фрагменты оперы; наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; развивать творческие и исполнительские способности, эмоционально воспринимать музыку русских композиторов; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке. 2. Развивающая: (по достижению метапредметных результатов) развивать способность выражать свои мысли; развивать навык речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД; развитие памяти, речи, умения делать самостоятельные выводы. 3.Воспитательная: (по достижению личностных результатов) развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и деятельностью; оценивать усваиваемое содержание; формировать потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно - нравственного развития, воспитывать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.

Оборудование: Компьютер, презентация, раздаточный материал со словами песен "Ой, ты тёмная дубравушка", "Заиграйте, мои гусельки», с кроссвордом.

План урока



Этап урока

Время (мин)

1

Организационный момент. Актуализация знаний.

3

2

Мотивация учебной деятельности, сообщения темы, цели и задач урока (психологический настрой учащихся).

1

3

Изложение нового материала


7

4

Первичное закрепление нового материала.

Слушание и анализ фрагментов оперы «Садко».

Проведение динамической паузы

Слушание и анализ фрагментов оперы «Садко».

18

5

Вокально-хоровая работа.

6

6

Рефлексия. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

4

7

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

1



Ход урока:

1.Организационный момент. Актуализация знаний.

Разгадывание кроссворда (применение игровых технологий)

- Сегодня мы совершим первое путешествие в музыкальный театр, где продолжим, как на протяжении всего первого полугодия, знакомство с музыкальными жанрами, тесно связанными с литературой. Для того чтобы узнать тему нашего урока, с каким жанром мы познакомимся, нам нужно разгадать музыкальный кроссворд (применение игровых технологий).

Вопросы к кроссворду:

1.основной элемент музыкальной речи, главное средство музыкальной выразительности (мелодия)

2. название высокого женского голоса (сопрано)

3.название высокого мужского голоса (тенор)

4. окраска звука (тембр)

5. благодаря этому средству музыкальной выразительности, мы можем определить характер произведения (лад)

- Итак, по горизонтали у нас получилось ключевое слово «опера». Сегодня на уроке мы отправляемся в первое путешествие в музыкальный театр.

2.Этап мотивации:

- Ребята, давайте уточним, что же мы будем делать на уроке. На сегодняшнем уроке мы поставим перед собой цели: разобраться,что такое опера, понять из чего она состоит, научиться внимательно слушать и анализировать фрагменты из оперы, выполнять задания по вокальной и пластической импровизации.

3. Изложение нового материала:

Пятеро учащихся класса получилиопережающее задание - изучить дополнительную литературу и представить краткое сообщение по теме: возникновение оперы, либретто, ария, ансамбль, речитатив, хор, оркестровая музыка в опере.

Во время краткого выступления детей учителем демонстрируется компьютерная презентация (применение ИКТ - технологий).

- Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с оперным творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Главная область деятельности композитора Римского-Корсакова – опера. Его называют величайшим композитором – сказочником, ведь из 15 созданных им опер большинство (9 опер) на сказочный сюжет. Особенно его привлекали сказки Пушкина. По ним созданы оперы «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане». Самая любимая опера композитора «Снегурочка».

Из огромного творческого наследия композитора мы остановимся на одной опере – былине – «Садко». Вы уже узнали на уроках музыки, что былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей, исполняли их в старину нараспев под аккомпанемент гуслей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.Вы все, наверное, помните имена былинных героев - Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. А кто же такой был Садко? Чем же он так прославился?

Оказывается, он был не только талантливым музыкантом – гусляром, но и отважным путешественником-мореплавателем.

Как во славном Новгороде

Был Садко, весёлый молодец,

Не имел он золотой казны,

А имел лишь гусельки яровчаты,

По пирам ходил-играл Садко,

Потешал купцов, людей посадских.

Этими словами начинается былина «Садко».Садко – это реальный герой.Это опера – былина, поэтому здесь описываются реальные события, но добавлена сказка.Сказочные герои оперы – это обитатели подводного царства: Царевна Волхова, морские царевны-лебеди, золотые рыбки.

В образе Садко Римский – Корсаков прославляет силу и красоту народного искусства, ведь Садко играл и пел так, что заслушивались не только люди, сама природа замирала.

4. Первичное закрепление нового материала:

Слушание и анализ фрагментов оперы.

4.1. Прослушивание музыкального фрагмента из оперы «Садко» - «Океан – море синее».

И вот мы с вами в театре, меркнет свет, опера началась. Занавес закрыт, но уже звучит увертюра - вступление. Она вводит нас в атмосферу спектакля. О чём расскажет вам эта музыка? Попробуйте дать ей название.

После прослушивания учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

- Вступление называется «Океан – море синее». Как композитор передает характер моря? Какое оно спокойное или бушующее?

-Композитор создал столь захватывающую звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. Этот мотив будет появляться в опере и дальше всякий раз, когда будет изображаться или только упоминаться море.

- Познакомимся с двумя главными героями оперы: Садко – певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель.Волхова – дочь морского царя. Знакомство их произошло на Ильмень озере.

4.2. Вокальная импровизация на текст песни «Ой, ты тёмная дубравушка» (применение игровых технологий).

- Давайте представим: Светлая летняя ночь. Тишина. С невеселыми мыслями приходит сюда Садко. Бедный гусляр, на пиру отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он рассказывает о своей заветной мечте, о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город Новгород.Самодовольная знать осмеивает Садко и прогоняет с пира, он приходит к Ильмень - озеру. Звучит песня «Ой, ты тёмная дубравушка». Это первая музыкальная характеристика главного героя оперы. Он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку. Композитор написал эту песню в стиле русскойнародной лирической песни. Давайте представим, как могла бы прозвучать её мелодия. На доске на плакате слова песни Садко «Ой, ты тёмная дубравушка». Дети выполняют задание по вокальной импровизации, внимательно слушают друг друга и отмечают, чья мелодия получилась самой выразительной (применение игровых технологий).

4.3. Просмотр видеофрагментаиз оперы «Садко» - «Ой, ты тёмная дубравушка».

-Скажите в какую обстановку ввела нас музыка? В реальную или сказочную? Садко обращается в этой песне к природе, к дубравушке, кИльмень - озеру, к трость – дереву. Очень выразительная, задушевная мелодия похожа на русскую народную распевную, протяжную песню.

- А какой инструмент сопровождает пение героя?Учащиеся узнают тембр арфы.

- Звучание арфы очень похоже на звучание гуслей, она звучит будто едва слышное журчание волн озера.

- Давайте попробуем исполнить первую строчку песни садко все вместе, и попытаемся передать чувства героя.(Учащиеся разучивают первую строчку песни Садко)

4.4. Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко» - сцена превращения лебедей.

- Природа оживает благодаря чудесному дару гусляра. Песня Садко долетела до глубокого дна Ильмень – озера и покорила всех своей искренностью. Начались чудеса: всколыхнулось трость – дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Очарованный Садко приближается к той, что краше всех. Он хочет знать, кто она, кто другие сестры-девицы.

4.5.Проведение динамической паузы(применение здоровьесберегающие технологии).

Учащимся предложено изобразить под музыку движение лебедя.Повторное звучание фрагмента превращения лебедей в красных девици выполнение задания по пластической импровизации.

4.6. Прослушивание и анализ песни Садко "Заиграйте, мои гусельки».

- По просьбе Волховы Садко заводит плясовую песню «Заиграйте, мои гусельки».Каков характер этой песни?(Песня написана в мажорном ладу, по характеру - весёлая, задорная, удалая, лёгкая, радостная, звонкая).В награду за песню Волхова обещает Садко, что он поймает трех рыбок «золотое перо», которые принесут ему богатство и славу.

Садко собирает дружину, снаряжает корабли и отправляется в морское путешествие, которое длится 12 лет. Двенадцать лет он по морю плавает, а дани царю морскому не платит. И вот началась на море буря, Садко велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается, нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. Потребовал морской царь выкуп и спустился Садко на дно морское, развеселил все морское царство своими песнями и отдал морской царь в жены ему царевну Волхову. И снова помогает Волхова Садко, теперь вернуться на землю.

4.7.Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко» «КолыбельнаяВолховы».

- Какую песню поёт наша героиня? Фантастические переливы оркестровых красок дают понять чудесное происхождение героини. Это колыбельная Волховы. Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, тише и тише звучит ее голос, и исчезает Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась и превратилась в речку Волхов.

5. Вокально-хоровая работа: Распевание и исполнение песни «Маленький принц» М.Таривердиева.

6. Рефлексия. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы:

- Сегодня наш урок был посвящён самому значительному жанру вокальной музыки – опере.Что узнали нового? Какой деятельности учились? Ответы учащихся...Вы узнали много разных специальных терминов, которые необходимо понимать для того, чтобы быть более образованными в мире музыки, чтобы разбираться в оперном искусстве.Сегодня мы узнали, что такое опера, и поняли в чём особенности этого музыкального жанра.Чтобы проверить ваши знания об опере предлагаю вам заполнить кроссворд, который вы видите перед собой на партах (работа в парах).По мере заполнения после взаимопроверки, поднять руку. Какая пара окажется первой?

Заполнение кроссворда (применение игровых технологий)

Вопросы к кроссворду:

1. Как называется спектакль, в котором герои не говорят, а поют.

2. Этот вид искусства в опере представлен декорациями и костюмами.

3. Этот вид искусства является в опере основным

4. Вид искусства помогает актёрам показать чувства персонажей.

5. Этот пластический вид искусства в опере присутствует не всегда.

6. Краткое литературное изложение сюжета оперы.

7. Песня одного героя.




-Ребята, мы в начале урока ставили перед собой цели, мы их достигли?

В этом мы убедились, проверив решения кроссворда


Научились выбирать из предложенной информации самое главное и необходимое. Учились работать совместно и в малой группе. Учились слушать, чувствовать, понимать и анализировать музыку. Учились правильно петь, чисто передавая мелодию песни.

-Как вы оцениваете работу на уроке свою и ваших одноклассников?Оценка учителя.

7. Инструктаж по выполнению домашнего задания:Варианты заданий по выбору учащихся.

  1. Привести 2-3 примера опер с указанием авторов музыки.

  2. Нарисовать главных героев оперы «Садко».

  3. Посмотреть фрагменты фильма «Садко»














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока на тему " Первое путешествие в музыкальный театр".

Автор: Долинина Марина Геннадьевна

Дата: 08.10.2015

Номер свидетельства: 237423

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа дополнительного образования       «Мир вокруг нас»"
    ["seo_title"] => string(51) "proghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiamirvokrughnas"
    ["file_id"] => string(6) "281319"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453495443"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства