kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Весенние напевы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Схема конспекта урока

Класс_1___________, четверть_3_____

УМК Перспективная школа Т.В.Челышева, В.В. Кузнецова

Тема урока: Весенние напевы

Цель урока: развитие у первоклассников способности вслушиваться и эмоционально откликаться на музыку, звучащую в будни и праздники, в связи с изменениями календаря (осуществление связи с дошкольным музыкальным воспитанием).

Задачи урока:

  • вызвать у школьников ассоциации между исполняемыми песнями о весеннем времени года и разными состояниями весенней русской природы (русская народная песня «Перед весной», «Весной» Э. Грига);
  • обратить внимание детей на интонационные особенности этих произведений (мелодический и ритмический рисунок, темп, динамика, характер);
  • проследить приход весны «глазами художников»;
  • ввести в разговорную речь термин сопровождение;
  • помочь детям подготовить подарок для мам к 8 марта – разучить песню Ю.Слонова «Наша мама»;

Планируемые результаты:

Личностные

  • выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисункам по музыкальным произведениям;
  • осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении песен о весне;
  • выражать чувства нежности и ласки при разучивании и исполнении песни «Наша мама».

Познавательные

  • находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций, связанных  с весенними изменениями природы и календарными праздниками;
  • сравнивать музыкальные, поэтические и изобразительные (иллюстрации) интонации произведений о весенней русской природе;

Метапредметные

  • решать учебную задачу с использованием словаря эстетических эмоций, помещённом в конце учебника;
  • устанавливать ассоциативные связи музыкальных интонаций с характеристиками весенней русской природы;
  • находить аргументированные ответы на вопросы в процессе коллективного размышления по учебной задаче;
  • исполнять различные по характеру музыкальные произведения о весне с группой одноклассников.

Используемые музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, литературные произведения, видеофрагменты: р.н.п. «Перед весной» обр. П. Чайковского, «Весной» Э. Григ, Ю.Слонов «Наша мама»; стихотворение А. Леонтьева, пер. В. Данько «Кап-кап…»,  презентация с картинами художников о весне.

Музыкальные инструменты и другие ресурсы: фортепиано, металлофон, ксилофон, колокольчики, треугольник, маракасы, компьютер, музыкальный центр, проектор, экран.

 Этапы урока.

1.Вход в класс. Музыкальное приветствие "Добрый день".

Звучит композиция «Звуки весны». 

У.  Что вы услышали?

Д. Звуки.

У. О чём рассказали вам эти звуки?

Помочь учащимся выявить связь между услышанными звуками и поэтическими строчками «Весна стучится в окна, поёт на все лады…» (Вигдоров С.).

У. Можно ли сказать, что это музыка природы?

У. Какие чувства вызывает она у вас?

Д. Высказывают свои впечатления.

У. Могут ли музыкальные инструменты передать звуки природы?

Д. Пробуют найти звучание звуков весенней природы на музыкальных инструментах.

2. Второй этап.

А все ли рады приходу весны? Послушайте, что услышал поэт в звуках капели.

Кап-кап!

С крыши падают слезинки.

Кап-кап!

Тают белые снежинки.

Кап-кап!

Солнышко по крыше скачет.

Кап-кап!

А зима сидит и плачет.

Кап-кап!

(А. Леонтьев, пер. В. Данько)

У. Почему плачет зима? Как её утешить?

Д. Высказывают свои варианты.

У. С давних времён появилась на Руси традиция провожать зиму. А  вы знаете как её провожали? 

Д. Вспоминают о том, как провожали зиму в детском саду.  

У. Послушайте песню, которую часто поют на празднике "Проводы зимы". Знакомство с р.н.п. "Перед весной" (Вот уж зимушка проходит").

У. Какое отношение человека к зиме она передаёт?  Найдите подтверждение своего ответа в тексте песни.

Д. С зимой прощаются ласково, называют её "зимушка", "холодушка", "белоснежная". Жалко, что приходится прятать "саночки", "конёчки".

У. А вам грустно, что зима уходит? С каким настроением вы бы исполнили эту песню?

Д. Выражают своё отношение к зиме при пении.

У. И вот пришла красавица весна! Что изменилось в природе с её приходом? Давайте проследим её появление "глазами художников".

Просмотр презентации о весне (в разные периоды - ранняя весна, средний период, поздняя весна) и краткий художественный комментарий учителя к ней.

У. Преобразилась земля! А какие чувства разбудила весна в душе человека?

Учитель предлагает закрыть глаза и прислушаться к настроению музыки Э.Грига «Весной».

У. О чём хотел рассказать Э. Григ в своей фортепьянной пьесе?

Д. О весне, о том что бегут ручьи, поют птицы. 

У. О каком периоде весны «рассказывает» музыка: о начале, середине, или о поздней весне? 

Д. Размышляют и высказывают свои впечатления в опоре на словарь эмоциональных терминов в конце учебника.

У. Почему мелодия и музыкальное сопровождение поменялись местами?

Д. Высказывают свои предположения.

У. А что произошло бы с лёгким, воздушным образом весны, если бы музыкальное сопровождение прозвучало в низком регистре? (сыграть этот вариант на фортепиано).

Д.  Музыка изменилась, стала тяжёлая.

У. Попробуйте выразить свои чувства при дирижировании этой фортепьянной пьесы. Внимательно вслушивайтесь в едва уловимые изменения в звучании музыки и передайте их в своих движениях.

Д. Пытаются передать настроение музыки при дирижировании пьесы Э.Грига "Весной".

У. Тепло и свет принесла весна людям. А кому приготовила она вот такой подарок?

Учитель исполненяет песню Ю. Слонова «Наша мама».

Д. Эту песню весна подарила нашим мамам.

Разучивание песни. Работа над высокой вокальной позицией, дикцией, кантиленным звучанием.

Третий этап.

У. Можно ли сказать, что мелодии, которые мы услышали сегодня на уроке, подсказала композиторам сама весна?

У. Как бы вы назвали наш урок?

Д. Размышляют о наиболее подходящем названии урока, высказывают свои варианты.

Четвёртый этап.

Учитель подводит итог урока, хвалит детей и предлагает подготовить коллективный подарок мамам на 8 Марта:

- составить программу концерта для мам, из песен, разученных на уроке музыки, в детском саду, разученных самостоятельно;

- нарисовать картину о каком либо периоде весны;

- приготовить свой подарок, какой захотите.

Д. Выбирают одно из трёх заданий. 

Музыкальное "До свидания". Выход из класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Весенние напевы" »



Конева О.М., МБОУ «Гимназия № 22», Центральный район, город Барнаул

Схема конспекта урока

Класс_1___________, четверть_3_____

УМК Перспективная школа Т.В.Челышева, В.В. Кузнецова

Тема урока: Весенние напевы

Цель урока: развитие у первоклассников способности вслушиваться и эмоционально откликаться на музыку, звучащую в будни и праздники, в связи с изменениями календаря (осуществление связи с дошкольным музыкальным воспитанием).

Задачи урока:

  • вызвать у школьников ассоциации между исполняемыми песнями о весеннем времени года и разными состояниями весенней русской природы (русская народная песня «Перед весной», «Весной» Э. Грига);

  • обратить внимание детей на интонационные особенности этих произведений (мелодический и ритмический рисунок, темп, динамика, характер);

  • проследить приход весны «глазами художников»;

  • ввести в разговорную речь термин сопровождение;

  • помочь детям подготовить подарок для мам к 8 марта – разучить песню Ю.Слонова «Наша мама»;

Планируемые результаты:

Личностные

  • выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисункам по музыкальным произведениям;

  • осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении песен о весне;

  • выражать чувства нежности и ласки при разучивании и исполнении песни «Наша мама».

Познавательные

  • находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций, связанных с весенними изменениями природы и календарными праздниками;

  • сравнивать музыкальные, поэтические и изобразительные (иллюстрации) интонации произведений о весенней русской природе;

Метапредметные

  • решать учебную задачу с использованием словаря эстетических эмоций, помещённом в конце учебника;

  • устанавливать ассоциативные связи музыкальных интонаций с характеристиками весенней русской природы;

  • находить аргументированные ответы на вопросы в процессе коллективного размышления по учебной задаче;

  • исполнять различные по характеру музыкальные произведения о весне с группой одноклассников.

Используемые музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, литературные произведения, видеофрагменты: р.н.п. «Перед весной» обр. П. Чайковского, «Весной» Э. Григ, Ю.Слонов «Наша мама»; стихотворение А. Леонтьева, пер. В. Данько «Кап-кап…», презентация с картинами художников о весне.

Музыкальные инструменты и другие ресурсы: фортепиано, металлофон, ксилофон, колокольчики, треугольник, маракасы, компьютер, музыкальный центр, проектор, экран.

Этапы урока.

Цели, задачи этапа

Художественно-педагогическая деятельность учителя (ХПД)

Художественно-эстетическая деятельность ученика (ХЭД)

Результаты ХЭД

учащихся на каждом этапе урока

1.Вход в класс. Эмоциональный настрой на урок через «Звуки весны»

Цель: развитие способности вслушиваться в звуки природы.

Звучит композиция «Звуки весны».

Беседа об ассоциациях учащихся.

- Что вы услышали?

- О чём рассказали вам эти звуки?

Помочь учащимся выявить связь между услышанными звуками и поэтическими строчками «Весна стучится в окна, поёт на все лады…» (Вигдоров С.)

- Можно ли сказать, что это музыка природы?

- Какие чувства вызывает она у вас?

-Могут ли музыкальные инструменты передать звуки природы?

Дети воспринимают звуки природы; делятся своими наблюдениями; вспоминают, какие ещё бывают звуки весны; пробуют найти их звучание на музыкальных инструментах.



Ощущение красоты звучащей весенней природы.

2. Второй этап.

Цель: развитие у первоклассников способности вслушиваться и эмоционально откликаться на музыку, звучащую в будни и праздники, в связи с изменениями календаря (осуществление связи с дошкольным музыкальным воспитанием).

Задачи:

- вызвать у школьников ассоциации между исполняемыми песнями о весеннем времени года и разными состояниями весенней русской природы при слушании и исполнении р. н.п. «Перед весной» (Вот уж зимушка проходит), при слушании и дирижировании фортепьянной пьесой Э. Грига «Весной».

- обратить внимание детей на интонационные особенности этих произведений (мелодический и ритмический рисунок, темп, динамику, характер);

ввести в разговорную речь термин сопровождение;

- проследить приход весны «глазами художников»;

- выражать чувства нежности и ласки при разучивании и исполнении песни «Наша мама».

А все ли рады приходу весны?


Кап-кап!

С крыши падают слезинки.

Кап-кап!

Тают белые снежинки.

Кап-кап!

Солнышко по крыше скачет.

Кап-кап!

А зима сидит и плачет.

Кап-кап!

(А. Леонтьев, пер. В. Данько)


- Почему плачет зима? Как её утешить?

Беседа о народном обычае проводов зимы.

Знакомство с р.н.п. «Перед весной» (Вот уж зимушка проходит).

-Какое отношение человека к зиме она передаёт?

- Выразить своё отношение к зиме при исполнении песни.


- И вот пришла красавица весна! Что изменилось в природе с её приходом? Просмотр презентации о весне (в разные периоды) и краткий художественный комментарий учителя к ней.


- Преобразилась земля! А какие чувства разбудила весна в душе человека?

Учитель предлагает закрыть глаза и прислушаться к настроению музыки Э.Грига «Весной».

О чём хотел рассказать Э. Григ в своей фортепьянной пьесе?

О каком периоде весны «рассказывает» музыка: о начале, середине, или о поздней весне? Почему вы так решили?




Выразить свои чувства при дирижировании этой фортепьянной пьесы.



Тепло и свет принесла весна людям. А кому приготовила она вот такой подарок?

Знакомство и разучивание песни Ю. Слонова «Наша мама».

Работа над высокой вокальной позицией, дикцией, кантиленным звучанием.

Сравнение своих впечатлений с тем, что услышал поэт в звуках капели.











Обмен мнениями, впечатлениями.



Дети находят подтверждение своего ответа в музыкальной интонации и тексте песни.



Наблюдают за изменениями весенней природы в разные периоды «глазами художников».








Высказывают своё мнение о звучании музыки с помощью словаря эстетических эмоций.

Определяют роль музыкального сопровождения в создании лёгкого, воздушного образа весны.


Пытаются передать характер музыки, тончайшие изменения её звучания в своих движениях.




Выражают чувства нежности и ласки к любимому человеку в своём пении.

Эмоциональный отклик












Понимание отношения к уходящей зиме своего и другого человека.

Стремление выразить чувства в пении.




Ощущение красоты, неповторимости картин весенней природы.





Умение выслушать и понять чувства другого человека.









Эмоциональный отклик и желание передать свои чувства.



Проявление любви, нежности к дорогому, близкому человеку.

Третий этап

Цель: обобщить знания детей о весне, полученные на уроке.

Рефлексия.

- Можно ли сказать, что мелодии, которые мы услышали сегодня на уроке, подсказала композиторам сама весна?

- Как бы вы назвали наш урок?

Свободные высказывания детей.

Размышления о наиболее подходящем названии урока.

Желание высказать свои впечатления об услышанной музыке.

Четвёртый этап

Цель: побудить детей к творческой работе по музыке вне школы.



Подготовить коллективный подарок мамам на 8 Марта:

-составить программу концерта для мам, из песен, разученных на уроке музыки, в детском саду, разученных самостоятельно;

- нарисовать картину о каком либо периоде весны;

- приготовить свой подарок, какой захотите.

Выбирают одно из трёх заданий. Продумывают план реализации творческого замысла.

Проявление инициативы.


Желание заниматься искусством в школе и дома.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Весенние напевы"

Автор: Конева Ольга Михайловна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 199107

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему "Композитор-имя ему народ""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt_uroka_na_tiemu_kompozitor_imia_iemu_narod"
    ["file_id"] => string(6) "452562"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516903196"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Конспект урока на тему «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием", презентация к уроку. "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kak-opriedielit-spriazhieniie-ghlaghola-s-biezudarnym-lichnym-okonchaniiem-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "113847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411070224"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект урока "Пришла весна" "
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekt-uroka-prishla-viesna"
    ["file_id"] => string(6) "232074"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442745633"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства