kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Выразительные и изобразительные интонации" (музыка,3 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки в 3 классе,  3 четверть ("Интонация"). Цель урока- сформировать представление о выразительных и изобразительных интонациях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Выразительные и изобразительные интонации" (музыка,3 класс).»

Конспект урока музыки

«Выразительные и изобразительные интонации»,

3 класс.

(учитель музыки Дробышева Марина Викторовна, МБОУ СОШ №52 г. Краснодара).



Тип урока: комбинированный урок.

Цель: сформировать представление об изобразительной и выразительной интонации

Задачи урока:

*образовательные

- сформировать понятие изобразительной и выразительной интонации;

- сформировать умения отличать изобразительную интонацию от выразительной;

- дать представление о том, зачем нужна интонация и какое имеет значение;

* развивающие

- совершенствовать умение исполнять литературные и музыкальные произведения;

- формировать умение самостоятельно отбирать выразительные средства и использовать их в собственной художественной деятельности;

- развивать навык красивого и выразительного исполнения;

* воспитательные

- воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям.

Методы:

Словесный: беседа об изобразительной и выразительной интонации, чтение текста песни В. Шаинского «Вальс снежинок».

Практический: песня В. Шаинского «Вальс снежинок».

Кабалевский. «Три подружки» - слушание с последующим анализом.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, портрет Д.Б. Кабалевского.





1. Организационный момент

Ребята, сегодня мы с вами собрались для того, чтобы в очередной раз встретиться с музыкой. Будем с вами петь и наслаждаться музыкой.

2. Актуализация имеющихся знаний

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим разговор об интонации в музыке, познакомимся с новым музыкальным произведением, новыми для вас музыкальными интонациями. Давайте вспомним, что же такое интонация?

Ученики: Слово «интонация» произошло от латинского «intono» — громко произношу и обозначает особенно сильное ударение голосом.

3. Постановка проблемы

Учитель: Ребята, если мы прочитаем несколько предложений без знаков препинания на одном дыхании, то будет интересно?

Ученики: - нет, не будет.

Учитель: А чтобы было интересно, как нужно читать?

Ученики: нужно читать с паузами, выразительно и с интонацией.

-Давайте с вами попробуем сказать слово «да» с разными интонациями.

- Да (утвердительно).

- Какой знак можно поставить?

- Да! (С удивлением)

- Да? (Вопросительно)

- А теперь задание вам: сказать фразу «Я хочу учиться» с интонацией, которую я укажу.

Вопросительно.

Радостно.

Зло.

Мечтательно.

Грустно.

Обиженно.

(Обращаюсь к ученику)

4. Решение проблемы

Учитель: Ребята тема нашего урока изобразительная и выразительная интонация.

- Что мы с вами изображаем?

Ученики: Мы изображаем движения человека, предметы, прыжки, разнообразные звуки и шумы. …

Учитель: А что мы выражаем??

Ученики: Выражаем чувства, мысли, состояние, настроение…

Учитель: Давайте посмотрим: верны ли наши предположения о том, что такое выразительная интонация, а что такое изобразительная интонация, посмотрите на слайд (Выразительная интонация выражает чувства человека, изобразительная изображает явления окружающего мира.)

Учитель: Мы правильно предположили?

Ученики: Да мы верно предположили.

5. Основной этап

Учитель: Сейчас Дмитрий Борисович Кабалевский познакомит нас с вами с тремя подружками.

(Вывешиваю рисунок, на котором лица девочек закрыты большим зонтом)

Глядя на этот рисунок, мы можем что-либо сказать о характере этих девочек? Они по характеру одинаковы или разные?

Ученики: Мы не можем ничего сказать т.к. лица девочек закрыты большим зонтом.

Учитель: Верно, ребята, а прослушав произведение Д. Кабалевского мы «увидим» музыкальные образы этих девочек. И второй вопрос:

Какие интонации использовал композитор в своей пьесе?

Сели как слушатели, а слушатели сидят в удобной для них позе.

(Слушание)

Ребята, вы прослушали пьесу Д.Б.Кабалевского «Три подружки». Они по характеру одинаковы?

Дети: Нет. Они разные.

Учитель: Что вы можете сказать о первой подружке? Музыка была выразительная или изобразительная?

Дети: Музыка была грустной, печальной, жалобной. Как будто девочка плачет. Музыка выражает настроение девочки.

Учитель: Верно, ребята. Музыка нам нарисовала грустную девочку. Она жалуется, плачет. Как можно назвать девочку, которая все время плачет?

Дети: Мы ее назовем Плакса.

Учитель: Посмотрите, ребята, как музыкальные интонации могут верно выражать и изображать.

(вывешиваю рисунок с первой девочкой)

Посмотрите, рисунок по характеру и настроению соответствует музыке композитора. А теперь послушайте стихотворение.

Что за шум? Что за рев?
То не стадо ли коров?
Это не коровушка, это Таня рёвушка.
Плачет, заливается, платьем вытирается.
(имя ребенка следует заменить, если в классе есть девочка с именем Таня)

Так какие интонации использовал композитор, чтобы «нарисовать» этот образ?

Дети: Композитор использовал изобразительные интонации.

Учитель: Верно, ребята. Эти интонации, как правило, используются вместе, чтобы создать правдивый музыкальный образ.

-А теперь вы мне расскажите о второй девочке. Какой у нее характер и какие интонации использует композитор?

Дети: Вторая девочка веселая, жизнерадостная. Музыка «рисует» ее прекрасное настроение.

Учитель: Молодцы, ребята!

(вывешиваю рисунок со второй девочкой)

Если она веселая, резвая, жизнерадостная, как мы ее можем назвать?

Дети: Веселушка, Резвушка.

Учитель: Эту девочку мы назовем Резвушка. Молодцы! Послушайте о ней стихотворение.

В кране прячется вода,
Холод – в холодильнике.
Напряженье – в проводах,
Тиканье – в будильнике.
В телефоне – голоса,
Музыка – на диске.
А во мне, сама я знаю,
Спрятаны смешинки.

Учитель: А как же мы назовем     третью девочку?

Ученики: Злая, плохая…

Учитель: Девочка действительно злая. Подумайте, как мы ее можем назвать, используя слово «злая»?

Ученики: Злюка.

Учитель: Молодцы, ребята. Какие интонации использовал композитор для этой девочки?

Ученики: Композитор использовал изобразительные интонации.

Учитель: Верно, ребята. Кабалевский показывает ее характер и изображает ее отношение к окружающим. Послушайте о ней стихотворение.

Эта девочка драчунья. В школе, дома, во дворе
Нет нам от нее спасенья, нас найдет она везде.
Отобрала мяч у Тани, Колю стукнула она.
Злюка! Говорят ребята, нам не нравится она!

Учитель: Ребята, вы убедились, что музыкальные интонации нам «нарисовали» образы трех девочек. Следовательно, это были интонации выразительные или изобразительные?

Ученики: Интонации были в основном изобразительные, хотя присутствовали и выразительные интонации, чтобы раскрыть характер девочек.

Учитель: ребята, мы с вами покидаем наших девочек и переходим к песне «Вальс снежинок». Прослушаем сначала эту песню (звучит песня со словами)

- Какие интонации присутствуют в этом музыкальном произведении?

Ученики: Изобразительная и выразительная.

Учитель: А что автор изображает?

Ученики: Автор изображает то как падает снег, большие сугробы, часы…

Учитель: А что автор хотел выразить своим произведением?

Ученики: Радость, веселье, счастье, предвкушение Нового года, предчувствие волшебства. ….

- Давайте попробуем теперь спеть эту песню (поем сначала под запись с голосами, потом под минус)

Учитель. Молодцы! Вы прекрасно справились! Давайте наградим себя аплодисментами.

6. Обобщение



Учитель. Ребята, какое открытие вы сделали сегодня для себя? Что нового узнали?

Учащиеся. У каждого живого существа, каждого явления природы есть своя интонация… В музыке почти всегда соединяются выразительная и изобразительная интонации… Слушая музыку, можно испытать разные чувства…

Учитель. Какие чувства испытали сегодня вы?

Учащиеся. Удивление… Восхищение… Восторг…Радость… Было трудно, но я справился…



7. Рефлексия

Учитель. Наш урок подошел к концу.

Пусть улыбнётся тот, кому было приятно и комфортно на уроке.

Пусть похлопает в ладоши тот, кому понравилась музыка, которая прозвучала на уроке.

Пусть встанет тот, кто с удовольствием придёт на следующий урок.

Спасибо, до следующей встречи!.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Методическая разработка "Выразительные и изобразительные интонации" (музыка,3 класс).

Автор: Дробышева Марина Викторовна

Дата: 13.03.2017

Номер свидетельства: 399970

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Методическая разработка по теме: "Учу ребят видеть прекрасное" "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-po-tiemie-uchu-riebiat-vidiet-priekrasnoie"
    ["file_id"] => string(6) "149997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420382148"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "методическая разработка "Диагностика музыкальных способностей" "
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-diaghnostika-muzykal-nykh-sposobnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "247236"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446531586"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Программа внеурочной деятельности "Театральная студия "Непоседы"" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-naia-studiia-nieposiedy-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "194796"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427813109"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Проект "Кукольный театр" "
    ["seo_title"] => string(24) "proiekt-kukol-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "107885"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403493227"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства