Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Выразительные и изобразительные интонации" (музыка,3 класс).»
Конспект урока музыки
«Выразительные и изобразительные интонации»,
3 класс.
(учитель музыки Дробышева Марина Викторовна, МБОУ СОШ №52 г. Краснодара).
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: сформировать представление об изобразительной и выразительной интонации
Задачи урока:
*образовательные
- сформировать понятие изобразительной и выразительной интонации;
- сформировать умения отличать изобразительную интонацию от выразительной;
- дать представление о том, зачем нужна интонация и какое имеет значение;
* развивающие
- совершенствовать умение исполнять литературные и музыкальные произведения;
- формировать умение самостоятельно отбирать выразительные средства и использовать их в собственной художественной деятельности;
- развивать навык красивого и выразительного исполнения;
* воспитательные
- воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям.
Методы:
Словесный: беседа об изобразительной и выразительной интонации, чтение текста песни В. Шаинского «Вальс снежинок».
Практический: песня В. Шаинского «Вальс снежинок».
Кабалевский. «Три подружки» - слушание с последующим анализом.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, портрет Д.Б. Кабалевского.
1. Организационный момент
Ребята, сегодня мы с вами собрались для того, чтобы в очередной раз встретиться с музыкой. Будем с вами петь и наслаждаться музыкой.
2. Актуализация имеющихся знаний
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим разговор об интонации в музыке, познакомимся с новым музыкальным произведением, новыми для вас музыкальными интонациями. Давайте вспомним, что же такое интонация?
Ученики: Слово «интонация» произошло от латинского «intono» — громко произношу и обозначает особенно сильное ударение голосом.
3. Постановка проблемы
Учитель: Ребята, если мы прочитаем несколько предложений без знаков препинания на одном дыхании, то будет интересно?
Ученики: - нет, не будет.
Учитель: А чтобы было интересно, как нужно читать?
Ученики: нужно читать с паузами, выразительно и с интонацией.
-Давайте с вами попробуем сказать слово «да» с разными интонациями.
- Да (утвердительно).
- Какой знак можно поставить?
- Да! (С удивлением)
- Да? (Вопросительно)
- А теперь задание вам: сказать фразу «Я хочу учиться» с интонацией, которую я укажу.
Вопросительно.
Радостно.
Зло.
Мечтательно.
Грустно.
Обиженно.
(Обращаюсь к ученику)
4. Решение проблемы
Учитель: Ребята тема нашего урока изобразительная и выразительная интонация.
- Что мы с вами изображаем?
Ученики: Мы изображаем движения человека, предметы, прыжки, разнообразные звуки и шумы. …
Учитель: Давайте посмотрим: верны ли наши предположения о том, что такое выразительная интонация, а что такое изобразительная интонация, посмотрите на слайд (Выразительная интонация выражает чувства человека, изобразительная изображает явления окружающего мира.)
Учитель: Мы правильно предположили?
Ученики: Да мы верно предположили.
5. Основной этап
Учитель: Сейчас Дмитрий Борисович Кабалевский познакомит нас с вами с тремя подружками.
(Вывешиваю рисунок, на котором лица девочек закрыты большим зонтом)
Глядя на этот рисунок, мы можем что-либо сказать о характере этих девочек? Они по характеру одинаковы или разные?
Ученики: Мы не можем ничего сказать т.к. лица девочек закрыты большим зонтом.
Учитель: Верно, ребята, а прослушав произведение Д. Кабалевского мы «увидим» музыкальные образы этих девочек. И второй вопрос:
Какие интонации использовал композитор в своей пьесе?
Сели как слушатели, а слушатели сидят в удобной для них позе.
(Слушание)
Ребята, вы прослушали пьесу Д.Б.Кабалевского «Три подружки». Они по характеру одинаковы?
Дети: Нет. Они разные.
Учитель: Что вы можете сказать о первой подружке? Музыка была выразительная или изобразительная?
Дети: Музыка была грустной, печальной, жалобной. Как будто девочка плачет. Музыка выражает настроение девочки.
Учитель: Верно, ребята. Музыка нам нарисовала грустную девочку. Она жалуется, плачет. Как можно назвать девочку, которая все время плачет?
Дети: Мы ее назовем Плакса.
Учитель: Посмотрите, ребята, как музыкальные интонации могут верно выражать и изображать.
(вывешиваю рисунок с первой девочкой)
Посмотрите, рисунок по характеру и настроению соответствует музыке композитора. А теперь послушайте стихотворение.
Что за шум? Что за рев? То не стадо ли коров? Это не коровушка, это Таня рёвушка. Плачет, заливается, платьем вытирается. (имя ребенка следует заменить, если в классе есть девочка с именем Таня)
Так какие интонации использовал композитор, чтобы «нарисовать» этот образ?
Дети: Композитор использовал изобразительные интонации.
Учитель: Верно, ребята. Эти интонации, как правило, используются вместе, чтобы создать правдивый музыкальный образ.
-А теперь вы мне расскажите о второй девочке. Какой у нее характер и какие интонации использует композитор?
Дети: Вторая девочка веселая, жизнерадостная. Музыка «рисует» ее прекрасное настроение.
Учитель: Молодцы, ребята!
(вывешиваю рисунок со второй девочкой)
Если она веселая, резвая, жизнерадостная, как мы ее можем назвать?
Дети: Веселушка, Резвушка.
Учитель: Эту девочку мы назовем Резвушка. Молодцы! Послушайте о ней стихотворение.
В кране прячется вода, Холод – в холодильнике. Напряженье – в проводах, Тиканье – в будильнике. В телефоне – голоса, Музыка – на диске. А во мне, сама я знаю, Спрятаны смешинки.
Учитель: А как же мы назовем третью девочку?
Ученики: Злая, плохая…
Учитель: Девочка действительно злая. Подумайте, как мы ее можем назвать, используя слово «злая»?
Ученики: Злюка.
Учитель: Молодцы, ребята. Какие интонации использовал композитор для этой девочки?
Ученики: Композитор использовал изобразительные интонации.
Учитель: Верно, ребята. Кабалевский показывает ее характер и изображает ее отношение к окружающим. Послушайте о ней стихотворение.
Эта девочка драчунья. В школе, дома, во дворе Нет нам от нее спасенья, нас найдет она везде. Отобрала мяч у Тани, Колю стукнула она. Злюка! Говорят ребята, нам не нравится она!
Учитель: Ребята, вы убедились, что музыкальные интонации нам «нарисовали» образы трех девочек. Следовательно, это были интонации выразительные или изобразительные?
Ученики: Интонации были в основном изобразительные, хотя присутствовали и выразительные интонации, чтобы раскрыть характер девочек.
Учитель: ребята, мы с вами покидаем наших девочек и переходим к песне «Вальс снежинок». Прослушаем сначала эту песню (звучит песня со словами)
- Какие интонации присутствуют в этом музыкальном произведении?
Ученики: Изобразительная и выразительная.
Учитель: А что автор изображает?
Ученики: Автор изображает то как падает снег, большие сугробы, часы…
Учитель: А что автор хотел выразить своим произведением?
Ученики: Радость, веселье, счастье, предвкушение Нового года, предчувствие волшебства. ….
- Давайте попробуем теперь спеть эту песню (поем сначала под запись с голосами, потом под минус)
Учитель. Молодцы! Вы прекрасно справились! Давайте наградим себя аплодисментами.
6. Обобщение
Учитель. Ребята, какое открытие вы сделали сегодня для себя? Что нового узнали?
Учащиеся.У каждого живого существа, каждого явления природы есть своя интонация… В музыке почти всегда соединяются выразительная и изобразительная интонации… Слушая музыку, можно испытать разные чувства…
Учитель. Какие чувства испытали сегодня вы?
Учащиеся. Удивление… Восхищение… Восторг…Радость… Было трудно, но я справился…
7. Рефлексия
Учитель. Наш урок подошел к концу.
Пусть улыбнётся тот, кому было приятно и комфортно на уроке.
Пусть похлопает в ладоши тот, кому понравилась музыка, которая прозвучала на уроке.
Пусть встанет тот, кто с удовольствием придёт на следующий урок.