kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока И это все Бах

Нажмите, чтобы узнать подробности

“И это всё БАХ….”  Урок 6 класс

Цель урока:   Формирование у школьников ощущения широты стиля композитора,  многогранности восприятия жизни.

Задачи :      1. Подвести учащихся к ощущению красоты и духовной силы музыки И.С.Баха.

                     2. Раскрывая понятие “прелюдия ”, “фуга”, “полифония”, подвести ребят к  осознанию значимости каждой личности  в жизни,в обществе.

                     3. Подвести учащихся к осознанию личности композитора и глубины его  творчества

Ссылка на архив аудио видеоматериал урока 

https://yadi.sk/d/-s2bbEcY3H4qUq

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока И это все Бах»

И это всё БАХ….” Урок 6 класс

Цель урока: Формирование у школьников ощущения широты стиля композитора,

многогранности восприятия жизни.

Задачи : 1. Подвести учащихся к ощущению красоты и духовной силы музыки И.С.Баха.

2. Раскрывая понятие “прелюдия ”, “фуга”, “полифония”, подвести ребят к

осознанию значимости каждой личности в жизни ,в обществе.

3. Подвести учащихся к осознанию личности композитора и глубины его

творчества

Оборудование: Телевизор, ноутбук, аудио и видеозаписи.

Наглядные пособия: 1. Мультимедийная презентация

2.Раздаточный материал (см. таблицу в тексте)

3.Карточки “прелюдия”, ”фуга”, ” полифония”

4. Таблица «Копилка чувств»

Музыкальный

материал: 1. Бранденбургский концерт № 3 (Фрагмент)

2. Прелюдия и фуга До минор (Фрагменты в исполнении учителя)

3. ”Токката и фуга” Ре минор

4. Прелюдия до мажор с дописанной мелодией Шарля Гуно

“Ave Maria”

5. Ария из сюиты № 3

6. Хор ” Воскресший” из мессы Си минор

7. Бранденбургский концерт № 2

Тип урока - урок изучения нового материала

Жанр урока - тематический

Вид урока – урок –исследование















СЛАЙД № 1

I.У. – Капельмейстер, кантор , величайший органист , скрипач, клавесинист, композитор,

Д. – Это И.С. Бах

У. – Эйзенах, Ордруф, Мульхаузен, Люнебург, Арнштадт, Веймар, Кётен, Лейпциг

Д. –Это И.С. Бах

У.- Органные произведения, ,оркестровые произведения, концерты для солирующих инструментов с оркестром, вокально – инструментальные произведения

Д.- И это всё И.С. Бах

У.-Представители музыкознания давно по достоинству оценили и обстоятельно исследовали огромное баховское наследие. Некоторые обобщения я вам сейчас озвучу.

“…Искусство Баха и учит и радует и заставляет думать и утешает. В нём столько мудрости и веры в жизнь, столько человечной и сердечной простоты, что вероятно ему суждено ещё привлекать к себе цепь будущих поколений” (РОХЛИН)

“…Бах не перестаёт быть величайшим мелодистом. Только он любит заставлять петь не один голос , а многие разом ,создаёт не одну нить, а целую ткань одновременных мелодий”

“…Что за гений этот Бах! Возьмёт одну мысль (тему) и приводит её всё глубже вживается в ней и вместе с этой мыслью внедряется в тайники души” (П.СЕРОВ )

“…Не ручей ! Море должно быть ему имя ” (Л.В. БЕТХОВЕН)

“…В самой музыке таилась величайшая красота, она лишь не так очевидна, как мы ждём. Она скрыта глубоко внутри. Но воздействие её безгранично во времени ”

(Л.БЕРНСТАЙН)

“…Бах – величайший композитор. Как нужна миру библия, чтобы человек осознал этот мир, понял , что он сам есть в этом мире , так для нас необходим Бах, чтобы понять, что такое музыка , что это за стихия . В Бахе привлекает вселенский интелект”

(Л.ПЕТРОВА)

После таких слов нам остаётся отправиться в творческую лабораторию И.С Баха и просле-дить, как ковались творческие навыки, стили и искания музыки того времени.

У.- Ребята ! Изо всего выше сказанного ,какую можно выделить главную мысль.?

Д. – И.С Бах - великий композитор

У.- А какое настроение звучало в моей интонации?

Д.- Приподнятое

У. - А как называется музыкальная форма, позволяющая кратко выразить одну мысль, одно настроение?

Д. - Прелюдия ,т.е пьеса выполняющая роль вступления

У. – Итак : в моей вступительной части выражена одна мысль и одно настроение

Значит: первую часть нашего урока можно назвать ПРЕЛЮДИЕЙ





Прелюдии в огромном мире сочинений И.С. Баха тоже есть. И вступительной пьесой они предпосылались фуге. Подобного рода пьесы вступления к фуге носили и другие названия: токката, фантазия.

Далее на нашем уроке давайте поговорим о музыкальном языке, с помощью которого он выстраивал форму фуги.

II. Творческое наследие Баха можно разделить на три периода.

Первый период веймарский, по- другому его можно ещё назвать ОРГАННЫЙ…

В этот период Бах служил ОРГАНИСТОМ, а также служил кантором певческой школы

при церкви. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные

сочинения. Какое слово из этого сообщения чаще всего звучало?

Д. - Органист

У. – А что такое орган и что вы о нём знаете ?

(ПРИЛОЖЕНИЯ - сам. работа класса с раздаточным материалом)

Таблица № 1

1.К какой группе инструментов относится орган?

________________________________________________________________

2.Назовите предшественников (прародителей) органа?

________________________________________________________________

3.С каких времён известен орган? Назовите эпоху.

________________________________________________________________

4.Какие виды клавиатур существуют у органа?

________________________________________________________________













( Все поочерёдно дают характеристику органу )

У. – Итак из всей этой информации можно сделать вывод

Д. – Орган – старейший инструмент очень большого размера и с огромными выразительными возможностями – (поэтому Бах его очень любил) , кстати свои первые прелюдии и фуги он сочинил для органа .

У. – Ребята! Обратите внимание, выступая друг за другом, вы говорили очень важные сведения об органе. У вас не было разделения на главное и второстепенное. Всё что вы сказали в отдельности одинаково важно, чтобы иметь представление об органе. Так и в музыке, когда все голоса ведут свои самостоятельные одинаково выразительные мелодии, выступая друг за другом, как бы догоняя или отвечая друг другу всё время развиваясь, то в целом рождаются необыкновенной красоты сочинения.

Такой тип музыки называется ПОЛИФОНИЕЙ. Очень остроумно и вместе с тем точно сам Бах сказал о том, что такое полифония. “ Каждый голос в сочинении – это личность, а многоголосное сочинение – беседа между этими личностями, и надо ставить за правило, чтобы каждая из личностей говорила хорошо и вовремя, а если не имеет что сказать, то лучше бы молчала и ждала, пока не дойдёт до неё очередь. ” Музыка полифонического склада существовала задолго до Баха, но в творчестве Баха полифония достигла наивысшего совершенства. Вершиной полифонического искусства является ФУГА.









Что такое ФУГА ?

Д. – Фуга означает “бег”, ”движение”.

У. – В фуге “бегает” один голос , мы назовём его ТЕМОЙ, потом эта ТЕМА появляется во втором, потом в третьем, и т. д в зависимости от числа голосов в фуге.

(звучит фрагмент фуги , учитель наигрывает на фортепиано)

Задание: Проследить за тем сколько раз и как будет звучать тема.

Анализ музыки:

У. – Сколько раз звучала тема ?

Д. - Три

У. – Всегда ли она звучала одинаково ?

Д. – Тема звучала в разных регистрах

У. – Таким образом, тема, появляясь в разных голосах, образует непрерывно развивающуюся безостановочно движущуюся полифоническую “ткань “фуги.

Как результат рождается яркая, живая ,волнующая музыка под названием ФУГА

(Звучит фрагмент из беседы ” Бах и его творчество” с исполнением Токкаты и фуги ре минор)

СЛАЙД № 2

(Ученики заполняют таблицу № 2” Копилка чувств” после прослушивания “Токкаты и фуги”)

Некоторые прелюдии И.С Баха во многом переросли рамки пьесы – вступления. В одной из прелюдий связана интересная история. Речь идёт о первой до - мажорной прелюдии из первого тома “Хорошо темперированного клавира” От первого и до последнего такта она выдержана в виде аккомпанемента – непрерывно льющийся поток разложенных аккордов , необыкновенно красив.

(Звучит прелюдия в исполнении учителя)

Разные композиторы , в разное время пытались восполнить пробел и дописать мелодию к этому “чудесному” аккомпанементу . Но в историю музыки вошло только одно произведение часто исполняющаяся и сегодня “Ave Maria”- фр. комп.19 века Шарля Гуно сочинившего божественной красоты мелодию вполне достойную “гениального” аккомпа-немента баховской прелюдии.

(звучит - “Ave Maria”) СЛАЙД № 3

(Ученики заполняют таблицу № 2” Копилка чувств” после прослушивания “Ave Maria”)

Второй период в творчестве композитора можно назвать инструментальным, место жительства город Кётен. Бах служил в это время капельмейстером при дворе принца Кётенского, где не было органа. Поэтому Бах писал главным образом клавирную и оркестровую музыку. В Кётене были созданы шедевры инструментального творчества нисколько не уступающие шедеврам органной музыки.

(звучит Ария их сюиты № 3 ) СЛАЙД № 4

(Ученики заполняют таблицу № 2 ” Копилка чувств” после прослушивания “Арии их сюиты №3”)







Из Кётена Бах переехал в Лейпциг. В Лейпциге Бах создал лучшие вокально – инструментальные композиции : Большую часть кантат (всего Бахом было написано около 250), в том числе кантата “Страсти по Матфею”, Мессу си минор. По своему художественному значению оба эти произведения представляют собою третью самую высокую вершину творчества композитора. Сейчас прозвучит хор “Воскресший” из Мессы си минор. Здесь происходит выражение радости и восторга, неугасимый поток светлых чувств. Это образ ликования народа, переливающийся яркими радужными красками полноты ощущения жизни

( Звучит хор “ Воскресший” из мессы си минор) СЛАЙД № 5

(Ученики заполняют таблицу № 2” Копилка чувств” после прослушивания хора “ Воскресший” из мессы си минор)

У. - В 1977 году был запущен космический корабль “Вояжёр”, на борту которого находится золотой диск с музыкой Баха, готовой зазвучать, если этот корабль встретит жизнь на других планетах. И первыми звуками, представляющими наше человечество другим внеземным цивилизациям, будет “Бранденбургский концерт №2”.

(Звучит аудеозапись “Бранденбургский концерт №2.) СЛАЙД № 6

(Ученики заполняют таблицу № 2 ” Копилка чувств” после прослушивания “Бранденбургский концерт №2”.)

Итак, наша встреча подошла к концу. Надеюсь, что она затронула ваши души. Хочется верить, что музыка великого Иоганна Себастьяна Баха зазвучала для вас по-новому, а для кого-то стала открытием.

Цель музыки – трогать сердца” ( И.С Бах )

-Баховское искусство согрето большой , умной любовью к человеку, и слушателя своего учит любить людей. Каждое из произведений – это частичка самого человека, его мысли переживания, отношение к окружающим людям, вещам.

- Попытайтесь в музыке увидеть человека.

- Каков он ?

- Каков внутренний мир композитора ?

На эти вопросы вам поможет ответить таблица «Копилка чувств»

Почему музыка И.С.Баха способна и сегодня оказывать на людей огромное воздействие?

- Ответы детей.

До новых встреч…...

















ПРИЛОЖЕНИЯ ( РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ)

Таблица № 1

1.К какой группе инструментов относится орган?

_____________________________________________________

2.Назовите предшественников (прародителей) органа?

_____________________________________________________

3.С каких времён известен орган? Назовите эпоху.

_____________________________________________________

4.Какие виды клавиатур существуют у органа?

_____________________________________________________















Таблица № 2 “КОПИЛКА ЧУВСТВ”

НАСТРОЕНИЕ

КОМПОЗИТОР

НАЗВАНИЕ СОЧИНЕНИЯ

Мужественно

И.С Бах

Токката и фуга

Завороженно



Возвышенно


Ave Maria”

Жизнеутверждающе



Пленительно


Ария из сюиты № 3

Величественно



Чарующе


Хор “Воскресший” из мессы си минор

Раздумья о жизни



Восторженно


Бранденбургский концерт №2

Грандиозно



Благородно



Решительно



Проникновенно



Мечтательно














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока И это все Бах

Автор: Чижова Вера Андреевна

Дата: 19.04.2017

Номер свидетельства: 410328

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Полифония в музыке Баха" (конспект урока и презентация). "
    ["seo_title"] => string(60) "polifoniia-v-muzykie-bakha-konspiekt-uroka-i-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "104104"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402667837"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по теме "Небесное и земное в звуках и красках""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokapotiemieniebiesnoieiziemnoievzvukakhikraskakh"
    ["file_id"] => string(6) "283434"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453827131"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока на тему "Волшебная палочка дирижера" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-volshiebnaia-palochka-dirizhiera"
    ["file_id"] => string(6) "112526"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408715419"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока "О Бахе сегодня" "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-o-bakhie-sieghodnia"
    ["file_id"] => string(6) "174172"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424097409"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему " Застывшая музыка" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zastyvshaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "148895"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419873077"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства