Конспект урока по теме "Небесное и земное в звуках и красках"
Конспект урока по теме "Небесное и земное в звуках и красках"
Конспект урока музыки для 5 класса
учителя КУ «I-III ступеней № 25 г. Енакиево»
Чичиль Татьяны Алексеевны.
Тема урока: "Небесное и земное в звуках и красках".
Цель и задачи урока:
Раскрыть внутреннюю связь визуального и музыкального видов искусства, отношение композиторов и художников к духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства.
Показать учащимся особенности внутреннего мира человека, его чувства, эмоции, переживания, с помощью разных видов искусства, дать определение понятий «духовная музыка», «а капелла». Развивать музыкальные способности детей, их творческие задатки, навыки активного восприятия музыкального произведения, вокально-хоровые навыки, отзывчивость на духовную музыку и произведения живописи и архитектуры.
Воспитывать интерес к произведениям хорового жанра, к духовным традициям, любовь к искусству, высокие моральные качества.
Тип урока - урок – экскурсия.
Наглядность: презентация Power Point.
ТСО: проигрыватель CD – дисков, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Музыкальный материал: Д. Кабалевский «Наши дети», Ф. Шуберт «Ave, Maria!», П. Чайковский, С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся», А.Ведель «Херувимская».
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы: по источнику получения знаний – словесные (рассказ, беседа), наглядные (видеофрагмент о жизни композитора Ф. Шуберта, презентация Power Point), практические (музыкальный кроссворд, упражнения на дыхание и распевание).
Межпредметные связи: русский язык и литература, изобразительное искусство.
Ход урока.
Вход в класс под музыку.
Музыкальное приветствие.
Добрый день, вам, добрый день!
В мире музыки, фантазий и песен.
Добрым будь, щедрым будь
И искусством в добрый путь!
Актуализация опорных знаний, музыкального опыта учащихся
Учитель:
С какими музыкальными впечатлениями вы пришли на урок?
Вспомните, над какой темой мы с вами работаем с начала ІІ семестра?
Какие произведения называются программными?
Мотивация учебной деятельности.
Учитель:
Какие чувства вызвала у вас музыка, которая звучала в начале урока?
Обратите внимание на картины. Назовите признаки, по которым они были объединены.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какой теме будет посвящен урок?
Ответы детей:
Формулировка темы, цели и заданий урока
Учитель: Да, вы все правы. Это духовная музыка, и произведения изобразительного искусства, под названием Мадонна, Богоматерь, Святая Мария.
Посмотрите на эти величественные сооружения. Снаружи они выглядят как огромные многоэтажные дома. Но на самом деле все эти соборы, костелы, храмы представляют собой что-то вроде огромных каменных колоколов. Внутри под сводами этих сооружений – одно огромное пространство. Каждый такой храм – как гигантский сосуд. Но чем же заполняют эти каменные сосуды, увенчанные великолепными куполами и шпилями?
Обычно в них стоит благоговейная тишина. Но бывают дни, когда они до самых куполов наполняются необыкновенными звуками. Звучащее слово и музыка сливаются воедино, и необозримое пространство храма начинает звучать. С давних пор церковный храм был храмом музыки. Звучащая колокольня собора становилась гигантским музыкальным инструментом, который слышал весь город.
Вопросы учащимся:
Вы ходили с семьёй в церковь?
Что вас поражает в храме больше всего? (Ответы детей).
Учитель. Наверное, сама атмосфера – таинственная и торжественная: мерцание свечей, ароматы ладана…Иконы, мозаика, фрески, а еще, возможно, - пение
Во время службы в храме звучит хоровая музыка. Хоровая музыка предназначена для исполнения хором – специально организованным певческим коллективом. Возможно, именно эта музыка способна воздействовать на душу и чувства людей сильнее, чем слово. Старые церковные законы гласили, что звуки музыки в храмах – это подражание ангельскому пению. А как поют ангелы, могли знать только самые главные священники. Почему музыку, которая звучит в храме, называют духовной? Обратимся к словарю.
Работа с учебником. Духовная музыка - это 1) вокальные, инструментальные или вокально- инструментальные произведения на религиозные тексты или сюжеты;
2)- музыка религиозного содержания,которая исполняется в храме.
Учитель: На протяжении столетий духовную музыку писали лучшие представители музыкальной культуры: Й.С. Бах, В. А. Моцарт, П. И. Чайковский, Д. С. Бортнянский, Н. В. Лысенко, А. Л. Ведель и многие другие. Исполнение многоголосного произведения многоголосным хором вызывает чувство печали и радости, тревоги и надежды, чего-то неземного. Именно такой и есть духовная музыка украинского композитора Артемия Веделя(1767-1808). В творчестве композитора особое место занимает духовная музыка, произведения для хорового исполнения. Одним из лучших хоровых «полотен» композитора является «Херувимская».
Обратимся к словарю (работа с учебником).
Произведение для хора, начинающееся словами «иже херувимы» называется «Херувимская» Херувим (греч.- вестник) – это ангел высшего чина, Божий посланец, посредник между Богом и людьми. «Херувимская»- музыкальное произведение, написанное в стиле барокко, которому свойственны яркость тембровых красок, изощренный полифонический склад.
Слушание музыки: А. Ведель «Херувимская»
Образ Девы Марии, Богоматери пришелся по душе художникам многих эпох, и они изображали его в своих творениях. Предлагаю отправиться с экскурсией во Всемирную картинную галерею.
Видеоролик «Картины Леонардо да Винчи»
Каждый художник искал свой идеал. Мадонна появилась в изобразительном искусстве в 12 столетии. Среди картин Леонардо да Винчи «Мадонна Лита» считается одной из лучших поэтических образов изобразительного искусства того времени.
На экране икона Казанской Божией Матери.
Учитель: Где мы можем увидеть эту икону?
Ответы детей:
Учитель: Автор иконы Казанской Божией Матери остался неизвестным.
Видеоролик «Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна»
Учитель: Чью фигуру мы видим на переднем плане?
Ответы детей:
Учитель: Какие черты этой женщины можно отметить?
Ответы детей:
Учитель: А «звучат» ли произведения изобразительного искусства?
Ответы детей:
Учитель: А чувствуется в живописи музыкальная динамика?
Ответы детей:
Учитель: Какую же музыку играют все линии, цвета и оттенки? О чем поет гармония их содержания?
Ответы детей:
Работа учащихся в группах.
«Художники» - рассматривают картину Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна», излагают свои мысли о картине, мысли других художников.
«Поэты» - подбирают стихи к картине.
«Композиторы» - определяют, какую музыку они написали бы.
Учитель: «Сикстинская Мадонна» - самая известная картина, которую написал Рафаэль Санти сразу, без предварительного эскиза. Она изображена такой, какой художник увидел ее во сне. Кажется, лишь на миг застыла на полотне Божья Мать с младенцем на руках – такую ясную, гармоничную, «живую» картину создал художник.
Выступление учащихся.
Учитель: Композиторы и музыканты, обращаясь к Божией Матери, величественно произносили: «Аве, Мария!» (привет тебе, Мария!) «Аве» в переводе с латинского означает радуйся. «Радуйся, Мария!» Этими словами приветствовал Деву Марию Архангел Гавриил, когда сообщил Марии о будущем рождении Иисуса. В православной литургии обращение к Марии имеет такое содержание: «Богородица Дева, радуйся!»
Слушание музыки: П. Чайковский, С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».
Вокально – хоровые упражнения.
Учитель: Главными будут слова «Аве, Мария!» Но каждый из вас должен пропеть эти слова так, как подсказывает вам ваше сердце. Я лишь настрою вас в тональности нашей молитвы. Послушайте и исполните.
Чья мелодия вам понравилась больше?
А теперь добавим второй голос.
Кроссворд «Угадай фамилию композитора»
Задание: разгадайте кроссворд, составленный на базе фамилий композиторов, и узнаете, кто написал музыку к великой молитве.
Видеофрагмент «Франц Шуберт»
Учитель: Теперь вы знаете, что музыку к образу Мадонны написал выдающийся австрийский композитор Франц Шуберт. Эта песня так же, как и картина Рафаэля, наполнена внутренней силой и может быть гимном материнской любви, доброты и благородства.
Слушая произведение, поделитесь теплом ваших сердец друг с другом, подарив маленькие сердца.
Слушание музыки (видеоролик «Аве, Мария!»)
Закрепление изученного.
Отвечают на вопросы:
Какие чувства вызвала у вас музыка Ф. Шуберта?
Это программное произведение?
Созвучно ли музыкальное произведение изображению Мадонны на картине Рафаэля?
Смогли бы вы подобрать слово-символ к этой музыке, которое олицетворяло бы образ Мадонны и образ молитвы. Я скажу так: «Аве, Мария!» - милосердие…(ответы детей: любовь, вечность, жизнь).
У каждого из вас свое слово – символ и все они правильные, потому что музыка и слово «Аве, Мария!» говорили нам о вечном, чистом, и благородном образе Матери Иисуса Христа.
Учитель: В чем сходство этих мелодий? Как ты понимаешь слова русского поэта П.Вяземского: «Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…»?
Работа учащихся в группах.
«Художники» - подбирают рисунки из картинной галереи, которые больше подходят к песне.
«Поэты» - подбирают лучшие сравнения образу Мадонны.
«Композиторы» - характеризуют музыку и способы музыкальной выразительности, которые использовал композитор.
Слушание песни Д. Кабалевского «Наши дети» в исполнении детского хора.
Выступление учащихся.
Разучивание и работа над песней.
На следующем уроке мы продолжим работу над песней.
Наша экскурсия подошла к концу.
Подведение итогов.
Учитель: Изобразительное и музыкальное искусство – каждое своими способами создает прекрасный, чистый и величественный образ Божией Матери. И композитор, и художник, вложили в свое произведение столько искренности и любви, что они волнуют людей и через много лет после написания.
Что вас больше всего взволновало, впечатлило, навеяло мысли, визуальные образы?
Ответьте на вопрос, продолжая предложение.
После этого урока я.
- смогу…
- изменил свое отношение к…
Анализ уровня активности учащихся, оценка знаний, подведение итогов.
Домашнее задание:
слушать музыку по своему выбору;
найти примеры, подобные музыке урока;
отобразить свои музыкальные впечатления с помощью изобразительного искусства.
Выход из класса под музыку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Небесное и земное в звуках и красках"»
Конспект урока музыки для 5 класса
учителя КУ «I-III ступеней № 25 г. Енакиево»
Чичиль Татьяны Алексеевны.
Тема урока
Небесное и земное в звуках и красках
Цель и задачи урока
Раскрыть внутреннюю связь визуального и музыкального видов искусства, отношение композиторов и художников к духовным образам древнерусского и
западноевропейского искусства.
Показать учащимся особенности внутреннего мира человека, его чувства, эмоции, переживания, с помощью разных видов искусства, дать определение понятий «духовная музыка», «а капелла». Развивать музыкальные способности детей, их творческие задатки, навыки активного восприятия музыкального произведения, вокально-хоровые навыки, отзывчивость на духовную музыку
и произведения живописи и архитектуры.
Воспитывать интерес к произведениям хорового жанра, к духовным традициям, любовь к искусству, высокие моральные качества.
Тип урока
урок – экскурсия
Оборудование
Наглядность: презентация Power Point.
ТСО: проигрыватель CD – дисков, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Музыкальный материал: Д. Кабалевский «Наши дети», Ф. Шуберт «Ave, Maria!», П. Чайковский, С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся», А.Ведель «Херувимская».
Формы работы
фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы
по источнику получения знаний – словесные (рассказ, беседа), наглядные (видеофрагмент о жизни композитора Ф. Шуберта, презентация Power Point), практические (музыкальный кроссворд, упражнения на дыхание и распевание).
Межпредметные связи
русский язык и литература, изобразительное искусство.
Ход урока.
Вход в класс под музыку.
Музыкальное приветствие.
Добрый день, вам, добрый день!
В мире музыки, фантазий и песен.
Добрым будь, щедрым будь
И искусством в добрый путь!
Актуализация опорных знаний, музыкального опыта учащихся
Учитель:
С какими музыкальными впечатлениями вы пришли на урок?
Вспомните, над какой темой мы с вами работаем с начала ІІ семестра?
Какие произведения называются программными?
Мотивация учебной деятельности.
Учитель:
Какие чувства вызвала у вас музыка, которая звучала в начале урока?
Обратите внимание на картины. Назовите признаки, по которым они были объединены.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какой теме будет посвящен урок?
Ответы детей:
Формулировка темы, цели и заданий урока
Учитель: Да, вы все правы. Это духовная музыка, и произведения изобразительного искусства, под названием Мадонна, Богоматерь, Святая Мария.
Посмотрите на эти величественные сооружения. Снаружи они выглядят как огромные многоэтажные дома. Но на самом деле все эти соборы, костелы, храмы представляют собой что-то вроде огромных каменных колоколов. Внутри под сводами этих сооружений – одно огромное пространство. Каждый такой храм – как гигантский сосуд. Но чем же заполняют эти каменные сосуды, увенчанные великолепными куполами и шпилями?
Обычно в них стоит благоговейная тишина. Но бывают дни, когда они до самых куполов наполняются необыкновенными звуками. Звучащее слово и музыка сливаются воедино, и необозримое пространство храма начинает звучать. С давних пор церковный храм был храмом музыки. Звучащая колокольня собора становилась гигантским музыкальным инструментом, который слышал весь город.
Вопросы учащимся:
Вы ходили с семьёй в церковь?
Что вас поражает в храме больше всего? (Ответы детей).
Учитель. Наверное, сама атмосфера – таинственная и торжественная: мерцание свечей, ароматы ладана…Иконы, мозаика, фрески, а еще, возможно, - пение
Во время службы в храме звучит хоровая музыка. Хоровая музыка предназначена для исполнения хором – специально организованным певческим коллективом. Возможно, именно эта музыка способна воздействовать на душу и чувства людей сильнее, чем слово. Старые церковные законы гласили, что звуки музыки в храмах – это подражание ангельскому пению. А как поют ангелы, могли знать только самые главные священники. Почему музыку, которая звучит в храме, называют духовной? Обратимся к словарю.
Работа с учебником. Духовная музыка - это 1) вокальные, инструментальные или вокально- инструментальные произведения на религиозные тексты или сюжеты;
2)- музыка религиозного содержания ,которая исполняется в храме.
Учитель: На протяжении столетий духовную музыку писали лучшие представители музыкальной культуры: Й.С. Бах, В. А. Моцарт, П. И. Чайковский, Д. С. Бортнянский, Н. В. Лысенко, А. Л. Ведель и многие другие. Исполнение многоголосного произведения многоголосным хором вызывает чувство печали и радости, тревоги и надежды, чего-то неземного. Именно такой и есть духовная музыка украинского композитора Артемия Веделя(1767-1808). В творчестве композитора особое место занимает духовная музыка, произведения для хорового исполнения. Одним из лучших хоровых «полотен» композитора является «Херувимская».
Обратимся к словарю (работа с учебником).
Произведение для хора, начинающееся словами «иже херувимы» называется «Херувимская» Херувим (греч.- вестник) – это ангел высшего чина, Божий посланец, посредник между Богом и людьми. «Херувимская»- музыкальное произведение, написанное в стиле барокко, которому свойственны яркость тембровых красок, изощренный полифонический склад.
Слушание музыки: А. Ведель «Херувимская»
Образ Девы Марии, Богоматери пришелся по душе художникам многих эпох, и они изображали его в своих творениях. Предлагаю отправиться с экскурсией во Всемирную картинную галерею.
Видеоролик «Картины Леонардо да Винчи»
Каждый художник искал свой идеал. Мадонна появилась в изобразительном искусстве в 12 столетии. Среди картин Леонардо да Винчи «Мадонна Лита» считается одной из лучших поэтических образов изобразительного искусства того времени.
На экране икона Казанской Божией Матери.
Учитель: Где мы можем увидеть эту икону?
Ответы детей:
Учитель: Автор иконы Казанской Божией Матери остался неизвестным.
Видеоролик «Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна»
Учитель: Чью фигуру мы видим на переднем плане?
Ответы детей:
Учитель: Какие черты этой женщины можно отметить?
Ответы детей:
Учитель: А «звучат» ли произведения изобразительного искусства?
Ответы детей:
Учитель: А чувствуется в живописи музыкальная динамика?
Ответы детей:
Учитель: Какую же музыку играют все линии, цвета и оттенки? О чем поет гармония их содержания?
Ответы детей:
Работа учащихся в группах.
«Художники» - рассматривают картину Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна», излагают свои мысли о картине, мысли других художников.
«Поэты» - подбирают стихи к картине.
«Композиторы» - определяют, какую музыку они написали бы.
Учитель: «Сикстинская Мадонна» - самая известная картина, которую написал Рафаэль Санти сразу, без предварительного эскиза. Она изображена такой, какой художник увидел ее во сне. Кажется, лишь на миг застыла на полотне Божья Мать с младенцем на руках – такую ясную, гармоничную, «живую» картину создал художник.
Выступление учащихся.
Учитель: Композиторы и музыканты, обращаясь к Божией Матери, величественно произносили: «Аве, Мария!» (привет тебе, Мария!) «Аве» в переводе с латинского означает радуйся. «Радуйся, Мария!» Этими словами приветствовал Деву Марию Архангел Гавриил, когда сообщил Марии о будущем рождении Иисуса. В православной литургии обращение к Марии имеет такое содержание: «Богородица Дева, радуйся!»
Слушание музыки: П. Чайковский, С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».
Вокально – хоровые упражнения.
Учитель: Главными будут слова «Аве, Мария!» Но каждый из вас должен пропеть эти слова так, как подсказывает вам ваше сердце. Я лишь настрою вас в тональности нашей молитвы. Послушайте и исполните.
Чья мелодия вам понравилась больше?
А теперь добавим второй голос.
Кроссворд «Угадай фамилию композитора»
Задание: разгадайте кроссворд, составленный на базе фамилий композиторов, и узнаете, кто написал музыку к великой молитве.
Видеофрагмент «Франц Шуберт»
Учитель: Теперь вы знаете, что музыку к образу Мадонны написал выдающийся австрийский композитор Франц Шуберт. Эта песня так же, как и картина Рафаэля, наполнена внутренней силой и может быть гимном материнской любви, доброты и благородства.
Слушая произведение, поделитесь теплом ваших сердец друг с другом, подарив маленькие сердца.
Слушание музыки (видеоролик «Аве, Мария!»)
Закрепление изученного.
Отвечают на вопросы:
Какие чувства вызвала у вас музыка Ф. Шуберта?
Это программное произведение?
Созвучно ли музыкальное произведение изображению Мадонны на картине Рафаэля?
Смогли бы вы подобрать слово-символ к этой музыке, которое олицетворяло бы образ Мадонны и образ молитвы. Я скажу так: «Аве, Мария!» - милосердие…(ответы детей: любовь, вечность, жизнь).
У каждого из вас свое слово – символ и все они правильные, потому что музыка и слово «Аве, Мария!» говорили нам о вечном, чистом, и благородном образе Матери Иисуса Христа.
Учитель: В чем сходство этих мелодий? Как ты понимаешь слова русского поэта П.Вяземского: «Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…»?
Работа учащихся в группах.
«Художники» - подбирают рисунки из картинной галереи, которые больше подходят к песне.
«Поэты» - подбирают лучшие сравнения образу Мадонны.
«Композиторы» - характеризуют музыку и способы музыкальной выразительности, которые использовал композитор.
Слушание песни Д. Кабалевского «Наши дети» в исполнении детского хора.
Выступление учащихся.
Разучивание и работа над песней.
На следующем уроке мы продолжим работу над песней.
Наша экскурсия подошла к концу.
Подведение итогов.
Учитель: Изобразительное и музыкальное искусство – каждое своими способами создает прекрасный, чистый и величественный образ Божией Матери. И композитор, и художник, вложили в свое произведение столько искренности и любви, что они волнуют людей и через много лет после написания.
Что вас больше всего взволновало, впечатлило, навеяло мысли, визуальные образы?
Ответьте на вопрос, продолжая предложение.
После этого урока я....
- смогу…
- изменил свое отношение к…
Анализ уровня активности учащихся, оценка знаний, подведение итогов.
Домашнее задание:
слушать музыку по своему выбору;
найти примеры, подобные музыке урока;
отобразить свои музыкальные впечатления с помощью изобразительного искусства.
Выход из класса под музыку.
Приложение 1
Высказывания о картине
Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, соединена со строжайшим стилем.
Карл Брюллов, художник.
Приходит мысль, что эта картина родилась в минуту чуда. Рафаэль писал ее не для глаз, а для души.
Василий Жуковский, поэт.
Если подойти ближе к картине, то сильнее охватывает новое впечатление: Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу нам.
Федор Достоевский, писатель.
Мадонны земные.
В. Елагина
Наперекор изменчивой молве
Художники прославили б века
Не девушку с венком на голове,
А женщину с ребенком на руках.
Девичья красота незавершенна –
В ней нет еще душевной глубины.
Родив дитя рождается Мадонна,
В ее чертах миры отражены.
Рождая для жизни и в мир отправляя
Мать только на счастье благословит,
Пусть каждый услышит, мадонна земная,
О ком и всегда твое сердце болит.
Мадонны земные, вы в сердце несете
И радость, и боль, и любовь, и добро.
Вы миру для счастья ребенка даете,
Незримо храня, посылая тепло.
«Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты…»
Это стихотворение Пушкин посвятил Анне Керн. Теперь известно, что слова «гений чистой красоты» принадлежат русскому поэту Василию Жуковскому, который в 1821 году в Дрезденской галерее любовался картиной Рафаэля Санти «Сикстинская