kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Два начала гармонии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Два начала гармонии"»

Конспект урока «Два начала гармонии»


Цель урока:


Нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.


Задачи урока:

1.Познакомить с понятием «гармония» и «дисгармония» в музыке и жизни.

2.Познакомить с различными фактурами на примере следуюших музыкальных произведений:

- И. Бах. Прелюдия До - мажор из первого тома ХТК. Фрагмент.

- В. Моцарт. Симфония № 40. Фрагмент.

3. Дальнейшее развитие слушательской и певческой культуры учащихся.

4..Использование междисциплинарных знаний учащихся в аналитической деятельности, развитие навыка монологического ответа.

5.Развитие интеллектуальных способностей, музыкально- эстетического кругозора, устойчивого интереса и потребности общения с прекрасным , в опоре на музыкальный опыт учащихся.


Техническое оснащение:

1. Записи Прелюдии И. Баха и симфонии №40 В. Моцарта.

2.Компьютерный слайд- альбом с портретами композиторов и нотными примерами.

3.Фортепиано, компьютер.




Ход урока

(На экране слайд № 1)

/начало 9.35./

Повторение пройденного материала:

У: Здравствуйте, ребята. В чём же заключается сила музыки?

Д: (дают свои ответы)

У: Мы попытаемся понять, о чём нам сегодня расскажет музыка. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.


Беседа по новой теме:

Что значит гармония в жизни и в музыке? Давайте обратимся к словарю. (Толковый словарь русского языка Ушакова). Гармония в жизни – это согласованность(согласие), взаимное соответствие, мирные, дружеские отношения .С кем из ваших одноклассников вы находите гармонию? Гармония в музыке – это благозвучие, стройность аккордов и приятность звуков, порядок в царстве звуков, распределение ладов – это и есть музыкальная гармония: не универсальная « гармония мира», а гармония как искусство музыкальной красоты. Когда мы говорили о мелодии, мы неоднократно сравнивали её с интонациями человеческого голоса. Красота голоса, выразительность голоса – эти свойства составляют секрет очарования мелодии. Вспомните разучивание «Лакримозы» Моцарта. Мы пели а капелла, затем слушали в исполнении хоровой капеллы. Сравните эти звучания (дети дают свои ответы). Гармония дорисовывает те черты, которые теряет мелодия. Мы можем сказать, что мелодия – часть гармонии. Она рождается из неё и подчиняется тем же законам благозвучия, благодаря которым воздействуют на душу человека. Как и прочие эстетические формы, гармония у Платона главным образом проявляется в душе и в небе. В частности, под гармонией понимается соответствие внешнего и внутреннего:

"Действительно, когда я слышу, как говорит о чем-либо человек, которого поистине можно назвать человеком и который сам вполне соответствует тому, что он говорит, я чрезвычайно радуюсь, смотрю зараз и на говорящего и на то, что он говорит, как одно к другому идет и согласуется."

"И такой человек кажется мне поистине музыкальным, потому что он извлек прекраснейшую гармонию не из лиры или еще какого-нибудь орудия игры, а из самой жизни, согласив в себе самом слова с делами, точь в точь на дорический лад ..."

Гармония здесь есть согласованность внешнего и внутреннего, слова и дела.

Гармония невидима, бессмертна, прекрасна и божественна. Это и есть учение Платона о гармонии.

Как вы думаете, что означает слово дисгармония? (ответы детей). Дисгармония – отсутствие согласия, расхождение в чём – ни будь (из жизни); в музыке – это нарушение гармонии, неблагозвучное сочетание звуков. От латинского – раз и гармония (разлад).


/9.40./

У: В древние времена, когда не было письменности, люди отсылали друг другу сообщения в виде знаков- камешков, завязанных узелков, начертанных на песке рисунков, пантомимы, различных звуковых сообщений.

(учитель показывает три пучка нитей, на двух из которых завязаны узелки, а третий пучок висит свободно).

Вот такие сообщения прислали вам ребята из других школ. Расшифровав первые два пучка, вы сможете завязать узелки на третьем, чтоб отправить им свой ответ.

И так, открываем первое письмо.

(учитель или ученик играет произвольный набор звуков).

О чём идёт речь в этом сообщении? Что бы всё это могло значить? Из чувства солидарности ребята прислали вам небольшую подсказку.

- стихотворение Н. Заболоцкого:


(На экране слайд № 2)

Я не ищу гармонии в природе.

Разумной соразмерности начал

Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе

Я до сих пор, увы, не различал.


Как своенравен мир её дремучий!

В ожесточённом пении ветров

Не слышит сердце правильных созвучий,

Душа не чует стройных голосов.


Д: дети дают свои ответы: конфликт, война, плохое состояние человека, непогода и т. д.

У: Вы совершенно правы. Речь идёт о том, что с помощью обычных музыкальных красок, слов можно передать всю дисгармонию мира и состояния человека.

В этом стихотворении описывается то состояние природы, когда она ещё не была одушевлена взглядом человека, не была им понята и молчала, как молчит непрочитанная книга, не услышанная музыка.


Давайте расшифруем второе письмо. Попытаемся понять, о чём повествует нам вторая страница?

(на экране слайд № 3) Звучит прелюдия До мажор И. Баха.

Стихотворение И. Гёте.

Радость и горе

И мудрость познать,

Вечно стремиться

И вечно желать;


Ведать блаженство,

Смертельно страдать;

Только кто любит,

Тот счастлив всегда.

Д: ответы учащихся.

У: Что использует художник для написания картины? Чем пользуется поэт? Чем пользуется композитор, чтоб выразить в музыке настроение или нарисовать картину?


Д: ответы учащихся.

У: Вы правы. Теми же звуками, красками, и словами можно передать самое лучшее, что есть в мире и в жизни человека, всю красоту, гармонию этого мира. Эта музыка далека от конфликтности, пронизана светом и покоем.

(слайд № 4)

Рассмотрите нотную запись этого произведения. Вы видите плавность линии мелодии, которая передаёт и равновесие, и покой. Постарайтесь запомнить, как выглядит графическое отображение покоя, равновесия, гармонии в музыке: в нотах нет нагромождения, и они располагаются свободно в пространстве, на нотном стане.

Великие композиторы всегда стремились к тому, чтобы их музыка помогала людям, оказывала благотворное влияние на жизнь. Каких вы знаете великих композиторов? Назовите их фамилии.

Д: ответы учащихся.


Это произведение великого немецкого композитора И.С. Баха. Прелюдия До мажор. (на экране слайд № 5)

И. С. Бах стремился своей музыкой вызвать в человеке чувство собственного достоинства, веру в силу человеческого разума и человеческих чувств. Этим Бах и близок нам - людям 21 века.


Жизнь так устроена - полоса чёрная, полоса белая. А вам чего бы хотелось больше и почему?

Д: ответы учащихся.


Давайте вспомним творчество Моцарта (дети вспоминают произведения Моцарта), например симфонию №40. (звучит фрагмент из симфонии).

В ней, как и в «Лакримозе» мы слышали переплетение двух противоположностей – мажора и минора, света и тени.

Посмотрите два нотных примера и скажите, в каком показан свободный, стремительный полет, а в каком его противоположность (на экране слайды №6)



Посмотрите на картины Айвазовского и скажите, где изображена гармония, а где дисгармония. (на экране слайды №№7,8)



Чесменский бой Маневры Черноморского флота в 1850 году



/ 9. 50./

А теперь мы посмотрим ваше домашнее задание, как вы изобразили гармонию своей души

своего характера, определим их гармоничность.

(выступают учащиеся , показывают свои работы- рисунки).

Сейчас я прочитаю, а вы догадайтесь, кто это из ваших одноклассников (показывает рисунки и читает музыкальную характеристику: темп, ритм, динамика и т.д.).

/10.00./ Разминка.


  1. Улыбнуться, как вежливый японец.

  2. Нахмуриться, как ребёнок, у которого отняли игрушку.

  3. Сесть, как наказанный Буратино.

  4. К солнцу тянется горошек: «Я хороший. Я хороший.»


Упражнение на дыхание.

настройка голосовых связок (тибетская медицина)

скороговорка (Хвалю халву)

распевка (с закрытым ртом, на слог____)



/10.05/ Работа над песней


Учитель играет мелодию.

-что за произведение прозвучало?

-по какому элементу речи вы узнали его?

-а если прозвучит только аккомпанемент? (играет аккомпанемент)

Тогда будет труднее определить, что за произведение прозвучало. Таким образом, мелодия – более важный элемент музыкальной речи.

-а что же гармония? Гармония дорисовывает те черты, которые теряет мелодия

( выразительность и т. д.)

При разучивании песни обращать внимание на то, что в мелодии есть скачки, обращать внимание на ритм. После разучивания песни , при исполнении 1-го куплета . учитель играет аккомпанемент, но специально не в том ритме, темпе чем исполняют дети. Тогда и выясняется, что между звуками нет слияния, т. е. гармонии.

Важна ли гармония в музыке? Песня доучивается до конца.


/10.15./ Итог (на экране слайд № 9)

Так что же такое гармония? В чём человек видит её проявление? (ответы учеников)

Что же обозначает пучок ниток без узелков? И где их необходимо завязать, выше, ниже? Как вы определите то место, где находится Гармония для каждого человека?



Давайте обратимся к мудрым грекам.

Они считали. Что Гармония была дочерью Ареса- бога войны и раздора и Афродиты- богини любви и красоты.


Кто- то находит гармонию в любви, кто- то в природе, в красоте человека, в произведениях искусства, победах , успехах. А, возможно, гармония- это мечта человека о прекрасном, удивительном, сказочном, как в песне «Маленький принц».


Я думаю, этот пучок нитей не случайно без узелков. Потому что каждый человек сам определяет место гармонии в своей жизни.

-О чём вы напишете ученикам других школ? Какие цвета вы подберёте для письма?

Подумайте, где находится Гармония в вашей жизни, и что необходимо сделать, чтоб она как можно ближе приблизилась к вашей мечте?

(Ученики плетут письмо узелковое из разноцветных нитей.)


Д. з. записать по плану модель музыкального произведения «Бабочка».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока "Два начала гармонии"

Автор: Березлева Елена Викторовна

Дата: 28.09.2016

Номер свидетельства: 346457

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока на тему: Решение задач на движение в противоположных направлениях. "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-dvizhieniie-v-protivopolozhnykh-napravlieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "188192"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426621056"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока на тему : " С.Есенин. Письмо к матери." "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-na-tiemu-s-iesienin-pis-mo-k-matieri"
    ["file_id"] => string(6) "171761"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423723889"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока литературного чтения в 1 классе (УМК "Гармония").  Тема: "Закрепление пройденного материала" "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-umk-garmoniia-tiema-zakrieplieniie-proidiennogho-matieriala"
    ["file_id"] => string(6) "204852"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429735293"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока по математике 3 класс.Тема: «Умножение на 1, на 0. Деление вида а:0,а:а, а:1,0:а.»"
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-3-klass-tiema-umnozhieniie-na-1-na-0-dielieniie-vida-a-0-a-a-a-1-0-a"
    ["file_id"] => string(6) "266800"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450256414"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока чтения на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)». "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-chtieniia-na-tiemu-l-n-tolstoi-pryzhok-byl"
    ["file_id"] => string(6) "120421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413717811"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства