Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Два начала гармонии"»
Конспект урока «Два начала гармонии»
Цель урока:
Нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.
Задачи урока:
1.Познакомить с понятием «гармония» и «дисгармония» в музыке и жизни.
2.Познакомить с различными фактурами на примере следуюших музыкальных произведений:
- И. Бах. Прелюдия До - мажор из первого тома ХТК. Фрагмент.
- В. Моцарт. Симфония № 40. Фрагмент.
3. Дальнейшее развитие слушательской и певческой культуры учащихся.
4..Использование междисциплинарных знаний учащихся в аналитической деятельности, развитие навыка монологического ответа.
5.Развитие интеллектуальных способностей, музыкально- эстетического кругозора, устойчивого интереса и потребности общения с прекрасным , в опоре на музыкальный опыт учащихся.
Техническое оснащение:
1. Записи Прелюдии И. Баха и симфонии №40 В. Моцарта.
2.Компьютерный слайд- альбом с портретами композиторов и нотными примерами.
3.Фортепиано, компьютер.
Ход урока
(На экране слайд № 1)
/начало 9.35./
Повторение пройденного материала:
У: Здравствуйте, ребята. В чём же заключается сила музыки?
Д: (дают свои ответы)
У: Мы попытаемся понять, о чём нам сегодня расскажет музыка. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
Беседа по новой теме:
Что значит гармония в жизни и в музыке? Давайте обратимся к словарю. (Толковый словарь русского языка Ушакова). Гармония в жизни – это согласованность(согласие), взаимное соответствие, мирные, дружеские отношения .С кем из ваших одноклассников вы находите гармонию? Гармония в музыке – это благозвучие, стройность аккордов и приятность звуков, порядок в царстве звуков, распределение ладов – это и есть музыкальная гармония: не универсальная « гармония мира», а гармония как искусство музыкальной красоты. Когда мы говорили о мелодии, мы неоднократно сравнивали её с интонациями человеческого голоса. Красота голоса, выразительность голоса – эти свойства составляют секрет очарования мелодии. Вспомните разучивание «Лакримозы» Моцарта. Мы пели а капелла, затем слушали в исполнении хоровой капеллы. Сравните эти звучания (дети дают свои ответы). Гармония дорисовывает те черты, которые теряет мелодия. Мы можем сказать, что мелодия – часть гармонии. Она рождается из неё и подчиняется тем же законам благозвучия, благодаря которым воздействуют на душу человека. Как и прочие эстетические формы, гармония у Платона главным образом проявляется в душе и в небе. В частности, под гармонией понимается соответствие внешнего и внутреннего:
"Действительно, когда я слышу, как говорит о чем-либо человек, которого поистине можно назвать человеком и который сам вполне соответствует тому, что он говорит, я чрезвычайно радуюсь, смотрю зараз и на говорящего и на то, что он говорит, как одно к другому идет и согласуется."
"И такой человек кажется мне поистине музыкальным, потому что он извлек прекраснейшую гармонию не из лиры или еще какого-нибудь орудия игры, а из самой жизни, согласив в себе самом слова с делами, точь в точь на дорический лад ..."
Гармония здесь есть согласованность внешнего и внутреннего, слова и дела.
Гармония невидима, бессмертна, прекрасна и божественна. Это и есть учение Платона о гармонии.
Как вы думаете, что означает слово дисгармония? (ответы детей). Дисгармония – отсутствие согласия, расхождение в чём – ни будь (из жизни); в музыке – это нарушение гармонии, неблагозвучное сочетание звуков. От латинского – раз и гармония (разлад).
/9.40./
У: В древние времена, когда не было письменности, люди отсылали друг другу сообщения в виде знаков- камешков, завязанных узелков, начертанных на песке рисунков, пантомимы, различных звуковых сообщений.
(учитель показывает три пучка нитей, на двух из которых завязаны узелки, а третий пучок висит свободно).
Вот такие сообщения прислали вам ребята из других школ. Расшифровав первые два пучка, вы сможете завязать узелки на третьем, чтоб отправить им свой ответ.
И так, открываем первое письмо.
(учитель или ученик играет произвольный набор звуков).
О чём идёт речь в этом сообщении? Что бы всё это могло значить? Из чувства солидарности ребята прислали вам небольшую подсказку.
- стихотворение Н. Заболоцкого:
(На экране слайд № 2)
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир её дремучий!
В ожесточённом пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
Д: дети дают свои ответы: конфликт, война, плохое состояние человека, непогода и т. д.
У: Вы совершенно правы. Речь идёт о том, что с помощью обычных музыкальных красок, слов можно передать всю дисгармонию мира и состояния человека.
В этом стихотворении описывается то состояние природы, когда она ещё не была одушевлена взглядом человека, не была им понята и молчала, как молчит непрочитанная книга, не услышанная музыка.
Давайте расшифруем второе письмо. Попытаемся понять, о чём повествует нам вторая страница?
(на экране слайд № 3) Звучит прелюдия До мажор И. Баха.
Стихотворение И. Гёте.
Радость и горе
И мудрость познать,
Вечно стремиться
И вечно желать;
Ведать блаженство,
Смертельно страдать;
Только кто любит,
Тот счастлив всегда.
Д: ответы учащихся.
У: Что использует художник для написания картины? Чем пользуется поэт? Чем пользуется композитор, чтоб выразить в музыке настроение или нарисовать картину?
Д: ответы учащихся.
У: Вы правы. Теми же звуками, красками, и словами можно передать самое лучшее, что есть в мире и в жизни человека, всю красоту, гармонию этого мира. Эта музыка далека от конфликтности, пронизана светом и покоем.
(слайд № 4)
Рассмотрите нотную запись этого произведения. Вы видите плавность линии мелодии, которая передаёт и равновесие, и покой. Постарайтесь запомнить, как выглядит графическое отображение покоя, равновесия, гармонии в музыке: в нотах нет нагромождения, и они располагаются свободно в пространстве, на нотном стане.
Великие композиторы всегда стремились к тому, чтобы их музыка помогала людям, оказывала благотворное влияние на жизнь. Каких вы знаете великих композиторов? Назовите их фамилии.
Д: ответы учащихся.
Это произведение великого немецкого композитора И.С. Баха. Прелюдия До мажор. (на экране слайд № 5)
И. С. Бах стремился своей музыкой вызвать в человеке чувство собственного достоинства, веру в силу человеческого разума и человеческих чувств. Этим Бах и близок нам - людям 21 века.
Жизнь так устроена - полоса чёрная, полоса белая. А вам чего бы хотелось больше и почему?
Д: ответы учащихся.
Давайте вспомним творчество Моцарта (дети вспоминают произведения Моцарта), например симфонию №40. (звучит фрагмент из симфонии).
В ней, как и в «Лакримозе» мы слышали переплетение двух противоположностей – мажора и минора, света и тени.
Посмотрите два нотных примера и скажите, в каком показан свободный, стремительный полет, а в каком его противоположность (на экране слайды №6)
Посмотрите на картины Айвазовского и скажите, где изображена гармония, а где дисгармония. (на экране слайды №№7,8)
Чесменский бой Маневры Черноморского флота в 1850 году
/ 9. 50./
А теперь мы посмотрим ваше домашнее задание, как вы изобразили гармонию своей души
своего характера, определим их гармоничность.
(выступают учащиеся , показывают свои работы- рисунки).
Сейчас я прочитаю, а вы догадайтесь, кто это из ваших одноклассников (показывает рисунки и читает музыкальную характеристику: темп, ритм, динамика и т.д.).
/10.00./ Разминка.
Улыбнуться, как вежливый японец.
Нахмуриться, как ребёнок, у которого отняли игрушку.
Сесть, как наказанный Буратино.
К солнцу тянется горошек: «Я хороший. Я хороший.»
Упражнение на дыхание.
настройка голосовых связок (тибетская медицина)
скороговорка (Хвалю халву)
распевка (с закрытым ртом, на слог____)
/10.05/ Работа над песней
Учитель играет мелодию.
-что за произведение прозвучало?
-по какому элементу речи вы узнали его?
-а если прозвучит только аккомпанемент? (играет аккомпанемент)
Тогда будет труднее определить, что за произведение прозвучало. Таким образом, мелодия – более важный элемент музыкальной речи.
-а что же гармония? Гармония дорисовывает те черты, которые теряет мелодия
( выразительность и т. д.)
При разучивании песни обращать внимание на то, что в мелодии есть скачки, обращать внимание на ритм. После разучивания песни , при исполнении 1-го куплета . учитель играет аккомпанемент, но специально не в том ритме, темпе чем исполняют дети. Тогда и выясняется, что между звуками нет слияния, т. е. гармонии.
Важна ли гармония в музыке? Песня доучивается до конца.
/10.15./ Итог (на экране слайд № 9)
Так что же такое гармония? В чём человек видит её проявление? (ответы учеников)
Что же обозначает пучок ниток без узелков? И где их необходимо завязать, выше, ниже? Как вы определите то место, где находится Гармония для каждого человека?
Давайте обратимся к мудрым грекам.
Они считали. Что Гармония была дочерью Ареса- бога войны и раздора и Афродиты- богини любви и красоты.
Кто- то находит гармонию в любви, кто- то в природе, в красоте человека, в произведениях искусства, победах , успехах. А, возможно, гармония- это мечта человека о прекрасном, удивительном, сказочном, как в песне «Маленький принц».
Я думаю, этот пучок нитей не случайно без узелков. Потому что каждый человек сам определяет место гармонии в своей жизни.
-О чём вы напишете ученикам других школ? Какие цвета вы подберёте для письма?
Подумайте, где находится Гармония в вашей жизни, и что необходимо сделать, чтоб она как можно ближе приблизилась к вашей мечте?
(Ученики плетут письмо узелковое из разноцветных нитей.)
Д. з. записать по плану модель музыкального произведения «Бабочка».