Конспект урока на тему : " С.Есенин. Письмо к матери."
Конспект урока на тему : " С.Есенин. Письмо к матери."
Цель урока. В ходе урока показать основные формы и методы работы по теме «Жизнь и творчество С.А. Есенина»,познакомить учащихся со стихотворением «Письмо к матери»
Задачи:
образовательные:
Рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта; показать народность творчества поэта;
развивающие:
1.развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;
2.развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;
3.развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности;;
4.совершенствование навыков самостоятельной работы.
воспитательные:
1.воспитание почтения и уважения к матери, любви к Родине;
2. воспитание чувства восхищения родной природой.
Методические приёмы:
лекция с элементами беседы,
аналитическое чтение.
Оформление доски:
1. Портрет 2. Картины природы
Учебные задачи для учащихся (в форме вопросов, на которые нужно ответить в процессе урока):
Каковы главные темы стихов С. Есенина?
Какие изобразительные средства поэтического языка характерны для лирики поэта?
Что волнует, радует и огорчает лирического героя поэзии С. Есенина?
Наглядность
фотографии,
портреты поэта,
иллюстрации к стихотворениям,
песни и романсы на стихи Есенина,
сборники стихов поэта
Оборудование:
ПК.
Мультимедийный проектор.
Методические приемы:
Живое слово учителя
Беседа
Обучение анализу поэтического текста
Подготовленные сообщения учащихся
Просмотр слайдов, прослушивание текстов стихотворений и песен с DV-ROM
Ход урока
Здравствуйте. Сегодняшний урок мы посвящаем изучению жизни и творчества великого русского поэта, поэта «страны березового ситца» С.А. Есенина. Попробуем разобраться вместе в наших чувствах, войти в мир Есенина, проникнуть в его душу, попытаться понять через стихотворение “Письмо матери”.
(Чтение стихотворения «Письмо матери»)
Учитель приводит притчу о материнском сердце.
Анализ стихотворения “Письмо матери” с нравственной точки зрения.
(Ученик читает стихотворение Сергея Есенина “Письмо матери”)
Вопрос: Каким вы увидели Есенина в данном стихотворении?
Ответы учащихся:
- он любящий сын,
- остро чувствует тоску, боль матери,
- с тоской вспоминает родной дом, его несказанный свет,
- раскаивается: “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”,
- нежно относится к матери: “Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть”.
Гармония мира. Доброе и злое начала в человеке.
В Есенине живут два начала: доброе и злое, черное и белое. (На слайде символ гармонии). Зло – это его кабацкие драки.
Злое начало
Доброе начало
Горький пропойца
Кабацкая драка
Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть
Я по-прежнему такой же нежный
(Учащиеся сами заполняют эту таблицу)
Последствия “злого” начала. Продолжение анализа стихотворения.
Проследим за последствиями, вытекающими из злого начала
Пропойца
1. “… в кабацкой драке саданул под сердце финский нож”
2. Слухи пошли: скандальный поэт
3. Страдает мать от этого
4. Муки совести.
5. “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему : " С.Есенин. Письмо к матери." »
Тема урока С.Есенин «Письмо к матери»
Цель урока. В ходе урока показать основные формы и методы работы по теме «Жизнь и творчество С.А. Есенина»,познакомить учащихся со стихотворением «Письмо к матери»
Задачи:
образовательные:
Рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта; показать народность творчества поэта;
развивающие:
1.развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;
2.развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;
3.развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности;;
4.совершенствование навыков самостоятельной работы.
воспитательные:
1.воспитание почтения и уважения к матери, любви к Родине;
2. воспитание чувства восхищения родной природой.
Методические приёмы:
лекция с элементами беседы,
аналитическое чтение.
Оформление доски:
1. Портрет 2. Картины природы
Учебные задачи для учащихся (в форме вопросов, на которые нужно ответить в процессе урока):
Каковы главные темы стихов С. Есенина?
Какие изобразительные средства поэтического языка характерны для лирики поэта?
Что волнует, радует и огорчает лирического героя поэзии С. Есенина?
Наглядность
фотографии,
портреты поэта,
иллюстрации к стихотворениям,
песни и романсы на стихи Есенина,
сборники стихов поэта
Оборудование:
ПК.
Мультимедийный проектор.
Методические приемы:
Живое слово учителя
Беседа
Обучение анализу поэтического текста
Подготовленные сообщения учащихся
Просмотр слайдов, прослушивание текстов стихотворений и песен с DV-ROM
Ход урока
Здравствуйте. Сегодняшний урок мы посвящаем изучению жизни и творчества великого русского поэта, поэта «страны березового ситца» С.А. Есенина. Попробуем разобраться вместе в наших чувствах, войти в мир Есенина, проникнуть в его душу, попытаться понять через стихотворение “Письмо матери”.
(Чтение стихотворения «Письмо матери»)
Учитель приводит притчу о материнском сердце.
Притча о материнском сердце.
Запись в тетради:
Вывод: Матери болеют душой за своих детей, какими бы они ни были. В минуты душевного кризиса каждый человек обращается к самому близкому человеку – матери, как к живительному источнику.
Анализ стихотворения “Письмо матери” с нравственной точки зрения.
(Ученик читает стихотворение Сергея Есенина “Письмо матери”)
Вопрос: Каким вы увидели Есенина в данном стихотворении?
Ответы учащихся:
- он любящий сын,
- остро чувствует тоску, боль матери,
- с тоской вспоминает родной дом, его несказанный свет,
- раскаивается: “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”,
- нежно относится к матери: “Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть”.
Гармония мира. Доброе и злое начала в человеке.
В Есенине живут два начала: доброе и злое, черное и белое. (На слайде символ гармонии). Зло – это его кабацкие драки.
Злое начало
Доброе начало
Горький пропойца
Кабацкая драка
Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть
Я по-прежнему такой же нежный
(Учащиеся сами заполняют эту таблицу)
Последствия “злого” начала. Продолжение анализа стихотворения.
Проследим за последствиями, вытекающими из злого начала
Пропойца
1. “… в кабацкой драке саданул под сердце финский нож”
2. Слухи пошли: скандальный поэт
3. Страдает мать от этого
4. Муки совести.
5. “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”
(Учащиеся сами заполняют эту таблицу)
Составление синквейна “Письма”
Письмо матери… В минуты отчаяния, одиночества Есенин обращается к матери в надежде быть услышанным, быть понятым…
Письма… В век – телефонизации, факсов мы разучились писать друг другу письма. А ведь письма – это живое общение с близкими, любимыми людьми. Письма… они сохраняют тепло, нежность другого человека. Они остаются с нами. Они согревают нас в любое время. (Учитель читает отрывки из писем дорогих ему людей, в зависимости от того, насколько они воспринимаются тепло учащимися).
Составляем синквейн (образец синквейна):
Письма.
Добрые, нежные.
Греют. Ласкают. Любят.
Как мне не хватает вас.
Солнышко.
Выводы: То, что Есенин пил, скандалил – это только внешняя маска. Под этой маской мы увидели глубоко чувствующего усталого человека. Человека, для которого Мать, Земля, Родина – самые высокие нравственные ценности. Самое главное зло, которое сделал Есенин в своей жизни, – это страдание матери, самого близкого человека.
Но общение с нею, даже в мыслях, помогает Есенину преодолевать трудности жизни. Поэт пишет:
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать мне не дает
Как сказали, в человеке живут 2 начала: черное и белое. М. Горький писал: “Нет людей чисто беленьких, или чисто черненьких – люди все пёстрые”. Главная мудрость жизни – найти точку равновесия. К каждому может прийти в гости неожиданно черный человек. Это как муки совести. Это хорошо, когда черный человек напоминает о себе. Но помни:
9. Мысли вслух после просмотра видеозаписи “Закат солнца”.
Есенин писал очень много о природе. Любимый поэтический образ Есенина – русская береза:
Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И её золотистые косы И холщовый её сарафан.
Можно открыть наугад любую страницу есенинских книг и встретить русскую природу в узнаваемом, но каждый раз по-особому, зорким взглядом поэта замеченном облике:
Заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот.
Или:
Выткался на озере алый свет зари
У Есенина есть строки про женщину:
… была На закат розовый похожа И, как снег, лучиста и светла
Предлагаем вашему вниманию видеозапись заката солнца, снятую группой учащихся.
Попробуем понять красоту есенинского сравнения.
Ответы учащихся:
- Закат солнца – очень красивое зрелище, поэтому Есенин сравнивает женщину с этим явлением.
- Закат солнца навевает на человека тоску. Есенин много любил, но рядом с ним не было любимой женщины.
- Женщина, источник поэтического вдохновения поэта, уйдет из его жизни так же красиво, как закат солнца.
- Есенин мечтал о семейном уюте, о женской любви, но все его любимые женщины исчезали .
Закрепление изученного материала
Продолжи стихи
Белая береза под моим окном
(Принакрылась снегом, точно серебром)
2. Ты жива еще, моя старушка.
(Жив и я, привет тебе, привет)
3. Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
(Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою»)
“Мир родной природы в произведениях С.А.Есенина”.
Ребятам раздаются карточки с отрывками из стихотворений, в которых пропущены эпитеты. Побеждают те, кто вспомнят “есенинские” слова.
Выйду на озеро в ….. гать, К сердцу …….. льёт благодать.
И в душе, и в долине прохлада, ….. сумрак как стадо овец, За калиткою ……… сада Прозвенит и замрёт бубенец.
Вижу сад в ……. накрапах, Тихо август прилёг ко плетню. Держат липы в ……. лапах Птичий гомон и щебетню.
Этой грусти теперь не рассыпать ……. смехом далёких лет. Отцвела моя белая липа, Отзвенел ………. рассвет.
Продолжите строки из стихотворений Есенина о Родине:
О Русь – малиновое поле и …
А Русь всё так же будет жить, …
На сердце день вчерашний, …
Если крикнет рать святая:…
Я покинул родимый дом,…
Радуясь, свирепствуя и мучась,…
ОТВЕТЫ.
… синь, упавшая в реку…
… плясать и плакать у забора.
…а в сердце светит Русь.
... “Кинь ты Русь, живи в раю!”…
…голубую оставил Русь.
…хорошо живётся на Руси
“Афоризмы”.
У С.А.Есенина много строк, ставших афоризмами. Вспомните их и продолжите данные предложения:
Так мало пройдено дорог,…
Лицом к лицу лица не увидать…
Жить нужно легче, жить нужно проще,…
Если б не было ада и рая,…
Коль нет цветов среди зимы,…
ОТВЕТЫ.
…так много сделано ошибок.
…Большое видится на расстоянье.
…всё принимая, что есть на свете.
…их бы выдумал сам человек.
…то и жалеть о них не надо.
“Венок Есенину”.
На доске символический венок с прорезями для других цветов (нарисованный или выполненный с помощью аппликации).Раздаются карточки со строками из стихотворений поэта, в которых пропущены слова с названиями цветов. Нужно угадать, о каком растении идёт речь. Если ответ правильный, команда, взяв на столе учителя изображение цветка, “вплетает” его в венок (вставляет его в прорезь).
Ах, ………..!Твой ли пыл Мне в душу песней позвонил И рассказал, что …….. Очей любимых далеки.
В сердце ……. вспыхнувших сил.
Лепестками …. расплескалась. ОТВЕТЫ.
Колокольчик, васильки,
Ландыши, 3.Роза
“Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!”
( На специально оборудованном стенде или на классной доске помещены репродукции полотен известных русских художников, иллюстрации).
Какие строки из поэтических произведений С.А.Есенина вспоминаются вам, когда вы смотрите на эти полотна и иллюстрации?
После четырёх – пятиминутной подготовки ребята делятся своими впечатлениями, читают наизусть стихи. Обобщение
Любой человек – это мир. А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по-своему. Сегодня мы сделали первые шаги в поэтический мир удивительного Поэта. Пусть сегодняшняя тропинка не прерывается, пусть она перерастет в большую дорогу. И пусть Поэт находит в вашей душе скромное место.
Уходят лучшие, как будто мир им тесен, Как будто он не в силах их понять. Уходят лучшие, не спев последних песен, Осиротив родную Землю-мать,
Мы перечитываем созданное ими И жжёт глаза горячая строка. Уходят лучшие, своё оставив имя, Утраты боль и память на века.
И как обобщение звучат слова С. Кошечкина: «Как бы ни было трудно, что бы ни случилось с тобой - не падай духом, не теряй надежды и будь благодарен судьбе, даровавшей тебе ни с чем не сравнимое счастье целовать любимого человека, валяться на траве, мять цветы и видеть эти златящиеся во мгле ивы… И – всегда люби Родину, умножай её славу своими деяниями. Так говорит поэт.”
Домашнее задание:
Написать письмо – исповедь самому близкому человеку (матери, другу, учителю).