Конспект урока по математике
3 класс
Тема: «Умножение на 1, на 0. Деление вида а:0,а:а, а:1,0:а.»
Цели образовательные: познакомить с правилами умножения на 1, на 0 и деления вида а: а, а : 1, 0 : а, а : 0.
Цели воспитательные: воспитание трудолюбия, прилежности, способности понимать гармонию и красоту, воспитывать заботу о психическом здоровье, миролюбия, отзывчивости, любознательности, оригинальности мышления, познавательного интереса.
Цели развивающие: развивать положительное эмоциональное отношение к учению, чувства прекрасного, умения работать одному и в группе, сдерживать свои эмоции, привитие волевых привычек, проявления отзывчивости к другим людям, радости от приобретения новых знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Любите ли вы сказки ?
- Сказки любят все. Александр Сергеевич Пушкин писал из деревни брату : «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания, что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
- В сказках можно найти всё : и очарование высокого вымысла, и мужественная героика, и весёлая шутка, и – самое главное – невероятная выдумка. Без чудес нет сказок.
- Что ещё привлекает нас в сказках? В них нет непоправимых бед и несчастий. Сказка наказывает злодеев, делает удачливыми добрых и мужественных людей. Она не обманывают, она очаровывает, а мечта делает человека сильным, окрыляет.
- Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочную страну под названием «Математика». Для начала мы поработаем в «Бюро находок».( смотрите слайд № 14)
На доске вывешивается надпись «Бюро находок». Под ней расположены картинки с изображением: корзины с пирожками, бочонка с мёдом, золотого ключика, сапог, банки с вареньем, хрустальной туфельки.
- Сегодня мы работаем в «Бюро находок», куда попадают вещи, потерянные сказочными героями.
- Какие вещи вы видите? Попробуем найти их хозяев. Но отдадим им вещи после того, как они выполнят наши задания.
2. Устный счёт.
Первым к нам пришёл в «Бюро» герой, который о себе говорил так:
Я умный и хитрый,
Я верно служу
И шляпу с пером,
Как вельможа, ношу.
Есть друг у меня,
Он - Маркиз Карабас,
Его из беды выручал я ни раз. (Кот в сапогах)
- Что он потерял?
- Кот получит назад свои сапоги, если мы сможем 3 – мя линиями отделить кошек от мышек. ( Смотри Приложение № 3) (Отдаём сапоги коту)
3.Актуализация опорных знаний.
- Угадайте, о каком герое пойдёт речь сейчас?
Девушка эта труда не боялась.
Шила, варила, пряла, убиралась.
С помощью крёстной попала на бал,
У сказки этой чудесный финал. (Золушка)
-Золушке часто приходилось считать, когда она перебирала горох и чечевицу. Она получит свою хрустальную туфельку, если мы с вами верно посчитаем.
( С целью проверки один человек работает у доски)
Запишите числа от 1 до 9.
Ответы зачёркиваем.
*Найдите разность чисел 54 и 48. (6)
*Чему равно частное от деления чисел 27 и 9? (3)
*Найди произведение чисел 4 и 2. (8)
*Во сколько раз 35 больше 7? (5)
*Первый множитель равен 4, второй 8. Сколько единиц первого разряда в произведении? (2)
*Делимое равно 36, делитель 9. Чему равно частное? (4)
*Увеличь 9 в 2 раза. Сколько единиц второго разряда в ответе? (1)
- Взаимопроверка . выиграли дети, у которых остались незачёркнутыми числа 0, 7, 9. (Отдаём туфельку Золушке)
- Запишите один пример на умножение, который вы запомнили. Прочитайте его разными способами.
- По примеру на умножение составьте два примера на деление.
4. Изучение нового.
- Отгадайте следующего героя.
Мишка этот любит мёд!
Почему? Да кто поймёт?
В самом деле, почему
Мёд так нравится ему?
( Винни Пух )
-Что потерял мишка?
-Что бы вернуть ему бочонок с мёдом, мы должны выполнить задания на листке.
- Представьте числа 6, 12, 8 в виде произведения двух множителей, один из которых равен 1.
- Какой вывод мы сделаем? На доске вывешивается надпись
а * 1 = а
1 * а = а , где а любое число.
- Это «особые случаи». Для этих случаев мы не можем применить рассуждения о том, что умножение есть сложение одинаковых слагаемых, так как нельзя повторить число слагаемым 1 раз. Эти случаи мы запоминаем.
«При умножении на 1 произведение считают равным тому числу, которое умножали на 1»
-Составьте два примера на деление
а : а =1
а : 1 = а
Подберите вместо а любые числа. ( Отдадим мёд Винни)
- Отгадайте следующего посетителя «Бюро находок».
Кто доброй сказкой входит в дом ?
Кто с детства каждому знаком?
Кто не учёный, не поэт,
А покорил весь белый свет?
Кого повсюду узнают?
Скажите, как его зовут?
(Буратино)
-Что потерял этот герой?
-Что вернуть ему ключик, мы должны опять выполнить задание на листочке.
Числа 2, 7, 18 умножьте на 0.
- Мы не можем взять число 2, 7, 18 слагаемыми 0 раз. Это называется «особым случаем». Они запоминаются
а * 0 = 0
«Произведение считается равным нулю, при умножении на 0».
- К данным случаем можно применить переместительное свойство умножения.
0 * а = 0
- Составьте два примера на деление. Запись в тетради и на доске.
0 : а = 0
- Последний случай деления рассмотрим подробно.
а : 0 =
В математике говорят, что на ноль делить нельзя. Так как какое бы число мы не взяли в частном ( 7, 5, 34) , умножив его на 0, мы получим 0, а не «а». Следовательно, записи 7 : 0, 5 : 0, 34 : 0, а : 0 в общем виде не имеет смысла. Поэтому говорят, что на ноль делить нельзя. (последнее равенство зачёркивается).
- Это «особый случай». Его мы запоминаем. (Отдаём ключик Буратино)
- Число ноль в переводе с латинского означает «ничто». (Историческая справка. Приложение № 1).
- А хотите ли сами сочинить сказку, но только сказку по цифры.
Прошу внимания!
Давайте скажем заклинания!
Заклинание такое,
Короткое и простое,
Если дружно повторить,
Сказку можно оживить!
Итак! По общему хотению! (Повторить хором)
По общему велению! (Повторить хором)
С нашей подсказки начинайся, сказка!
- Был на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный.
С незапамятный времён
Цифирией звался он.
Там, неведая невзгод,
Очень славный жил народ:
Хлебосольный незлобливый
Дружный и трудолюбивый.
- На доске выставляются цифры : 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
- Чтении сказки « О приключениях нуля». (Приложение № 2).
5. Осознание изученного.
- Чтение правил в учебнике на стр. 86, 87.
Игра «Математические бусы».
Из разных цифр я сделал бусы.
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте знаки,
Чтоб верный получить ответ.
12 0=0 0 4=0 7 1=7
12 0=12 8 8=1 0 8=0
6. Закрепление.
№ 1 стр. 89
Задания представлены на карточках разного цвета ( в зависимости от уровня сложности) :
Лёгкий уровень
синие
4•6= 8:8= 0•4= 0:4=
6•4= 8:1= 4•0= 0:8=
Самый трудный.
Красные
4•?=0 8:?=8 0•?=0 0:? = 0
6•?=24 8:?=1 ?•4=0 ?:8=0
Детям даётся установка, что они сами могут определить карточку какого уровня будут выполнять. С цель проверки два ученика работают у доски.
7. Повторение изученного ранее.
- У нас в «Бюро находок» остался ещё один предмет. Кто из сказочных героев к нам опаздывает?
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её.
(Красная Шапочка)
- Ей вернём корзину с пирожками, если верно решим задачу. Задача у каждого на карточках разного уровня сложности:
1 уровень :
«Красная Шапочка испекла 48 пирожков с грибами по 8 пирожков на одной сковороде. Сколько вышло сковород?»
2 уровень:
«Красная Шапочка пекла пирожки на сковороде. Были пирожки с грибами и с яблоками. Всего она испекла 48 пирожков с грибами по 8 пирожков на 1 сковороде, и столько же сковород по 9 пирожков с яблоками на каждой. Сколько было пирожков с яблоками?»
Задача 1 уровня решается коллективно у доски, задача 2 уровня решается индивидуально с последующей проверкой у доски.
8. Итог урока.
-Что нового узнали? С чем познакомились?
С цель установления обратной связи ученикам даются карточки двух цветов:
Красные – с надписью «Мне совсем не пригодится в жизни то, что мы изучали сегодня»
Зелёные – с надписью «Мне пригодится в жизни то, что мы изучали сегодня»
9. Домашнее задание. № 3 стр. 90
Вот и всё. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время мчится!
Ну, а если захотите
В сказку снова возвратиться,
То чудес мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!
Стоит в руки её взять,
И любимые герои
С вами встретятся опять!