Конспект урока чтения на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)».
УМК «Начальная школа ХХI века»
(урок-презентация)
Цели:
- Развивать умения давать характеристику литературному герою, анализировать поступки героев, объяснять внутреннее состояние.
- Отрабатывать выразительность чтения
- Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор, развивать воображение.
- Воспитывать нравственные представления о героизме, о храбрости; вызвать сопереживания детей к героям рассказа.
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Ход урока
I. Орг. момент. Психологический настрой на работу. (Слайд2)
- Урок я хочу начать с чтения отрывка из стихотворения
В. Радина «Дети и книга».
Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как бытьЧеловеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать.
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
В. В. Радин
- Как вы думаете, так ли это важно уметь читать?
(Ответы детей.)
II. Проверка домашнего задания
- Пересказ учащимися рассказа Л.Н.Толстого «Лебеди». (Слайды 3-6)
– Как вы думаете, ребята, может ли быть продолжение рассказа? (Предположения детей).
- А как бы вам хотелось закончить этот рассказ? (Ответы детей)
2. Воспитательный момент об охране природы. (Слайды 7 -8)
Лебеди - грациозные и прекрасные птицы. В настоящее время они стали редкими и занесены в Красную книгу. На них запрещена охота.
В нашем Липецком зоопарке есть эти прекрасные птицы, и даже черные лебеди. Люди создали для них хорошие условия и поэтому они не улетают в теплые края.
- Кто из вас был в зоопарке и видел этих прекрасных птиц?
(Человек должен жить в гармонии с природой, бережно и чутко относиться к ней. В рассказе «Лебеди» Л.Н.Толстой описывает случай из жизни лебедя. Передавая свое отношение к судьбе героя, вызывает у читателя сочувствие к лебедю и желание поддержать его)
III. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
1. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с творчеством великого русского писателя Л.Н.Толстого. (Слайд 9)
- Что вы помните из биографии писателя? (Ответы детей).
2. Дополнительные сведения учителя о писателе.
Граф Лев Николаевич Толстой, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Как вы уже знаете, принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду.
(Слайд 10). Родился в имении Ясная поляна, где прожил почти всю свою жизнь.
(Слайд 11 ). «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,- писал Л.Н. Толстой.
(Слайд 12) В сентябре 1862 года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери московского доктора Софье Андреевне Берс.
За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Софья Андреевна оказалась не только верным и преданным другом, но и незаменимой помощницей во всех делах. По семь раз она переписывала без конца им переделываемые записи.
(Слайд 13) Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу для крестьянских детей, где обучал их грамоте.
(Слайд 14-15) Он написал для детей "Азбуку" и "Новую азбуку, для которых сочинил оригинальные рассказы, сказки и басни.
(Слайд 16) Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком.
В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом.
(Слайд 17) Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.
(Слайд 18) – Любимая скамеечка.
(Слайд 19) - «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней»,- писал Л. Н. Толстой.
Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе.
(Слайд 20) По его просьбе похоронен был в Ясной поляне.
(Слайд 21) Л. Н.Толстой всю свою жизнь посвятил литературе.
(Слайды 22-24) Он работал для детей и с детьми. Написал для них много книг.
Один из рассказов авторы учебника поместили в нашей книге для чтения. В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю.
(Слайд 25) Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами.
Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25 м., т.е. высота 3-5 этажного дома.
На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была маленькой, поэтому плавание продолжалось долго.
И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну (Слайд 26) , веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что неприятных происшествий.
Об одном из них, случившемся давным-давно, поведал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой. (Слайд 27)
- Обратите внимание на подзаголовок «быль».
- Как вы его понимаете?
(Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии).
IV. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.
- Сегодня мы с вами поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль.
- Послушайте внимательно рассказ, обратите внимание на правильную интонацию произношения. (Чтение учителя сопровождается музыкальным фоном и показом слайдов 28-35)
- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? (Ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, из-за чего мальчик совершил прыжок?
(Дети высказывают свои предположения. Неоднозначность мнений вызывает необходимость, углубленно перечитать текст)
- Словарная работа. (Слайд 36).
Задор – горячность, азарт.
Аршин – мера длины.
Два аршина – около полутора метров.
Задней рукой – у обезьян четыре руки.
Пушечное ядро – старинный орудийный снаряд в виде шара.
Каюта - отдельное помещение на судне.
- Отработка техники чтения. (Слайды 37-38).
- Прочитайте слова по слогам и целыми словами.
воз-вра-щал-ся
пе-ре-драз-ни-ва-ла
за-бав-ля-ют-ся
за-це-пив-шись
раз-за-до-рил-ся
Физкультминутка под музыку «Зарядка» (Слайд 39).
3. Комментированное чтение и анализ текста (с выборочным чтением) (Слайд 40)
- Что значит прочитать выразительно?
- Чтение рассказа до слов «все замерли от страха».
- Какие чувства испытал мальчик с начала этой истории до того, как полез на мачту? Подтвердите ответ словами из текста
- Почему мальчик покраснел? Подтвердите ответ словами из текста. - - Проследим за состоянием мальчика.
- Какие чувства испытывал он, когда лез на мачту?
- Чтение рассказа до конца.
- Как изменилось состояние мальчика, когда он оказался на перекладине?
- Когда он опомнился? Подтвердите ответ словами из текста. («Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался»)
- Почему капитан, отец мальчика, требует, чтобы он прыгнул в воду, а не приказывает ему просто: «Прыгай»?
- Почему капитан закричал и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен?
- Как вы думаете, кто виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?
- Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?
- Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?
- Каким предстает мальчик в этом рассказе?
- Выберите для его характеристики те слова, которые считаете главными, объясните свой выбор. (Слайд 41 с текстом)
- смелость
- желание испытать себя
- мальчишеский задор
- стремление отстоять свое достоинство
- упрямство
- желание покрасоваться
- глупость
- желание доказать, что он сын капитана.
(Слайд 42 с текстом)
- стремление отстоять свое достоинство,
- мальчишеский задор,
- желание доказать, что он сын капитана.
- Какими качествами обладал капитан?
- Похож ли мальчик на отца-капитана?
- Во всем ли мальчик похож на своего отца?
- Итак, ребята, скажите, из-за чего мальчик совершил прыжок?
V. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 43)
(методика незаконченного предложения)
- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов …
- Мне захотелось…
- Я задумался…
- Я понял (а)…
- Я почувствовал (а)…
- Я бы поставил (а)…
VI. Домашнее задание: (Слайд 44) пересказ основных событий рассказа от лица главного героя.; задание в РТ
(При наличии времени):
1. Работа в печатной тетради: (Слайд 45)
- Выберите одну из пословиц, предложенных в рабочей тетради, наиболее соответствующую, на ваш взгляд, главной мысли рассказа. Свой выбор необходимо доказать.
2. Найди в тексте эпизоды, которые соответствуют иллюстрациям
(Слайд 46)