kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока чтения на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока чтения на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)».

УМК «Начальная школа ХХI века»

(урок-презентация)

Цели:

  1. Развивать умения давать характеристику литературному герою, анализировать поступки героев, объяснять внутреннее состояние.
  2. Отрабатывать выразительность чтения
  3. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор, развивать воображение.
  4. Воспитывать нравственные представления о героизме, о храбрости; вызвать сопереживания детей к героям рассказа.

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Ход урока

I. Орг. момент. Психологический настрой на работу. (Слайд2)    

- Урок я хочу начать с чтения отрывка из стихотворения

В. Радина «Дети и книга».

Книги учат детей

Всем премудростям жизни –

Как бытьЧеловеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать.

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

В. В. Радин

- Как вы думаете, так ли это важно уметь читать?

(Ответы детей.)

II. Проверка домашнего задания   

  1. Пересказ учащимися рассказа Л.Н.Толстого «Лебеди». (Слайды 3-6)    

–  Как вы думаете, ребята, может ли быть продолжение рассказа? (Предположения детей).

- А как бы вам хотелось закончить этот рассказ? (Ответы детей)

2. Воспитательный момент об охране природы. (Слайды 7 -8)  

Лебеди - грациозные и прекрасные птицы. В настоящее время они стали редкими и занесены в  Красную книгу.  На них запрещена охота.

          В нашем Липецком зоопарке есть эти прекрасные птицы, и даже черные лебеди. Люди создали для них хорошие условия  и поэтому они не улетают  в теплые края.                                                                                                                                                                                                                                                         

- Кто из вас был в зоопарке и видел этих прекрасных птиц?

(Человек должен жить в гармонии с природой, бережно и чутко относиться к ней. В рассказе «Лебеди» Л.Н.Толстой описывает случай из жизни лебедя. Передавая свое отношение к судьбе героя, вызывает у читателя сочувствие к лебедю и желание поддержать его)

III. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
1. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство   с творчеством великого русского писателя Л.Н.Толстого. (Слайд 9)  

- Что вы помните  из биографии  писателя? (Ответы детей).

2. Дополнительные сведения учителя о писателе.

Граф Лев Николаевич Толстой, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Как вы уже знаете, принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду.

(Слайд 10).    Родился в имении Ясная поляна, где прожил почти всю свою жизнь.

 (Слайд 11 ). «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,- писал Л.Н. Толстой.

(Слайд 12)    В сентябре 1862 года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери московского доктора Софье Андреевне Берс.

За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Софья Андреевна оказалась не только верным и преданным другом, но и незаменимой помощницей во всех делах. По семь раз она переписывала без конца им переделываемые записи. 

(Слайд 13)    Лев Николаевич открыл в  Ясной поляне школу для крестьянских детей, где обучал их грамоте.

(Слайд 14-15)  Он написал для детей "Азбуку" и "Новую азбуку, для которых сочинил оригинальные рассказы, сказки и басни.

 (Слайд 16)    Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком.

         В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом.

(Слайд 17)    Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.

(Слайд 18) – Любимая скамеечка.    

         (Слайд 19) - «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней»,- писал Л. Н. Толстой.

Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько  дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе.

(Слайд 20) По его просьбе похоронен был в Ясной поляне.

(Слайд 21) Л. Н.Толстой всю свою жизнь посвятил литературе.

(Слайды 22-24) Он работал для детей и с детьми. Написал  для них много книг.

Один из рассказов авторы учебника поместили в нашей книге для чтения. В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю.

(Слайд 25) Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами.

         Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25 м., т.е. высота 3-5 этажного дома.
         На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была маленькой, поэтому плавание продолжалось долго.

И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну (Слайд 26)  , веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что неприятных происшествий.

Об одном из них, случившемся давным-давно, поведал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой. (Слайд 27)   

 - Обратите внимание на подзаголовок «быль».

- Как вы его понимаете?

(Быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии).

IV. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.

- Сегодня мы с вами поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль.

 - Послушайте внимательно рассказ, обратите внимание на правильную интонацию произношения.  (Чтение учителя сопровождается музыкальным фоном и показом слайдов 28-35)

- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? (Ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, из-за чего мальчик совершил прыжок?

(Дети высказывают свои предположения. Неоднозначность мнений вызывает необходимость,  углубленно перечитать текст)

  1. Словарная работа. (Слайд 36).

Задор – горячность, азарт.

Аршин – мера длины.

Два аршина – около полутора метров.

Задней рукой – у обезьян четыре руки.

 Пушечное ядро – старинный   орудийный снаряд в виде шара.

 Каюта - отдельное помещение на  судне.

  1. Отработка техники чтения. (Слайды 37-38).

- Прочитайте слова по слогам и целыми словами.

воз-вра-щал-ся

пе-ре-драз-ни-ва-ла

за-бав-ля-ют-ся

за-це-пив-шись

раз-за-до-рил-ся

  Физкультминутка под музыку «Зарядка» (Слайд 39).

3. Комментированное чтение и анализ текста (с выборочным чтением)  (Слайд 40)

- Что значит прочитать выразительно?

- Чтение рассказа до слов «все замерли от страха».

- Какие чувства испытал мальчик с начала этой истории до того, как полез на мачту? Подтвердите ответ словами из текста

- Почему мальчик покраснел? Подтвердите ответ словами из текста. - - Проследим за состоянием мальчика.

- Какие чувства испытывал  он, когда лез на мачту?

- Чтение рассказа до конца.

- Как изменилось состояние мальчика, когда он оказался на перекладине?

- Когда он опомнился? Подтвердите ответ словами из текста. («Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался»)

- Почему капитан, отец мальчика, требует, чтобы он прыгнул в воду, а не приказывает ему просто: «Прыгай»?

- Почему капитан закричал и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен?

- Как вы думаете, кто виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?

- Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?

- Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?

- Каким предстает мальчик в этом рассказе?

- Выберите для его характеристики те слова, которые считаете главными, объясните свой выбор. (Слайд 41 с текстом)

  • смелость
  •  желание испытать себя
  •  мальчишеский задор
  • стремление отстоять свое достоинство
  • упрямство
  •  желание покрасоваться
  •  глупость
  • желание доказать, что он сын капитана.

(Слайд 42 с текстом)

  • стремление отстоять свое достоинство,
  • мальчишеский задор,
  • желание доказать, что он сын капитана.

- Какими качествами обладал капитан?

- Похож ли мальчик на отца-капитана?  

- Во всем ли мальчик похож на своего отца?

- Итак, ребята, скажите, из-за чего мальчик совершил прыжок?

V. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 43)

(методика незаконченного предложения)

- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов …

- Мне захотелось…

- Я задумался…

- Я понял (а)…

- Я почувствовал (а)…

- Я бы поставил (а)…

VI. Домашнее задание: (Слайд  44) пересказ основных событий рассказа от лица главного героя.; задание в РТ  

(При наличии времени):

1. Работа в печатной тетради:   (Слайд  45)

-  Выберите одну из пословиц, предложенных в рабочей тетради, наиболее соответствующую, на ваш взгляд, главной мысли рассказа. Свой выбор необходимо доказать.

2. Найди в тексте эпизоды, которые соответствуют иллюстрациям

 (Слайд  46) 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)». »

Конспект урока чтения на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)».

УМК «Начальная школа ХХI века»

(урок-презентация)

Цели:

  1. Развивать умения давать характеристику литературному герою, анализировать поступки героев, объяснять внутреннее состояние.

  2. Отрабатывать выразительность чтения

  3. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор, развивать воображение.

  4. Воспитывать нравственные представления о героизме, о храбрости; вызвать сопереживания детей к героям рассказа.

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Ход урока

I. Орг. момент. Психологический настрой на работу. (Слайд2)

- Урок я хочу начать с чтения отрывка из стихотворения

В. Радина «Дети и книга».

Книги учат детей

Всем премудростям жизни –

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать.

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

В. В. Радин

- Как вы думаете, так ли это важно уметь читать?

(Ответы детей.)

II. Проверка домашнего задания

  1. Пересказ учащимися рассказа Л.Н.Толстого «Лебеди». (Слайды 3-6)

– Как вы думаете, ребята, может ли быть продолжение рассказа? (Предположения детей).

- А как бы вам хотелось закончить этот рассказ? (Ответы детей)

2. Воспитательный момент об охране природы. (Слайды 7 -8)

Лебеди - грациозные и прекрасные птицы. В настоящее время они стали редкими и занесены в Красную книгу. На них запрещена охота.

В нашем Липецком зоопарке есть эти прекрасные птицы, и даже черные лебеди. Люди создали для них хорошие условия и поэтому они не улетают в теплые края.

- Кто из вас был в зоопарке и видел этих прекрасных птиц?

(Человек должен жить в гармонии с природой, бережно и чутко относиться к ней. В рассказе «Лебеди» Л.Н.Толстой описывает случай из жизни лебедя. Передавая свое отношение к судьбе героя, вызывает у читателя сочувствие к лебедю и желание поддержать его)

III. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
1. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с творчеством великого русского писателя Л.Н.Толстого. (Слайд 9)

- Что вы помните из биографии писателя? (Ответы детей).

2. Дополнительные сведения учителя о писателе.

Граф Лев Николаевич Толстой, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Как вы уже знаете, принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду.

(Слайд 10). Родился в имении Ясная поляна, где прожил почти всю свою жизнь.

(Слайд 11 ). «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,- писал Л.Н. Толстой.

(Слайд 12) В сентябре 1862 года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери московского доктора Софье Андреевне Берс.

За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Софья Андреевна оказалась не только верным и преданным другом, но и незаменимой помощницей во всех делах. По семь раз она переписывала без конца им переделываемые записи.

(Слайд 13) Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу для крестьянских детей, где обучал их грамоте.

(Слайд 14-15) Он написал для детей "Азбуку" и "Новую азбуку, для которых сочинил оригинальные рассказы, сказки и басни.

(Слайд 16) Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком.

В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом.

(Слайд 17) Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.

(Слайд 18) – Любимая скамеечка.

(Слайд 19) - «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней»,- писал Л. Н. Толстой.

Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе.

(Слайд 20) По его просьбе похоронен был в Ясной поляне.

(Слайд 21) Л. Н.Толстой всю свою жизнь посвятил литературе.

(Слайды 22-24) Он работал для детей и с детьми. Написал для них много книг.

Один из рассказов авторы учебника поместили в нашей книге для чтения. В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю.

(Слайд 25) Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами.

Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25 м., т.е. высота 3-5 этажного дома.
На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была маленькой, поэтому плавание продолжалось долго.

И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну (Слайд 26) , веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что неприятных происшествий.

Об одном из них, случившемся давным-давно, поведал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой. (Слайд 27)

- Обратите внимание на подзаголовок «быль».

- Как вы его понимаете?

(Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии).

IV. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.

- Сегодня мы с вами поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль.

- Послушайте внимательно рассказ, обратите внимание на правильную интонацию произношения. (Чтение учителя сопровождается музыкальным фоном и показом слайдов 28-35)

- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? (Ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, из-за чего мальчик совершил прыжок?

(Дети высказывают свои предположения. Неоднозначность мнений вызывает необходимость, углубленно перечитать текст)

  1. Словарная работа. (Слайд 36).

Задор – горячность, азарт.

Аршин – мера длины.

Два аршина – около полутора метров.

Задней рукой – у обезьян четыре руки.

Пушечное ядро – старинный орудийный снаряд в виде шара.

Каюта - отдельное помещение на судне.

  1. Отработка техники чтения. (Слайды 37-38).

- Прочитайте слова по слогам и целыми словами.

воз-вра-щал-ся


пе-ре-драз-ни-ва-ла


за-бав-ля-ют-ся


за-це-пив-шись


раз-за-до-рил-ся


Физкультминутка под музыку «Зарядка» (Слайд 39).

3. Комментированное чтение и анализ текста (с выборочным чтением) (Слайд 40)

- Что значит прочитать выразительно?

  • Чтение рассказа до слов «все замерли от страха».

- Какие чувства испытал мальчик с начала этой истории до того, как полез на мачту? Подтвердите ответ словами из текста

- Почему мальчик покраснел? Подтвердите ответ словами из текста. - - Проследим за состоянием мальчика.

- Какие чувства испытывал он, когда лез на мачту?

  • Чтение рассказа до конца.

- Как изменилось состояние мальчика, когда он оказался на перекладине?

- Когда он опомнился? Подтвердите ответ словами из текста. («Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался»)

- Почему капитан, отец мальчика, требует, чтобы он прыгнул в воду, а не приказывает ему просто: «Прыгай»?

- Почему капитан закричал и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен?

- Как вы думаете, кто виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?

- Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?

- Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?

- Каким предстает мальчик в этом рассказе?

- Выберите для его характеристики те слова, которые считаете главными, объясните свой выбор. (Слайд 41 с текстом)

  • смелость

  • желание испытать себя

  • мальчишеский задор

  • стремление отстоять свое достоинство

  • упрямство

  • желание покрасоваться

  • глупость

  • желание доказать, что он сын капитана.

(Слайд 42 с текстом)

  • стремление отстоять свое достоинство,

  • мальчишеский задор,

  • желание доказать, что он сын капитана.

- Какими качествами обладал капитан?

- Похож ли мальчик на отца-капитана?

- Во всем ли мальчик похож на своего отца?

- Итак, ребята, скажите, из-за чего мальчик совершил прыжок?

V. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 43)

(методика незаконченного предложения)

- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов …

- Мне захотелось…

- Я задумался…

- Я понял (а)…

- Я почувствовал (а)…

- Я бы поставил (а)…

VI. Домашнее задание: (Слайд 44) пересказ основных событий рассказа от лица главного героя.; задание в РТ

(При наличии времени):

1. Работа в печатной тетради: (Слайд 45)

- Выберите одну из пословиц, предложенных в рабочей тетради, наиболее соответствующую, на ваш взгляд, главной мысли рассказа. Свой выбор необходимо доказать.

2. Найди в тексте эпизоды, которые соответствуют иллюстрациям

(Слайд 46)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока чтения на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)».

Автор: Шашкова Татьяна Сергеевна

Дата: 19.10.2014

Номер свидетельства: 120421

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация и конспект урока по теме: " Л.Н. Толстой " Прыжок"" "
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-po-tiemie-l-n-tolstoi-pryzhok"
    ["file_id"] => string(6) "153358"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420995700"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока и презентация Л.Н. Толстой быль "Прыжок" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-l-n-tolstoi-byl-pryzhok"
    ["file_id"] => string(6) "155474"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421275977"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок  литературного чтения Л.Н.Толстой «Прыжок»"
    ["seo_title"] => string(44) "uroklitieraturnoghochtieniialntolstoipryzhok"
    ["file_id"] => string(6) "309608"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458826827"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "план-конспект урока c презентацией по теме "Лягушки и жабы" "
    ["seo_title"] => string(68) "plan-konspiekt-uroka-c-priezientatsiiei-po-tiemie-liaghushki-i-zhaby"
    ["file_id"] => string(6) "222014"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435764342"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства