kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по музыке с элементами исследования

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщающий урок по музыке.  Тема: "  Народные инструменты" 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по музыке с элементами исследования»

учитель музыки первой квалификационной категории Зарецкая НН

Тип  урока: систематизация  знаний с элементами  исследования

Технология: проблемно-исследовательская

Цель  урока- проекта: знакомство  учащихся  с  русскими  народными  инструментами, историей  их  создания.

Задачи.
Развивающие:
-раскрыть  истоки  создания  инструментов;
-способствовать формированию умения самостоятельного получения информации;
-совершенствовать умения проводить исследования.
Воспитательные:
-привить  интерес  к предмету  через  осуществление  поисковой  деятельности,
-воспитать  уважение к  народным  традициям  и  культуре  русского  народа.
Оборудование: , музыкальный  центр.
Заранее учащимся даётся домашнее задание –   провести поиск материалов по теме : « Русские народные инструменты » .

Этапы работы:
1.Поиск и сбор информации о оркестре народных инструментах,: история создания, бытования струнных, духовых и ударных инструментов.
2.Изучить найденную литературу.
3.Привлечь материалы Интернета.
4.Представить итоги  поиска в виде сообщения с презентацией.


1 Организационный момент Музыкальное приветствие- здравствуйте ребята

Здравствуйте учитель.


Проверка готовности учащихся к уроку.

2 Актуализация знаний:

- с каким оркестром познакомились?


Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую – 
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную – 
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет – 
С нами делает,
Что хочет.

О каком оркестре пойдёт сегодня речь?

Почему поэт написал :

То он плачет,
То хохочет – 
С нами делает,
Что хочет.


Как вы думаете почему оркестр называется народным

Спросим музыкальный словарь:

- Потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые  люди.


3.Сегодня у нас урок непростой, к этому уроку вы готовились, каждый из вас принимал участие в сборе информации. Пора подвести итоги, что же вы узнали о народном оркестре и музыкальных инструментах.


Я предлагаю весь материал собрать в сборник который так и будет называться :

« Оркестр народных инструментов».

Итак? первая страница-

Она называется Великорусский оркестр

Слайд№1

Ученик

Первый оркестр русских народных инструментов возник в девятнадцатом веке.

Основоположником и организатором первого оркестра был Василий Васильевич Андреев.

В.В. Андреев родился в г. Бежетске Тверской губернии. В 1861 году. К 14 годам он уже умел играть на многих народных музыкальных инструментах, знал все народные песни, которые пели в округе, лихо отплясывал « русскую».Брал уроки игры на скрипке.


Ученик

Слайд2

С большим увлечением изучал историю русской музыки.

Андреев заведовал преподаванием народной музыки в военных учебных заведениях. Он создаёт множество полковых оркестров.

Эта работа позволила осуществить мечту В.Андреева.

Обученные солдаты , возвращаясь домой в деревню, становились носителями музыкальной культуры среди крестьян.

В. Андреев проделал трудную работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Умер В.В. Андреев в 1918г


Слушаем музыку : «вариации на русскую тему»


Музыкальный словарь


Вбегают скоморохи


Здравствуй, честной народ!

Я- скоморох Прошка.

А я, Федул скоморошка!

Мы хотим вам рассказать одну историю


Жил, был царь Алексей Михайлович очень он боялся бояр.

Невзлюбил Алексей Михайлович скоморохов и народные гулянья. В древности  оркестров не было. Ходили по городам и селам веселые балагуры и музыканты и веселили всех и на княжеском пиру и на деревенской свадьбе. Пели, кувыркались, сценки разыгрывали, играли на народных инструментах,  устраивали веселые представления.

Часто во время своих выступлений мы высмеивали бояр, а иногда и самого царя.


Не нравились Алексею Михайловичу наши выступления Вот царь и объявил гонения на скоморохов, а затем издал приказ уничтожить все музыкальные инструменты. Пять возов доверху нагрузили домрами и сурнами , бубнами и прочими инструментами. Свезли их за Москву – реку и сожгли. Но никакие указы не действовали. Музыкальные инструменты можно было услышать то тут то там, веселился народ не представлял он жизни без песен и плясок.


Учитель

Спасибо вам за ваш рассказ вторую страницу нашей книги мы назовём « Быть тишине!»


Русские народные инструменты в оркестре делятся на группы

Слайд3


струнные : домра, гусли, балалайка

пневматические :язычковые баян, гармошка

духовые: рожки, жалейка, свирель, кувиклы, варган.

Ударные: ложки, бубен, трещотки.


Открываем следующую страницу.

Слайд4


А  Садко  на  них  играл
И  душевно  напевал,
Перебрал  он  много  струн,
Вышел  из  моря  Нептун.


- О  каком  музыкальном  инструменте  идёт  речь ?


Это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке?

Ученик
-. Гусляры - сказители ходили по Руси и под звучание гуслей рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях.  Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором. Гусли — инструмент, представляющий собой плоский полый ящик с натянутыми над ним струнами. Верхняя дека гуслей выделывалась обычно из явора ( белого клена), отсюда выражение «яворчаты » или «яровчаты».
Самые древние гусли – звончатые.



Музыкальный словарь

Слушание : « русские наигрыши »

Следующая страница нам расскаже ….как её назовём подскажет загадка:

Звучит музыка. две девочки поют частушки:



Балалаечка гудит,
Жалко милого будить...
Балалаечка — гудок
Разорила весь домок...

Как на эту балалаечку
Навешаю цветов,
Чтобы эта балалаечка
Играла про любовь.

Учитель всё понятно наша следующая страничка посвящена балалайке.

Ученик

Она 3х струнная с треугольным корпусом, Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться»
Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

В деревнях и сёлах балалайки делали народные музыканты – самоучки.

Ученик

Балалайка почитается одним из древнейших музыкальных инструментов, что свидетельствует и арабский историк Ибн-Фацлан, посетивший, в качестве посла, в 921 г. волжскую Болгарию и видевший как заезжие “руссы” хоронили своего князя. По языческому обычаю в могилу покойнику, между прочим, положили: “крепкий напиток, плоды и музыкальный инструмент “балалайку”, чтобы, по языческому верованию в загробную жизнь, он мог и на том свете услаждать себя игрой на любимом при жизни инструменте.

В.В.Андреев создаёт целую семью разных балалаек: в оркестре группа балалаек занимает одно из первых мест, мы слышим разные тембры балалайки - примы, альт. баса, контрабаса .

Слушаем : « Барыня»


В руки ты её возьмешь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая. Нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь.
Как зовут её... (гармонь).

Ученик

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

Ученик

Почему «клавишный»? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует . По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент – «пневматический», в нем работает невидимка-воздух.

Что хочет добавит музыкальный словарь?

Тульские гармошки были с одним рядом кнопок на правой и левой руке

Саратовские имеют в конструкции колокольчики. 

Вятские мастера добавили ряд кнопок.

Все перечисленные инструменты назывались тальянками


Баян существует на Руси с 1907года. Родом этот инструмент из старинного русского города Тулы, славного всяческими ремеслами. Вышел из многочисленной семьи Гармошек. А сотворил его гармошечных дел мастер Петр Стерлигов Назвали инструмент в честь русского сказителя и певца Бояна. Да таким ловким, звучным получился инструмент, что пошел гулять по всей России. А потом и за границей его узнали, и везде он русской мелодией сердца покорял. Может играть любую музыку, самую сложную. Со знаменитым Роялем и с могучим Органом состязаться.

Слушание : «вариации»


Дадим слово музыкальному словарю

Имя былинного певца иногда пишется через «о» - Боян,

название инструмента всегда пишется через «а» - Баян.)



А теперь давайте все прочитаем, что написано на этой странице:


Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь.

Значит сейчас у нас физминутка. Мы попляшем.


Путешествовать по страницам нашего сборника мы продолжаем, послушайте, кто там так жалобно плачет?


Ученица

Я я заблудилась и совсем не знаю кто я такая, я совсем одинока.

Ученик

Не плачь совсем ты не одинока в каждой стране, где бы ты ни оказалась со своим музыкантом, - у тебя есть родственники, очень близкие инструменты: 
Лира - в Греции
Гитара - В Испании
Мандолина - в Италии
Банджо - в Америке

А зовут тебя – Домра


Домра - инструмент важнейший 
Красивый, с голосом нежнейшим. 
Когда ты струн рукой коснешься 
В старинный мир перенесешься! 
В ней чуткость, радость, доброта 
И всех созвучий красота! 
То загрустит, то засмеется! 
Вся прелесть звуков ей дана.


«Предки» домры были известны ещё в 4 веке до нашей эры. Это струнно - щипковый инструмент. Существует несколько разновидностей русской домры. Звук у неё звонкий, певучий.. Музыкант играет на домре положив ногу на ногу, а звук извлекает с помощью специальной пластинки из панциря черепахи или кусочки пластмассы. Эта пластинка служит «продолжением» указательного пальца и называется медиатором. Домра ведущий инструмент в оркестре народных инструментов.


Слушаем: « Светит месяц»



Вед. Спасибо ребята ,посмотрите мы перевернули последний лист нашей книги. Благодаря вам мы можем показать наш сборник другим ребятам. На последнем листе нашего сборника напишите свои впечатления об уроке. Спасибо за урок.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект открытого урока по музыке с элементами исследования

Автор: Зарецкая Надежда Николаевна

Дата: 23.04.2017

Номер свидетельства: 411111

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока "Искусство танца" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-iskusstvo-tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "183706"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425916152"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "методическая разработка урока по познанию мира "Времена года" "
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-poznaniiu-mira-vriemiena-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "110766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406566584"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "В царстве грибов-открытый урок."
    ["seo_title"] => string(29) "vtsarstvieghribovotkrytyiurok"
    ["file_id"] => string(6) "293426"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455470456"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Разработка урока словесности на тему "Исцеление души..." "
    ["seo_title"] => string(58) "razrabotka-uroka-sloviesnosti-na-tiemu-istsielieniie-dushi"
    ["file_id"] => string(6) "126578"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415198033"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства