kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Всю жизнь мою несу Родину в душе..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 5 классе

(из раздела «Музыка и литература»)

Тип урока: Сообщение и усвоение новых знаний.

По Форме: традиционный.

Задачи: знакомство с фрагментами симфонии- действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочинённой под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному, музыкально-поэтическому языку народной музыке. Осознать значение колокольного звона в жизни человека.

Развивать музыкальное восприятие, интонационно-стилевые представления, вокально-хоровые навыки.

Воспитывать музыкальную культуру учащихся, любовь к своей Родине, уважение к людям.

Музыкальный репертуар: Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»:

«Весело на душе», «Молитва».

Песни: «Три цвета»,муз.Романа Гуцалюк, слова Инны Соловьёвой.

«Родина моя»,музыка и слова Юрия Верижникова; «Мир вам, люди!», м. Савельева.

Программное обеспечение: учебник «Музыка» 5 кл. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; рабочая тетрадь тех же авторов; фонограммы.

Оборудование: Компьютер, магнитофон, диски.

Ход урока

1.Организационный момент.

Музыка и литература-два совершенно разных вида искусства, по-разному

раскрывающих ту или иную тему, по- разному изображающих мир: музыка- звуком, литература-словом. Но если музыка и литература соединяются. Дорогие ребята! К сегодняшнему уроку вы получили домашнее задание.

1 вариант — нарисовать рисунки;

2 вариант- подобрать стихи к теме урока. Худобина Анастасия получила индивидуальное задание: разучить песню «Ромашка». Мы её сейчас послушаем. Она будет эпиграфом к нашему уроку.

Вот вы прослушали песню, нарисовали рисунки и подготовили стихотворения.

Целеполагание.

  1. Вступительное слово учителя:

Музыка и литература — два совершенно разных вида искусства, по- разному раскрывающих ту или иную тему, по-разному изображающих мир: музыка — звука, литература — словом.

Но, если музыка и литература соединяются, дополняя друг друга, то возникает удивительно красивый жанр. Что это за жанр? Основу какого жанра составляет единство этих двух видов искусства — музыки и литературы?

Ответ: жанр вокальной музыки.

Какие произведения относятся к вокальной музыке?

Ответы:

1.Песня-небольшая по объёму пьеса для пения).

2.Романс-камерное вокальное произведение для голоса с инструментом.

3.Кантата-вокально-инструментальное произведение с участием одного или нескольких солистов, хора, оркестра.

4.Опера-музыкально-театральное представление, содержание которого выражено в пении.

В основе оперы всегда лежит литературное произведение-былина, сказка, пьеса и т.д.

5.Оперетта-музыкальная комедия, в которой действующие лица не только поют, но и танцуют, разговаривают

II. Изучение нового материала.

Сегодня познакомимся с новым произведением вокального жанра. Это-

симфония-действо «Перезвоны» Валерия Александровича Гаврилина.

(Портрет)

«Перезвоны»-произведение для солистов, хора и ударных инструментов.

Само произведение разберём чуть позже, а сейчас послушаем сообщения о жизни и творчестве композитора Гаврилина(1939-1999)

(Сообщения учащихся)

1. Валерий Александрович Гаврилин родился в семье учителей на Вологодчине. Отец его погиб на фронте (1942г.). Мать была репрессирована и выслана далеко за пределы города.

Мальчик воспитывался в детском доме и страшно скучал по матери, каждый день писал ей трогательные письма.

Практически был лишён детства. Спасением стала музыка, с которой познакомился в детском доме, где впервые сел за фортепиано в одиннадцать лет.

2. С первых же занятий музыкой Валерий поразил учительницу не детской пытливостью и заинтересованностью музыкой, особенно,

возможностями симфонического оркестра.

Учительница просит письменного разрешения у матери Валерия отдать мальчика в специализированную школу при Петербургской консерватории.

3. Современники вспоминали: « самое поразительное в Валерии Александровиче было то, что он совсем не был похож на композитора.

Небольшого роста, очень худенький и с очень внимательными и с очень добрыми карими глазами, красивым голосом»

4. Любимым жанром композитора стала песня. «Судьба песни наиболее схожа с жизнью и судьбой человека».

Учитель:

Хочу добавить к сказанному, что композитор очень увлекался творчеством своего современника-писателя, актёра и режиссёра Василия Макаровича Шукшина. (Портрет). К сожалению, с его произведениями вы ещё не знакомились и будете изучать в старших классах, но открою вам секрет, что всё творчество писателя пронизано любовью к своей Родине, своему родному краю, своей малой Родине и людям.

В рассказе Шукшина «Слово о малой Родине» есть такие слова:

Работа с учебником (с.30), чтение отрывка

Вопросы учителя:

О чём говорится в рассказе?

Какие чувства возникают после прочитанного?

(Ответы)

Так вот, рассказы В. Шукшина произвели такое впечатление на композитора, что тот пишет вокальное произведение — симфонию-действо «Перезвоны»,

находя высокую поэзию в любых мотивах окружающей жизни, в том числе и в самых, казалось бы, обыденных.

«Не всё ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на земле.» (Бунин)

Это высказывание можно отнести и к произведениям В.Шукшина, и к музыке В.Гаврилина, образы которых воссоздают истинный образ Родины -

России.

Итак, симфония-действо «Перезвоны» В.А. Гаврилина.

Состоит из нескольких номеров, объединённых единым замыслом -

история человеческой души, духовное возрастание человека.

Один из номеров мы и послушаем сейчас. Называется номер «Весело на душе». Слушание.

Вопросы:

Каков характер музыки?

Что необычного в этом номере?

(Ответы учащихся.)

«Весело на душе»- противоречие между название и словами, которые поются. Внутреннее напряжение, заключённое в музыке и её мелодии, звучащей на одной высоте. Барабанный бой во вступлении-напряжение и тревога.

Ещё один из номеров, который мы послушаем, это «Молитва»

Слушание.

Вопросы:

О чём рассказал вам этот номер симфонии-действо?

(Ответы)

В наше тревожное время произведения в жанре молитвы напоминает о Вечности, о смысле жизни, о душе и совести человека, грехе и раскаянии,

О любви к Родине, своей стране, людям.

Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают характер этой части?

(Ответы.)

«Молитва» строится на речитативе, фоном для которого служит звучание хора без слов (вокализ) и звуки колокола-сдержанность чувств.

Состояние души молящегося человека: сосредоточенность мысли, эмоциональная уравновешенность, искренность высказываний. Голос-бас.

Работа с учебником (с.32-33)

Предложить рассмотреть иллюстрации.

Найти картины, созвучные настроению и характеру фрагментов из симфонии-действо «Перезвоны».

Какие средства выразительности роднят музыку и живописные полотна?

(Ответы)

Физминутка

В.А.Гаврилин назвал своё произведение «Перезвоны».

Как вы понимаете слово «перезвоны»?

(ответы)

Виды церковного звона? (Ответы)

Благовест-звон в один большой колокол перед началом службы, при котором ударяют в оба края колокола.

Праздничный- во все колокола без большого или с большим (великий)

Будничный-в будние дни и использованием малых колоколов.

Малиновый-звон в отборные колокола, звук глубокий, ровный и мягкий.

Набат.

Учитель:

перезвон-вид церковного звона, поочерёдно перебираются все колокола друг за другом — символ печали.

Почему В.А.Гаврилин назвал своё произведение «Перезвонами»?

(Ответы)

Колокола, куранты, набаты, колокольчики-это звучащие быт и бытие, показ празднично-буднично-трагической народной жизни. У каждого своя судьба, свой голос, свой звон.

Один слышен далеко, другой гаснет, не успев родиться.

Есть судьбы, голос-колокол которых останется навечно в истории страны, народа.

Какие же вопросы поднимает симфония-действо «Перезвоны»?

(Ответы)

? о сохранении души ;

? о любви к Родине, матери, своей стране, людям.

? изображаются картины народной жизни, как символ колокольного звона, откликающегося на важные события;

? «Перезвоны» звучат как набат, взывающий к совести, к памяти, к человечности, береги в себе духовное, твори добро, возлюби красоту.

Учитель:

Я думаю, вы согласитесь со мной, что Родина, Душа и Совесть-главные источники красоты, правды и добра, три главные нити, связывающие человека с народом, со своей страной.

III. Работа над песней.

«Три цвета»,муз.Романа Гуцалюк, слова Инны Соловьёвой.

«Родина моя»,музыка и слова Юрия Верижникова; «Мир вам, люди!».

IV. Итог. Обобщение

Сегодня мы еще раз убедились в том, что музыка и литература по- разному изображают мир,музыка-звуком, литература-словом. Но когда происходит взаимопроникновение этих видов искусства, то дополняется, обогащается и усиливается наше восприятие.

Итак, с каким музыкальным произведением мы сегодня познакомились?

Кто композитор?

( В.А.Гаврилин)

Творчеством какого писателя увлекался В.А.Гаврилин?

(В. М. Шукшин)

Что их объединяло?

О чём их произведения?

Чему они учат?

V.Рефлексия: (карточки с изображением «злюки» и доброго лица).

Выбрать ту, которая соответствует вашему отклику на изученную тему.

VI. Домашнее задание.

Выполнить задание в творческой тетради на разворотах «Война колоколов» и

«И несётся над землёю колокольный звон».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Всю жизнь мою несу Родину в душе..." »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Всю жизнь мою несу Родину в душе..."

Автор: Смоляная Ирина Васильевна

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 246640

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока музыки: "Всю жизнь мою несу Родину в душе". "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-muzyki-vsiu-zhizn-moiu-niesu-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "165175"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422781957"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока на тему: "Всю жизнь несу я Родину в душе". "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vsiu-zhizn-niesu-ia-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "112517"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408713316"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему: "Несу я Родину в душе". "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-na-tiemu-niesu-ia-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "112520"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408714254"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Внеклассное мероприятие "1 сентября - день знаний" "
    ["seo_title"] => string(54) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-1-sientiabria-dien-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "152116"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420807738"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства