Урок музыки в 5 классе
(из раздела «Музыка и литература»)
Тип урока: Сообщение и усвоение новых знаний.
По Форме: традиционный.
Задачи: знакомство с фрагментами симфонии- действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочинённой под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному, музыкально-поэтическому языку народной музыке. Осознать значение колокольного звона в жизни человека.
Развивать музыкальное восприятие, интонационно-стилевые представления, вокально-хоровые навыки.
Воспитывать музыкальную культуру учащихся, любовь к своей Родине, уважение к людям.
Музыкальный репертуар: Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»:
«Весело на душе», «Молитва».
Песни: «Три цвета»,муз.Романа Гуцалюк, слова Инны Соловьёвой.
«Родина моя»,музыка и слова Юрия Верижникова; «Мир вам, люди!», м. Савельева.
Программное обеспечение: учебник «Музыка» 5 кл. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; рабочая тетрадь тех же авторов; фонограммы.
Оборудование: Компьютер, магнитофон, диски.
Ход урока
1.Организационный момент.
Музыка и литература-два совершенно разных вида искусства, по-разному
раскрывающих ту или иную тему, по- разному изображающих мир: музыка- звуком, литература-словом. Но если музыка и литература соединяются. Дорогие ребята! К сегодняшнему уроку вы получили домашнее задание.
1 вариант — нарисовать рисунки;
2 вариант- подобрать стихи к теме урока. Худобина Анастасия получила индивидуальное задание: разучить песню «Ромашка». Мы её сейчас послушаем. Она будет эпиграфом к нашему уроку.
Вот вы прослушали песню, нарисовали рисунки и подготовили стихотворения.
Целеполагание.
-
Вступительное слово учителя:
Музыка и литература — два совершенно разных вида искусства, по- разному раскрывающих ту или иную тему, по-разному изображающих мир: музыка — звука, литература — словом.
Но, если музыка и литература соединяются, дополняя друг друга, то возникает удивительно красивый жанр. Что это за жанр? Основу какого жанра составляет единство этих двух видов искусства — музыки и литературы?
Ответ: жанр вокальной музыки.
Какие произведения относятся к вокальной музыке?
Ответы:
1.Песня-небольшая по объёму пьеса для пения).
2.Романс-камерное вокальное произведение для голоса с инструментом.
3.Кантата-вокально-инструментальное произведение с участием одного или нескольких солистов, хора, оркестра.
4.Опера-музыкально-театральное представление, содержание которого выражено в пении.
В основе оперы всегда лежит литературное произведение-былина, сказка, пьеса и т.д.
5.Оперетта-музыкальная комедия, в которой действующие лица не только поют, но и танцуют, разговаривают
II. Изучение нового материала.
Сегодня познакомимся с новым произведением вокального жанра. Это-
симфония-действо «Перезвоны» Валерия Александровича Гаврилина.
(Портрет)
«Перезвоны»-произведение для солистов, хора и ударных инструментов.
Само произведение разберём чуть позже, а сейчас послушаем сообщения о жизни и творчестве композитора Гаврилина(1939-1999)
(Сообщения учащихся)
1. Валерий Александрович Гаврилин родился в семье учителей на Вологодчине. Отец его погиб на фронте (1942г.). Мать была репрессирована и выслана далеко за пределы города.
Мальчик воспитывался в детском доме и страшно скучал по матери, каждый день писал ей трогательные письма.
Практически был лишён детства. Спасением стала музыка, с которой познакомился в детском доме, где впервые сел за фортепиано в одиннадцать лет.
2. С первых же занятий музыкой Валерий поразил учительницу не детской пытливостью и заинтересованностью музыкой, особенно,
возможностями симфонического оркестра.
Учительница просит письменного разрешения у матери Валерия отдать мальчика в специализированную школу при Петербургской консерватории.
3. Современники вспоминали: « самое поразительное в Валерии Александровиче было то, что он совсем не был похож на композитора.
Небольшого роста, очень худенький и с очень внимательными и с очень добрыми карими глазами, красивым голосом»
4. Любимым жанром композитора стала песня. «Судьба песни наиболее схожа с жизнью и судьбой человека».
Учитель:
Хочу добавить к сказанному, что композитор очень увлекался творчеством своего современника-писателя, актёра и режиссёра Василия Макаровича Шукшина. (Портрет). К сожалению, с его произведениями вы ещё не знакомились и будете изучать в старших классах, но открою вам секрет, что всё творчество писателя пронизано любовью к своей Родине, своему родному краю, своей малой Родине и людям.
В рассказе Шукшина «Слово о малой Родине» есть такие слова:
Работа с учебником (с.30), чтение отрывка
Вопросы учителя:
О чём говорится в рассказе?
Какие чувства возникают после прочитанного?
(Ответы)
Так вот, рассказы В. Шукшина произвели такое впечатление на композитора, что тот пишет вокальное произведение — симфонию-действо «Перезвоны»,
находя высокую поэзию в любых мотивах окружающей жизни, в том числе и в самых, казалось бы, обыденных.
«Не всё ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на земле.» (Бунин)
Это высказывание можно отнести и к произведениям В.Шукшина, и к музыке В.Гаврилина, образы которых воссоздают истинный образ Родины -
России.
Итак, симфония-действо «Перезвоны» В.А. Гаврилина.
Состоит из нескольких номеров, объединённых единым замыслом -
история человеческой души, духовное возрастание человека.
Один из номеров мы и послушаем сейчас. Называется номер «Весело на душе». Слушание.
Вопросы:
Каков характер музыки?
Что необычного в этом номере?
(Ответы учащихся.)
«Весело на душе»- противоречие между название и словами, которые поются. Внутреннее напряжение, заключённое в музыке и её мелодии, звучащей на одной высоте. Барабанный бой во вступлении-напряжение и тревога.
Ещё один из номеров, который мы послушаем, это «Молитва»
Слушание.
Вопросы:
О чём рассказал вам этот номер симфонии-действо?
(Ответы)
В наше тревожное время произведения в жанре молитвы напоминает о Вечности, о смысле жизни, о душе и совести человека, грехе и раскаянии,
О любви к Родине, своей стране, людям.
Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают характер этой части?
(Ответы.)
«Молитва» строится на речитативе, фоном для которого служит звучание хора без слов (вокализ) и звуки колокола-сдержанность чувств.
Состояние души молящегося человека: сосредоточенность мысли, эмоциональная уравновешенность, искренность высказываний. Голос-бас.
Работа с учебником (с.32-33)
Предложить рассмотреть иллюстрации.
Найти картины, созвучные настроению и характеру фрагментов из симфонии-действо «Перезвоны».
Какие средства выразительности роднят музыку и живописные полотна?
(Ответы)
Физминутка
В.А.Гаврилин назвал своё произведение «Перезвоны».
Как вы понимаете слово «перезвоны»?
(ответы)
Виды церковного звона? (Ответы)
Благовест-звон в один большой колокол перед началом службы, при котором ударяют в оба края колокола.
Праздничный- во все колокола без большого или с большим (великий)
Будничный-в будние дни и использованием малых колоколов.
Малиновый-звон в отборные колокола, звук глубокий, ровный и мягкий.
Набат.
Учитель:
перезвон-вид церковного звона, поочерёдно перебираются все колокола друг за другом — символ печали.
Почему В.А.Гаврилин назвал своё произведение «Перезвонами»?
(Ответы)
Колокола, куранты, набаты, колокольчики-это звучащие быт и бытие, показ празднично-буднично-трагической народной жизни. У каждого своя судьба, свой голос, свой звон.
Один слышен далеко, другой гаснет, не успев родиться.
Есть судьбы, голос-колокол которых останется навечно в истории страны, народа.
Какие же вопросы поднимает симфония-действо «Перезвоны»?
(Ответы)
? о сохранении души ;
? о любви к Родине, матери, своей стране, людям.
? изображаются картины народной жизни, как символ колокольного звона, откликающегося на важные события;
? «Перезвоны» звучат как набат, взывающий к совести, к памяти, к человечности, береги в себе духовное, твори добро, возлюби красоту.
Учитель:
Я думаю, вы согласитесь со мной, что Родина, Душа и Совесть-главные источники красоты, правды и добра, три главные нити, связывающие человека с народом, со своей страной.
III. Работа над песней.
«Три цвета»,муз.Романа Гуцалюк, слова Инны Соловьёвой.
«Родина моя»,музыка и слова Юрия Верижникова; «Мир вам, люди!».
IV. Итог. Обобщение
Сегодня мы еще раз убедились в том, что музыка и литература по- разному изображают мир,музыка-звуком, литература-словом. Но когда происходит взаимопроникновение этих видов искусства, то дополняется, обогащается и усиливается наше восприятие.
Итак, с каким музыкальным произведением мы сегодня познакомились?
Кто композитор?
( В.А.Гаврилин)
Творчеством какого писателя увлекался В.А.Гаврилин?
(В. М. Шукшин)
Что их объединяло?
О чём их произведения?
Чему они учат?
V.Рефлексия: (карточки с изображением «злюки» и доброго лица).
Выбрать ту, которая соответствует вашему отклику на изученную тему.
VI. Домашнее задание.
Выполнить задание в творческой тетради на разворотах «Война колоколов» и
«И несётся над землёю колокольный звон».