kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: "ЖАНРЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Жанры русских народных песен

Цели урока: На основе интеграции музыкальных, исторических знаний обобщить знания по  фольклорному  творчеству славян.

Задачи:

Развивающие: Развивать умение применять уже полученные знания по музыке и истории, краеведению при обобщении  материала,  умение самостоятельно работать с источниками знаний, развивать умение сравнивать, наблюдать; делать выводы, музыкально-исполнительную культуру.

Воспитательные: воспитывать чувства сотрудничества, сотворчества, уважительного отношения к прошлому своей Родины, художественно-эстетический вкус, интерес к народной музыке.

Образовательные: расширить знания о культуре и искусстве своего народа, музыкально-художественных традициях и исполнителях, дать представление о русской народной песне и её разновидностях: календарной, обрядовой, воинской(рекрутской),плясовой(хороводной, свадебной, бытовой и т.д.

Тип урока:  урок обобщения материала.

Методы обучения:

По источникам знаний: словесные (работа с дополнительной литературой);

По характеру познавательной деятельности: частично - поисковый, информационно-творческий, практический.

Форма обучения: коллективная - работа в группах.

Планируемые результаты.

Предметные: уметь давать характеристику разновидностям музыкальных произведений, характерных для  Руси

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению;  применять уже полученные знания,  уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь сравнивать; наблюдать; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: уметь  сотрудничать; понимать  и осознавать важность  темы. 

Средства обучения:

  1. Презентация урока, инструкционные карточки для работы групп.
  2. Компьютер и мультимедийный проектор.
  3. Музыкальные инструменты (шумовые)?

Основная задача этапа

Подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения.

Содержание этап

-  приветствие учащихся;

- определение отсутствующих;

-определение внешней готовности учеников к работе;

-эмоциональный настрой на работу.

- Я рада видеть вас.

Учащиеся приветствуют учителя; сообщают об отсутствующих; демонстрируют готовность к уроку.

Название этапа урока

  1. Этап подготовки учащихся к сознательному обобщению материала

Основная задача этапа

Обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценность отношений).

Содержание этапа

- Что объединяет данные понятия: пословица, поговорка,  потешка, сказка, песня?

- Что такое фольклор? (как сказать по -другому)

- Откуда берут начало произведения устного народного творчества?

- Определите, какой из жанров фольклора будет главным на уроке? (Звучит музыкальное произведение «Барыня» (со звучанием бересты)

Инструктаж урока.

- Сегодня нам предстоит работа в  группах. Каждая группа  будет выполнять индивидуальное задание (теоретического и практического характера), а затем представлять  информацию для всего класса. В конце урока каждому предстоит ответить на главный вопрос урока, который вы самостоятельно оцените.Общая оценка за урок будет складываться из умения добывать информацию, исполнять музыкальные произведения.

1. Расшифруйте жанры русских народныхпесен, расставив правильно слоги и буквы в слове;(ри-ли-ская-че, ро-хо-вод-ная,туш-ка-час, да-сол-тс-кая, пля-вая-со)

2. Определите   характер звучания  песни: веселый, звонкий,   задорный, озорной, протяжный, напевный, спокойный, задушевный, плясовой, радостный, энергичный, бодрый, маршевый,  торжественный;

3. Расскажите об особенностях жанра вашей песни

  1. Этап обобщения  учебного  материала 

Основная задача этапа

Создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного  содержания предметного и метапредметного характера, добиться  осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность.

Содержание этапа

- В какой музыкальной деятельности могли проявить себя древние славяне? ( вокальной и инструментальной)

- Что подразумевает вокальная деятельность?

  Работа в группах

- Ваша задача расшифровать жанры русских народных песен, рассказать об их особенностях и исполнить в соответствии с характером:

-  1 группа: хороводная, (расшифровывают состав слова: хор и водить, способ исполнения: по кругу, стенка на стенку, змейкой)

 исполнение "В хороводе были мы"

-  2 группа: лирическая. Исполнение "Тонкая рябина"

- 3 группа: солдатская (воинская, рекрутская). Исполнение "Соддатушки, бравы ребятушки"

- 4 группа: частушка

- 5 группа: плясовая. Исполнение "Ах вы сени мои сени"

- Рассмотрите репродукцию картины  И. Репина «Бурлаки на Волге»,  какой жанр русской народной песни она символизирует? (трудовую)

- Прослушайте трудовую песню «Эй, ухнем!», в чём её особенности. Исполнение "Дубинушка"

Фронтально выполняют задание. Анализируют, обобщают, составляют схему

Организуют учебное сотрудничество в группе; распределяют работу; ставят цели, задачи.

Учащиеся, выполнив задания, рассказывают всему классу о результатах своей работы, исполняют музыкальные произведения.

Развивают мышление, внимание; контролируют результат своей деятельности.

Т,О. - Перечислите жанры народной   вокальной музыки.

- Что относится к инструментальной музыке? 

-Назовите группы инстументов народного оркестра (струнно-щипковые инструменты, духовые, ударные). Перечислите название инстркментов каждой группы 

- Какая группа народных инструментов находится у вас на столах? (ложки, трещётки, бубенцы, и т.д.) Исполнение на инструментах  "Барыня"

Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)

Основная задача этапа

 Актуализировать знания учащихся. Оценить общий уровень учебных достижений.

Сегодня была  плодотворная работа. Мы попытались приоткрыть странички обыденной жизни наших предков и  проследить историю возникновения музыки в Древней Руси.

Удалось ли нам выделить особенности народной  музыки?

Сейчас подведем итоги.

Выставляются итоговые оценки за урок.

А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения:

Сегодня я узнал…………….

Я удивился……………….

Я хотел бы……………….

Большое спасибо я вам  всем говорю.

Мы цели достигли. Благодарю!

Урок окончен, всем спасибо!

УУД:

предметные

Учащиеся включаются в беседу с учителем.

Делают свои комментарии по работе своей группы и других групп.

УУД:

регулятивные;

коммуникативные

В ходе беседы связываются результаты урока с его целью. Отмечается то, что хорошо получилось и на что надо обратить внимание; работу групп в целом и степень вовлеченности каждого.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: "ЖАНРЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН" »

МБОУ СОШ № 4 НГО, Колташова Светлана Николаевна, учитель начальных классов, Половинкина Елена Валериевна, учитель музыки



Тема урока: Музыка в Древней Руси

Цели урока: На основе интеграции музыкальных, исторических знаний изучить особенности фольклорного творчества древних славян.

Задачи:

Развивающие: Развивать умение применять уже полученные знания по музыке и истории, краеведению при изучении нового материала, умение самостоятельно работать с источниками знаний, развивать умение сравнивать, наблюдать; делать выводы, музыкально-исполнительную культуру.

Воспитательные: воспитывать чувства сотрудничества, сотворчества, уважительного отношения к прошлому своей Родины, художественно-эстетический вкус, интерес к народной музыке.

Образовательные: расширить знания о культуре и искусстве своего народа, музыкально-художественных традициях и исполнителях, дать представление о русской народной песне и её разновидностях: календарной, обрядовой, воинской(рекрутской),плясовой(хороводной, свадебной, бытовой и т.д.



Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения:

По источникам знаний: словесные (работа с дополнительной литературой);

По характеру познавательной деятельности: частично - поисковый, информационно-творческий, практический.

Форма обучения: коллективная - работа в группах.

Планируемые результаты.

Предметные: уметь давать характеристику разновидностям музыкальных произведений, характерных для Древней Руси

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; применять уже полученные знания при изучении нового материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь сравнивать; наблюдать; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: уметь сотрудничать; понимать и осознавать важность изучаемой темы.

Средства обучения:

  1. УМК «Окружающий мир 4 класс. Начальная школа 21века» (учебник)

  2. Презентация урока, инструкционные карточки для работы групп.

  3. Компьютер и мультимедийный проектор.

  4. Музыкальные инструменты (шумовые)

Название этапа урока

  1. Организационно-мотивационный этап

Основная задача этапа

Подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

- приветствие учащихся;

- определение отсутствующих;

-определение внешней готовности учеников к работе;

-эмоциональный настрой на работу.

- Я рада видеть вас.

Наш урок начнем с мозгового штурма, готовы!




Учащиеся приветствуют учителя; сообщают об отсутствующих; демонстрируют готовность к уроку.


УУД:

самоопределение; нравственный выбор.





Название этапа урока

  1. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала

Основная задача этапа

Обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценность отношений).

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

- Что объединяет данные понятия: пословица, поговорка, потешка, сказка, песня?

- Что такое фольклор? (как сказать по -другому)

- Откуда берут начало произведения устного народного творчества?

- Определите, какой из жанров фольклора будет главным на уроке?

- тема урока «Музыка в Древней Руси», и не случайно сегодня наш урок проходит в кабинете музыки.

- на какой вопрос вы хотите дать ответ сегодня на уроке

-Так давайте же приоткроем странички истории наших предков, выясним особенности музыки в Древней Руси.

- Что для этого нужно сделать?

Отвечают на вопрос








Слушают музыкальное произведение

Вступают в диалог с учителем - дают ответы на поставленные вопросы.






Учащиеся высказывают свои предположения в качестве вывода; аргументируют свои мысли; совместно формулируют тему урока и задачи.

Предлагают план решения проблемы



УУД:

коммуникативные;

познавательные


Учащиеся слушают информацию; осмысливают.


УУД:

самоопределение; нравственный выбор.



Самооценка деятельности













фольклор



устное народное творчество

Древняя Русь



Звучит музыкальное произведение «Барыня» (со звучанием бересты)

Музыка Древней Руси















Инструктаж урока.

- Сегодня нам предстоит работа в группах. Каждая группа будет выполнять индивидуальное задание (теоретического и практического характера), а затем представлять информацию для всего класса. В конце урока каждому предстоит ответить на главный вопрос урока, который вы самостоятельно оцените.

Общая оценка за урок будет складываться из умения добывать информацию, исполнять музыкальные произведения, оформлять полученную информацию в тетради.



Учащиеся изучают информацию, которая дана на слайде.


УУД:

предметные




Учащиеся слушают информацию; осмысливают; запоминают.

УУД:

самоопределение; самоактуализация


Название этапа урока

  1. Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний, формирование умений)

Основная задача этапа

Создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

- в какой музыкальной деятельности могли проявить себя древние славяне?

- Что подразумевает вокальная деятельность?

Работа в группах

- Ваша задача расшифровать жанры русских народных песен, рассказать об их особенностях и исполнить в соответствии с характером:

- 1 группа: хороводная

- 2 группа: лирическая

- 3 группа: солдатская (воинская, рекрутская)

- 4 группа: частушка

- 5 группа: плясовая

- Рассмотрите репродукцию картины И. Репина «Бурлаки на Волге», какой жанр русской народной песни она символизирует? (трудовую)

- Прослушайте трудовую песню «Эй, ухнем!», в чём её особенности.

Фронтально выполняют задание.











УУД:

предметные




Самостоятельно работают с информацией







Анализируют, обобщают, составляют схему

Организуют учебное сотрудничество в группе; распределяют работу; ставят цели, задачи.

УУД:

познавательные;

регулятивные;

коммуникативные

Учащиеся, выполнив задания, рассказывают всему классу о результатах своей работы, исполняют музыкальные произведения.


Развивают мышление, внимание; контролируют результат своей деятельности.




Умение принимать мнение другого


УУД:

самоактуализация



В вокальной и инструментальной










Слайд 1, 2,3, 4,5,6





Карточки помощники для организации работы в группах




Название этапа урока

  1. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного.

Основная задача этапа


Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

- Перечислите жанры вокальной музыки, характерной для Древней Руси

- Что относится к инструментальной музыке?

- Рассмотрите предметы на ваших столах, какие из них могли принадлежать музыкантам Древней Руси?

- Назовите одним словом, выделите самый древний инструмент.



Хочу сказать, что вы показали умение работать в группе, распределять роли, сравнивать, работать с источниками информации, в соответствие с характером исполнять музыкальное произведение.



Я предлагаю работу проверить, удалось ли нам выяснить особенности музыки в Древней Руси, продолжите схему на доске. Сравните свою работу в тетради с доской


Работают с информацией.


УУД:

предметные

понятия «струнно-щипковые инструменты, духовые, ударные»

обсуждение; принятие единого мнения.




УУД:

познавательные;

регулятивные;

коммуникативные


Контролируют свои действия.

Самооценка деятельности, заполняют схему в тетради






Самооценка

УУД:

самоопределение;

самоактуализация













Слайд :

- струнная (гусли)

- духовая (дудочка)

- ударная (барабан)









Название этапа урока

  1. Инструктаж о выполнении домашнего задания.

Основная задача этапа

Мотивировать учащихся на важность выполнения домашнего задания и дать четкий инструктаж.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

Домашнее задание – это продолжение урока. Прошу прослушать внимательно инструкцию по дом. заданию.

Составить песенный семейный журнал

Записывают задание в дневник.


Осмысливают, уточняют.


Название этапа урока

  1. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)

Основная задача этапа

Актуализировать знания учащихся. Оценить общий уровень учебных достижений.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

Сегодня была плодотворная работа. Мы попытались приоткрыть странички обыденной жизни наших предков и проследить историю возникновения музыки в Древней Руси.

Удалось ли нам выделить особенности музыки Древней Руси?

Сейчас подведем итоги.

Выставляются итоговые оценки за урок.

А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения:

Сегодня я узнал……………..

Я удивился……………….

Я хотел бы……………….

Большое спасибо я вам всем говорю.

Мы цели достигли. Благодарю!

Урок окончен, всем спасибо!












УУД:

предметные










Учащиеся включаются в беседу с учителем.


Делают свои комментарии по работе своей группы и других групп.







УУД:

регулятивные;

коммуникативные





















В ходе беседы связываются результаты урока с его целью. Отмечается то, что хорошо получилось и на что надо обратить внимание; работу групп в целом и степень вовлеченности каждого.

Сегодня я узнал………….



Я удивился……………….



Я хотел бы……………….


Музыка Древней Руси

вокальная

инструментальная



- струнная (гусли)

- духовая (дудочка)

- ударная (барабан)

- хороводная

- лирическая

- солдатская (воинская, рекрутская)

- частушка

- плясовая

- трудовая

















Задания для групп (разрезать слоги, раздать для работы групп)

1 группа:

вод, я, ро, хо, на

2 группа:

С, ЧА, Ш, ТУ, КА

3 группа:

С, СОЛ, КАЯ, Т, ДА







4 группа:



Я, КА, ЧЕС, РИ, ЛИ

5 группа:

П, СО, ЛЯ, ВА, Я






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: "ЖАНРЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН"

Автор: Половинкина Елена Валериевна

Дата: 20.05.2015

Номер свидетельства: 213842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока "Композитор-имя ему народ" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-kompozitor-imia-iemu-narod"
    ["file_id"] => string(6) "106430"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403011602"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "конспект урока литературы " Художественные особенности народной песни" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-litieratury-khudozhiestviennyie-osobiennosti-narodnoi-piesni"
    ["file_id"] => string(6) "105954"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402928176"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "конспект -урока  литературного творчества " Докучные сказки" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-tvorchiestva-dokuchnyie-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "168622"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423252722"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "конспект урока "сказка о царе Салтане" А.С.Пушкин"
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokaskazkaotsariesaltanieaspushkin"
    ["file_id"] => string(6) "256329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448115320"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по литератре по теме "Частушки как малый песенный жанр""
    ["seo_title"] => string(71) "konspekt_uroka_po_literatre_po_teme_chastushki_kak_malyi_pesennyi_zhanr"
    ["file_id"] => string(6) "654407"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1721785435"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства