kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: "ЖАНР МУЗЫКИ-ОПЕРЕТТА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема полугодия: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»

Тема урока:  Жанр музыки – оперетта.

Цели урока: создать условие для определения  взаимосвязи разных видов искусства, развития  творческих и познавательных способностей.

Задачи: Образовательные: закрепить и расширить знания о связи музыки с литературой.

  1. Развивающие: способствовать развитию познавательной и творческой деятельности, музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной культуры.
  2. Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе встречи с искусством.
  3. Тип урока:  урок изучения нового материала.
  4. Методы обучения:
  5. По источникам знаний: словесные;

По характеру познавательной деятельности: частично - поисковый, информационно-творческий, практический.

Форма обучения: коллективная - работа в группах.

Планируемые результаты.

Предметные: уметь давать характеристику жанрам  музыки, участвовать в музыкальной деятельности.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению;  применять уже полученные знания при изучении нового материала,  уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь сравнивать; наблюдать; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: уметь  сотрудничать; понимать  и осознавать важность изучаемой темы. 

Средства обучения:

1. Презентация урока, инструкционные карточки для работы групп.

2. Компьютер и мультимедийный проектор.

3.Тестовое задание

1.Организационно-мотивационный  этап.

Подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения

-приветствие учащихся;

- определение отсутствующих;

-определение внешней готовности учеников к работе;

-эмоциональный настрой на работу.

 Попевка: «Прозвенел звонок, вот и начался урок. Здравствуйте, ребята».

-Здравствуйте.

2.  Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала

Обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценность отношений).-

Связь, между какими двумя искусствами мы устанавливали на протяжении нескольких уроков. Как звучит наша  тема. (слайд1)

Эпиграфом  к  уроку можно взять следующие строки. (Слайд 2)

Литература, музыка всегда

Союз искусства и добра,

Союз великого, земного,

Такого близкого, родного

Искусства. Словно две сестры,

Две полноводные реки

Вдруг в русле вместе оказались,

В своем родстве не сомневались.

Одна из них звонче пела,

Другая говорить умела.

И часто обе сообщались,

Слова и звуки вдруг сплетались.

Рождалось новое творенье.

Тому виною – вдохновенье

Литература дает жизнь многим  жанрам музыкального искусства. Давайте посмотрим, какие жанры музыки связаны с литературой, а какие могут существовать без неё. На доске вы видите таблицу с заголовками, каждая   группа, выполняет  задание, написанное на листочках.

Задание.

Даны слова: песня, романс, опера, балет, кантата, ария, увертюра, пуанты, либретто, марш, танец, концерт, симфония, вокализ, хор, кордебалет

1 группа: выберите из перечисленных слов инструментальные жанры музыки и расположите их в таблице на доске, объясните свой выбор.

2группа: выберите из перечисленных слов   жанры музыки, связанные с литературой и расположите их в таблице на доске, объясните свой выбор.

3группа: выберите из перечисленных слов жанры музыки, предназначенные для постановки на сцене и понятия, связанные с этими жанрами, объясните свой выбор.

Инструментальные  жанры музыки- симфония, концерт, марш, танец

Жанры музыки,  связанные с литературой-романс, песня, кантата, опера, балет

Жанры музыки, предназначенные для постановки на сцене и понятия связанные с этими жанрами-балет, опера, либретто, увертюра, ария, пуанты. кордебалет, хор

-Назовите из перечисленных у вас в задании слов жанр музыки, которого нет в таблице? Объясните? (вокализ)

Вывод: если бы не было литературы, что стало бы с музыкой?  Как бы  назывались  вокальные произведения, который мы с вами исполняли  на уроках? (вокализ).

Определите по определению какой жанр музыки прозвучит в нашем исполнении. (песня)

Звучит песня «Если б не было школ»

Проанализировать исполнение.

3.  Этап изучения  нового учебного  материала (формирование знаний, формирование умений)

- Назовите по названию темы урока,  какой  новый   жанр музыки мы сегодня  узнаем?       

-Знаете ли вы, в какой столбец  таблицы можно  расположим этот жанр музыки?

 -  С каким жанром созвучно слово оперетта?  (Слово в переводе означает «маленькая опера»)

- Почему называется «маленькая опера», она маленькая по продолжительности времени, текста или под этим понятием подразумевается что-то иное.

Цель: узнать особенности жанра – оперетта, установить связь её  с литературой, объяснить значение «маленькая опера».

А в этом нам помогут ребята из 3-ей группы, которые покажут  музыкальную сказку «Лягушка и  Пеликан» автор А. Алданов (Любая музыкальная сказка готовится заранее во внеурочной деятельности группой учащихся или посмотреть видеофрагмент из любой оперетты)

Во время исполнения:

 1 группа - оценивает качество исполнения.

1. Все ли участники  смогли передать образ своего героя, в соответствии с его характером.

2.  Оценить чистоту интонирования во время исполнения песен.

3. Слияние голосов в хоровом пении.

2группа - определяет  особенности исполнения данного музыкального произведения.

Исполнение  музыкального сказки «Лягушка и Пеликан».

(после просмотра учащиеся самостоятельно пытаются дать определение театральному жанру)

Оперетта –  музыкальный спектакль, легкого, развлекательного характера, в котором герои поют и говорят.

Вывод: где в таблице можно расположить слово оперетта; какой вывод мы можем сделать по теме наших нескольких уроков; что стало бы с музыкой, если бы не было  литературы? (не существовало многих жанров музыки, представленных перед нами, и не было  театра оперы и балета и  театра музыкальной комедии).

4.   Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)

Актуализировать знания учащихся. Оценить общий уровень учебных достижений

 В  конце урока давайте проверим уровень усвоения каждым из вас всех понятий, которые мы узнали сегодня и на протяжении нескольких занятий.  

Тест.     

1. Музыкальный спектакль, в котором все герои поют в сопровождении симфонического оркестра

а. опера

б. балет

в. оперетта

2. С итальянского «маленькая книжечка», в которой  написано содержание оперы или балета

а. рассказ

б. либретто

в.

3. Музыкальный спектакль, в котором действующие лица не говорят, а выражают свои мысли и чувства танцем, движениями, жестами, мимикой 

а. опера

б. балет

в. оперетта

4. Песня героя в опере и оперетте  в исполнении солиста

а. вокализ

б. романс

в.ария

5. Музыкальный спектакль,  легкого,  развлекательного характера в котором  герои поют и говорят

а.оперетта

б. балет

в. опера

6. Вступление перед оперой или балетом

А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке.

Для этого допишите предложения:

Сегодня я узнал…………….

Я удивился……………….

Я хотел бы………………

Мы цели достигли. Благодарю! Урок окончен, всем спасибо.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: "ЖАНР МУЗЫКИ-ОПЕРЕТТА" »

Конспект урока музыки в 5 классе.

Тема полугодия: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»

Тема урока: Жанр музыки – оперетта.

Цели урока: создать условие для определения взаимосвязи разных видов искусства, развития творческих и познавательных способностей.

Задачи: Образовательные: закрепить и расширить знания о связи музыки с литературой.

Развивающие: способствовать развитию познавательной и творческой деятельности, музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной культуры.

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе встречи с искусством.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения:

По источникам знаний: словесные;

По характеру познавательной деятельности: частично - поисковый, информационно-творческий, практический.

Форма обучения: коллективная - работа в группах.

Планируемые результаты.

Предметные: уметь давать характеристику жанрам музыки, участвовать в музыкальной деятельности.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; применять уже полученные знания при изучении нового материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь сравнивать; наблюдать; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: уметь сотрудничать; понимать и осознавать важность изучаемой темы.

Средства обучения:

  1. Презентация урока, инструкционные карточки для работы групп.

  2. Компьютер и мультимедийный проектор.

  3. Тестовое задание

Вид деятельности, этапы урока

Основная задача этапа

Деятельность учителя

1.Организационно-мотивационный этап.


Приветствие - попевка

Подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения

-приветствие учащихся;

- определение отсутствующих;

-определение внешней готовности учеников к работе;

-эмоциональный настрой на работу.

Попевка: «Прозвенел звонок, вот и начался урок. Здравствуйте, ребята».

-Здравствуйте.

2. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала


















Работа в группах
























Исполнение песни

Обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценность отношений).-

Связь, между какими двумя искусствами мы устанавливали на протяжении нескольких уроков. Как звучит наша тема. (слайд1)

Эпиграфом к уроку можно взять следующие строки. (Слайд 2)

Литература, музыка всегда

Союз искусства и добра,

Союз великого, земного,

Такого близкого, родного

Искусства. Словно две сестры,

Две полноводные реки

Вдруг в русле вместе оказались,

В своем родстве не сомневались.

Одна из них звонче пела,

Другая говорить умела.

И часто обе сообщались,

Слова и звуки вдруг сплетались.

Рождалось новое творенье.

Тому виною – вдохновенье


Литература дает жизнь многим жанрам музыкального искусства. Давайте посмотрим, какие жанры музыки связаны с литературой, а какие могут существовать без неё. На доске вы видите таблицу с заголовками, каждая группа, выполняет задание, написанное на листочках.

Задание.

Даны слова: песня, романс, опера, балет, кантата, ария, увертюра, пуанты, либретто, марш, танец, концерт, симфония, вокализ, хор, кордебалет

1 группа: выберите из перечисленных слов инструментальные жанры музыки и расположите их в таблице на доске, объясните свой выбор.

2группа: выберите из перечисленных слов жанры музыки, связанные с литературой и расположите их в таблице на доске, объясните свой выбор.

3группа: выберите из перечисленных слов жанры музыки, предназначенные для постановки на сцене и понятия, связанные с этими жанрами, объясните свой выбор.




Инструментальные жанры музыки

Жанры музыки, связанные с литературой

Жанры музыки, предназначенные для постановки на сцене и понятия связанные с этими жанрами

Симфония

Романс

Балет

Концерт

Песня

Опера

Марш

Кантата

Либретто

Танец

Опера

Увертюра


Балет

Ария



Пуанты



Хор



Кордебалет

-Назовите из перечисленных у вас в задании слов жанр музыки, которого нет в таблице? Объясните? (вокализ)

Вывод: если бы не было литературы, что стало бы с музыкой? Как бы назывались вокальные произведения, который мы с вами исполняли на уроках? (вокализ).

Определите по определению какой жанр музыки прозвучит в нашем исполнении. (песня)

Звучит песня «Если б не было школ»

Проанализировать исполнение.

3. Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний, формирование умений)


- Назовите по названию темы урока, какой новый жанр музыки мы сегодня узнаем?

-Знаете ли вы, в какой столбец таблицы можно расположим этот жанр музыки?

- С каким жанром созвучно слово оперетта? (Слово в переводе означает «маленькая опера»)

- Почему называется «маленькая опера», она маленькая по продолжительности времени, текста или под этим понятием подразумевается что-то иное.

Цель: узнать особенности жанра – оперетта, установить связь её с литературой, объяснить значение «маленькая опера». А в этом нам помогут ребята из 3-ей группы, которые покажут музыкальную сказку «Лягушка и Пеликан» автор А. Алданов (Любая музыкальная сказка готовится заранее во внеурочной деятельности группой учащихся или посмотреть видеофрагмент из любой оперетты)

Во время исполнения:

1 группа - оценивает качество исполнения.

1. Все ли участники смогли передать образ своего героя, в соответствии с его характером.

2. Оценить чистоту интонирования во время исполнения песен.

3. Слияние голосов в хоровом пении.

2группа - определяет особенности исполнения данного музыкального произведения.

Исполнение музыкального сказки «Лягушка и Пеликан».

(после просмотра учащиеся самостоятельно пытаются дать определение театральному жанру)

Оперетта – музыкальный спектакль, легкого, развлекательного характера, в котором герои поют и говорят.

Вывод: где в таблице можно расположить слово оперетта; какой вывод мы можем сделать по теме наших нескольких уроков; что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? (не существовало многих жанров музыки, представленных перед нами, и не было театра оперы и балета и театра музыкальной комедии).

4. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)

Актуализировать знания учащихся. Оценить общий уровень учебных достижений
















В конце урока давайте проверим уровень усвоения каждым из вас всех понятий, которые мы узнали сегодня и на протяжении нескольких занятий. Тест. Проверка и оценивание.

Значение понятий

Определение понятий

1


Музыкальный спектакль, в котором все герои поют в сопровождении симфонического оркестра

2


С итальянского «маленькая книжечка», в которой написано содержание оперы или балета

3


Музыкальный спектакль, в котором действующие лица не говорят, а выражают свои мысли и чувства танцем, движениями, жестами, мимикой

4


Песня героя в опере и оперетте в исполнении солиста

5


Музыкальный спектакль, легкого, развлекательного характера в котором герои поют и говорят

6


Вступление перед оперой или балетом

А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого

допишите предложения:

Сегодня я узнал……………..

Я удивился……………….

Я хотел бы………………

Мы цели достигли. Благодарю! Урок окончен, всем спасибо.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: "ЖАНР МУЗЫКИ-ОПЕРЕТТА"

Автор: Половинкина Елена Валериевна

Дата: 20.05.2015

Номер свидетельства: 213784


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства