Тема полугодия: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»
Тема урока: Жанр музыки – оперетта.
Цели урока: создать условие для определения взаимосвязи разных видов искусства, развития творческих и познавательных способностей.
Задачи: Образовательные: закрепить и расширить знания о связи музыки с литературой.
- Развивающие: способствовать развитию познавательной и творческой деятельности, музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной культуры.
- Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе встречи с искусством.
- Тип урока: урок изучения нового материала.
- Методы обучения:
- По источникам знаний: словесные;
По характеру познавательной деятельности: частично - поисковый, информационно-творческий, практический.
Форма обучения: коллективная - работа в группах.
Планируемые результаты.
Предметные: уметь давать характеристику жанрам музыки, участвовать в музыкальной деятельности.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; применять уже полученные знания при изучении нового материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь сравнивать; наблюдать; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: уметь сотрудничать; понимать и осознавать важность изучаемой темы.
Средства обучения:
1. Презентация урока, инструкционные карточки для работы групп.
2. Компьютер и мультимедийный проектор.
3.Тестовое задание
1.Организационно-мотивационный этап.
Подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения
-приветствие учащихся;
- определение отсутствующих;
-определение внешней готовности учеников к работе;
-эмоциональный настрой на работу.
Попевка: «Прозвенел звонок, вот и начался урок. Здравствуйте, ребята».
-Здравствуйте.
2. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала
Обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценность отношений).-
Связь, между какими двумя искусствами мы устанавливали на протяжении нескольких уроков. Как звучит наша тема. (слайд1)
Эпиграфом к уроку можно взять следующие строки. (Слайд 2)
Литература, музыка всегда
Союз искусства и добра,
Союз великого, земного,
Такого близкого, родного
Искусства. Словно две сестры,
Две полноводные реки
Вдруг в русле вместе оказались,
В своем родстве не сомневались.
Одна из них звонче пела,
Другая говорить умела.
И часто обе сообщались,
Слова и звуки вдруг сплетались.
Рождалось новое творенье.
Тому виною – вдохновенье
Литература дает жизнь многим жанрам музыкального искусства. Давайте посмотрим, какие жанры музыки связаны с литературой, а какие могут существовать без неё. На доске вы видите таблицу с заголовками, каждая группа, выполняет задание, написанное на листочках.
Задание.
Даны слова: песня, романс, опера, балет, кантата, ария, увертюра, пуанты, либретто, марш, танец, концерт, симфония, вокализ, хор, кордебалет
1 группа: выберите из перечисленных слов инструментальные жанры музыки и расположите их в таблице на доске, объясните свой выбор.
2группа: выберите из перечисленных слов жанры музыки, связанные с литературой и расположите их в таблице на доске, объясните свой выбор.
3группа: выберите из перечисленных слов жанры музыки, предназначенные для постановки на сцене и понятия, связанные с этими жанрами, объясните свой выбор.
Инструментальные жанры музыки- симфония, концерт, марш, танец
Жанры музыки, связанные с литературой-романс, песня, кантата, опера, балет
Жанры музыки, предназначенные для постановки на сцене и понятия связанные с этими жанрами-балет, опера, либретто, увертюра, ария, пуанты. кордебалет, хор
-Назовите из перечисленных у вас в задании слов жанр музыки, которого нет в таблице? Объясните? (вокализ)
Вывод: если бы не было литературы, что стало бы с музыкой? Как бы назывались вокальные произведения, который мы с вами исполняли на уроках? (вокализ).
Определите по определению какой жанр музыки прозвучит в нашем исполнении. (песня)
Звучит песня «Если б не было школ»
Проанализировать исполнение.
3. Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний, формирование умений)
- Назовите по названию темы урока, какой новый жанр музыки мы сегодня узнаем?
-Знаете ли вы, в какой столбец таблицы можно расположим этот жанр музыки?
- С каким жанром созвучно слово оперетта? (Слово в переводе означает «маленькая опера»)
- Почему называется «маленькая опера», она маленькая по продолжительности времени, текста или под этим понятием подразумевается что-то иное.
Цель: узнать особенности жанра – оперетта, установить связь её с литературой, объяснить значение «маленькая опера».
А в этом нам помогут ребята из 3-ей группы, которые покажут музыкальную сказку «Лягушка и Пеликан» автор А. Алданов (Любая музыкальная сказка готовится заранее во внеурочной деятельности группой учащихся или посмотреть видеофрагмент из любой оперетты)
Во время исполнения:
1 группа - оценивает качество исполнения.
1. Все ли участники смогли передать образ своего героя, в соответствии с его характером.
2. Оценить чистоту интонирования во время исполнения песен.
3. Слияние голосов в хоровом пении.
2группа - определяет особенности исполнения данного музыкального произведения.
Исполнение музыкального сказки «Лягушка и Пеликан».
(после просмотра учащиеся самостоятельно пытаются дать определение театральному жанру)
Оперетта – музыкальный спектакль, легкого, развлекательного характера, в котором герои поют и говорят.
Вывод: где в таблице можно расположить слово оперетта; какой вывод мы можем сделать по теме наших нескольких уроков; что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? (не существовало многих жанров музыки, представленных перед нами, и не было театра оперы и балета и театра музыкальной комедии).
4. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)
Актуализировать знания учащихся. Оценить общий уровень учебных достижений
В конце урока давайте проверим уровень усвоения каждым из вас всех понятий, которые мы узнали сегодня и на протяжении нескольких занятий.
Тест.
1. Музыкальный спектакль, в котором все герои поют в сопровождении симфонического оркестра
а. опера
б. балет
в. оперетта
2. С итальянского «маленькая книжечка», в которой написано содержание оперы или балета
а. рассказ
б. либретто
в.
3. Музыкальный спектакль, в котором действующие лица не говорят, а выражают свои мысли и чувства танцем, движениями, жестами, мимикой
а. опера
б. балет
в. оперетта
4. Песня героя в опере и оперетте в исполнении солиста
а. вокализ
б. романс
в.ария
5. Музыкальный спектакль, легкого, развлекательного характера в котором герои поют и говорят
а.оперетта
б. балет
в. опера
6. Вступление перед оперой или балетом
А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке.
Для этого допишите предложения:
Сегодня я узнал…………….
Я удивился……………….
Я хотел бы………………
Мы цели достигли. Благодарю! Урок окончен, всем спасибо.