kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Многообразие жанров инструментальной музыки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить представления учащихся о жанрах инструментальной музыки; развивать вокально-хоровые навыки, способность находить эмоционально-образное созвучие музыкальных произведений, умение анализировать; воспитывать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Ожидаемые результаты:

     -  выявление ассоциативной связи между художественными образами музыки;

     - умение рассказать о вальсе, анализировать и сопоставлять произведения музыкального искусства;

    - проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении;

    - участие в коллективной исполнительской деятельности.

Оборудование и материалы: магнитола, компьютер, компьютерная презентация, карточки с заданиями, аудиозаписи.

Тип урока: комбинированный.

                                                          Ход урока.

1. Организационный момент

1.1. Вход в класс под музыку «Вальса» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (Е.Дога).

1.2. Музыкальное приветствие.

2. Актуализация знаний

На прошлых уроках вы познакомились с музыкой разных жанров. Назовите известные вам жанры. (Ответы детей) Какие из них относятся к жанрам инструментальной музыки? (Ответы детей) Как вы заметили, их очень много.

3. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока «Многообразие жанров инструментальной музыки».

4. Мотивация учебной деятельности   

Вы знаете, что музыка – волшебница. Она может перенести нас в любую эпоху, и сегодня на уроке я вам это докажу. В этом нам поможет один из жанров инструментальной музыки. Какой? Разгадайте ребус.

5. Основная часть.

Какой должна быть музыка танца? Что для нее характерно? (Ответы детей)

Танец - совершенно особый вид искусства. Было бы крайне легкомысленно считать танцы лишь развлечением, способом приятного времяпровождения. Танец отражает чувства. Через танец человек познает окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. А еще танцы - прекрасное лекарство, помогающее избавиться от многих заболеваний и укрепить здоровье.

Танец - один из самых древних видов искусства. Сколько существует человечество, столько оно и танцует. Наскальные рисунки, относящиеся к 8-6 тысячелетиям до н.э., изображают сложные хореографические композиции ритуальных танцев. Постепенно танец становился неотъемлемой частью практически всех обрядовых церемоний, сопровождавших человека от рождения. Какие танцы вам известны? (Ответы детей) Определите, о каком танце идет речь?

Этот танец так прекрасен,

Времени он неподвластен.

Пары движутся, кружась,

А зовется танец… (Вальс.)

Что вы знаете о вальсе? (Ответы детей) Узнать немного больше нам помогут наши исследователи.

Рассказы учащихся о вальсе

Кому сегодня не известен вальс? Его чарующие звуки и плавные движения так романтичны и изящны. Танец вальс известен со второй половины 18 века. Своей историей появления он обязан европейским народам. Элементы вальса можно найти во французском вольте и  немецком крестьянском танце — лендлер. Настоящее признание вальс получил в начале 19 века и его родиной по праву считают живописную Австрию. В Вене этот танец был очень популярен в светских кругах, а музыка вальса быстро распространилась по всему миру. Каждая страна со временем в классический вальс добавляла немного национальных элементов. Так появились различные виды вальса:

- английский;

- французский;

- венский и множество других.

Вальсы по жанру и характеру бывают разные. Есть вальсы бальные, симфонические, вальсы-песни. И ещё, что особенно важно, они могут быть весёлые или грустные, бравурные или бурно-мятежные, поэтичные или таинственные. Но у всех вальсов есть одно общее свойство  – они написаны в трёхдольном размере.

Многие композиторы обращались именно к этому жанру.  Среди них русский композитор Михаил Иванович Глинка. Составьте рассказ о нем, используя ключевые слова.

Россия – 1804 год – 10 лет – фортепиано, скрипка - Благородный пансион при Главном педагогическом институте – оперы, романсы, симфонии, увертюры – «Вальс – фантазия».

«Вальс—фантазия» был написан под влиянием глубокого чувства к Екатерине Ермолаевне Керн. Он глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее. Существует две авторские редакции 1845 и 1856 годов.

«Вальс-фантазия» - это необычная для того времени в танцевальной музыке драматическая поэма. Послушайте музыкальное произведение и проанализируйте его, работая в паре.

Звучит  «Вальс-фантазия» М.И.Глинки

Работа в парах

Название

Характер

Темп

Динамика

Исполнитель

Жанр

Послушайте произведение еще раз и подумайте, почему композитор дал своему произведению название «Вальс-фантазия»? (несколько мелодий как фантазия человека, мысли пролетающие в голове)

Повторное прослушивание «Вальса-фантазии» М.И.Глинки

В какой обстановке наиболее приемлемо звучание «Вальса-фантазии» - на балу, балетной сцене, в симфоническом концерте? Почему?

Это просто танец, или в музыке Глинки слышится нечто большее?

К какой области музыки можно отнести это сочинение («легкой» или «серьезной»)? (Ответы детей)

Послушайте еще одно музыкальное произведение. Знакомо ли вам оно?

Звучит «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (Е.Дога)

Где же вы слышали это произведение? Опишите музыку. Какую цветовую гамму вы бы использовали, рисуя картину к «Вальсу»? (Ответы детей)

А теперь давайте просмотрим видеофрагмент кинофильма. Какие чувства переданы в нем?

Просмотр видеофрагмента из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»

Сравните два вальса, что в них общего и каковы различия? (Ответы детей)

Физкультминутка (Дыхательная гимнастика)

Вокально-хоровая работа.

Много создано  песен в трехдольном размере.  Одна из них авторов Г.Струве и К.Ибряева «Школьный корабль», которую мы сегодня исполним.

Распевание. Исполнение песни «Школьный корабль»

Какие чувства выражены в песне? Чему она учит? (Ответы детей)

6. Итог урока

6.1. Тестовые задания.

Выбери правильный ответ и обведи его.

1. Какая страна считается родиной вальса?

А) Россия

Б) Австрия

В) Польша

2. В каком веке стал популярен вальс?

А) В 16 веке

Б) В 17 веке

В) В 18 веке

3. В каком размере написана песня «Школьный корабль»?

А) В двухдольном

Б) В трехдольном

В) В четырехдольном

4. Какой вальс написал М.И.Глинка?

А) «Вальс-фантазию»

Б) «Сентиментальный вальс»

В) «Блестящий вальс»

5. Какой композитор сочинил «Вальс» к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь»?

А) П.И.Чайковский

Б) Е.Дога

В) Ф.Шопен

О, русский вальс, изящных нот движенье,
Волшебных звуков царственный полёт,
Немой восторг до самопостиженья,
И красота, что за душу берёт.
Над ним не властны горести и годы,
Дурные люди, лживые цари,
Он был рождён аккордами свободы
Собою людям радости дарить.

Александр  Андронов

6.2. Рефлексия

 Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.                    

6.3. Выставление оценок

7. Домашнее задание

Подобрать иллюстрации к музыкальным произведениям, прозвучавшим на уроке.

Выход из класса под музыку М.И.Глинки. «Вальс-фантазия»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Многообразие жанров инструментальной музыки"»

Класс: 6

Тема урока. Многообразие жанров инструментальной музыки.

Цель урока: расширить представления учащихся о жанрах инструментальной музыки; развивать вокально-хоровые навыки, способность находить эмоционально-образное созвучие музыкальных произведений, умение анализировать; воспитывать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Ожидаемые результаты:

- выявление ассоциативной связи между художественными образами музыки;

- умение рассказать о вальсе, анализировать и сопоставлять произведения музыкального искусства;

- проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении;

- участие в коллективной исполнительской деятельности.


Оборудование и материалы: магнитола, компьютер, компьютерная презентация, карточки с заданиями, аудиозаписи.


Тип урока: комбинированный.

Ход урока.


1. Организационный момент

1.1. Вход в класс под музыку «Вальса» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (Е.Дога).

1.2. Музыкальное приветствие.

2. Актуализация знаний

На прошлых уроках вы познакомились с музыкой разных жанров. Назовите известные вам жанры. (Ответы детей) Какие из них относятся к жанрам инструментальной музыки? (Ответы детей) Как вы заметили, их очень много.

3. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока «Многообразие жанров инструментальной музыки».

4. Мотивация учебной деятельности

Вы знаете, что музыка – волшебница. Она может перенести нас в любую эпоху, и сегодня на уроке я вам это докажу. В этом нам поможет один из жанров инструментальной музыки. Какой? Разгадайте ребус.



5. Основная часть.

Какой должна быть музыка танца? Что для нее характерно? (Ответы детей)

Танец - совершенно особый вид искусства. Было бы крайне легкомысленно считать танцы лишь развлечением, способом приятного времяпровождения. Танец отражает чувства. Через танец человек познает окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. А еще танцы - прекрасное лекарство, помогающее избавиться от многих заболеваний и укрепить здоровье.

Танец - один из самых древних видов искусства. Сколько существует человечество, столько оно и танцует. Наскальные рисунки, относящиеся к 8-6 тысячелетиям до н.э., изображают сложные хореографические композиции ритуальных танцев. Постепенно танец становился неотъемлемой частью практически всех обрядовых церемоний, сопровождавших человека от рождения. Какие танцы вам известны? (Ответы детей) Определите, о каком танце идет речь?

Этот танец так прекрасен,

Времени он неподвластен.

Пары движутся, кружась,

А зовется танец… (Вальс.)

Что вы знаете о вальсе? (Ответы детей) Узнать немного больше нам помогут наши исследователи.

Рассказы учащихся о вальсе

Кому сегодня не известен вальс? Его чарующие звуки и плавные движения так романтичны и изящны. Танец вальс известен со второй половины 18 века. Своей историей появления он обязан европейским народам. Элементы вальса можно найти во французском вольте и немецком крестьянском танце — лендлер. Настоящее признание вальс получил в начале 19 века и его родиной по праву считают живописную Австрию. В Вене этот танец был очень популярен в светских кругах, а музыка вальса быстро распространилась по всему миру. Каждая страна со временем в классический вальс добавляла немного национальных элементов. Так появились различные виды вальса:

- английский;

- французский;

- венский и множество других.

Вальсы по жанру и характеру бывают разные. Есть вальсы бальные, симфонические, вальсы-песни. И ещё, что особенно важно, они могут быть весёлые или грустные, бравурные или бурно-мятежные, поэтичные или таинственные. Но у всех вальсов есть одно общее свойство  – они написаны в трёхдольном размере.

Многие композиторы обращались именно к этому жанру. Среди них русский композитор Михаил Иванович Глинка. Составьте рассказ о нем, используя ключевые слова.


Россия – 1804 год – 10 лет – фортепиано, скрипка - Благородный пансион при Главном педагогическом институте – оперы, романсы, симфонии, увертюры – «Вальс – фантазия».

«Вальс—фантазия» был написан под влиянием глубокого чувства к Екатерине Ермолаевне Керн. Он глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее. Существует две авторские редакции 1845 и 1856 годов.

«Вальс-фантазия» - это необычная для того времени в танцевальной музыке драматическая поэма. Послушайте музыкальное произведение и проанализируйте его, работая в паре.

Звучит «Вальс-фантазия» М.И.Глинки


Работа в парах

Название

Характер

Темп

Динамика

Исполнитель

Жанр









Послушайте произведение еще раз и подумайте, почему композитор дал своему произведению название «Вальс-фантазия»? (несколько мелодий как фантазия человека, мысли пролетающие в голове)


Повторное прослушивание «Вальса-фантазии» М.И.Глинки


В какой обстановке наиболее приемлемо звучание «Вальса-фантазии» - на балу, балетной сцене, в симфоническом концерте? Почему?

Это просто танец, или в музыке Глинки слышится нечто большее?

К какой области музыки можно отнести это сочинение («легкой» или «серьезной»)? (Ответы детей)

Послушайте еще одно музыкальное произведение. Знакомо ли вам оно?


Звучит «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (Е.Дога)


Где же вы слышали это произведение? Опишите музыку. Какую цветовую гамму вы бы использовали, рисуя картину к «Вальсу»? (Ответы детей)

А теперь давайте просмотрим видеофрагмент кинофильма. Какие чувства переданы в нем?


Просмотр видеофрагмента из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»

Сравните два вальса, что в них общего и каковы различия? (Ответы детей)


Физкультминутка (Дыхательная гимнастика)

Вокально-хоровая работа.

Много создано песен в трехдольном размере. Одна из них авторов Г.Струве и К.Ибряева «Школьный корабль», которую мы сегодня исполним.


Распевание. Исполнение песни «Школьный корабль»


Какие чувства выражены в песне? Чему она учит? (Ответы детей)


6. Итог урока

6.1. Тестовые задания.

Выбери правильный ответ и обведи его.

1. Какая страна считается родиной вальса?

А) Россия

Б) Австрия

В) Польша

2. В каком веке стал популярен вальс?

А) В 16 веке

Б) В 17 веке

В) В 18 веке

3. В каком размере написана песня «Школьный корабль»?

А) В двухдольном

Б) В трехдольном

В) В четырехдольном

4. Какой вальс написал М.И.Глинка?

А) «Вальс-фантазию»

Б) «Сентиментальный вальс»

В) «Блестящий вальс»

5. Какой композитор сочинил «Вальс» к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь»?

А) П.И.Чайковский

Б) Е.Дога

В) Ф.Шопен

О, русский вальс, изящных нот движенье,
Волшебных звуков царственный полёт,
Немой восторг до самопостиженья,
И красота, что за душу берёт.
Над ним не властны горести и годы,
Дурные люди, лживые цари,
Он был рождён аккордами свободы
Собою людям радости дарить.

Александр Андронов


6.2. Рефлексия

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

6.3. Выставление оценок


7. Домашнее задание

Подобрать иллюстрации к музыкальным произведениям, прозвучавшим на уроке.


Выход из класса под музыку М.И.Глинки. «Вальс-фантазия»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Многообразие жанров инструментальной музыки"

Автор: Чудненко Юлия Александровна

Дата: 03.11.2017

Номер свидетельства: 436598

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства