Цель урока: расширить представления учащихся о жанрах инструментальной музыки; развивать вокально-хоровые навыки, способность находить эмоционально-образное созвучие музыкальных произведений, умение анализировать; воспитывать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.
Ожидаемые результаты:
- выявление ассоциативной связи между художественными образами музыки;
- умение рассказать о вальсе, анализировать и сопоставлять произведения музыкального искусства;
- проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении;
- участие в коллективной исполнительской деятельности.
Оборудование и материалы: магнитола, компьютер, компьютерная презентация, карточки с заданиями, аудиозаписи.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1. Организационный момент
1.1. Вход в класс под музыку «Вальса» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (Е.Дога).
1.2. Музыкальное приветствие.
2. Актуализация знаний
На прошлых уроках вы познакомились с музыкой разных жанров. Назовите известные вам жанры. (Ответы детей) Какие из них относятся к жанрам инструментальной музыки? (Ответы детей) Как вы заметили, их очень много.
3. Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока «Многообразие жанров инструментальной музыки».
4. Мотивация учебной деятельности
Вы знаете, что музыка – волшебница. Она может перенести нас в любую эпоху, и сегодня на уроке я вам это докажу. В этом нам поможет один из жанров инструментальной музыки. Какой? Разгадайте ребус.
5. Основная часть.
Какой должна быть музыка танца? Что для нее характерно? (Ответы детей)
Танец - совершенно особый вид искусства. Было бы крайне легкомысленно считать танцы лишь развлечением, способом приятного времяпровождения. Танец отражает чувства. Через танец человек познает окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. А еще танцы - прекрасное лекарство, помогающее избавиться от многих заболеваний и укрепить здоровье.
Танец - один из самых древних видов искусства. Сколько существует человечество, столько оно и танцует. Наскальные рисунки, относящиеся к 8-6 тысячелетиям до н.э., изображают сложные хореографические композиции ритуальных танцев. Постепенно танец становился неотъемлемой частью практически всех обрядовых церемоний, сопровождавших человека от рождения. Какие танцы вам известны? (Ответы детей) Определите, о каком танце идет речь?
Этот танец так прекрасен,
Времени он неподвластен.
Пары движутся, кружась,
А зовется танец… (Вальс.)
Что вы знаете о вальсе? (Ответы детей) Узнать немного больше нам помогут наши исследователи.
Рассказы учащихся о вальсе
Кому сегодня не известен вальс? Его чарующие звуки и плавные движения так романтичны и изящны. Танец вальс известен со второй половины 18 века. Своей историей появления он обязан европейским народам. Элементы вальса можно найти во французском вольте и немецком крестьянском танце — лендлер. Настоящее признание вальс получил в начале 19 века и его родиной по праву считают живописную Австрию. В Вене этот танец был очень популярен в светских кругах, а музыка вальса быстро распространилась по всему миру. Каждая страна со временем в классический вальс добавляла немного национальных элементов. Так появились различные виды вальса:
- английский;
- французский;
- венский и множество других.
Вальсы по жанру и характеру бывают разные. Есть вальсы бальные, симфонические, вальсы-песни. И ещё, что особенно важно, они могут быть весёлые или грустные, бравурные или бурно-мятежные, поэтичные или таинственные. Но у всех вальсов есть одно общее свойство – они написаны в трёхдольном размере.
Многие композиторы обращались именно к этому жанру. Среди них русский композитор Михаил Иванович Глинка. Составьте рассказ о нем, используя ключевые слова.
Россия – 1804 год – 10 лет – фортепиано, скрипка - Благородный пансион при Главном педагогическом институте – оперы, романсы, симфонии, увертюры – «Вальс – фантазия».
«Вальс—фантазия» был написан под влиянием глубокого чувства к Екатерине Ермолаевне Керн. Он глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее. Существует две авторские редакции 1845 и 1856 годов.
«Вальс-фантазия» - это необычная для того времени в танцевальной музыке драматическая поэма. Послушайте музыкальное произведение и проанализируйте его, работая в паре.
Звучит «Вальс-фантазия» М.И.Глинки
Работа в парах
Название
Характер
Темп
Динамика
Исполнитель
Жанр
Послушайте произведение еще раз и подумайте, почему композитор дал своему произведению название «Вальс-фантазия»? (несколько мелодий как фантазия человека, мысли пролетающие в голове)
Повторное прослушивание «Вальса-фантазии» М.И.Глинки
В какой обстановке наиболее приемлемо звучание «Вальса-фантазии» - на балу, балетной сцене, в симфоническом концерте? Почему?
Это просто танец, или в музыке Глинки слышится нечто большее?
К какой области музыки можно отнести это сочинение («легкой» или «серьезной»)? (Ответы детей)
Послушайте еще одно музыкальное произведение. Знакомо ли вам оно?
Звучит «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (Е.Дога)
Где же вы слышали это произведение? Опишите музыку. Какую цветовую гамму вы бы использовали, рисуя картину к «Вальсу»? (Ответы детей)
А теперь давайте просмотрим видеофрагмент кинофильма. Какие чувства переданы в нем?
Просмотр видеофрагмента из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
Сравните два вальса, что в них общего и каковы различия? (Ответы детей)
Физкультминутка (Дыхательная гимнастика)
Вокально-хоровая работа.
Много создано песен в трехдольном размере. Одна из них авторов Г.Струве и К.Ибряева «Школьный корабль», которую мы сегодня исполним.
Распевание. Исполнение песни «Школьный корабль»
Какие чувства выражены в песне? Чему она учит? (Ответы детей)
6. Итог урока
6.1. Тестовые задания.
Выбери правильный ответ и обведи его.
1. Какая страна считается родиной вальса?
А) Россия
Б) Австрия
В) Польша
2. В каком веке стал популярен вальс?
А) В 16 веке
Б) В 17 веке
В) В 18 веке
3. В каком размере написана песня «Школьный корабль»?
А) В двухдольном
Б) В трехдольном
В) В четырехдольном
4. Какой вальс написал М.И.Глинка?
А) «Вальс-фантазию»
Б) «Сентиментальный вальс»
В) «Блестящий вальс»
5. Какой композитор сочинил «Вальс» к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь»?
А) П.И.Чайковский
Б) Е.Дога
В) Ф.Шопен
О, русский вальс, изящных нот движенье,
Волшебных звуков царственный полёт,
Немой восторг до самопостиженья,
И красота, что за душу берёт.
Над ним не властны горести и годы,
Дурные люди, лживые цари,
Он был рождён аккордами свободы
Собою людям радости дарить.
Александр Андронов
6.2. Рефлексия
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
6.3. Выставление оценок
7. Домашнее задание
Подобрать иллюстрации к музыкальным произведениям, прозвучавшим на уроке.
Выход из класса под музыку М.И.Глинки. «Вальс-фантазия»