Ход урока: Приветствие - Здравствуйте , ребята! -Здравствуйте учитель! Я рада вас видеть на уроке! Хочу вас озадачить уже в самом начале нашего урока. Послушайте музыкальный фрагмент, прислушайтесь к своим внутренним ощущениям и скажите, что вы представили слушая эту музыку? Звучит «Косма «Игрушка» -Как можно назвать то, что мы представляем себе, когда слушаем музыку? Музыкальный образ. - Сейчас вам прочитаю высказывания людей об одном из видов искусства. Послушайте и ответьте, о чем идет речь.
-Это переживание эмоций, которые ты не в состоянии пережить в жизни; -Ожившая фантазия, греза; Это- мечта , это- жизнь красивая и со смыслом, но к великому сожалению… нереальная; -Это синтетическое искусство, которое в себе интегрирует литературу, театр, звуковое и музыкальное оформление; О чем же сегодня пойдет речь? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Правильно, мы с вами будем сегодня говорить о музыкальных образах в кино. (тема , слайд1) А какой по вашему мнению, главный вопрос нашего урока? Какую роль играет музыка в создании образов в кинофильмах? Вряд ли кто из вас сегодня может представить нашу жизнь без искусства кино. А ведь подумать только, что кино появилось чуть больше ста лет назад. Признанными изобретателями кино являются французы- Огюст и Луи Люмьер. (Слайд 2) -Как вы думаете, сколько по времени длился первый фильм?49с. -Как он назывался? « Прибытие поезда»(слайд 3) Так и хочется процитировать строчки из знаменитого стихотворения Юрия Левитанского- Жизнь моя кинематограф Черно- белое кино! –если вы внимательно посмотрели фильм «прибытие поезда», без труда ответите на мой вопрос- какой инструмент принимал участие в озвучивании этого фильма? Да, это фортепиано. Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка. -Как называли человека, играющего во время показа фильма? ( Ответы учеников) Работа со словарем Обычно в кинотеатре служил ТАПЁР (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано . (Слайд 4)(терминологический словарь) Писались даже целые партитуры к фильмам для таперов. Музыка, которую они играли, помогала понять и пережить события фильма: она грустила и радовалась, пугалась и удивлялась вместе с артистами на экране; как и они, бывала нежной, грациозной и грозной, серьёзной и смешной. Появились и первые кинозвезды. -Самым популярным из них был? Чарли Чаплин- первая кино звезда.(слайд 5) Шло время, менялась жизнь и конечно же менялось кино. Оно обрело цвет и звук. -Актуальна ли профессия тапера в наши дни? Представление - Арсений Трофим, наш с вами земляк, выпускник школы поселка Искателей, композитор и арт-директор современного таперского кинозала.(слайд 6) -Обращали ли вы внимание, как часто в фильме звучит музыка? -Для чего режиссеры кино используют музыкальное оформление? Саундтре́к (англ. soundtrack, разг.) — звуковая дорожка. Музыкальное оформление кинофильма. Киномузыка- это важное средство создания экранного образа. (слайд 7) -Приведите примеры фильмов, где музыка помогает понять лучше внутренний мир персонажа?
- Как вы думаете, музыка каких композиторов- классиков чаще всего звучит в кинофильмах? -Может ли в современных кинофильмах звучать классическая музыка ? -Музыку каких композиторов –классиков кинорежиссеры, по вашему мнению, используют чаще всего? Прослушивание отрывков. - По данным статистики 3 место «Лунная соната» Бетховен- 94 фильма. (трагедия, переживания, безысходность) 2 место «Так говорил Заратустра» Штраус- 96 фильмов (что-то великое, значимое) 1 место- «Полет валькирий» Вагнер -153 фильма ( сражения, баталии, полет в воздухе). (Слайд 9) Еще один композитор, с которым мне вас хочется познакомить-классик 20 века- Георгий Васильевич Свиридов.
Портрет Свиридова Г. В. (слайд10) -знакомо вам это имя? Популярной и любимой была работа этого композитора в кино. Сегодня мы с вами послушаем музыкальное произведение, которое было написано Георгием Васильевичем, для фильма «Метель», снятом по одноименной повести Пушкина А.С. Вам будет задание, над которым вы будете работать в группе, посовещавшись. Задание учащимся в классе (работа групповая, по рядам) Прослушивание и анализ музыкального произведения: ( на экране слайд 11) 1 ряд- Сколько частей в произведении? Отличаются ли они по характеру? 2 ряд- Какие инструменты участвуют в исполнении? Какие из них играют главную роль в создании музыкального образа? 3 ряд- Если бы вы режиссером фильма , то какой бы вы придумали сюжет к этой музыке? Ответы учащихся. Название музыкального произведения: « Тройка» ( слайд «Тройка») Просмотр видеофрагмента. -Удовлетворены ли вы ответами товарищей?
- Как вы думаете, сложно ли писать музыку к фильмам? -В чём сложность этой работы? -Назовите имена российских композиторов, связанных с кинематографом? Ответы учащихся. На экране (слайд 12) Максим Дунаевский. Александр Зацепин, Алексей Рыбников, Евгений Крылатов. Фильмы, для которых эти композиторы написали музыку,- очень популярны и любимы зрителями. Песни и музыка звучат не только в самом фильме. Но и со сцены эстрады. Вы, наверно замечали, что знакомая музыка из к-фильма сразу у нас вызывает хорошие воспоминания о сюжете и героях любимой киноленты. Пришло время подвести итог нашей с вами работы. Как вы считаете, ответили ли мы с вами на главный вопрос нашего урока? -Какова роль музыки в создании экранных образов? -Что нового вы приобрели сегодня на уроке? -Был ли полезен для вас урок? До свидания! Выход под музыку Косма из фильма «Игрушка». |