|   Ход урока:  Приветствие  - Здравствуйте , ребята!  -Здравствуйте учитель!  Я рада вас видеть на уроке! Хочу вас озадачить уже в самом начале нашего урока. Послушайте музыкальный фрагмент, прислушайтесь к своим внутренним ощущениям и скажите, что вы представили слушая эту музыку?   Звучит «Косма «Игрушка»   -Как можно назвать то, что мы представляем себе, когда слушаем музыку?   Музыкальный образ.  - Сейчас вам прочитаю высказывания людей об одном из видов искусства. Послушайте и ответьте, о чем идет речь.  
     -Это переживание эмоций, которые ты не в состоянии пережить в жизни;  -Ожившая фантазия, греза;  Это- мечта , это- жизнь красивая и со смыслом, но к великому сожалению… нереальная;  -Это синтетическое искусство, которое в себе интегрирует литературу, театр, звуковое и музыкальное оформление;  О чем же сегодня пойдет речь?   Попробуйте сформулировать тему нашего урока.  Правильно, мы с вами будем сегодня говорить о музыкальных образах в кино. (тема , слайд1)   А какой по вашему мнению, главный вопрос нашего урока?    Какую роль играет музыка в создании образов в кинофильмах?  Вряд ли кто из вас сегодня может представить нашу жизнь без искусства кино.   А ведь подумать только, что кино появилось чуть больше ста лет назад. Признанными изобретателями кино являются французы- Огюст и Луи Люмьер.  (Слайд 2)  -Как вы думаете, сколько по времени длился первый фильм?49с.  -Как он назывался? « Прибытие поезда»(слайд 3)  Так и хочется процитировать строчки из знаменитого стихотворения Юрия Левитанского-    Жизнь моя кинематограф  Черно- белое кино!   –если вы внимательно посмотрели фильм «прибытие поезда», без труда ответите на мой вопрос- какой инструмент принимал участие в озвучивании этого фильма?   Да, это фортепиано.  Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка.     -Как называли человека, играющего во время показа фильма? ( Ответы учеников)  Работа со словарем  Обычно в кинотеатре служил    ТАПЁР (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано . (Слайд 4)(терминологический словарь)   Писались даже целые партитуры к фильмам для таперов.  Музыка, которую они играли, помогала понять и пережить события фильма: она грустила и радовалась, пугалась и удивлялась вместе с артистами на экране; как и они, бывала нежной, грациозной и грозной, серьёзной и смешной.     Появились и первые кинозвезды.    -Самым популярным из них был?  Чарли Чаплин- первая кино звезда.(слайд 5)   Шло время, менялась жизнь и конечно же менялось кино. Оно обрело цвет и звук.  -Актуальна ли профессия тапера в наши дни?  Представление    - Арсений Трофим, наш с вами земляк, выпускник школы поселка Искателей, композитор и арт-директор современного таперского кинозала.(слайд 6)  -Обращали ли вы внимание, как часто в фильме звучит музыка?  -Для чего режиссеры кино используют музыкальное оформление?  Саундтре́к (англ. soundtrack, разг.) — звуковая дорожка. Музыкальное оформление кинофильма.     Киномузыка- это важное средство создания экранного образа. (слайд 7)   -Приведите примеры фильмов, где музыка помогает понять лучше внутренний мир персонажа?  
     - Как вы думаете, музыка каких композиторов- классиков чаще всего звучит в кинофильмах?  -Может ли в современных кинофильмах звучать классическая музыка ?   -Музыку каких композиторов –классиков кинорежиссеры, по вашему мнению, используют чаще всего?   Прослушивание отрывков.  - По данным статистики  3 место «Лунная соната» Бетховен- 94 фильма.  (трагедия, переживания, безысходность)  2 место «Так говорил Заратустра» Штраус- 96 фильмов  (что-то великое, значимое)   1 место- «Полет валькирий» Вагнер -153 фильма  ( сражения, баталии, полет в воздухе). (Слайд 9)  Еще один композитор, с которым мне вас хочется познакомить-классик 20 века- Георгий Васильевич Свиридов.  
     
     
     Портрет Свиридова Г. В.  (слайд10)  -знакомо вам это имя?   Популярной и любимой была работа этого композитора в кино. Сегодня мы с вами послушаем музыкальное произведение, которое было написано Георгием Васильевичем, для фильма «Метель», снятом по одноименной повести    Пушкина А.С.    Вам будет задание, над которым вы будете работать в группе, посовещавшись.    Задание учащимся в классе (работа групповая, по рядам)   Прослушивание и анализ  музыкального произведения:  ( на экране слайд 11)    1 ряд- Сколько частей в произведении? Отличаются ли они по характеру?  2 ряд- Какие инструменты участвуют в исполнении?  Какие из них играют главную роль в создании музыкального образа?  3 ряд- Если бы вы режиссером фильма , то какой бы вы придумали сюжет к этой музыке?  Ответы учащихся.  Название музыкального произведения: « Тройка»   ( слайд «Тройка»)  Просмотр видеофрагмента.  -Удовлетворены ли вы ответами товарищей?  
     - Как вы думаете, сложно ли писать музыку к фильмам?  -В чём сложность этой работы?  -Назовите имена российских композиторов, связанных с кинематографом?  Ответы учащихся.   На экране (слайд 12)     Максим Дунаевский. Александр Зацепин, Алексей Рыбников, Евгений Крылатов.  Фильмы, для которых эти композиторы написали музыку,- очень популярны и любимы зрителями. Песни и музыка звучат не только в самом фильме. Но и со сцены эстрады. Вы, наверно замечали, что знакомая музыка из к-фильма сразу у нас вызывает хорошие воспоминания о сюжете и героях любимой киноленты.  Пришло время подвести итог нашей с вами работы.  Как вы считаете, ответили ли мы с вами на главный вопрос нашего урока?  -Какова роль музыки в создании экранных образов?  -Что нового вы приобрели сегодня на уроке?  -Был ли полезен для вас урок?  До свидания!  Выход под музыку Косма из фильма «Игрушка».   |