Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Традиции Пушкина, Гоголя, Некрасова.
Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Традиции Пушкина, Гоголя, Некрасова.
Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Традиции Пушкина, Гоголя, Некрасо
Данный урок является одним из видов работ по опытно-экспериментальной теме: «Межпредметные связи и интеграция на уроках русского языка и литературы». На уроке используются произведения живописи (картины художников Шмаринова, Глазунова и других), музыкальное произведение (Бетховен), а также отрывок из художественного фильма («Преступление и наказание» Кулиджанова). Таким образом осуществляется интегрированная связь различных видов искусства. Изучение художественных произведений на уровне диалога с другими искусствами улучшает восприятия произведений искусства.
Тип урока: комплексное применение знаний
Цель урока: познакомиться с особенностями романа Достоевского, сравнить описание Петербурга с описаниями других авторов
Образовательные задачи: познакомить студентов с особенностями описания Петербурга в романе
Развивающие задачи: содействовать развитию умения выделять главное, систематизировать, сравнивать, развитию устной речи студентов
Наглядность: презентация « Петербург в русской литературе», художественный фильм «Преступление и наказание»
Дидактический материал: образец таблицы «Петербург в произведениях писателей», отрывки из романа «Преступление и наказание»
Межпредметные связи: с историей, музыкой, живописью, кино
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (лекция), эвристические (беседа), исследовательский (работа студентов)
Люблю тебя,
Петра творенье
А.С. Пушкин
Виноват, не люблю его..
Достоевский
Ход урока:
1.Организационный момент
2. Этап мотивации и целеполагания
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим об образе Петербурга в романе Ф.М.Достоевского. Образ Петербурга всегда волновал писателей. Этот необыкновенный город с необычной историей, величественный и прекрасный, строгий и фантастический, сказочно богатый и ужасающе нищий, таинственный и предсказуемый. Неживой образ города является одним из главных героев романа. Роман Ф.М.Достоевского по другому называют «петербургским» романом, потому, что Достоевский показал реальные улицы и дома. И прежде чем мы окунёмся в Петербург 19 века, мне бы хотелось показать вам частичку Петербурга сегодняшнего дня и прочесть строки об этом удивительном городе
Учитель демонстрирует слайды с изображением современного города и читает стихи, которые передают разные грани Петербурга.
Учитель: А теперь закончим наше поэтическое путешествие и вернёмся в прошлое, в 19 век. Век Пушкина, Некрасова, гоголя и Достоевского. И посмотрим, чем для них был Петербург и как они показывали нам образ города.
3. Повторение пройденного материала:
Фронтальный опрос:
- Когда задумал свой роман Достоевский?
- Назовите тему романа
-Кто главный герой?
-Что происходит с главным героем романа?
-Какие причины толкают его на преступление?
-Где и в каких условиях живёт наш герой?
4. Объяснения нового материала
Объяснение проходит в виде лекции с демонстрацией слайдов и направленного чтения (технология РКМЧП)
Учитель: Сегодня мы посмотрим описание Петербурга Достоевского, вспомним, как описывали этот город Некрасов, Пушкин, Гоголь. У каждой эпохи свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему.
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит... А.С. Пушкин
В Петербурге Александр Сергеевич Пушкин провел более трети своей жизни - лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и житейских проблем. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством, как "град Петров". Петербург для поэта - воплощение петровского духа, "Петра творенье", символ созидательных сил России.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит:
Однако Пушкин чувствовал, что Петербург - город контрастов, и вот уже по затопленной столице, преследуемый Медным всадником, мчится несчастный сумасшедший Евгений: Образы Петербурга и его творца Петра в поэме двойственны. Петербург - город величия и славы, но в то же время это город суеты, забот, повседневных тревог "маленького человека".
Петербург в описании Н.В. Гоголя
В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. В "Петербургских повестях», в «Шинели» автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.
В повести "Невский проспект" (Невский проспект - своего рода символ Петербурга, его лицо-маска):
Отрывок раздаётся студентам для того, чтобы они определили описание города
"Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город обратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде".
Беседа по вопросам, заполнение таблицы
Отметим, что в поэтическом мире Гоголя существует устойчивая ассоциативная связь между праздностью, злом, дьяволом и фантасмагорией. И всё это характерно для гоголевского Петербурга.
Петербург в описании Н.А. Некрасова
Одной из любимых тем лирики Некрасова было изображение Петербурга, где Некрасов прожил 40 лет. В молодости ему пришлось влачить жизнь голодного бедняка, на себе испытать нужду и лишения, а также узнать все превратности жизни в трущобах столицы. Петербург предстал перед читателем резко разделенным на два мира - владельцев "роскошных палат" и обитателей подвалов, "счастливцев" и "несчастливцев".
Отрывок раздаётся студентам для того, чтобы они определили описание города
":И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их на показ.
И сильней поразили меня такие картины неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все то, что есть в тебе блестящего и поразительного
С сердечной болью описывал Некрасов петербургские углы и ютящийся в них нищий, голодный люд. Вместо роскошных дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины, где "каждый дом золотухой страдает", где "штукатурка валится и бьёт тротуаром идущий народ", где мерзнут дети на "ложе своем". На улицах красивого города он видит, прежде всего, людей униженных и обиженных, видит картины, которые до него старательно обходили поэты: у памятника Петру I он замечает "сотни сотен крестьянских дровней, которые у присутственных мест дожидаются"
Роскошную столицу, один из красивейших городов мира, Некрасов увидел глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым.
В заключение лекции таблица в конспектах должна выглядеть следующим образом:
Писатель-произведение-Описание города
А.С.Пушкин-«Медный всадник»-Величественный, стройный, великолепный, могущественный, «золотой» город
Н.В.Гоголь-«Петербургские повести» «Шинель»-Загадочный, таинственный, фантастический, город, где сходят с ума
Н.А.Некрасов-«Размышления у парадного подъезда» и другие- Обманчивость города. Город, где нищета, голод, людей унижают, где смерть
Ф.М.Достоевский - ?
5. Применение знаний
Учитель: Мы рассмотрели описание Петербурга другими писателями 19 века, а теперь вернёмся к роману Достоевского
Сейчас каждый получит описание из романа, прочтёт его и задумается над тем, как показан город, и как он влияет на людей, живущих в нём.
Перед анализом текста вспомним по каким улицам ходит наш герой
Демонстрация слайдов с музыкальным сопровождением
. (минор Л. Бетховен. Симфония №7. ч.2 фрагмент)
Учитель: Вслушайтесь в эту музыку…Что слышите вы в ней? Какие чувства рождает она в душе?
(Музыка готовит учащихся к восприятию Петербурга Достоевского).
Учитель: Эта музыка может служить фоном для нашего разговора о Петербурге Достоевского. Достоевский писал: « Признаюсь, Петербург… для меня всегда казался тайною… Я как-то все боялся его…».
Учитель: Пройдемся же вместе с героями Достоевского по этому таинственному городу.
Студенты получают отрывок из романа, который читают и готовятся проанализировать
Анализируются следующие отрывки:Ч.1.Гл.1. (каморка Раскольникова),Ч 1, ГЛ 1. Квартира старухи – процентщицы,Ч 1, ГЛ 2. Жилище Мармеладовых,Ч 1, Гл. 1; Ч 1, Гл 2 (Пейзажи в романе),Ч 6 Гл 6. Последнее утро накануне самоубийства Свидригайлова, Ч 1 Гл 1. Уличная публика,Смерть Катерины Ивановны. (ч. 5 гл. 5).
Во время анализа отрывков составляется кластер по описанию Петербурга, а также заполняется таблица до конца ( Описание Петербурга у Достоевского
А.С.Пушкин-«Медный всадник»-Величественный, стройный, великолепный, могущественный, «золотой» город
Н.В.Гоголь-«Петербургские повести» «Шинель»-Загадочный, таинственный, фантастический, город, где сходят с ума
Н.А.Некрасов-«Размышления у парадного подъезда» и другие-Обманчивость города. Город, где нищета, голод, людей унижают, где смерть
Ф.М.Достоевский-«Преступление и наказание»-Душный враждебный город, приводит людей к равнодушию, озлобленности
Во время анализа демонстрируется отрывок из художественного фильма «Преступление и наказание»
Выводы по теме урока:
Учитель: Заканчивая беседу о Петербурге Достоевского, подведем итог всему сказанному.
Во-первых, чьими глазами мы видим Петербург в романе? (Глазами героев).
В связи с этим, какую особенность можно отметить в авторской манере изображения Петербурга? (Каждое описание пропускается через восприятие героев, соотносится с их душевным состоянием…)
В каких цветовых тонах изображен Петербург в романе? (серый, черный, желтый).
Каков Петербург Достоевского по отношению к человеку? (Враждебен, толкает на скандалы и даже преступления…)
Как можно назвать Петербург, на улицах которого происходят человеческие трагедии? (Город можно назвать огромным театром, на сцене которого разыгрываются трагедии…).
Что чувствуют герои, когда выходят на улицы Петербурга? (Одиночество, равнодушие, уныние, озлобленность…).
Сегодня мы сполна прониклись картинами Петербурга в романе «Преступление и наказание». Послушайте слова Белинского: «Питер имеет необыкновенное свойство оскорблять в человеке все святое и заставить выйти наружу все сокровенное. Только в Питере человек может узнать себя: человек он, получеловек или скотина».
6. Обобщение и систематизация
В качестве обобщениядеонстрируется составленный кластер
Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" посвящён разгадке тайны Раскольникова - Петербурга - России.
Образ Петербурга становится обобщенной моделью мира. Именно этот город создает таких как Раскольников, Лужин, Свидригайлов, именно этот город порождает страдания униженных и оскорбленных и требует от них безволия или жертвы, подобно жертве Сони Мармеладовой. Но этому пространству в эпилоге романа противопоставлено совершенно иное пространство на берегу широкой сибирской реки, где происходит духовное воскрешение героя.
7. Подведение итогов
Учитель выставляет оценки за работу студентов, делает замечания, анализирует ответы.
8 Домашнее задание
Написать эссе « Влияние Петербурга на Родиона Раскольникова»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Традиции Пушкина, Гоголя, Некрасова. »
Сабақтың тақырыбы /Тема урока: Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Традиции Пушкина, Гоголя, Некрасова.
Характеристика темы
Данная тема входит в раздел «Ф.М.Достоевский». На изучение этой темы отводится 2 часа.
Урок проводится с демонстрацией презентации, отрывков из художественного фильма реж Л.Кулиджанова «Преступление и наказание»
На уроке используются приёмы РКМЧП ( направленное чтение, метод кластера)
Связь с проблемной темой преподавателя
Данный урок является одним из видов работ по опытно-экспериментальной теме: «Межпредметные связи и интеграция на уроках русского языка и литературы». На уроке используются произведения живописи (картины художников Шмаринова, Глазунова и других), музыкальное произведение (Бетховен), а также отрывок из художественного фильма («Преступление и наказание» Кулиджанова). Таким образом осуществляется интегрированная связь различных видов искусства. Изучение художественных произведений на уровне диалога с другими искусствами улучшает восприятия произведений искусства.
Сабақтың типі /Тип урока: комплексное применение знаний
Сабақ мақсаты / Цель урока: познакомиться с особенностями романа Достоевского, сравнить описание Петербурга с описаниями других авторов
Сабақтың мәселелері
Задачи урока
Білімділік / Образовательные: познакомить студентов с
Көрнекілігі / Наглядность: презентация « Петербург в русской литературе», художественный фильм «Преступление и наказание»
Дидактикалық материалы / Дидактический материал: образец таблицы «Петербург в произведениях писателей», отрывки из романа «Преступление и наказание»
Пәнаралық байланыс / Межпредметные связи: с историей, музыкой, живописью, кино
Білім беру тәсілі / Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (лекция), эвристические (беседа), исследовательский (работа студентов)
Оқыту үрдісін ұйымдастыру түрі / Формы организации учебной деятельности: лекция с демонстрацией презентации (учитель), беседа, индивидуальная самостоятельная работа студентов (анализ первоисточника), составление кластера (РКМЧП)
Сабақтың құрылымы / Структура урока:
1.Организационный момент (5 мин)
2. Этап мотивации и целеполагания (10 мин)
3. Повторение пройденного материала (10 мин)
4. Объяснения нового материала (20 мин)
5. Применение знаний (25мин)
6. Обобщение и систематизация (10 мин)
7. Подведение итогов (5 мин)
8 Домашнее задание (5 мин)
Люблю тебя, Петра творенье А.С. Пушкин
Виноват, не люблю его..
Достоевский
Сабақтың барысы / Ход урока:
1.Организационный момент
2. Этап мотивации и целеполагания
(Психологическая подготовка студентов к восприятию материала. Постановка целей и задач урока)
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим об образе Петербурга в романе Ф.М.Достоевского. Образ Петербурга всегда волновал писателей. Этот необыкновенный город с необычной историей, величественный и прекрасный, строгий и фантастический, сказочно богатый и ужасающе нищий, таинственный и предсказуемый. Неживой образ города является одним из главных героев романа. Роман Ф.М.Достоевского по другому называют «петербургским» романом, потому, что Достоевский показал реальные улицы и дома. И прежде чем мы окунёмся в Петербург 19 века, мне бы хотелось показать вам частичку Петербурга сегодняшнего дня и прочесть строки об этом удивительном городе.
Демонстрация слайдов презентации с комментарием
Учитель демонстрирует слайды с изображением города и читает стихи, которые передают разные грани Петербурга.
Учитель: А теперь закончим наше поэтическое путешествие и вернёмся в прошлое, в 19 век. Век Пушкина, Некрасова, гоголя и Достоевского. И посмотрим, чем для них был Петербург и как они показывали нам образ города.
3. Повторение пройденного материала:
Фронтальный опрос:
- Когда задумал свой роман Достоевский?
- Назовите тему романа
-Кто главный герой?
-Что происходит с главным героем романа?
-Какие причины толкают его на преступление?
-Где и в каких условиях живёт наш герой?
4. Объяснения нового материала
Объяснение проходит в виде лекции с демонстрацией слайдов и направленного чтения (технология РКМЧП)
Учитель: Сегодня мы посмотрим описание Петербурга Достоевского, вспомним, как описывали этот город Некрасов, Пушкин, Гоголь. У каждой эпохи свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему.
Рассматривая описания, мы будем заполнять таблицу
(Студенты получают образец таблицы)
Писатель
произведение
Описание города
А.С.Пушкин
Н.В.Гоголь
Н.А.Некрасов
Ф.М.Достоевский
Демонстрация слайдов
Петербург в описании А.С. Пушкина
Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит... А.С. Пушкин
В Петербурге Александр Сергеевич Пушкин провел более трети своей жизни - лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и житейских проблем. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством, как "град Петров". Петербург для поэта - воплощение петровского духа, "Петра творенье", символ созидательных сил России.
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит:
Однако Пушкин чувствовал, что Петербург - город контрастов, и вот уже по затопленной столице, преследуемый Медным всадником, мчится несчастный сумасшедший Евгений: Образы Петербурга и его творца Петра в поэме двойственны. Петербург - город величия и славы, но в то же время это город суеты, забот, повседневных тревог "маленького человека".
Петербург в описании Н.В. Гоголя
В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. В "Петербургских повестях», в «Шинели» автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.
В повести "Невский проспект" (Невский проспект - своего рода символ Петербурга, его лицо-маска):
Отрывок раздаётся студентам для того, чтобы они определили описание города
"Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город обратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде".
Беседа по вопросам, заполнение таблицы
Отметим, что в поэтическом мире Гоголя существует устойчивая ассоциативная связь между праздностью, злом, дьяволом и фантасмагорией. И всё это характерно для гоголевского Петербурга.
Петербург в описании Н.А. Некрасова
Одной из любимых тем лирики Некрасова было изображение Петербурга, где Некрасов прожил 40 лет. В молодости ему пришлось влачить жизнь голодного бедняка, на себе испытать нужду и лишения, а также узнать все превратности жизни в трущобах столицы. Петербург предстал перед читателем резко разделенным на два мира - владельцев "роскошных палат" и обитателей подвалов, "счастливцев" и "несчастливцев".
Отрывок раздаётся студентам для того, чтобы они определили описание города
":И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их на показ.
И сильней поразили меня такие картины неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все то, что есть в тебе блестящего и поразительного".
Беседа по вопросам, заполнение таблицы
С сердечной болью описывал Некрасов петербургские углы и ютящийся в них нищий, голодный люд. Вместо роскошных дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины, где "каждый дом золотухой страдает", где "штукатурка валится и бьёт тротуаром идущий народ", где мерзнут дети на "ложе своем". На улицах красивого города он видит, прежде всего, людей униженных и обиженных, видит картины, которые до него старательно обходили поэты: у памятника Петру I он замечает "сотни сотен крестьянских дровней, которые у присутственных мест дожидаются"
Роскошную столицу, один из красивейших городов мира, Некрасов увидел глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым.
В заключение лекции таблица в конспектах должна выглядеть следующим образом:
Писатель
произведение
Описание города
А.С.Пушкин
«Медный всадник»
Величественный, стройный, великолепный, могущественный, «золотой» город
Н.В.Гоголь
«Петербургские повести» «Шинель»
Загадочный, таинственный, фантастический, город, где сходят с ума
Н.А.Некрасов
«Размышления у парадного подъезда» и другие
Обманчивость города. Город, где нищета, голод, людей унижают, где смерть
Ф.М.Достоевский
5. Применение знаний
Учитель: Мы рассмотрели описание Петербурга другими писателями 19 века, а теперь вернёмся к роману Достоевского
Сейчас каждый получит описание из романа, прочтёт его и задумается над тем, как показан город, и как он влияет на людей, живущих в нём.
Перед анализом текста вспомним по каким улицам ходит наш герой
Демонстрация слайдов с музыкальным сопровождением
. (минор Л. Бетховен. Симфония №7. ч.2 фрагмент)
Учитель: Вслушайтесь в эту музыку…Что слышите вы в ней? Какие чувства рождает она в душе?
(Музыка готовит учащихся к восприятию Петербурга Достоевского).
Учитель: Эта музыка может служить фоном для нашего разговора о Петербурге Достоевского. Достоевский писал: « Признаюсь, Петербург… для меня всегда казался тайною… Я как-то все боялся его…».
Учитель: Пройдемся же вместе с героями Достоевского по этому таинственному городу.
Студенты получают отрывок из романа, который читают и готовятся проанализировать
Анализируются следующие отрывки:
Ч.1.Гл.1. (каморка Раскольникова).
Ч 1, ГЛ 1. Квартира старухи – процентщицы.
Ч 1, ГЛ 2. Жилище Мармеладовых.
Ч 1, Гл. 1; Ч 1, Гл 2 (Пейзажи в романе).
Ч 6 Гл 6. Последнее утро накануне самоубийства Свидригайлова.
Ч 1 Гл 1. Уличная публика
Смерть Катерины Ивановны. (ч. 5 гл. 5).
Во время анализа отрывков составляется кластер по описанию Петербурга, а также заполняется таблица до конца ( Описание Петербурга у Достоевского)
Писатель
произведение
Описание города
А.С.Пушкин
«Медный всадник»
Величественный, стройный, великолепный, могущественный, «золотой» город
Н.В.Гоголь
«Петербургские повести» «Шинель»
Загадочный, таинственный, фантастический, город, где сходят с ума
Н.А.Некрасов
«Размышления у парадного подъезда» и другие
Обманчивость города. Город, где нищета, голод, людей унижают, где смерть
Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание»
Душный враждебный город, приводит людей к равнодушию, озлобленности
Во время анализа демонстрируется отрывок из художественного фильма «Преступление и наказание»
Выводы по теме урока:
Учитель: Заканчивая беседу о Петербурге Достоевского, подведем итог всему сказанному.
Во-первых, чьими глазами мы видим Петербург в романе? (Глазами героев).
В связи с этим, какую особенность можно отметить в авторской манере изображения Петербурга? (Каждое описание пропускается через восприятие героев, соотносится с их душевным состоянием…)
В каких цветовых тонах изображен Петербург в романе? (серый, черный, желтый).
Каков Петербург Достоевского по отношению к человеку? (Враждебен, толкает на скандалы и даже преступления…)
Как можно назвать Петербург, на улицах которого происходят человеческие трагедии? (Город можно назвать огромным театром, на сцене которого разыгрываются трагедии…).
Что чувствуют герои, когда выходят на улицы Петербурга? (Одиночество, равнодушие, уныние, озлобленность…).
Сегодня мы сполна прониклись картинами Петербурга в романе «Преступление и наказание». Послушайте слова Белинского: «Питер имеет необыкновенное свойство оскорблять в человеке все святое и заставить выйти наружу все сокровенное. Только в Питере человек может узнать себя: человек он, получеловек или скотина».
6. Обобщение и систематизация
В качестве обобщения выступает составленный кластер
Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" посвящён разгадке тайны Раскольникова - Петербурга - России.
Образ Петербурга становится обобщенной моделью мира. Именно этот город создает таких как Раскольников, Лужин, Свидригайлов, именно этот город порождает страдания униженных и оскорбленных и требует от них безволия или жертвы, подобно жертве Сони Мармеладовой. Но этому пространству в эпилоге романа противопоставлено совершенно иное пространство на берегу широкой сибирской реки, где происходит духовное воскрешение героя.
7. Подведение итогов
Учитель выставляет оценки за работу студентов, делает замечания, анализирует ответы.
8 Домашнее задание
Написать эссе « Влияние Петербурга на Родиона Раскольникова»