kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки "Первое путешествие в музыкальный театр".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д Критская. Тема урока: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера". Раздел I полугодия "Музыка и литература". Цель урока: воспитание уважения к Отечеству, его прошлому и настоящему через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Первое путешествие в музыкальный театр". »



МБОУ УСОШ №4



Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.



Тема урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».






































Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.









г. Удомля


Тема урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

Цель: воспитание уважения к Отечеству, его прошлому и настоящему через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

Задачи урока:

  • углубление знаний об особенностях оперного жанра как синтеза разных искусств;

  • развитие знаний о разновидностях вокальных и инструментальных жанров и форм оперы;

  • формирование умений давать оценку музыкальным сочинениям.


Тип урока: открытие новых знаний.


Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.


Планируемые результаты изучения:

Знать особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль.


Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.


Музыкальный материал:

Опера «Садко» Н.А. Римский-Корсаков


Художественный материал:


















Ход урока.


  1. Организационная часть.

Музыкальное приветствие.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока, с творчеством какого композитора мы знакомились на прошлом уроке? (В.А. Моцарт). Какие произведения мы слушали? («Маленькая ночная серенада», Симфония №40, «Лакримоза», «День гнева».). Что такое серенада? Как переводится Лакримоза?

2. Формулирование темы урока. (Слайд 4)

- Вспомните, как называется спектакль, где все герои поют?

Ответы уч-ся: Опера.

- Правильно. А где происходит показ оперы?

Ответы уч-ся: В музыкальном театре.

- Верно. Откройте учебник на странице 48 и прочтите тему урока.

- «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

- Определите цель нашего урока.

Ответы уч-ся: продолжить знакомство с музыкальным спектаклем – Опера.


Планирование деятельности. (Слайд 5)

- Рассмотрите развороты в учебнике на стр. 48 по 57 и составьте план работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?


  • углубление знаний об опере;

  • ознакомление с исполнителями;

  • закрепление знаний о разновидностях вокальных и инструментальных жанров в опере;

  • знакомство с оперой Н.А. Римского–Корсакова «Садко».


III. Работа над новым материалом.

Задание 1. углубление знаний об опере.

- Возникла опера в Италии в конце XVI века. Именно эта страна считалась родиной бельканто – прекрасного пения. Опера – самый сложный из всех видов музыки жанр. Вспомните, как переводится слово опера с итальянского?

- Ответы уч-ся: труд, сочинение.

- Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актеры, к которым зрители привыкли, вдруг вместо того чтобы разговаривать, запели. Поэтому оперу восприняли неоднозначно. Некоторые отнеслись с интересом, но были и такие, кто не воспринимал этот жанр. И все-таки опера стала распространяться по всему миру, завоевывая симпатии зрителей. Первую настоящую оперу создал Клаудио Монтеверди – величайший итальянский композитор. (Слайд 6)

(Слайд 7)

Запомните. ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это драматический музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют.


- В каких театрах идут оперные спектакли?

Ответы уч-ся: В музыкальных театрах.

- Чем опера отличается от театра?

Ответы уч-ся: в опере музыка первостепенна. Действие оперы происходит под сопровождение симфонического оркестра.

Во многих крупных городах есть театры оперы и балета. В Москве находится несколько театров, но самый популярный театр оперы и балета - Большой театр. (Слайд 8)


Важную роль в опере играет либретто. Кто знает, что такое либретто?

Ответы уч-ся: Переводится – маленькая книжечка.


(Слайд 9)

Запомните. Либретто от итальянского – книжечка, литературная основа оперы, балета, оперетты. Либретто - полный текст музыкально-сценического сочинения, источником которого служит литературное произведение – миф, легенда, поэма, сказка, повесть.


Задание 2. ознакомление с исполнителями.

В учебнике на странице 50-51 представлены фрагменты некоторых опер и исполнители. Давайте рассмотрим и вспомним уже знакомые нам оперы (беседа).


Задание 3. закрепление знаний о разновидностях вокальных и инструментальных жанров в опере.

В опере мы встречаем произведения как вокального, так и инструментального жанра.


(Слайд 10)

К произведениям вокального жанра в опере относятся: песни, арии, ансамбли, дуэт, трио, речитативы, хор и т.д.


(Слайд 11)

К произведениям инструментального жанра в опере относятся: увертюра (вступление), симфонические картины, эпизоды и т.д.

Задание 4. знакомство с оперой Н.А. Римского–Корсакова «Садко».

(Слайд 12) Сегодня мы обратимся к творчеству Н.А. Римского-Корсакова. Продолжим знакомство с оперой «Садко». На уроках мы уже слушали некоторые фрагменты этой оперы.

- В основу оперы композитор положил северорусскую новгородскую былину про бесстрашного мореплавателя и талантливого музыканта Садко, про волшебную силу его искусства. Песни Садко покорили силы природы, подводное царство, принесли славу великому Новгороду. (Слайд 13)

(Слайд 14) Опера начинается вступлением, которое рисует образ моря. Этот образ проходит через все произведение. Послушайте вступление и скажите, как композитор нарисовал музыкальную картину моря?


Слушание «Океан – Море синее» Римский-Корсаков.

- Определите характер музыки, средства музыкальной выразительности.

Ответы уч-ся:

В какой форме написано вступление?

Ответы уч-ся в вариационной форме.


(Слайд 15) В опере «Садко», как в любой сказке много чудес. Но самое большое чудо сотворило искусство человека. Оно превратило фантастическое существо, бездушную красавицу Волхову в чудесного доброго человека.

Послушаем песню Садко «Ой ты, темная дубравушка» и песню Волховы «Колыбельная». Послушайте и охарактеризуйте их.

Слушание «Ой ты, темная дубравушка» «Колыбельная».

Ответы уч-ся: анализ произведений.

Что роднит эти образы, а что различает?

Ответы уч-ся: Песни Садко и Волховы написаны композитором в духе народных протяжных лирических напевов. Музыкальное сопровождение напоминает звучание гуслей. Песня Садко как бы пробуждает природу. Поднимается ветерок, а вода начинается колыхаться.

В колыбельной звучат мягкие убаюкивающие интонации, плавная, таинственная, нежная мелодия, словно из старинных напевов. Зачарованным сном спит гусляр. Она поет над спящим Садко свою прощальную колыбельную, после чего разливается в полноводную судоходную реку Волхову. Музыка Садко пробудила в царевне человеческую душу, сердце, которое любит и страдает. Она горячо любит Садко и отдала свою жизнь во имя счастья людей.


- Сегодня мы еще раз поговорили о таком вокальном жанре как опера. Опера - синтез нескольких видов искусств. В основе лежит литературное произведение. Либретто – краткое изложение сюжета оперы.


IV. Подведение итогов.

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд 16)

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки "Первое путешествие в музыкальный театр".

Автор: Щукина Людмила Николаевна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168509

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект открытого урока на тему " Первое путешествие в музыкальный театр". "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "237423"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444311300"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урока "Первое путешествие в музыкальный театр." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "145973"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419023760"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Н.А.Римский – Корсаков» "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-opiera-n-a-rimskii-korsakov"
    ["file_id"] => string(6) "115535"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412007797"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-muzyki-v-6-klassie-avtorskaia-piesnia"
    ["file_id"] => string(6) "265353"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449922514"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Куда ведет нас танец? конспект урока во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(53) "kuda-viediet-nas-taniets-konspiekt-uroka-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "141899"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418205522"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства