Урок во 2- ом классе, составлен на основе программы Д.Б. Кабалевского
Тема: « Куда ведет нас танец?»
Название урока: « Волшебной музыки страна».
Эпиграф : « С музыкой встретиться
мы спешим скорей.
С нею мир становится
Лучше и добрей. ( М.Пляцковский) .
Тип урока : введение
Форма урока : путешествие
Задачи: нравственная — прививать любовь к классической музыке,воспитывать в детях добрые чувства, чувство дружбы и взаимовыручки. образовательные – повторить понятия «опера», « симфония», « концерт», дать понятие « балет»,определять настроение в прослушанных произведениях.
Содержание урока.
1.П.И.Чайковский «Баба- Яга» ( слушание)
2.П.И.Чайковский «Танец маленьких лебедей» из балета « Лебединое озеро».
3.П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» ( слушание, определение характера танца с помощью пластических движений ).
4.Вокально – хоровая работа: а) разучивание дидактической песенки «Скоро зима»
б) продолжение разучивания эстонской народной песни
«Хор нашего Яна» (работа над унисоном, дикцией).
Ход урока.
Сегодня ребята мы продолжим наше путешествие в Волшебной музыки страну и узнаем
куда приведет нас танец? Но для начала , давайте вспомним куда привела нас песня?
Для этого вам нужно решить кроссворд.
По горизонтали:
3. Имя композитора,который написал песню « Наш край»;
4. Имя композитора, написавшего детскую оперу « Волк и семеро козлят»;
5.В какую музыкальную страну привела нас песня « Наш край»Д.Б.Кабалевского;
6.Какой русский композитор использовал русскую народную песню «Во поле береза стояла».
По вертикали:
1.Как называется музыкальная страна,в которой все действующие лица передают свои мысли и чувства пением?
2. В какую музыкальную страну привела нас песня « Во поле береза стояла»
Молодцы ребята,но для того чтобы мы продолжили свое путешествие и очутились в театре
нам необходимо вспомнить правила поведения в театре.
Ответы детей.
1.Нельзя опаздывать,лучше прийти на 10-15 мин.раньше и настроиться на встречу с искусством.
2.Непременным условием,без которого невозможно воспринимать музыку,является абсолютная тишина в зале.Недопустимы любые разговоры,шепот.обмен мнениями,шелест страниц,звонок телефона.
Ваши хорошие ответы помогли нам оказаться в театре,сейчас прозвучит третий звонок (звучит колокольчик),погаснет свет, и с помощью волшебной дирижерской палочки зазвучит
музыка.
Звучит пьеса П.И.Чайковского « Баба —Яга».
Ребята, мне кажется ,что-то случилось,занавес не открывается и музыка не та, хотя она может
подсказать нам, кто тут до нас побывал.Кто хочет помешать нам попасть в волшебную страну?Лишь только тот ученик сможет узнать и сказать нам,кто здесь побывал, который
внимательно слушал музыку. (Баба — Яга)
Если она побывала здесь,это ребята неспроста, надо все проверить и в первую очередь за-
навес. Ой,ребята,что это выпало из-за занавеса- письмо!Оно адресовано вам,давайте прочи-
таем: « Я,Баба -Яга заколдовала ваших сказочных героев и руководителя хора,который не до-
пустил меня до репетиции по подготовке новогодней программы.Но если вы разрешите и по-ручитесь за меня,то я обещаю,что буду вести себя хорошо и никого не обижу,и дам вам маленькую подсказку,с помощью которой,вы сможете открыть занавес и расколдовать любимых героев,сделать их видимыми. Это слово относится к вашему изучаемому предмету,
состоит из 6 букв и 3-х слогов. Спешите!!!
Вопрос:- что же это за слово?( Музыка)
Раз это слово музыка,так давайте внимательно послушаем ее и постараемся как можно скорее помочь нашим друзьям, узнаем куда приведет нас танец.
Слушание музыки и просмотр фрагмента из балета « Лебединое озеро»П.И.Чайковского.
Вопрос:-Куда же привел нас танец, что это за страна, где герои свои чувства и мысли передают с помощью танца,жестов и мимики? ( Балет)
Вопрос:-А может быть,кто- нибудь знает название балета и фрагмента, который мы посмотрели? ( Выслушать ответы детей и сказать название фрагмента « Танец маленьких лебедей»
Вопрос:-Какое настроение у танца? ( работа со словарем эстетических эмоций)
А сейчас прозвучит еще одно произведение,которое тоже приведет нас в страну балета.Ваша задача, внимательно слушая определить характер музыки, а так же вид танца (полька,вальс),
и покоманде моей руки,показать с помощью пластических движений характер музыки.
Слушание: « Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»(ответы детей)
Молодцы ребята,вы почти все правильно определили жанр музыки-это вальс,(работа по словарю)
Вопрос:-Как называется балет,фрагмент которого мы прослушали?(Щелкунчик)
А теперь постараемся назвать имя композитора,который написал эти два прекрасных балета?(показ портрета П.И.Чайковского.)
Мы выполнили с вами задания Бабы-Яги, но не сможем начать разучиввание песни,так как нет руководителя нашего хора.
Вопрос:-Кто помнить как его зовут?(Ян)
- Какому народу принадлежит песня,которую мы разучиваем?(Эстонскому)
-О каком времени года поется в песне?(Зима)
Да, и мы споем с вами маленькую песенку,которая называется «Скоро зима»
Вокальная-хоровая работа: «Скоро зима»(дидактическая песня),
Изобразим (голосом) вьюгу,которая то усиливается,то затихает.
Прочитаем слова песни,применяя прием художественного чтения.
Вьюга совсем утихла , и мы можем помочь Яну создать настоящий хор.Приготовились!
(Продолжение разучивания песни-работа над унисоном,динамикой,ритмом.)
Ребята,обратите внимание на наш эпиграф.Давайте прочтем его.затем ответим на вопрос.
Вот мы смогли попасть в волшебную страну,спасти наших друзей,помогли Яну выучить песню.Что помогло нам все это сделать?(Дружба,музыка,доброта.)
Обобщение урока:
-В какую страну нас привел танец?(Балет)
-А как вы понимаете слово балет?
-Как называются произведения,которые прозвучали у нас на уроке?
-А как зовут композитора,который написал эти прекрасные произведения?
Домашнее задание:нарисовать рисунок на прослушанную музыку,а именно на ту музыку,которая больше всего понравилась вам.
Оценивание детей.
Урок наш окончен,до новых встреч дорогие ребята!