тема урока в 5 классе " О подвигах, о доблести, о славе" способстует развитию исторической памяти подростков на основе различных видов произведений искусства, которые раскрывают тему защиты Родины.Это гравюры художника-графика С. Краскаускаса, " Реквием" Д. кабалевского и Р. Рождетсвенского
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока " О подвигах, о доблести, о славе" »
Конспект урока в 5 классе.
Тема урока: « О подвигах, о доблести, о славе»
Учебник: Музыка в 5 классе.
Авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Тема: О подвигах, о доблести, о славе
Цель урока:
-Показать, как в произведениях искусства изображена сила и мощь советского народа
Задачи:
-Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины, знакомство с жанром реквиема.
-Формировать эмоциональное осознанное восприятие музыкальных произведений, Прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина», развитие музыкальной памяти.
-Развивать способность сопереживания, воспитывать чуткое отношение к памяти о русских солдатах.
«Реквием» Р. Рождественский, Д. Кабалевский, С. Краскаускас
«Священная война» А. Александров
Ход урока.
Дети входят в кабинет под музыку марша.
-День Победы всегда будет одним из светлых и могучих праздников нашей страны. В памяти народа никогда не сотрутся горе и страдания, которые война принесла людям. Мужество советских людей, их готовность до последней капли крови защищать свою Родину не знало границ.
Исполнение песни «Подвиг солдата» муз и сл А. Варламова.
-Ребята, дома вы подготовили стихи, посвященные Победе.
(Чтение стихов)
-О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано немало произведений в различных видах искусства. Хранят память народа и солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях.
«Реквием»- так назвали свои произведения поэт Р. Рождественский, композитор Д. Кабалевский и литовский художник- график С. Краскаускас.
Реквием (слезный день)
Давайте рассмотрим графические рисунки С. Краскаускаса из циклов «Реквием» и « Вечно живые».
На гравюрах ясно выделяются два горизонтальных плана: на нижнем изображен погибший солдат, на верхнем- эпизоды из мирной жизни людей.
-Как влияет черно-белый цвет гравюр на их эмоциональный строй?
( Он придает динамичность, стремительность)
-Что хотел сказать людям художник?
(Благодаря погибшему солдату сейчас мир на земле, растут дети, летают в небе птицы)
-Художник писал: «Когда я работал над гравюрами, я вновь и вновь возвращался к строкам « Реквиема» Роберта Рождественского.
«Убейте войну,
Прокляните войну,
Люди земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех,
Кто уже не придет никогда,
Заклинаю,-
Помните!
Композитор Дмитрий Кабалевский создал музыку к стихам Рождественского, и получился «Реквием»
(слушание фрагмента.)
-Расскажите о характере произведения.
( Яркое, мощное произведение, уже во вступлении светлая мелодия перебивается грозными интонациями)
-Почему художник, поэт и композитор обратились к такому жанру траурной музыки, как «Реквием» ?
( Реквием- слезный день, так переводится это произведение.
Мы должны помнить всегда тех, кто защищал нашу Родину, тех кто жизнь свою отдал за нас)
-Эти « Реквиемы» воплотили одну идею» Памяти павших будьте достойны!
А сейчас вы услышите её одну очень известную песню. Эта песня появилась в 1941 году. О том , какое впечатление песня произвела при первом её исполнении, вспоминал поэт – очевидец А . Сурков; « Это было в начале июля 1941 года в Москве на Белорусском вокзале. Продымленный махоркой вокзал…Эшелоны уходят на фронт.. В зале ожидания Краснознаменный ансамбль даёт концерт отбывающим воинским частям. Как воинская присяга звучит песня, как клятва воинов: драться до последней капли крови, до последнего дыхания. Песня утихла, но зал требует повторения. Пять раз повторяет ансамбль « Священную войну» и её « ярость благородная» наполняет до краёв сердца бойцов и командиров, едущих на фронт, чтобы громить врага.
Звучит песня « Священная война» в исполнении вокальной группы ребят.
-Страшное слово –« война»! за ним разрушенные города, горе, слезы, смерть, а ещё миллионы людей, в том числе стариков и детей, погибших мучительной смертью в фашистских лагерях смерти.
Недалеко от г. Веймара в 1937 г. был создан фашистский концентрационный лагерь Бухенвальд.
В Польше вблизи города Освенцима во второй мировой войне также был создан концентрационный лагерь смерти - Освенцим.
Утонченные приспособления издевательства, мрачные печи крематория, кучи обуви, среди которой много детской, огромное помещение, заполненное волосами людей, где рядом с седыми блестят золотые локоны детей .Всё это взволновало композитора Александра Мурадели.
« Я стремился воплотить в этой песне,- рассказывал композитор, -такой музыкальный образ, который выражал бы не только тему Бухенвальской трагедии, а перерастал в могучий призыв ко всему человечеству- сберечь мир и счастье на земле.
Учитель исполняет песню В. Мурадели «Бухенвальский набат».
-Как сплетаются в этой песне образы войны и борьбы за мир, образы добра и зла?
(Здесь каждое слово восстает против зла и насилия).
Итог урока.
-Наш урок- своеобразная музыкальная композиция, посвященная Дню Победы, не только прославляющая силу победившего Советского государства, но и напоминающая о том, что в мире ещё неспокойно, мир нужно беречь.