kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки: "О подвигах, о доблести, о славе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки для 5 класса, разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д Критская. Тема урока: "О подвигах, о доблести, о славе". Раздел II полугодия "Музыка и изобразительное искусство".  Цель урока: познакомить учащихся с образом защитника Отечества через различные  виды искусств.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки: "О подвигах, о доблести, о славе" »



МБОУ УСОШ №4



Конспект урока музыки

в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.



Тема урока:

«О подвигах, о доблести, о славе».












































Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.




г. Удомля




Цель: познакомить учащихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств.

Задачи:

  • показать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями идут к созданию образа защитника Отечества;

  • закрепить понятия: симфония, кантата, реквием;

  • формировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

  • воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть её защитником.



Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

  • Понимать о взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • Продолжать знакомство с жанром реквиема;

  • Уметь выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства,


Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентация, музыкальный инструмент.

Музыкальный материал:

Д. Кабалевский «Реквием» «Наши дети» (Часть II №8), «Помните!» (Часть III №11)

Художественный материал:

«Реквием» Р. Рождественский, репродукции гравюр из цикла «Вечно живые» С.Красаускоса.















Ход урока.

I. Организационная часть.

II. Основная часть.


  1. Актуализация знаний. (Слайд 4)


- Ребята, соберите в правильной последовательности слова и прочитайте высказывание. (Проверка правильности выполнения задания).


Нету счастья выше, нету чести выше,

Чем любимой Родине служить!

А.С. Ерикеев


- (Слайд 5) Ребята, как Вы понимаете слова эпиграфа?

- Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встречались на наших уроках, посвященных теме защитников Родины.


  1. Формулирование темы урока. Планирование деятельности. (Слайд 6)

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Сформулируйте тему и составьте план.

Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…»

План: (Слайд 7)

  • познакомиться с поэмой Р. Рождественского «Реквием»;

  • анализировать отрывки из поэмы Р. Рождественского;

  • познакомиться с фрагментами из «Реквиема» Д. Кабалевского;

  • анализировать фрагменты «Наши дети», «Помните!» из «Реквиема» Д.Кабалевского;

  • познакомиться с репродукциями гравюр С. Красаускаса;

  • сопоставить произведения Рождественского, Кабалевского, Красаускаса.



  1. Работа над новым материалом. Постановка учебной проблемы.


О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние былины, воспевающие мужество русских витязей и богатырей, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях.

Русские композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства

- Почему? С чем это связано?

Ответы уч-ся: (Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами поработить наш народ).

- Попробуйте сформулировать проблемный вопрос сегодняшнего урока.

Ответы уч-ся: - Как разные искусства раскрывают тему защиты Родины.


- Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

(Слайд 8) Памяти павших за Родину в годы Великой Отечественной войны посвящены три реквиема: поэта Р. Рождественского, композитора Д. Кабалевского, художника-графика Стасиса Красаускаса.

- Кто может сказать, что такое реквием?

Ответы уч-ся: - Реквием - траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших.

- (Слайд 9) На стр. 147 прочтите два отрывка из «Реквиема» Рождественского и сравните их.

Ответы уч-ся: В первом звучит призыв к читателям, людям Земли, а во втором отражается надежда на светлые, солнечные дни, вера в будущее без воин.


Послушайте еще один фрагмент из «Реквиема» Рождественского называется «Помните».

- (Слайд 10) А теперь мы послушаем два фрагмента из «Реквиема» «Наши дети» и «Помните» Д. Кабалевского на слова Рождественского. После прослушивания мы сравним эти произведения.


Слушание «Наши дети», «Помните».

Анализ произведений: Обратить внимание детей, что уже во вступлении светлая, песенная мелодия словно перебивается грозными интонациями, ритмами ударных.

В звучании детского хора чередуются эпизоды лирические мажорные «Это песня о солнечном свете» с драматическими минорными «Именем Солнца, именем Родины клятву даем». В звучании симфонического оркестра слышны контрастные интонации.

Принцип контраста в развитии музыки «Помните» проявляется в том, что голоса солистов чередуются со звучанием уже знакомой темы хора «Наши дети» Развиваясь музыка, приобретает все более драматический характер, а заключительный раздел звучит уверенно и победно.

- (Слайд 11) Настало время обратиться к творчеству литовского художника Стасиса Красаускаса. Мы рассмотрим репродукции гравюр из циклов «Реквием» и «Вечно живые». Сформулируйте идею этих произведений, и проанализируйте композиции гравюр, которые помогают раскрыть главную мысль.


Ответы уч-ся: Выделяются два горизонтальных плана: на нижнем изображен погибший солдат, на верхнем – эпизоды из жизни людей.

- Какая идея воплощена в гравюрах художника?

Ответы уч-ся: Безграничная вера в торжество жизни над смертью. Лежащий в земле погибший солдат, будто не умер, а уснул. И над ним - тревожные и прекрасные видения - его сны, его земная жизнь, его неосуществленные мечты...


- Художник писал: «Когда я работал над гравюрами, составившими цикл «Вечно живые», вновь и вновь возвращался к строкам «Реквиема» Рождественского. Не иллюстрировал его, но работал над собственной темой во власти этих стихов…»


III. Подведение итогов.

Какой вывод мы можем сделать, познакомившись с произведениями Рождественского, Кабалевского и Красаускаса?


В ы в о д: Литература, музыка, живопись, графика – каждое искусство по-своему раскрывает отношение художников к подвигу солдат.


- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд № 13)

Ответы уч-ся:

- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки: "О подвигах, о доблести, о славе"

Автор: Щукина Людмила Николаевна

Дата: 26.04.2015

Номер свидетельства: 205922

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока на тему: "Музы не молчали" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-na-tiemu-muzy-nie-molchali-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223755"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438106510"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока по литературе Строки опаленные войной. "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-stroki-opaliennyie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "168032"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423159750"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока мужества "Блокада Ленинграда" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-muzhiestva-blokada-lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "163742"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422535836"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "«Музыкальный образ защитника отечества» конспект открытого занятия "
    ["seo_title"] => string(74) "muzykal-nyi-obraz-zashchitnika-otiechiestva-konspiekt-otkrytogho-zaniatiia"
    ["file_id"] => string(6) "123850"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414586851"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства