Конспект урока музыки: "О подвигах, о доблести, о славе"
Конспект урока музыки: "О подвигах, о доблести, о славе"
Конспект урока музыки для 5 класса, разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д Критская. Тема урока: "О подвигах, о доблести, о славе". Раздел II полугодия "Музыка и изобразительное искусство". Цель урока: познакомить учащихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть её защитником.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Понимать о взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
Продолжать знакомство с жанром реквиема;
Уметь выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства,
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентация, музыкальный инструмент.
Музыкальный материал:
Д. Кабалевский «Реквием» «Наши дети» (Часть II №8), «Помните!» (Часть III №11)
Художественный материал:
«Реквием» Р. Рождественский, репродукции гравюр из цикла «Вечно живые» С.Красаускоса.
Ход урока.
I. Организационная часть.
II. Основная часть.
Актуализация знаний. (Слайд 4)
- Ребята, соберите в правильной последовательности слова и прочитайте высказывание. (Проверка правильности выполнения задания).
Нету счастья выше, нету чести выше,
Чем любимой Родине служить!
А.С. Ерикеев
- (Слайд 5) Ребята, как Вы понимаете слова эпиграфа?
- Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встречались на наших уроках, посвященных теме защитников Родины.
Формулирование темы урока. Планирование деятельности. (Слайд 6)
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- Сформулируйте тему и составьте план.
Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…»
План: (Слайд 7)
познакомиться с поэмой Р. Рождественского «Реквием»;
анализировать отрывки из поэмы Р. Рождественского;
познакомиться с фрагментами из «Реквиема» Д. Кабалевского;
анализировать фрагменты «Наши дети», «Помните!» из «Реквиема» Д.Кабалевского;
познакомиться с репродукциями гравюр С. Красаускаса;
сопоставить произведения Рождественского, Кабалевского, Красаускаса.
Работа над новым материалом. Постановка учебной проблемы.
О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние былины, воспевающие мужество русских витязей и богатырей, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях.
Русские композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства
- Почему? С чем это связано?
Ответы уч-ся:(Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами поработить наш народ).
- Попробуйте сформулировать проблемный вопрос сегодняшнего урока.
Ответы уч-ся:- Как разные искусства раскрывают тему защиты Родины.
- Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.
(Слайд 8) Памяти павших за Родину в годы Великой Отечественной войны посвящены три реквиема: поэта Р. Рождественского, композитора Д. Кабалевского, художника-графика Стасиса Красаускаса.
- Кто может сказать, что такое реквием?
Ответы уч-ся:- Реквием - траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших.
- (Слайд 9) На стр. 147 прочтите два отрывка из «Реквиема» Рождественского и сравните их.
Ответы уч-ся:В первом звучит призыв к читателям, людям Земли, а во втором отражается надежда на светлые, солнечные дни, вера в будущее без воин.
Послушайте еще один фрагмент из «Реквиема» Рождественского называется «Помните».
- (Слайд 10) А теперь мы послушаем два фрагмента из «Реквиема» «Наши дети» и «Помните» Д. Кабалевского на слова Рождественского. После прослушивания мы сравним эти произведения.
Слушание «Наши дети», «Помните».
Анализ произведений:Обратить внимание детей, что уже во вступлении светлая, песенная мелодия словно перебивается грозными интонациями, ритмами ударных.
В звучании детского хора чередуются эпизоды лирические мажорные «Это песня о солнечном свете» с драматическими минорными «Именем Солнца, именем Родины клятву даем». В звучании симфонического оркестра слышны контрастные интонации.
Принцип контраста в развитии музыки «Помните» проявляется в том, что голоса солистов чередуются со звучанием уже знакомой темы хора «Наши дети» Развиваясь музыка, приобретает все более драматический характер, а заключительный раздел звучит уверенно и победно.
- (Слайд 11) Настало время обратиться к творчеству литовского художника Стасиса Красаускаса. Мы рассмотрим репродукции гравюр из циклов «Реквием» и «Вечно живые». Сформулируйте идею этих произведений, и проанализируйте композиции гравюр, которые помогают раскрыть главную мысль.
Ответы уч-ся:Выделяются два горизонтальных плана: на нижнем изображен погибший солдат, на верхнем – эпизоды из жизни людей.
- Какая идея воплощена в гравюрах художника?
Ответы уч-ся:Безграничная вера в торжество жизни над смертью. Лежащий в земле погибший солдат, будто не умер, а уснул. И над ним - тревожные и прекрасные видения - его сны, его земная жизнь, его неосуществленные мечты...
- Художник писал: «Когда я работал над гравюрами, составившими цикл «Вечно живые», вновь и вновь возвращался к строкам «Реквиема» Рождественского. Не иллюстрировал его, но работал над собственной темой во власти этих стихов…»
III. Подведение итогов.
Какой вывод мы можем сделать, познакомившись с произведениями Рождественского, Кабалевского и Красаускаса?
В ы в о д: Литература, музыка, живопись, графика – каждое искусство по-своему раскрывает отношение художников к подвигу солдат.
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд № 13)
Ответы уч-ся:
- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка)