kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока мужества "Блокада Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Ребята, вы прослушали музыкальное произведение. Назовите, пожалуйста, тему нашего урока мужества.

7 января Россия отмечает одну из самых скорбных и трагических дат – день полного снятия блокады Ленинграда.

Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года — почти 900 дней

Ведущий 1. 18 декабря 1940 года Гитлер подписал директиву №21, известную как План «Барбаросса». Этот план предусматривал нападение на СССР тремя группами армий по трем основным направлениям: ГА «Север» - на Ленинград, ГА «Центр» - на Москву и ГА «Юг» -  на Киев и Донбасс. Захват Москвы предполагалось производить только после захвата Ленинграда и Кронштадта. Уже в директиве №32 от 11 июня 1941 года Гитлер определял время завершения «победоносного похода на Восток», как конец осени.

Ведущий 2. Гитлер принял решение стереть город Ленинград с лица земли.
Предполагалось окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Фюрер отдал следующий приказ «Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения»

Учитель Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы — более 40 отборных дивизий, более  1000 танков и 1500 самолет

Ведущий 1. 4 сентября 1941 года город подвергается первым артиллерийским обстрелам

8 сентября солдаты группы «Север» захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость), взяв под контроль исток Невы, и блокировав Ленинград с суши. С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города. Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру

Ведущий 2. По данным на 1 января 1941 года, в Ленинграде проживало чуть менее трёх миллионов человек. Для города был характерен более высокий, чем обычно, процент нетрудоспособного населения, в том числе детей и стариков  С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки.

Катастрофическое продовольственное положение города стало ясно 12 сентября В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были установлены критические для жизнеобеспечения нормы: рабочим в сутки стали выдавать 250 граммов хлеба, служащим, иждивенцам и детям – 125 грамм. И даже эти кусочки хлеба были неполноценными. Рецепт ленинградского хлеба тех дней: мука ржаная, дефектная – 50%, жмых – 10%, соевая мука – 5%, отруби – 5%, солод – 10%, целлюлоза – 15%. В Ленинграде наступил голод. Варили и употребляли в пищу ремни, куски кожи, клей, несли домой землю, в которой осели частицы муки из разбомбленных немцами продовольственных складов.

Ведущий 1. Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания.

Зимой 1941—1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками, и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.


Ведущий 2. За годы блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода и холода.

Ведущий 1. Из воспоминаний жителей блокадного Ленинграда. «Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания. Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня – завтра такая участь ожидает каждого. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать»

Учитель Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается. Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей.
«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. 
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 год.

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. 
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года»
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. 
Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

Прослушивание песни «Ленинградки», просмотр видеоряда .

Ведущий 2. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище, находящемся в Калининском районе. Площадь кладбища составляет 26 га, длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м. На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц. В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет примерно 500 тыс. человек.

Ведущий 1. Советский народ был полон решимости отстоять Ленинград. Вокруг города создавалась система обороны, которая состояла из нескольких поясов. Десятки партизанских отрядов, организованных из добровольцев города, включились в активную борьбу в тылу. На заводах и фабриках ковалось оружие для фронта.

 Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков.

Ведущий 2. В сентябре - октябре 1941 года немецкая авиация совершала по несколько налетов в день, и во всех случаях, независимо от количества появившихся самолетов, объявлялась воздушная тревога. Люди уходили в укрытия, подвалы и находились там по несколько часов до отбоя. Такое массовое отвлечение рабочих приводило к снижению темпов производства, и было принято решение при появлении одного-двух самолетов тревогу не объявлять. Сами рабочие настояли, чтобы работа не прекращалась даже при налете большого количества самолетов, если нет непосредственной угрозы заводу. Пришлось пойти и на такой риск - фронт требовал оружия.
Ведущий 1. Ленинград подготовился и к возможному прорыву немцев. На этот случай был разработан план уничтожения войск противника. На улицах и перекрёстках были возведены баррикады и противотанковые препятствия, построено 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано более 20 тысяч огневых точек.
Борьба ленинградцев за жизнь родного города равносильна подвигу

Ведущий 2. Для подвоза продовольствия и боеприпасов в осаждённый город использовалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру. К началу войны оно было мало освоено и практически не изучено. 30 августа 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о доставке грузов в Ленинград через Ладожское озеро. На западном берегу озера началось сооружение порта в небольшой бухте Осиновец, в 55 километрах от Ленинграда. 12 сентября 1941 года к причалам мыса Осиновец с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки. Так начала действовать блокадная "артерия" Ленинграда, которую народ назвал "Дорогой жизни".. Каждый рейс по озеру был подвиго

Ведущий 1. В городе, несмотря на блокаду, продолжалась культурная, интеллектуальная жизнь: работали школы, библиотеки, театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Все то время, когда шла блокада, работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живет

Ведущий 1. В течение 1941—1942 годов было предпринято несколько попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными

Ведущий 2. Лишь 18 января 1943 года в ходе операции «Искра» силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана. Был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8—11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За семнадцать суток по берегу были проложены автомобильная и железная (так называемая «Дорога победы») дороги.

Прослушивание сообщение Левитана

Ведущий 1. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снятаВечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве.

Прослушивание сообщение Ленинградского радио

Учитель За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 млн. человек. Всех погибших почтим минутой молчания.

Минута молчания

Учитель (на фоне звучания музыки Ленинградский вальс) За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой и награда медаль «Золотая Звезда».

Учитель Победы русского народа над врагами издревле широко отмечались в России. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников.

Возрождая эту традицию, 10 февраля 1995 года Государственной Думой был принят Федеральный Закон Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России, где был остановлен перечень этих дат. Первой датой является 27 января  — День полного снятия блокады города Ленинграда (1944 год).

(Подведение итогов. Викторина «Блокада Ленинграда»)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока мужества "Блокада Ленинграда" »

Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа посёлка Сазоново Аткарского района Саратовской области






Урок мужества «Блокада Ленинграда»
















Подготовила и провела учитель истории

Самохина Наталья Викторовна




2015 г

Урок мужества «Блокада Ленинграда»


Звучит песня «Ленинградский метроном»


Учитель: Ребята, вы прослушали музыкальное произведение. Назовите, пожалуйста, тему нашего урока мужества.

27 января Россия отмечает одну из самых скорбных и трагических дат – день полного снятия блокады Ленинграда.

Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года — почти 900 дней


Ведущий 1. 18 декабря 1940 года Гитлер подписал директиву №21, известную как План «Барбаросса». Этот план предусматривал нападение на СССР тремя группами армий по трем основным направлениям: ГА «Север» - на Ленинград, ГА «Центр» - на Москву и ГА «Юг» -  на Киев и Донбасс. Захват Москвы предполагалось производить только после захвата Ленинграда и Кронштадта. Уже в директиве №32 от 11 июня 1941 года Гитлер определял время завершения «победоносного похода на Восток», как конец осени


Ведущий 2. Гитлер принял решение стереть город Ленинград с лица земли.
Предполагалось окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Фюрер отдал следующий приказ «Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения»


Учитель Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы — более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов.


Один тиран, не будем имя
Его мы к ночи называть,
Пришел к нам с ордами своими
Наш Ленинград завоевать.

Вообразил в бреду кошмарном
Он с помраченной головой,
Что превратит наш город славный
В пустынный хаос над Невой.

И весть дошла до края света.
Навстречу силе огневой
Встал Ленинград , в грозу одетый,
И принял вызов боевой.


Ведущий 1. 4 сентября 1941 года город подвергается первым артиллерийским обстрелам

8 сентября солдаты группы «Север» захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость), взяв под контроль исток Невы, и блокировав Ленинград с суши. С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города. Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру.


На Ленинград обхватом с трех сторон

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье,

И, видя это, разъяренный враг,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.


Ведущий 2. По данным на 1 января 1941 года, в Ленинграде проживало чуть менее трёх миллионов человек. Для города был характерен более высокий, чем обычно, процент нетрудоспособного населения, в том числе детей и стариков С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки.

Катастрофическое продовольственное положение города стало ясно 12 сентября В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были установлены критические для жизнеобеспечения нормы: рабочим в сутки стали выдавать 250 граммов хлеба, служащим, иждивенцам и детям – 125 грамм. И даже эти кусочки хлеба были неполноценными. Рецепт ленинградского хлеба тех дней: мука ржаная, дефектная – 50%, жмых – 10%, соевая мука – 5%, отруби – 5%, солод – 10%, целлюлоза – 15%. В Ленинграде наступил голод. Варили и употребляли в пищу ремни, куски кожи, клей, несли домой землю, в которой осели частицы муки из разбомбленных немцами продовольственных складов.


Как много в жизни человеку надо!
Он мечется порою от тоски
А нам, голодным детям Ленинграда,
Нам снились хлеба тёплого куски –
Пахучего, с растрескавшейся коркой,
Хрустящего, как в сказке, под ножом…
Его во сне рассматривали зорко
И вспоминали с завистью потом.


Ведущий 1. Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания.

Зимой 1941—1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками, и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.


Какого цвета беда?
Какого цвета война?
Какого цвета холод?
Какого цвета голод?
Какого цвета блокада?
Какого цвета круги ада?
Никакой палитры не надо,
Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.

Ведущий 2. За годы блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода и холода.


Ведущий 1. Из воспоминаний жителей блокадного Ленинграда. «Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания. Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня – завтра такая участь ожидает каждого. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать»


Учитель Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается. Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей.


В осаждённом Ленинграде 
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. 
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года..»

 

А в ночи пронзает небо
Острый свет прожекторов.
Дома нет ни крошки хлеба,
Не найдёшь полена дров.
От коптилки не согреться
Карандаш дрожит в руке,
Но выводит кровью сердце
В сокровенном дневнике:


«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. 
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

 

Отшумела, отгремела
Орудийная гроза,
Только память то и дело
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся берёзки,
Пробивается трава,
А на скорбном Пискарёвском
Остановят вдруг слова:


«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. 
Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

 

У планеты нашей сердце
Бьётся гулко, как набат.
Не забыть земле Освенцим,
Бухенвальд и Ленинград.
Светлый день встречайте, люди,
Люди, вслушайтесь в  дневник:
Он звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик:


«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»


Прослушивание песни «Ленинградки», просмотр видеоряда .


Ведущий 2. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище, находящемся в Калининском районе. Площадь кладбища составляет 26 га, длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м. На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц. В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет примерно 500 тыс. человек.


Под шелестом опущенных знамен

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискаревских плитах нет имен,

На пискаревских плитах только даты.

Год сорок первый…

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.


Ведущий 1. Советский народ был полон решимости отстоять Ленинград. Вокруг города создавалась система обороны, которая состояла из нескольких поясов. Десятки партизанских отрядов, организованных из добровольцев города, включились в активную борьбу в тылу. На заводах и фабриках ковалось оружие для фронта.

Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков.

Ведущий 2. В сентябре - октябре 1941 года немецкая авиация совершала по несколько налетов в день, и во всех случаях, независимо от количества появившихся самолетов, объявлялась воздушная тревога. Люди уходили в укрытия, подвалы и находились там по несколько часов до отбоя. Такое массовое отвлечение рабочих приводило к снижению темпов производства, и было принято решение при появлении одного-двух самолетов тревогу не объявлять. Сами рабочие настояли, чтобы работа не прекращалась даже при налете большого количества самолетов, если нет непосредственной угрозы заводу. Пришлось пойти и на такой риск - фронт требовал оружия.

Ведущий 1. Ленинград подготовился и к возможному прорыву немцев. На этот случай был разработан план уничтожения войск противника. На улицах и перекрёстках были возведены баррикады и противотанковые препятствия, построено 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано более 20 тысяч огневых точек.
Борьба ленинградцев за жизнь родного города равносильна подвигу


Девятьсот блокадных
И голодных дней
Мы верили в победу
Родины своей.
Взрослые и дети
Кто в то время жил, 
Победою над смертью
Подвиг свой вершил.

Кто то рыл окопы, 
Кто то воевал,
Кто-то на заводе
У станка стоял.
Если кто то падал, 
То другой вставал,
Детскою рукою
Он станок включал.

Были все на равных
В условиях войны.
Бессмертен подвиг давний
Блокадной той поры.
В стойкость Ленинграда
Верила страна,
Шла "дорогой Жизни"
К городу она.


Ведущий 2. Для подвоза продовольствия и боеприпасов в осаждённый город использовалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру. К началу войны оно было мало освоено и практически не изучено. 30 августа 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о доставке грузов в Ленинград через Ладожское озеро. На западном берегу озера началось сооружение порта в небольшой бухте Осиновец, в 55 километрах от Ленинграда. 12 сентября 1941 года к причалам мыса Осиновец с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки. Так начала действовать блокадная "артерия" Ленинграда, которую народ назвал "Дорогой жизни".. Каждый рейс по озеру был подвигом.


Война. Блокада Ленинграда.
Враг обступил со всех сторон.
Дорога жизни - пекло ада...
Разрывов грохот... чей-то стон.

Машины шли... колонны... люди...
Сквозь смерть и эхо канонад...
И каждый свято верил - будет
Спасен голодный Ленинград!


Ведущий 1. В городе, несмотря на блокаду, продолжалась культурная, интеллектуальная жизнь: работали школы, библиотеки, театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Все то время, когда шла блокада, работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живет

Музыкальным символом блокады стал Дмитрий Шостакович со своей Седьмой симфонией «Ленинград» («Героической»), впервые исполненной 9 августа 1942 года в филармонии оркестром ленинградского радиокомитета под руководством Карла Элиасберга.


Я помню блеск немеркнущий свечей,
И тонкие, белей, чем изваянья,
Торжественные лица скрипачей,
Чуть согнутые плечи дирижера,
Взмах палочки - и вот уже поют
Все инструменты о тебе, мой город,
Уже несут ко всем заставам гордо
Все рупора симфонию твою…


Прослушивание отрывка 7 симфонии Шостаковича.


Ведущий 1. В течение 1941—1942 годов было предпринято несколько попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными


Ведущий 2. Лишь 18 января 1943 года в ходе операции «Искра» силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана. Был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8—11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За семнадцать суток по берегу были проложены автомобильная и железная (так называемая «Дорога победы») дороги.


Прослушивание сообщение Левитана


Ведущий 1. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снятаВечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве.


Прослушивание сообщение Ленинградского радио


Улицы, ограды, парапеты.

Толпы... толпы... Шпиль над головой

Северным сиянием победы

Озарилось небо над Невой.

Гром орудий, но не грохот боя.

Лица... лица... Выраженья глаз.

Счастье, радость... Пережить такое

Сердце в состоянье только раз.

Слава вам, которые в сраженьях

Отстояли берега Невы.

Ленинград, не знавший пораженья,

Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил!



Учитель За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 млн. человек. Всех погибших почтим минутой молчания.

Минута молчания


Учитель (на фоне звучания музыки Ленинградский вальс) За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой и награда медаль «Золотая Звезда».


Учитель Победы русского народа над врагами издревле широко отмечались в России. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников.

Возрождая эту традицию, 10 февраля 1995 года Государственной Думой был принят Федеральный Закон Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России, где был остановлен перечень этих дат. Первой датой является 27 января  — День полного снятия блокады города Ленинграда (1944 год).



Люди Ленинграда,  вы - герои!

Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим! 



(Подведение итогов. Викторина «Блокада Ленинграда»)













Тест к уроку мужества «Блокада Ленинграда»

ФИ_______________________________________


  1. Назовите дату начала блокады Ленинграда __________________________________


  1. Назовите дату прорыва блокады Ленинграда _________________________________


  1. Назовите дату окончательного снятия блокады _______________________________


  1. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? _________________________________


  1. Когда Ленинграду присвоено звание города-героя ____________________________


  1. Назовите нормы хлеба блокадного Ленинграда ______________________________


  1. Назовите имя девочки, чей дневник служил обвинением против фашизма на Нюрнбергском процессе __________________________________________________


  1. Какое название получила дорога по Ладожскому озеру ________________________


  1. Какое музыкальное произведение стало символом блокадного Ленинграда _______________________________________________________________________


  1. Название кладбища, где похоронено большинство жителей Ленинграда, умерших в блокаду ________________________________________________________________


  1. Название операции, в ходе которой осуществлён прорыв блокады Ленинграда _______________________________________________________________________


  1. Название фронтов, силами которых была прорвана блокада Ленинграда

_______________________________________________________________________





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект урока мужества "Блокада Ленинграда"

Автор: Самохина Наталья Викторовна

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 163742

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока на тему "Блокада Ленинграда в математических задачах на проценты и дроби". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-na-tiemu-blokada-lieninghrada-v-matiematichieskikh-zadachakh-na-protsienty-i-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "197406"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428240515"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока  русского языка в 7 классе по теме: "Подчинительные союзы" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-podchinitiel-nyie-soiuzy"
    ["file_id"] => string(6) "110018"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405402384"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "План-конспект урока «900 дней мужества» "
    ["seo_title"] => string(41) "plan-konspiekt-uroka-900-dniei-muzhiestva"
    ["file_id"] => string(6) "161278"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422198493"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока музыки "Симфония огненных лет""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokamuzykisimfoniiaoghniennykhliet"
    ["file_id"] => string(6) "281782"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453577955"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Совершенствование упражнений полосы препятствий" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-na-tiemu-soviershienstvovaniie-uprazhnienii-polosy-priepiatstvii"
    ["file_id"] => string(6) "221205"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435120237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства