kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе Строки опаленные войной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Строки, опаленные войной.

Цели и задачи:

Обучающие:

  • формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;
  • формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.

Развивающие:

  • совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;
  • развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.

Воспитывающие:

  • познакомить учащихся с творчеством писателей и поэтов в годы Великой Отечественной войны;
  • познакомить учащихся с биографическими данными ряда писателей и поэтов;
  • продолжить знакомство с периодом 1941–1945 гг. в истории нашей Родины;
  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;
  • воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ;
  • показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне;
  • прививать интерес у учащихся к литературе, музыке, искусству;
  • формировать бережное отношение и любовь к русскому языку.

Цели для учителя:

  • организовать изучение материала по теме:“Строки, опаленные войной”, используя индивидуальный и дифференцированный подход и метод интерактивного обучения;
  • создать творческую, комфортную, доброжелательную атмосферу на уроке.

Наглядность:

  • выставка книг о Великой Отечественной войне, портреты писателей и поэтов, видеоматериалы.

Эпиграф к уроку:

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым!
Это надо живым!

Роберт Рождественский.

Ход урока:

Орг момент:  Психологический настрой.

Опрос дом задания: мы закончили рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека»

Кто является главным героем произведения?

На сколько частей можно разделить  рассказ А. Соколова о своей жизни?

Какова композиция произведения?

Ваше мнение об этом произведении, какое впечатление произвело на вас рассказ?

Ответы детей: Голос А, Соколова в рассказе это откровенный исповедь, Обо всей своей жизнион рассказывает незнакомому человеку, Этому человеку не легко прищлось в жизни.Он уходит на фронт попадает в плен, При бомбежке погибает семья,

Все что остается у Соколова воспоминания о семье, Но жизнь не может стоять на одном месс, Судьба свела его с шестилетним мальчуганом таким же одиноким как и он с, Ни кому не нужным чумазым мальчуганом Ваняткой, Только А, Соколов пожалел сироту, Усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь,

 Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но не озлобился на судьбу, на людей, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным любить и сострадать. Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества — эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились.
Звучит мелодия песни Лебедева-Кумача “Священная война”.

Новая тема:

На фоне музыки начинает урок учитель.

«В этом году исполнится 66 лет, как прогремели последние залпы орудии…А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Все яснее вырисовывается всемирно – историческое значение нашей победы. Как удивительно точно и емко сказал поэт: “Не ради славы, ради жизни на земле”.

(На экране кадры войны.)

Путь к Победе был долог и труден. 1418 дней войны. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия, доблести.

 Звукозапись:

От Советского информбюро!
8 мая 1945 года в Берлине был подписан акт о капитуляции Германии.
Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершилась.

Слово учителя: 1941–1945  Черточка между двумя этими датами заключает сравнительно небольшой исторический срок…

Четыре года жизни страны… Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому, утраченному мог быть приравнен к десятилетию.

С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции.

В первый день войны поэт А. Сурков обратился к стране со стихотворением “Присягаем победой”.

С 26 июля поэт был уже на фронте. В ряды солдат России вступили уже многие известные поэты: А. Твардовский, К. Симонов, М. Светлов и другие.

Поэты – воины мерзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед. Солдатская лирика Симонова, народная мудрость Твардовского, фронтовые стихи Гудзенко, Орлова вводят нас в мир солдата, воюющего за Родину.

(На экране демонстрируются кадры кинохроники военных лет.)

Живая память о беспримерном народном подвиге – стихи поэтов, участников грозных событий Великой Отечественной войны. Набатным колоколом зазвучали их голоса, мобилизуя народ на борьбу, на победу:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой…

В феврале 1942 года, фашистские полчища блокировали Ленинград, когда только – только отброшенные от стен Москвы, они еще рвались на юг и юго-восток страны, на страницах “Правды”, рядом с военными сводками, фронтовыми корреспонденциями, появилось стихотворение А. Ахматовой “Мужество”

Ученик:

 Когда началась ВОВ Ахматова жила в Ленинграде. Ее эвакуировали оттуда, и все 3 года жившие в Ташкенте, не переставала думать и писать о покинутом городе. Зная о муках блокадного Ленинграда страдала вместе с ней. (учащийся читает стихотворение).

Анализ стихотворения: «мужество» –это призыв защитить свою родину, сберечь свободным и чистым русский язык. Все стихотворение звучит как клятва. Ритм стихотварения-амфибрахи четырехстопный.

Языковые средства

                   примеры

Олицетворение

 

Эпитеты

От плена спасем

Лексические повторы

 

Сравнения

Свободным и чистым тебя пронесем

 

Наша поэзия в годы Великой Отечественной войны против немецко – фашистских захватчиков сразу нашла свое место в героической борьбе советского народа, сражающегося за свою Родину. Ее зовущий на подвиги славы голос был слышен сквозь грохот великого сражения, развернувшегося на огромном фронте от Черного до Баренцева моря.

Подлинно народная Великая Отечественная война породила прекрасные произведения художественной литературы, вдохновенно запечатлевшие бессмертный подвиг советских людей. Многие из этих книг включены по праву в золотой фонд отечественной и мировой литературы.

Это произведения М. Шолохова “Судьба человека”, “Наука ненависти”, “Они сражались за Родину”, А. Твардовского “Василий Теркин”, “Я убит подо Ржевом”. “Баллада о товарище”, А. Толстого “Русский характер”, Б. Васильева “А зори здесь тихие”, В. Быкова “Сотников”, “Обелиск”, Ю. Бондарева “Горячий снег”, В. Закруткина “Матерь человеческая”, П. Антопольского “Сын”, стихи Ю. Друниной, В. Инбер, Н. Тихонова.

(Выставка книг, к которой обращают внимание присутствующих.)

С полей Великой Отечественной войны не вернулись многие поэты, самоотверженно делившие со своим народом все тяготы военного времени. Эти люди были очень разными по таланту, по возрасту, по своим предфронтовым судьбам. Некоторые из них уже успели войти в литературу и издать книги, другие только начали печататься, но их роднит одно – любовь к Родине.

“Певец боевой молодости” – так во время Великой Отечественной войны назвал К. Симонова его старший собрат Н. Тихонов. Военная лирика К. Симонова – головокружительный пик его поэзии, где сплавилось воедино все: война, любовь, Родина, зрелость. Самым всенародным, всемирным, всеобщим стало самое личное, частное, интимное стихотворение “Жди меня, и я вернусь”.(Портрет писателя)

 Изначально «Жди меня» писалось вообще не для печати – это было, скорее, личная исповедь, личное заклинание для себя. Впервые оно было прочитано десяти людям сразу уже на фронте, в Северной армии, поздней осенью. И стихи эти были как лекарство от тоски по женам и любимым девушкам, оставленным дома или в эвакуации. И только позже «Жди меня» уже было опубликовано.

Миллионы солдат выживали, благодаря этому стихотворению – и Симонов не исключение. Впоследствии поэт скажет: «Писем писать не люблю. В результате этого в короткие свободные минуты на разных фронтах я написал книгу лирических стихов, которые являются не чем иным, как сборником не отправленных писем к любимой мною женщине. Это было моей внутренней потребностью… Но вскоре выяснилось, что люди на фронте очень хотели слышать стихи, и именно стихи о любви».

 (Звучит стихотворение К. Симонова “Жди меня»

Анализ стихотворения:

Языковые средства

Примеры

Олицетворение

-

Эпитеты

Желтые дожди

Лексические повторы

Жди, когда

Сравнения

 

Рифма     - парная, размер стиха- ямб

Через всю поэзию военных лет проходит тема опаленной юности, тема юношей 41 – го года, прямо со школьной скамьи ушедших на фронт. О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях, с проникновенной человечностью рассказывают стихи Булата Окуджавы.

Суровый лик войны смотрит на нас со страниц этой книги. Так противоестественно, так ужасно – женщина на войне. И подвиг их, безвестных и безымянных героинь войны, останется в памяти человеческой как утверждение величия духа, мужества человека перед лицом смертельной опасности. Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. После начала войны 17 летняя девушка записалась в добровольную санитарную дружину.1955 году вышел сборник «Разговор с сердцем», 1958 год «Ветер с фонта» чтение отрывка из стихотворения. «Качается рож несжатая» (Слайд с портретом)

Семён Петро?вич Гудзе?нко (5 марта 1922, Киев — 12 февраля 1953, Москва) — советский поэт-фронтовик.

В 1939 г. поступил в ИФЛИ и переехал в Москву. В 1941 г. добровольцем ушёл на фронт, в 1942 был тяжело ранен. После ранения был фронтовым корреспондентом. Первую книгу стихов выпустил в 1944 г. После окончания Второй мировой войны работал корреспондентом в военной газете. Чтение и анализ стихотварения  «Перед атакой».

9 Мая – праздник необычный. Радость, веселье, смех со слезами, праздничные букеты соседствуют с траурными венками. 9 Мая – День Победы. В этот день мы вспоминаем о жуткой цене, заплаченной за Победу – о миллионах человеческих жизней. Наших родных жизней. Нам надо знать и помнить о своих дедах, прадедах, о том, как они жили, воевали, трудились, о чем думали, мечтали.

Итог урока:

(Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. С особой силой это проявляется в произведениях, запечатлевших героические страницы жизни нации. Никогда связь искусства с жизнью народа, сила воздействия писательского слова на события огромного исторического значения не проявлялись так наглядно и так впечатляюще, как в годы войны. Писатели утверждали свое право говорить “от имени Родины”.

Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий.

Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи.

Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны.

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим.
Это нужно – не мертвым! Это надо живым!

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по литературе Строки опаленные войной. »

Тема: Строки, опаленные войной.

Цели и задачи:

Обучающие:

  • формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;

  • формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.

Развивающие:

  • совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;

  • развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.

Воспитывающие:

  • познакомить учащихся с творчеством писателей и поэтов в годы Великой Отечественной войны;

  • познакомить учащихся с биографическими данными ряда писателей и поэтов;

  • продолжить знакомство с периодом 1941–1945 гг. в истории нашей Родины;

  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;

  • воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ;

  • показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне;

  • прививать интерес у учащихся к литературе, музыке, искусству;

  • формировать бережное отношение и любовь к русскому языку.

Цели для учителя:

  • организовать изучение материала по теме:“Строки, опаленные войной”, используя индивидуальный и дифференцированный подход и метод интерактивного обучения;

  • создать творческую, комфортную, доброжелательную атмосферу на уроке.

Наглядность:

  • выставка книг о Великой Отечественной войне, портреты писателей и поэтов, видеоматериалы.

Эпиграф к уроку:

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым!
Это надо живым!

Роберт Рождественский.

Ход урока:

Орг момент: Психологический настрой.

Опрос дом задания: мы закончили рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека»

Кто является главным героем произведения?

На сколько частей можно разделить рассказ А. Соколова о своей жизни?

Какова композиция произведения?

Ваше мнение об этом произведении, какое впечатление произвело на вас рассказ?

Ответы детей: Голос А, Соколова в рассказе это откровенный исповедь, Обо всей своей жизнион рассказывает незнакомому человеку, Этому человеку не легко прищлось в жизни.Он уходит на фронт попадает в плен, При бомбежке погибает семья,

Все что остается у Соколова воспоминания о семье, Но жизнь не может стоять на одном месс, Судьба свела его с шестилетним мальчуганом таким же одиноким как и он с, Ни кому не нужным чумазым мальчуганом Ваняткой, Только А, Соколов пожалел сироту, Усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь,

Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но не озлобился на судьбу, на людей, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным любить и сострадать. Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества — эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились.
Звучит мелодия песни Лебедева-Кумача “Священная война”.

Новая тема:

На фоне музыки начинает урок учитель.

«В этом году исполнится 66 лет, как прогремели последние залпы орудии…А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Все яснее вырисовывается всемирно – историческое значение нашей победы. Как удивительно точно и емко сказал поэт: “Не ради славы, ради жизни на земле”.

(На экране кадры войны.)

Путь к Победе был долог и труден. 1418 дней войны. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия, доблести.

Звукозапись:

От Советского информбюро!
8 мая 1945 года в Берлине был подписан акт о капитуляции Германии.
Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершилась.

Слово учителя: 1941–1945 Черточка между двумя этими датами заключает сравнительно небольшой исторический срок…

Четыре года жизни страны… Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому, утраченному мог быть приравнен к десятилетию.

С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции.

В первый день войны поэт А. Сурков обратился к стране со стихотворением “Присягаем победой”.

С 26 июля поэт был уже на фронте. В ряды солдат России вступили уже многие известные поэты: А. Твардовский, К. Симонов, М. Светлов и другие.

Поэты – воины мерзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед. Солдатская лирика Симонова, народная мудрость Твардовского, фронтовые стихи Гудзенко, Орлова вводят нас в мир солдата, воюющего за Родину.

(На экране демонстрируются кадры кинохроники военных лет.)

Живая память о беспримерном народном подвиге – стихи поэтов, участников грозных событий Великой Отечественной войны. Набатным колоколом зазвучали их голоса, мобилизуя народ на борьбу, на победу:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой…

В феврале 1942 года, фашистские полчища блокировали Ленинград, когда только – только отброшенные от стен Москвы, они еще рвались на юг и юго-восток страны, на страницах “Правды”, рядом с военными сводками, фронтовыми корреспонденциями, появилось стихотворение А. Ахматовой “Мужество”

Ученик:

Когда началась ВОВ Ахматова жила в Ленинграде. Ее эвакуировали оттуда, и все 3 года жившие в Ташкенте, не переставала думать и писать о покинутом городе. Зная о муках блокадного Ленинграда страдала вместе с ней. (учащийся читает стихотворение).

Анализ стихотворения: «мужество» –это призыв защитить свою родину, сберечь свободным и чистым русский язык. Все стихотворение звучит как клятва. Ритм стихотварения-амфибрахи четырехстопный.

Языковые средства

примеры

Олицетворение


Эпитеты

От плена спасем

Лексические повторы


Сравнения

Свободным и чистым тебя пронесем



Наша поэзия в годы Великой Отечественной войны против немецко – фашистских захватчиков сразу нашла свое место в героической борьбе советского народа, сражающегося за свою Родину. Ее зовущий на подвиги славы голос был слышен сквозь грохот великого сражения, развернувшегося на огромном фронте от Черного до Баренцева моря.

Подлинно народная Великая Отечественная война породила прекрасные произведения художественной литературы, вдохновенно запечатлевшие бессмертный подвиг советских людей. Многие из этих книг включены по праву в золотой фонд отечественной и мировой литературы.

Это произведения М. Шолохова “Судьба человека”, “Наука ненависти”, “Они сражались за Родину”, А. Твардовского “Василий Теркин”, “Я убит подо Ржевом”. “Баллада о товарище”, А. Толстого “Русский характер”, Б. Васильева “А зори здесь тихие”, В. Быкова “Сотников”, “Обелиск”, Ю. Бондарева “Горячий снег”, В. Закруткина “Матерь человеческая”, П. Антопольского “Сын”, стихи Ю. Друниной, В. Инбер, Н. Тихонова.

(Выставка книг, к которой обращают внимание присутствующих.)

С полей Великой Отечественной войны не вернулись многие поэты, самоотверженно делившие со своим народом все тяготы военного времени. Эти люди были очень разными по таланту, по возрасту, по своим предфронтовым судьбам. Некоторые из них уже успели войти в литературу и издать книги, другие только начали печататься, но их роднит одно – любовь к Родине.

“Певец боевой молодости” – так во время Великой Отечественной войны назвал К. Симонова его старший собрат Н. Тихонов. Военная лирика К. Симонова – головокружительный пик его поэзии, где сплавилось воедино все: война, любовь, Родина, зрелость. Самым всенародным, всемирным, всеобщим стало самое личное, частное, интимное стихотворение “Жди меня, и я вернусь”.(Портрет писателя)

Изначально «Жди меня» писалось вообще не для печати – это было, скорее, личная исповедь, личное заклинание для себя. Впервые оно было прочитано десяти людям сразу уже на фронте, в Северной армии, поздней осенью. И стихи эти были как лекарство от тоски по женам и любимым девушкам, оставленным дома или в эвакуации. И только позже «Жди меня» уже было опубликовано.

Миллионы солдат выживали, благодаря этому стихотворению – и Симонов не исключение. Впоследствии поэт скажет: «Писем писать не люблю. В результате этого в короткие свободные минуты на разных фронтах я написал книгу лирических стихов, которые являются не чем иным, как сборником не отправленных писем к любимой мною женщине. Это было моей внутренней потребностью… Но вскоре выяснилось, что люди на фронте очень хотели слышать стихи, и именно стихи о любви».

(Звучит стихотворение К. Симонова “Жди меня»

Анализ стихотворения:

Языковые средства

Примеры

Олицетворение

-

Эпитеты

Желтые дожди

Лексические повторы

Жди, когда

Сравнения


Рифма - парная, размер стиха- ямб

Через всю поэзию военных лет проходит тема опаленной юности, тема юношей 41 – го года, прямо со школьной скамьи ушедших на фронт. О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях, с проникновенной человечностью рассказывают стихи Булата Окуджавы.

Суровый лик войны смотрит на нас со страниц этой книги. Так противоестественно, так ужасно – женщина на войне. И подвиг их, безвестных и безымянных героинь войны, останется в памяти человеческой как утверждение величия духа, мужества человека перед лицом смертельной опасности. Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. После начала войны 17 летняя девушка записалась в добровольную санитарную дружину.1955 году вышел сборник «Разговор с сердцем», 1958 год «Ветер с фонта» чтение отрывка из стихотворения. «Качается рож несжатая» (Слайд с портретом)

Семён Петро́вич Гудзе́нко (5 марта 1922, Киев — 12 февраля 1953, Москва) — советский поэт-фронтовик.

В 1939 г. поступил в ИФЛИ и переехал в Москву. В 1941 г. добровольцем ушёл на фронт, в 1942 был тяжело ранен. После ранения был фронтовым корреспондентом. Первую книгу стихов выпустил в 1944 г. После окончания Второй мировой войны работал корреспондентом в военной газете. Чтение и анализ стихотварения «Перед атакой».

9 Мая – праздник необычный. Радость, веселье, смех со слезами, праздничные букеты соседствуют с траурными венками. 9 Мая – День Победы. В этот день мы вспоминаем о жуткой цене, заплаченной за Победу – о миллионах человеческих жизней. Наших родных жизней. Нам надо знать и помнить о своих дедах, прадедах, о том, как они жили, воевали, трудились, о чем думали, мечтали.

Итог урока:

(Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. С особой силой это проявляется в произведениях, запечатлевших героические страницы жизни нации. Никогда связь искусства с жизнью народа, сила воздействия писательского слова на события огромного исторического значения не проявлялись так наглядно и так впечатляюще, как в годы войны. Писатели утверждали свое право говорить “от имени Родины”.

Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий.

Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи.

Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны.

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим.
Это нужно – не мертвым! Это надо живым!










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
конспект урока по литературе Строки опаленные войной.

Автор: Гилманова Марина Кайдаровна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 168032

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства