kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Космос и музыка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

7 класс.

Тема урока: «Космос и музыка»

Цель урока: подвести учащихся к философскому рассуждению о связи музыки и космоса.

Задачи урока:

  • подготовить учащихся к осознанию того факта, что музыку, как и космос, можно и нужно изучать бесконечно;
  • приобщить к шедеврам западноевропейской классической музыки, в частности, к музыке И.С.Баха. Помочь им  по-новому услышать музыку этого композитора и, может быть, открыть его для себя;
  • пробудить интерес к электронному музыкальному инструменту терменвоксу;
  • продолжать работу над формированием умения петь с солистами и в ансамбле;
  • воспитывать чувство собственной значимости, серьёзного отношения к выбору своего жизненного пути.

Музыкальный материал:

«Токката и фуга ре минор» И.С.Баха,

фрагмент первой части «Бранденбургского концерта»№2 И.С.Баха,

музыка Ж.М. Жарра,

песня «Замыкая круг» Криса Кельми.

Оборудование: синтезатор, компьютер, презентация.

(1 слайд)

Ход урока:

- Здравствуйте. Давайте посмотрим видеофрагмент, чтобы понять чему будет посвящён сегодняшний урок.

(звучит музыка Ж.М. Жарра на терменвоксе, видео)

- Знаком вам этот инструмент? Кто знает, как он называется?

(2 слайд)

- Этот инструмент называется терменвокс. У него очень необычный внешний вид и интересный способ извлечения звука: руки музыканта парят между двумя антеннами. Левая рука отвечает за громкость, а правая – за высоту звука. Если вас заинтересовал этот инструмент, то в Интернете вы можете узнать о нём подробнее.

- Как вы думаете, о чём была музыка? Почему вы так решили?

- Верно, о космосе. Тема нашего урока сегодня: «Космос и музыка».

(3 слайд)

- Почему? (2011 год объявлен годом российской космонавтики. Поводом для этого стала 50- летняя годовщина первого полёта человека в космос. Это был полёт Ю.А.Гагарина, который состоялся 12 апреля 1961 года)

- Знаете, ребята, оказывается, современные музыканты сочиняют огромное количество композиций, посвящённых космосу.

- Как вы думаете, а раньше композиторы обращались к этой теме?

Могли они сочинять музыку о Вселенной, о звёздах, планетах? Почему вы так думаете?

- Давайте посмотрим видео, а затем поразмышляем о том, что мы увидим и услышим?

(И.С. Бах «Токката и фуга ре минор в исполнении Карла Рихтера, видео)

- Какой инструмент звучал? (орган)

- Как вы думаете, кто сочинил эту музыку? Почему?

- Да, действительно, это произведение Иоганна Себастьяна Баха, композитора 18 века, оно называется «Токката и фуга ре минор».

(4 слайд)

- Такой может быть музыка о космосе?

- О чём можно думать, слушая это произведение? Что можно представлять?

- Не забывайте, что Бах сочинил эту музыку задолго до начала космической       

  эры!

- Человек – часть Вселенной. Значит, если мы думаем о себе, о своей жизни, можно сказать, что мы думаем о Вселенной.

- Какой всё-таки необычный инструмент - орган. Новые тембры на нём можно искать бесконечно. Количество комбинаций равно количеству звёзд на небе.

- Когда вы смотрели на игру немецкого органиста Карла Рихтера, вам это ничего не напоминало? Мне показалось, что техника игры на органе очень похожа на управление каким – то необычным летательным аппаратом. А гармоничные пропорции храма, его арочные своды напоминают  беспредельность Вселенной. Может быть, к этому и стремились строители храмов?

- Как вы думаете, что общего между космосом и музыкой?

(бесконечность, вечность, красота, отмена суеты…)

- Древние мудрецы говорили: «Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира».

Вселенная звучит, но человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка – отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраивается посредством прекрасных мелодий на гармоническое звучание космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье.

Многие музыканты считают, что если бы наша планета вдруг зазвучала,  это было бы похоже на музыку Баха.

- Получается, что Бах своей музыкой открывает мир Вселенной. Мы, открывая для себя Баха, открываем этот мир.

- Есть интересная версия о том, что музыка Баха – это закодированные ответы на многие вопросы, в том числе, и о космосе. Для того чтобы разгадать этот код, одного прослушивания, конечно, мало. Немецкий композитор Р.Шуман считал, что «Баха надо изучать бесконечно, и он становится тем глубже, чем больше в него вслушиваешься». Кто знает, может кто – то из вас когда – нибудь разгадает это код.

Мы сегодня сделаем первый шаг на пути к этому, мы будем продолжать учиться слушать многоголосие через своё собственное исполнение.

- В произведениях Баха голоса разговаривают друг с другом на какую – либо тему, мы только что это слышали. Давайте разделимся на две группы и поговорим о космосе.

1 группа обращает наше внимание на красоту звёзд и проговаривает: пам-пам, па-па-пам, па-па-пам, пам-пам;

2 группа подчёркивает математическую точность во Вселенной, ваша тема звучит так: там, та-да-та-да, та-да-та-да, та-да-та-да, там.

(Проговариваем отдельно по голосам, затем соединяем. Учитель с одной группой проговаривает, с другой - прохлопывает).

- Знаете, что у нас получилось? Это будут первые звуки, которые услышат представители других цивилизаций. Не верите? Послушайте.

(5 слайд, звучит фрагмент 1 части «Бранденбургского концерта»)

- Услышали свои партии? Это прозвучал фрагмент из 1 части «Бранденбургского концерта» №2 И.С.Баха.

В 1977 году вышел необычный золотой диск, основную часть которого составляют достижения мировой культуры. Этот диск находится на борту космического аппарата «Вояджер» («путешественник»), цель которого – поиск жизни на других планетах. И первыми звуками, представляющими наше человечество, будет музыка «Бранденбургского концерта» Баха.

- И.С.Баху удалось внутри себя услышать удивительную музыку, он записал её нотами и подарил человечеству. Хочется, чтобы и мы с вами  услышали внутри себя музыку, способную сделать нас лучше. Об этом мы  поём в песне «Замыкая круг».

(6 слайд)

- Давайте немного распоёмся. Споём всю песню, но с динамическим развитием.

(Исполнение)

- Теперь исполним в том варианте, который нам понравился больше других:

1 куплет – Саша Мёрзлая и Гера Ильин, 2 куплет – 1 ряд, 3 куплет – девочки, 4 куплет – 1 и 2 ряды вместе, 5 куплет – хором.

(7 слайд)

- Немецкому философу Иммануилу Канту принадлежат слова: «Есть только две истины: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас»

Давайте чаще любоваться звёздным небом, забывая о ссорах, обидах, обо всём плохом, слушать хорошую музыку, становиться лучше под воздействием этой красоты и жить в гармонии с собой. Мы ведь только наступаем на землю, а принадлежим Вселенной.

 

Оценки за урок.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Космос и музыка" »

7 класс.


Тема урока: «Космос и музыка»

Цель урока: подвести учащихся к философскому рассуждению о связи музыки и космоса.

Задачи урока:

  • подготовить учащихся к осознанию того факта, что музыку, как и космос, можно и нужно изучать бесконечно;

  • приобщить к шедеврам западноевропейской классической музыки, в частности, к музыке И.С.Баха. Помочь им по-новому услышать музыку этого композитора и, может быть, открыть его для себя;

  • пробудить интерес к электронному музыкальному инструменту терменвоксу;

  • продолжать работу над формированием умения петь с солистами и в ансамбле;

  • воспитывать чувство собственной значимости, серьёзного отношения к выбору своего жизненного пути.

Музыкальный материал:

«Токката и фуга ре минор» И.С.Баха,

фрагмент первой части «Бранденбургского концерта»№2 И.С.Баха,

музыка Ж.М. Жарра,

песня «Замыкая круг» Криса Кельми.

Оборудование: синтезатор, компьютер, презентация.


(1 слайд)


Ход урока:


- Здравствуйте. Давайте посмотрим видеофрагмент, чтобы понять чему будет посвящён сегодняшний урок.


(звучит музыка Ж.М. Жарра на терменвоксе, видео)


- Знаком вам этот инструмент? Кто знает, как он называется?


(2 слайд)


- Этот инструмент называется терменвокс. У него очень необычный внешний вид и интересный способ извлечения звука: руки музыканта парят между двумя антеннами. Левая рука отвечает за громкость, а правая – за высоту звука. Если вас заинтересовал этот инструмент, то в Интернете вы можете узнать о нём подробнее.

- Как вы думаете, о чём была музыка? Почему вы так решили?

- Верно, о космосе. Тема нашего урока сегодня: «Космос и музыка».


(3 слайд)


- Почему? (2011 год объявлен годом российской космонавтики. Поводом для этого стала 50- летняя годовщина первого полёта человека в космос. Это был полёт Ю.А.Гагарина, который состоялся 12 апреля 1961 года)

- Знаете, ребята, оказывается, современные музыканты сочиняют огромное количество композиций, посвящённых космосу.

- Как вы думаете, а раньше композиторы обращались к этой теме?

Могли они сочинять музыку о Вселенной, о звёздах, планетах? Почему вы так думаете?

- Давайте посмотрим видео, а затем поразмышляем о том, что мы увидим и услышим?


(И.С. Бах «Токката и фуга ре минор в исполнении Карла Рихтера, видео)


- Какой инструмент звучал? (орган)

- Как вы думаете, кто сочинил эту музыку? Почему?

- Да, действительно, это произведение Иоганна Себастьяна Баха, композитора 18 века, оно называется «Токката и фуга ре минор».


(4 слайд)


- Такой может быть музыка о космосе?

- О чём можно думать, слушая это произведение? Что можно представлять?

- Не забывайте, что Бах сочинил эту музыку задолго до начала космической

эры!

- Человек – часть Вселенной. Значит, если мы думаем о себе, о своей жизни, можно сказать, что мы думаем о Вселенной.

- Какой всё-таки необычный инструмент - орган. Новые тембры на нём можно искать бесконечно. Количество комбинаций равно количеству звёзд на небе.

- Когда вы смотрели на игру немецкого органиста Карла Рихтера, вам это ничего не напоминало? Мне показалось, что техника игры на органе очень похожа на управление каким – то необычным летательным аппаратом. А гармоничные пропорции храма, его арочные своды напоминают беспредельность Вселенной. Может быть, к этому и стремились строители храмов?

- Как вы думаете, что общего между космосом и музыкой?

(бесконечность, вечность, красота, отмена суеты…)

- Древние мудрецы говорили: «Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира».

Вселенная звучит, но человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка – отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраивается посредством прекрасных мелодий на гармоническое звучание космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье.

Многие музыканты считают, что если бы наша планета вдруг зазвучала, это было бы похоже на музыку Баха.

- Получается, что Бах своей музыкой открывает мир Вселенной. Мы, открывая для себя Баха, открываем этот мир.

- Есть интересная версия о том, что музыка Баха – это закодированные ответы на многие вопросы, в том числе, и о космосе. Для того чтобы разгадать этот код, одного прослушивания, конечно, мало. Немецкий композитор Р.Шуман считал, что «Баха надо изучать бесконечно, и он становится тем глубже, чем больше в него вслушиваешься». Кто знает, может кто – то из вас когда – нибудь разгадает это код.

Мы сегодня сделаем первый шаг на пути к этому, мы будем продолжать учиться слушать многоголосие через своё собственное исполнение.

- В произведениях Баха голоса разговаривают друг с другом на какую – либо тему, мы только что это слышали. Давайте разделимся на две группы и поговорим о космосе.

1 группа обращает наше внимание на красоту звёзд и проговаривает: пам-пам, па-па-пам, па-па-пам, пам-пам;

2 группа подчёркивает математическую точность во Вселенной, ваша тема звучит так: там, та-да-та-да, та-да-та-да, та-да-та-да, там.

(Проговариваем отдельно по голосам, затем соединяем. Учитель с одной группой проговаривает, с другой - прохлопывает).


- Знаете, что у нас получилось? Это будут первые звуки, которые услышат представители других цивилизаций. Не верите? Послушайте.


(5 слайд, звучит фрагмент 1 части «Бранденбургского концерта»)


- Услышали свои партии? Это прозвучал фрагмент из 1 части «Бранденбургского концерта» №2 И.С.Баха.

В 1977 году вышел необычный золотой диск, основную часть которого составляют достижения мировой культуры. Этот диск находится на борту космического аппарата «Вояджер» («путешественник»), цель которого – поиск жизни на других планетах. И первыми звуками, представляющими наше человечество, будет музыка «Бранденбургского концерта» Баха.


- И.С.Баху удалось внутри себя услышать удивительную музыку, он записал её нотами и подарил человечеству. Хочется, чтобы и мы с вами услышали внутри себя музыку, способную сделать нас лучше. Об этом мы поём в песне «Замыкая круг».


(6 слайд)


- Давайте немного распоёмся. Споём всю песню, но с динамическим развитием.

(Исполнение)

- Теперь исполним в том варианте, который нам понравился больше других:

1 куплет – Саша Мёрзлая и Гера Ильин, 2 куплет – 1 ряд, 3 куплет – девочки, 4 куплет – 1 и 2 ряды вместе, 5 куплет – хором.


(7 слайд)


- Немецкому философу Иммануилу Канту принадлежат слова: «Есть только две истины: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас»

Давайте чаще любоваться звёздным небом, забывая о ссорах, обидах, обо всём плохом, слушать хорошую музыку, становиться лучше под воздействием этой красоты и жить в гармонии с собой. Мы ведь только наступаем на землю, а принадлежим Вселенной.


Оценки за урок.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
конспект урока "Космос и музыка"

Автор: Скоморохова Инна Владимировна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126103

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "конспект урока по физической культуре во 2 классе по теме "Полет в космос" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-fizichieskoi-kul-turie-vo-2-klassie-po-tiemie-poliet-v-kosmos"
    ["file_id"] => string(6) "121602"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414000446"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по познанию мира "Ближе к планетам" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-blizhie-k-planietam"
    ["file_id"] => string(6) "198448"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428407825"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока по познанию мира"Понятие о космосе. Изучение космоса человеком." "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-poniatiie-o-kosmosie-izuchieniie-kosmosa-chieloviekom"
    ["file_id"] => string(6) "172545"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423833295"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "конспект  урока музыки на тему "Хотят ли русские войны или в чём же сила музыки Моцарта?" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-muzyki-na-tiemu-khotiat-li-russkiie-voiny-ili-v-chiom-zhie-sila-muzyki-motsarta"
    ["file_id"] => string(6) "213333"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432037482"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "музыкальный всезнайка конспект урока"
    ["seo_title"] => string(34) "muzykalnyivsieznaikakonspiekturoka"
    ["file_id"] => string(6) "312499"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459347764"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства